В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
2.Цели и задачи
ЦЕЛЬ курса окружающего мира в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных универсальных учебных действиях.
Основные ЗАДАЧИ курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества- осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
4.Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов - 2 часа в неделю,
68 часов в год
Особое место занимают экскурсии и практические работы.
5.Результаты изучения предмета
Личностные результаты.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
Объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Объяснять влияние притяжения Земли;
Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
Наблюдать за погодой и описывать её;
Уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
Пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
Называть основные природные зоны и их особенности.
Оценивать правильность поведения людей в природе;
Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.В.ТКАЧЕНКО
"УТВЕРЖДАЮ"
"СОГЛАСОВАНО"
«РАССМОТРЕНО»
Директор школы
Зам. директора по УВР
на заседании ШМО
__________
__________
протокол № 1
"_____"_______2013 г.
"_____"_______2013 г.
"__"августа 2013 г.
Руководитель ШМО_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
на 2013/2014 учебный год
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Класс:3 «Г»
Количество часов в год согласно учебного плана:68
Количество часов в неделю:2
БУП: 2004
Учитель: ___________________________
Квалификационная категория: первая
Программа составлена на основе:примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы О.Н.Федотовой «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.Чураковой, в соответствии с требованиями СанПинов.
г. Кубинка
2013 год
Пояснительная записка
Исходными материалами для составления программы явились:
Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки России № 2080 от 24.12.2010 г. « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
Приказ Минобрнауки России № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Приказ Минобрнауки России № 2106 от 28.12.2010 г. « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
Приказ Минобрнауки России № 2357 от 22.09.2011 г. « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373»
Приказ Минобрнауки РФ № 74 от 01.02.2012 г. « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 96.03.2004 №1312»
Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089»
ФГОС НОО, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.1178-02).
№ п/п
Название раздела
Содержание раздела
Дополнения, отражающие специфику данной программы
1.
Общая характеристика
предмета
В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук.
2.
Цели и задачи
ЦЕЛЬ курса окружающего мира в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных универсальных учебных действиях.
Основные ЗАДАЧИ курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
3.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества- осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
4.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов - 2 часа в неделю,
68 часов в год
Особое место занимают экскурсии и практические работы.
5.
Результаты
изучения предмета
Личностные результаты.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
Объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Объяснять влияние притяжения Земли;
Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
Наблюдать за погодой и описывать её;
Уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
Пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
Называть основные природные зоны и их особенности.
Оценивать правильность поведения людей в природе;
Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Объём программы:
Количество
часов на год
Количество часов по триместрам
1
2
3
Общая трудоёмкость
68
20
22
26
Содержание программы:
№ п/п
Название разделов и тем
Всего часов
1
Изображение Земли на глобусе.
12
2
Из чего всё на свете.
3
3
Вода и её свойства.
4
4
Чудесные превращения воды в природе.
6
5
Воздух и его свойства.
9
6
Тайны недр.
6
7
Почва
3
8
Природные сообщества
7
9
Человек и природные сообщества.
8
10
Путешествие в прошлое.
10
Всего
68 ч.
Используемые технологии и формы работы на уроках:
ИКТ;
Экскурсии (учебные прогулки);
Работа в парах;
Работа в группах;
Диагностика (тесты);
Проектная деятельность;
Практическая деятельность.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
обучащиеся научатся:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
сравнивать и различать формы земной поверхности;
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы»;
называть, сравнивать и различать разные формы водоёмов;
находить на физической карте разные водоёмы и определять их названия;
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
приводить примеры веществ;
сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы;
исследовать и сравнивать свойства воды и воздуха;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, словарей, детской энциклопедии, Интернета, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
исследовать, характеризовать свойства почвы;
характеризовать кругооборот воды в природе;
исследовать (в группах) и различать полезные ископаемые, приводить примеры;
характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма);
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края;
выявлять условия, необходимые для жизни растений;
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы;
называть представителей растительного и животного мира ( и своего края), занесённых в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности при выполнении опытов, при походах в лес, в поле, на луг.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
выполнять правила безопасного поведения в природе;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
обучающиеся научатся:
описывать достопримечательности Кремля;
различать прошлое, настоящее и будущее;
находить место изученного события на ленте времени;
находить на карте и описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника, готовить доклады и обсуждать полученную информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты – с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить место изученного исторического события на ленте времени;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанным с охраной природы и окружающей среды и записанным в Конституции Российской Федерации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоёмов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололёд;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоёмов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
соблюдать правила безопасного поведения в гололёд;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в природе.
