Программа расчитана на 34 часа. Эти часы распределяются в зависимости от того, как будет использоваться программа. Так, если учитель решит использовать её для организации работы кружка, то он может проводить занятия один раз в неделю по 2 часа, а если факультатив, то еженедельно по одному часу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа занятий в уголке живой природы »
Программа занятий в уголке живой природы.
В целом программа рассчитана на 34 часа. Эти часы распределяются в зависимости от того, как будет использована программа. Так, если учитель решил использовать её для организации работы кружка, то он может проводить занятия один раз в две недели по 2 часа, а если это факультатив, то еженедельно по одному часу. И в том и в другом случае реально выполняется весь объем программы – 34 часа.
Занятие 1. «Зеленые спутники человека – кто они?»
Цель – дать школьникам общее представление о комнатных растениях и их роли в жизни человека. Проводится в виде беседы. Речь идет в основном о том, зачем люди выращивают комнатные растения, какую роль они играют в жизни человека (санитарно – гигиеническую, экологическую, эстетическую), почему их называют «зеленые спутники», «зеленые друзья», и т.д.
На этом занятии используются отрывки из научно – популярной литературы о комнатных растениях.
Занятие 2. «Откуда эти пришельцы?».
Цель – познакомить детей с историей комнатного цветоводства. Занятие начинается с мини – лекцией об истории возникновения этого увлечения людей. Затем – беседа о происхождении комнатных растений, о тех странах и континентах, откуда они были в то или иное время завезены. Следует особо остановиться на истории возникновения комнатного цветоводства в России, рассказать о состоянии комнатного цветоводства в наши дни.
На занятии целесообразно использовать карту мира или глобус. На них булавками и крошечными флажками обозначить те места, откуда к нам были привезены «зеленые пришельцы».
Занятие 3,4. «Многообразие комнатных растений».
Цель – познакомить учащихся с основными группами комнатных растений. Занятие желательно организовать в форме экскурсий в общий уголок живой природы и уголки живой природы в классах.. Знакомить ребят лучше не с отдельными видами, а с группами (такой подход не создает перегрузки памяти и более научен), например, рассказать обо всех имеющихся лилейных, затем о бегониевых, кактусовых и т.д.
На этом занятии можно познакомить школьников с отечественной литературой по комнатному цветоводству, выяснить, какие издания есть у ребят дома, что можно взять в школьной и сельской библиотеках для более детального изучения многообразия комнатных растений.
Занятие 5,6. «Как узнать» в лицо «зеленого друга?»
Цель – познакомить школьников с некоторыми приемами определения комнатных растений. Можно провести такое занятие, используя научно – популярную литературу с хорошими цветными иллюстрациями, наборы открыток по некоторым группам комнатных растений. В книгах учитель найдет достаточно подробное описание тех или иных растений, их изображение. Это поможет ребятам научиться узнавать любое растение в школьном уголке живой природы, А затем за её пределами, правильно запомнить названия.
Занятие 7,8. «Получите, друзья, документы!»
Цель – провести работу по систематизации школьной коллекции комнатных растений. Занятие проводится в виде практической работы, для которой используются записи и зарисовки, сделанные на предыдущем занятии, а также названная выше литература.
Учитель объясняет смысл работы, демонстрирует образцы этикеток и паспортов. Затем выдает для работы необходимый материал – бумагу, тушь или цветные фломастеры, линейки и т.д., сообщает оптимальные размеры этикеток и паспортов, определяет для каждого учащегося 2 – 3 растения, которым тот должен выдать документ.
После выполнения этой работы обсуждаются способы крепления этикеток. Выполненные этикетки прикрепляются к соответствующим растениям. Работу с паспортами дети могут завершить дома.
Занятие 9,10,11. «Мы тоже живые!»
Цель – познакомить учащихся с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее целесообразный метод проведения работы – микролекция с демонстрацией опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма.
Кроме вопросов дыхания и питания комнатных растений, можно рассмотреть процесс испарения воды листьями, влияние света на жизнь растений и т.д. Надо подробно рассмотреть значение этих процессов для самого растения, а также для человека.
К закладке и демонстрации опытов следует привлечь учеников.
Занятие 12,13. «Кому где лучше живется…»
Цель – познакомить учащихся с основными принципами размещения комнатных растений. Методы – беседа и практическая работа. Беседу целесообразно начать, опираясь на знания учащихся, полученные ими на первом занятии. В связи с происхождением или иного комнатного растения уточняются его экология и требования к условиям обитания. Производится группировка растений, а затем их размещение.
Можно построить занятие по – иному:
Начать рассказ о существующих способах размещения комнатных растений (географический, систематический, ландшафтный и т.д.), а затем вместе с учениками выбрать наиболее приемлемый, учитывающий условия помещений или особенности уголка живой природы.
Занятие 14,15,16. «Понемногу, но каждый день!»
Цель – дать учащимся представление о приемах систематического ухода за комнатными растениями. Основной метод проведения занятия – рассказ учителя с демонстрацией приемов ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, опрыскивание)
После этой части занятия – практическая работа. Растения уголка живой природы распределяются между детьми, и они выполняют все необходимые приемы.
Занятие 17,18,19. «Изредка, но обязательно!»
Цель – познакомить ребят с приемами периодического (или эпизодического) ухода за комнатными растениями. Построить занятие можно по тому же принципу, что и предыдущее: сначала рассказ с демонстрацией приемов, а затем практическая работа учащихся.
