Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного решения задач, поставленных на новом этапе исторического развития страны. Образованность и интеллект относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны.
Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются:
- образование для всех – разнообразные учебные программы ориентируются на высококачественное обучение всех учащихся
- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом
- развитие системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу
- открытость образования, обеспечивающая доступность знаний и информации широким социальным слоям самых различных регионов.
В соответствие с принятым в настоящее время подходом ЮНЕСКО понятие образования включает в себя понятие КОМПЕТЕНТНОСТИ: образование представляет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей к саморазвитию, связанных с формированием когнитивных, деятельностных, коммуникативных, мировоззренческих компетенций.
КОМПЕТЕНЦИЯ – интеллектуальное качество личности. Использование же компетенций на практике принято называть компетентностью.
В принятой «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании. В нем отмечается, что понятие «компетентность» включает не только когнитивную и оперционально-техническую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» приводится состав ключевых суперкомпетентностей для школьной образовательной практики:
- математическая – умение работать с числами, числовой информации
- коммуникативная – умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться
- информационная – умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации
- автономизационная – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность
- социальная – умение жить и работать с людьми, в трудовом коллективе, в команде
- нравственная – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам
Компетенции закладываются в образовательный процесс посредством содержания образования, применения педагогических технологий, стилем жизни учебного заведения, типом взаимодействия между учителями и учащимися.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Понятия «компетенция», «компетентность» указывают на способность учащегося к :
- междисциплинарному анализу
- отвлеченным размышлениям, не привязанным к определенному школьному опыту
- обнаружению неявной информации
- пониманию, осмыслению, интерпретации и рефлексии текстов и визуальных изображений
- ответственному выбору одного или нескольких предложенных вариантов решения.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, обсуждается трехуровневая иерархия компетенций.
Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования, общепредметные - к определенному кругу учебных предметов, предметные – являются частными по отношению к двум предыдущим уровням, имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Возникает противоречие между применением компетентностного подхода в соответствии с новыми стандартами образования и теорией развития ЗУНов, на которой был основан ОП.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В условиях пенитенциарной школы приходится иметь дело с взрослыми людьми, имеющими отрицательный социальный опыт, у которых уже сложены чаще негативные установки, у которых вообще нет потребности в познании, отсутствует вообще всякий познавательный интерес, причем ситуация осложнена тем, что у учащихся не сформирована или слабо сформирована эмоционально-волевая сфера Задача учителя состоит в том, чтобы через различные формы работы (индивидуальные беседы, семинары, разнообразные задания, переключения с одного вида деятельности на другой даже в рамках одного урока и т.д.) развивать положительную мотивацию получения образования, поощрять лучших учеников.
Целесообразно выявлять лучших учащихся и привлекать к сотрудничеству в проведении уроков, дифференцировать задания по уровню сложности, развивать умение привлекать дополнительную информацию из других источников, помимо школьных учебников (использовать информационные технологии). Важно ориентироваться на применение педагогических технологий, способствующих повышению интереса учащихся к своему предмету, обеспечивающих достижение социально-значимых результатов на каждой ступени образования.
История возникновения неуспеваемости у каждого отдельного человека глубоко своеобразна, она связана с индивидуальльными чертами его личности и особенностями взаимодействия с окружающей средой. Для неуспевающих характерна прежде всего слабая самоорганизация; неумение управлять собственными психическими процессами (внимание, память); отсутствие сформированных рациональных способов учебной работы; нежелание думать; стремление избежать умственной работы.
Первый тип – низкая обучаемость их проявляется в сниженном уровне осуществления важнейших мыслительных операций. Для неуспевающих этого типа характерно отсутствие познавательных интересов и отрицательное отношение к знаниям, усваиваемым в школе. Их самооценка характеризуется неадекватностью уровня притязаний своим возможностям.
Второй тип - приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, желанием хорошо учиться. Знания усваивают быстро, легко. Однако они привыкли заниматься только тем, что нравится. Избегают активной умственной работы на уроке. Знания по устным предметам усваивают поверхностно. Не формируются навыки учения, складывается определенный подход к работе (выполнение её небрежно, наспех), а также низкий индивидуальный темп. Самооценка неустойчива.
К числу внешних факторов низкой мотивации относятся причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (несформированность приёмов познавательной деятельности, пробелы в знаниях), отрицательное влияние семьи, и т.д. А одной из главных внутренних причин нежелания учиться являются дефекты здоровья, низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера.
Результаты исследования
В ОПРОСЕ УЧАСТВОВАЛИ 107 УЧАЩИХСЯ, 45 – ИЗ 10-Х КЛАССОВ, 62 - ИЗ 11-Х КЛАССОВ.
На пятый вопрос ответы распределились следующим образом:
Русский язык и литература – 41
Биология – 37
Информатика – 25
Химия – 24
Алгебра – 22
Обществознание -22
История – 20
Технология – 10
Искусство – 8
Иностранный язык - 8
РИКО – 6
Физика – 3
ГСР – 2
Астрономия -1
13 поставили прочерк, 1 человек написал, что на все предметы ходит с интересом.
Вывод: формировать положительную мотивацию участников ОП через развитие УУД и применение различных способов деятельности на уроке.