Используемая литература:
учебники:
«Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы» О.Н . Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 3 -е издание, - М., Академкнига/ Учебник, 2013.
«Окружающий мир. Хрестоматия для 3 класса начальной школы» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 3-е издание, - М., Академкнига/ Учебник, 2013.
дидактический материал:
«Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы» О.Н . Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – рекомендовано Министерством образования и науки РФ/ 3 -е издание, - М., Академкнига/ Учебник, 2013.
«Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Т.Ю. Целоусова - М., «Вако», 2012.
«Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» - в 2-х ч. – 4-е издание – М., Просвещение, 2011.
«Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности» - в 2-х ч. – м., Академкнига/Учебник, 2011.
«Рабочие программы. Начальная школа» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» - М., «Планета», 2012.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п
Тема урока
Решаемые проблемы
Понятия
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
УЛО
Дата
Предметные
результаты
УУД
(познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Личностные результаты
План.
Факт.
1 триместр(20 часов)
Изображение Земли на глобусе. (12 часов)
1
Наш мир, знакомый и загадочный
Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.
Приборы (компас, термометр, флюгер), микроскоп,
географическая карта, глобус.
Познакомятся с устройством простейших приборов, их назначением, приёмами использования.
Регулятивные: умение следовать инструкции учителя
Познавательные:
работать с простейшими приборами.
Коммуникативные:
использовать в общении правила вежливости
Самостоятель-но подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
Д-камера
02.09
2
Глобус – модель земного шара
Уточнить детские представления о модели Земли – глобусе. Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюса. Северное и Южное полушария.
меридианы, нулевой меридиан, параллели, экватор, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения
Коммуникативные:
с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные: определять учебную задачу изучения данного раздела
Самостоятель-но формули-ровать цели урока после предваритель-ного обсуждения. Положительное отношение к школе и адекватное представление об учебной деятельности
ЭОР
И-доска
04.09
3
Материки и океаны на глобусе
Океаны и материки нашей планеты.
океан, материк
Научатся работать в группах. Научатся находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия
Prolog
09.09
4
Формы
поверхности Земли
Сравнивать и различать формы земной поверхности
равнины, горы
Научатся работать с картами, энциклопедической и справочной литературой.
Узнают где искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные: определять учебную задачу изучения данного раздела
Самостоятель -но подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
Д-камера
11.09
5
Географическая карта
Разнообразие и назначение карт.
карта полушарий,
физическая карта России, контурная карта
Д-камера
16.09
6
Учимся читать карту
Разнообразие и назначение карт.
«Чтение» карт.
карта полушарий,
физическая карта России, контурная карта
Научатся находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название Научатся проводить наблюдения по плану.
Коммуникативные:
с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные: определять учебную задачу изучения данного раздела
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Prolog
18.09
7
План местности.
Отличие рисунка местности от плана местности.
план местности, масштаб
Научатся составлять план местности
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Коммуникативные:
выдвигать предположения и доказывать их
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Д-камера
23.09
8
Холмы и овраги.
Способы изображения земной поверхности.
холмы, овраги, вершина, подошва, склон
Узнают о вреде, который приносит природе овраги и о мерах борьбы с ними.
Д-камера
25.09
9
Стороны горизонта.
Определение сторон горизонта с помощью солнца.
горизонт,
линия горизонта, стороны горизонта
Научатся определять стороны горизонта с помощью солнца
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Регулятивные: отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
ЭОР
И-доска
30.09
10
Ориентирование на местности. Компас.
Определение сторон горизонта на местности по компасу.
компас, устройство компаса
Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и по различным признакам природы. Познакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним.
И-доска
02.10
11
Экскурсия «Ориентирование на местности»
ПДД Движение пешеходов на дорогах и тротуарах.
Ориентирование на местности по компасу, солнцу и местным признакам.
горизонт,
линия горизонта,
компас,
Научатся ориентироваться на местности по компасу, солнцу и местным признакам во время экскурсии.
Повторят правила безопасного поведения в лесу во время экскурсии.
Определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения в лесу, правил бережного отношения к природе.
И-доска
14.10
12
Проверочная работа по теме
«Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности»
Глобус. Карта. Формы земной поверхности. Ориентирование.
понятия, изученные ранее
Обобщат знания о глобусе, карте.