Учитель рассказывает о подкормке растений (как правило, один раз в месяц), формировании кроны (по необходимости), «бане», т.е. генеральной гигиенической уборке (еженедельно), очистке растений от вредителей (по мере необходимости), а также обо всех работах по пересадке и перевалке растений (1 – 2 раза в год, весной и осенью). Все виды пересадок на этом занятии можно не демонстрировать.
Занятие 20,21. «Растениям тоже нужен доктор!»
Цель – рассказать о возможных нарушениях нормальной жизнедеятельности растительного организма. Рассказ можно разделить на две части. В первой излагается материал о заболеваниях, вызванных нарушениями в обмене веществ. Это чаще всего связано с неполным питанием, т.е. отсутствием в почве того или иного компонента (Са, К и др.) Причину таких заболеваний обычно установить трудно, а еще труднее устранить. Тем не менее, основные причины таких заболеваний нужно знать.
Вторая часть рассказа – о вредителях комнатных растений. Даются названия вредителей, описывают внешний вид, место расселения, наносимый вред, меры профилактики и способы устранения.
После теоретической части идет практическая работа: осмотр комнатных растений, выявление пораженных экземпляров, их лечение и размещение в карантинном помещении. Обсуждаются причины заболевания, способы лечения. Можно пригласить на это занятие для консультации профессионального цветовода.
Занятие 22,23. «Как улучшить растениям условия жизни?».
Цель – подготовить школьников к важной составной части ухода за комнатными растениями – полной или частичной смене почвы в цветочных вазонах. На данном занятии ребята знакомятся с существующими видами смены почвы – пересадкой и перевалкой, выясняют, чем они отличаются между собой и какими показателями определяется вид работы. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией основных приемов. Отдельно обсуждается способ посадки молодых черенков. Если к этому времени уже есть подготовленный материал, целесообразно показать приемы работы.
Занятие 24,25. «Откуда растения берут пищу?»
Цель – рассказать ребятам об основных видах почв, используемых для комнатных растений, и способах подготовки земляных смесей. Метод работы – рассказ с демонстрацией. Материал данного занятия для детей достаточно труден, поэтому учащимся надо его записать. Впоследствии по этим записям дети сами будут составлять земляные смеси для различных комнатных растений. Из наиболее важных для растений видов почв следует назвать перегной, песок, а также компостную, дерновую, листовую и торфяную землю.
Смеси можно составить прямо на занятии, используя информацию о требованиях к почве каждой группы растений из соответствующей литературы.
Занятие 26,27, 28. «Переселим зеленых друзей!»
Цель – дать учащимся практические умения и навыки по одному из эпизодических видов ухода за комнатными растениями – пересадке.
Основная форма проведения занятия – практическая работа. Она требует серьезной подготовки, которая состоит из нескольких этапов: 1. – домашняя работа с литературой (выписи о составах земляных смесей для конкретных групп растений); 2 – подготовка смесей в кабинете; 3 – осмотр и выявления растений, которым необходима пересадка или перевалка, подбор соответствующей посуды; 4- выполнение самого процесса пересадки. Посадку укоренившихся черенков можно провести на отдельном занятии.
Занятие 29,30. «Цветы и искусство».
Цель – эстетическое воспитание школьников. Форма проведения – беседа, которая может сопровождаться различными демонстрациями. Содержание беседы зависит от выбора учителя. Мы предлагаем беседу, состоящую из трех частей: в первой целесообразно побеседовать с ребятами о значении красоты вообще для человека и о том, какое место в его жизни могут занимать цветы; вторая часть беседы логически связана с первой – учитель вспоминает, какие легенды, и предания о цветах дошли до наших дней; затем идет рассказ о цветах в живописи, который иллюстрируется репродукциями известных картин или картинами местных художников. Здесь же можно рассказать об искусстве дарить цветы и их аранжировке.
В заключение беседы демонстрируются отдельные приемы икебаны.
Занятие 31. «Цветоводство как хобби».
Цель – продолжить разговор о цветоводстве как источнике познания мира и эстетического наслаждения для человека. Конкретно разговор идет о комнатном цветоводстве как особом увлечении.
Форма занятия различна, желательно пригласить на встречу с ребятами местного цветовода – любителя, который может рассказать о своем увлечении и показать часть своей коллекции. Еще интереснее, договорившись заранее, провести занятие у цветовода дома, где ребята не только увидят его коллекцию, но и зримо представят себе всю работу по комнатному цветоводству.
И здесь, на наш взгляд, совсем неважно, чем увлекается цветовод – кактусами, лилиями, фиалками или бегониями. Дети должны уяснить, понять, какую радость и наслаждение приносит человеку такая работа.
Занятие 32,33. «Экскурсия в уголок живой природы для родителей и самых маленьких учащихся школы».
Цель – предоставить школьникам возможность провести экскурсию по уголку живой природы, показать свою эрудицию, раскрыть знания о комнатных растениях. Можно провести несколько экскурсий за одно занятие, но важно, чтобы дети сами изъявили желание побыть в роли учителя – экскурсовода.
Занятие 34. «Подведем итоги…»
Цель – обобщить все полученное за год, подвести итоги проделанной работы.
Построить занятие можно по- разному. Один вариант – предложить ребята подготовить тематические рефераты или презентации о комнатных растениях. Тогда итоговое занятие приобретет несколько официальный характер и будет похоже на заключительную конференцию. Но более целесообразно придать этому последнему занятию неофициальный характер и провести его за чашкой чая. Поставить самовар и за чаем, в непринужденной обстановке, поделиться своими впечатлениями. Обсудить, что было самым интересным, запоминающимся, что понравилось не очень, чем еще можно было бы заняться в ходе работы с комнатными растениями.
Высказанные детьми предложения учитываются учителем в последующей работе, изменения вносятся в план.