Приведут примеры ориентирования на местности разными способами.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Регулятивные:
осуществлять контроль своих действий Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Самостоятель-но подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
СКиМЗ
16.10
13
Тела, вещества, частицы
Первые представления о телах и веществах.
тела искусственные и природные, мельчайшие частицы (атомы)
Приведут примеры веществ.
Научатся ставить и проводить простейшие опыты.
Сравнят и научатся различать твёрдые тела, жидкости и газы.
Познавательные:
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других.
Объяснять с позиции обще-человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
И-доска
21.10
14
Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Состояние веществ: твёрдое, жидкое, газообразное.
состояние веществ: твёрдое, жидкое и газообразное
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Prolog
23.10
15
Вода – необыкновенное вещество.
Свойства воды. Три состояния воды.
состояние воды: твёрдое, жидкое и газообразное
Узнают основные, легко определяемые свойства воды.
Исследуют в группах (на основе демонстрацион-ных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твёрдом состоянии.
Prolog
28.10
16
Свойства воды в жидком состоянии.
Определение свойств воды в жидком состоянии.
вода: нагревание, охлаждение, замерзание
Узнают основные, легко определяемые свойства воды в жидком состоянии, как эти свойства человек использует в хозяйстве.
Придумывают и рисуют экологические знаки охраны воды от загрязнения.
Регулятивные: контролировать учебные действия.
Коммуникативные:
совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.
Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в энциклопедиях
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
СКиМЗ
09.12
26
Океан, которого нет на карте и глобусе.
Атмосфера – воздушный океан Земли.
атмосфера
Выяснят значение атмосферы для нашей планеты. Узнают, что атмосфера присутствует в твёрдых телах и в воде.
Проведут простейшие опыты.
Регулятивные: контролировать учебные действия, следуя алгоритму, сверяясь с образцом
Познавательные: понимать заданный вопрос, строить правильный ответ, понимать, что нужна дополнительная информация
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ЭОР
11.12
27
Воздух – это смесь газов.
Воздух – это смесь газов, содержащая примеси.
свойства кислорода и углекислого газа
Узнают о составе воздуха.
Проведут простейшие опыты.
Используют книгу как источник информации
И-доска
16.12
28-
29
Свойства воздуха.
Практическая работа.
Воздух – это смесь газов, содержащая примеси.
свойства кислорода и углекислого газа;
свойства воздуха
Исследуют свойства воздуха, проводя простейшие опыты.
Узнают о практическом применении этих свойств человеком.
Познавательные:
добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других.
Самостоятель-но подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
Д-камера
18.12
23.12
30
Температура воздуха.
Измерение температуры воздуха с помощью термометра.
термометр
Повторят свойства воздуха.
Научатся измерять температуру воздуха с помощью термометра.
Регулятивные: контролировать учебные действия, следуя алгоритму, сверяясь с образцом
Познавательные: понимать заданный вопрос, строить правильный ответ, понимать, что нужна дополнительная информация
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Проявление интереса к новому учебному материалу,
проявление ценностного отношения к природному миру
ЭОР
25.12
31
Ветер.
Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли.
созидательная и
разрушительная работа ветра;
флюгер, аненометр
Узнают о созидательной и
разрушительной работе ветра.
Познакомятся с приборами флюгер, аненометр.
И-доска
06.01
32
Что такое погода?
Причины изменения погоды.
сила ветра, изменчивость погоды
Охарактеризуют признаки погоды. Определят факторы, влияющие на погоду.
Практическая работа «Сравнение минералов по твёрдости»
минерал как составная часть горных пород
Узнают о разнообразии минералов и их практическом использовании человеком.
С помощью лупы будут находить в представленных образцах «зёрна», «пластинки» , разнообразные вкрапления.
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Самостоятель-но подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
Д-камера
И-доска
22.01
37
Полезные ископаемые
Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
полезные ископаемые, месторождение, руда, сплавы
Познакомятся с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми.
Узнают о их значении в жизни человека.
Регулятивные:
планировать учебную деятельность
Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Д-камера
И-доска
27.01
38
Свойства полезных ископаемых
Практическая работа «Свойства полезных ископаемых»
свойства полезных ископаемых
Проведут простейшие опыты, в ходе которых выявят свойства известняка, мрамора, песка, глины. На основании опытов узнают о свойствах полезных ископаемых.
Д-камера
И-доска
СКиМЗ
29.01
39
Почему надо беречь полезные ископаемые.
Использование и охрана полезных ископаемых.
характеристика свойств полезных ископаемых
Сделают вывод о необходи-мости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы.
Д-камера
И-доска
03.02
40
Как образуется почва.
Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы.
цепи питания
Познакомятся с процессом почвообразова-ния.
Познавательные:
добывать новые знания, извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
Проявление ценностного отношения к природному миру
Проявление ценностного отношения к природному миру
Д-камера
И-доска
05.02
41
Почва и её состав.
Образование и состав почвы.
плодородие, состав почвы,
перегной
Повторят свойства почвы.
Проведение простейших опытов по изучению состава почвы.
Д-камера
И-доска
10.02
42
Зачем и как люди заботятся о почве.
Мероприятия по охране природы в стране и в родном крае.
состав почвы,
использование почвы
Научатся извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о почве.
Д-камера
И-доска
12.02
По программе – 22 часа
Дано - ___часа
3 триместр (26 часов)
43-44
Лес и его обитатели.
Лес как природное сообщество и его обитатели.
растительный мир, животный мир, сфера обитания
Охарактеризуют природные сообщества на примере леса. Раскроют связи, которые существуют между обитателями леса.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Д-камера
И-доска
24.02
26.02
45-46
Луг и его обитатели.
Луг как природное сообщество и его обитатели
природное сообщество
Охарактеризуют природные сообщества на примере луга. Раскроют связи, которые существуют между обитателями луга.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Д-камера
И-доска
03.03
05.03
47-48
Поле и его обитатели.
Поле как природное сообщество и его обитатели
культурные растения
Охарактеризуют природные сообщества на примере поля. Раскроют связи, которые существуют между обитателями поля.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
Самостоятель-но подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.
И-доска
10.03
12.03
49-50
Пресный водоём и его обитатели
Пресный водоём как природное сообщество и его обитатели
искусственные и естественные водоёмы
Охарактеризуют природные сообщества на примере водоёма.
Раскроют связи, которые существуют между обитателями водоёма.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
И-доска
17.03
19.03
51-52
Болото и его обитатели.
Болото как природное сообщество и его обитатели
мхи
Охарактеризуют природные сообщества на примере болота.
Раскроют связи, которые существуют между обитателями болота.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Prolog
24.03
26.03
53
Значение лесов.
Необходимость бережного отношения к лесным богатствам.
«лесные богатства»
Расширят своё представление о пользе леса.
Выяснят значение леса для природы в жизни человека.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей
ЭОР
31.03
54
Безопасное поведение в лесу.
Необходимость безопасного поведения в лесу.
ориентирование на местности
Рассмотрят правила безопасного поведения в лесу.
Получат представление о природоохран-ной работе, проводимой в родном крае.
Определят характер взаимодействий человека с природой. Назовут представителей
животного и растительного мира природных сообществ. Нарисуют экологические знаки.
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
Положительное отношение к учебной деятельности
Положительное отношение к учебной деятельности.
И-доска
02.04
55
Луг и человек.
Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране.
животный и растительный мир природных сообществ
Регулятивные:
работать по предложенному плану
Коммуникативные:
вступать в беседу на уроке
Познавательные:
добывать новые знания
СКиМЗ
14.04
56
Надо ли охранять болота?
Значение болот в жизни человека.
растения и животный мир болота
Узнают о пользе болот.
Проведут работу с иллюстриро-ванным словарём.
Регулятивные:
адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер ответа
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Осознание ответствен-ности человека за общее благополучие, проявление навыков сотрудничества
Толлерант-ность
Prolog
16.04
57
Дары рек и озёр.
Реки и озёра родного края, их практические использование людьми.
географическая карта, реки и озёра родного края
Покажут на географической карте реки и озёра.
Расскажут о реках и озёрах родного края.
ЭОР
21.04
58
Безопасное поведение у водоёмов.
Необходимость безопасного поведения у водоёмов в разное время года.
спасатель, спасение утопающих
Расскажут об опасных ситуациях, связанных с неосторожным поведением людей у водоёмов. Узнают о предотвращении несчастных случаев на воде.
Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей
И-доска
23.04
59
Человек – защитник природы.
Охрана природных богатств.
заповедные места России, растения и животные из Красной книги России.
Узнают о государственной программе по охране природы.
Познакомятся со статьёй 58 Конституции России об охране природы окружающей среды.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.