В стратегии модернизации содержания общего образования, в качестве основного ориентира изменений содержания общего образования выдвинута необходимость развития у школьников основных компетентностей, характеризующих самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьника. Эта компетентность характеризует готовность и способность ученика применять усвоенные знания в рамках изучения курса биологии в школе, полученные учеником способы деятельности и личностное отношение для решения практических задач в своей реальной жизни. Школьник получает образцы и формирует свой опыт в решении личностных задач на основе осмысления собственных результатов и собственного опыта, а также овладение новыми технологиями критического отношения к различной информации. Компетентности в способности учиться познавать, делать, учиться жить и учиться быть соответствуют ориентации на фундаментальность знаний, понимание научной картины мира, воспитание биологической и экологической культуры, развитие деятельностной и творческой способности. Это достигается использованием разнообразных методов обучения, в том числе и практических методов, предполагающих работу с изучаемым объектом на экскурсии, на практических занятиях, в уголке живой природы, внеклассная работа опытном участке. Эти работы предполагают распознавание и определение объектов, проведение наблюдений за природными явлениями и биологическими процессами в жизни организмов. Проектная деятельность – один из практических методов, связанных с проведением наблюдений, опытов, способствует развитию исследовательских умений. Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех практических занятий в школе. Эти задачи решаются, в том числе, через проектную и кружковую деятельность.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:
Способность к адаптации;
Ответственность перед другими людьми;
Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;
Способность к коммуникации.
При создании проектов присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона деятельности.
Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать свои умения и навыки по предмету; показать способность к самоорганизации и самообразованию.
В процессе разработки проекта каждый ученик синтезирует знания в ходе поиска интересующей информации; интегрирует информацию смежных дисциплин (например, биология и химия, биология и география, биология и физика); ищут более эффективные пути решения задач проекта; активно общаются друг с другом.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности монопредметного и полипредметного, индивидуального и группового маршрутов проекта. Особенностями этого проекта является субъективность школьника, диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации методов проектов.
Организация обучения по биологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности. Каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальному проекту»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29»
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________ Жукова О.В.
«___»____________20___г.
Принято
на заседании Педагогического совета
«___»____________20___г
протокол № ____
Утверждаю
Директор
_________ Ридель С.Э.
«____»__________20__г.
приказ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальному проекту
по _____________________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Классы 10,11
Количество часов 10 кл - 1 ч. в неделю, 35 ч. в год
11 кл - 1 ч. в неделю, 34 ч. в год
Уровень_________базовый_________
Учитель Перова Т.В.
1. Планируемые результаты освоения курса.
Рабочая программа учебного предмета “Индивидуальный проект” составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года с изменениями и дополнениями,с учетом примерной программы основного общего образования по биологии,на основе “Программы основного общего образования 5-9 классы по биологии.” Авторской программы: Индивидуальный проект. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват.организаций / М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак. – М.: Просвещение, 2020г.
При изучении курса в 10-11 классах используются следующие учебники:
Учебный предмет “ Индивидуальный проект ” входит в предметнтную область “Биология”,является обязательным для изучения в 10-11 классах.
В учебном плане на его изучение отводится:
10 кл - 1 ч. в неделю, 35 ч. в год
11 кл - 1 ч. в неделю, 34 ч. в год
.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
Общая характеристика курса.
В стратегии модернизации содержания общего образования, в качестве основного ориентира изменений содержания общего образования выдвинута необходимость развития у школьников основных компетентностей, характеризующих самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьника. Эта компетентность характеризует готовность и способность ученика применять усвоенные знания в рамках изучения курса биологии в школе, полученные учеником способы деятельности и личностное отношение для решения практических задач в своей реальной жизни. Школьник получает образцы и формирует свой опыт в решении личностных задач на основе осмысления собственных результатов и собственного опыта, а также овладение новыми технологиями критического отношения к различной информации. Компетентности в способности учиться познавать, делать, учиться жить и учиться быть соответствуют ориентации на фундаментальность знаний, понимание научной картины мира, воспитание биологической и экологической культуры, развитие деятельностной и творческой способности. Это достигается использованием разнообразных методов обучения, в том числе и практических методов, предполагающих работу с изучаемым объектом на экскурсии, на практических занятиях, в уголке живой природы, внеклассная работа опытном участке. Эти работы предполагают распознавание и определение объектов, проведение наблюдений за природными явлениями и биологическими процессами в жизни организмов. Проектная деятельность – один из практических методов, связанных с проведением наблюдений, опытов, способствует развитию исследовательских умений. Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех практических занятий в школе. Эти задачи решаются, в том числе, через проектную и кружковую деятельность.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:
Способность к адаптации;
Ответственность перед другими людьми;
Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;
Способность к коммуникации.
При создании проектов присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона деятельности.
Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать свои умения и навыки по предмету; показать способность к самоорганизации и самообразованию.
В процессе разработки проекта каждый ученик синтезирует знания в ходе поиска интересующей информации; интегрирует информацию смежных дисциплин (например, биология и химия, биология и география, биология и физика); ищут более эффективные пути решения задач проекта; активно общаются друг с другом.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности монопредметного и полипредметного, индивидуального и группового маршрутов проекта. Особенностями этого проекта является субъективность школьника, диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации методов проектов.
Организация обучения по биологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности. Каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Диалогичность: позволяет ученику вступить в свободный диалог как с собственным «Я», так и с другими людьми. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности».
Креативность: связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным и нестандартным способам деятельности. Любой проект – это всегда творчество учащихся.
Контекстность: это позволяет создать проекты, которые приближены к естественной жизнедеятельности учащихся.
Технологичность: связана с организацией познавательной деятельности учащихся по оределенным этапам проектной деятельности.
Проекты побуждают учащихся к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группах, выстраиванию взаимоотношений.
В ходе работы образовательными продуктами являются исследовательские работы. Лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной и городской научно-практической конференции.
Место курса в учебном плане. Срок реализации: 2 года
В учебном плане «Индивидуальный проект » на этапе основного общего образования в общем объёме составляет в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю) и в 11 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса по курсу «Индивидуальный проект».
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
в) отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Критерии оценивания проекта:
Связь с программой и учебным планом курса;
Содержание проекта;
Используемый шрифт;
Источник информации, используемый в тексте (не менее пяти);
использование схем, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий;
Анализ корректности текста:
а) использование научной терминологии
б) информация должна быть точной, полезной и актуальной
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
обучающиеся научатся:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Обучающиеся получат возможность
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2.Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (10 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (7 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам. Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (7 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Чистая страна – проблема, цель и проект (5 ч)
Раздел 4.1.Передовой опыт переработки отходов.Раздел 4.2 Как использовать
зарубежный опыт.Раздел 4.3 Технологии переработки и утилизации мусора:как выбрать оптимальную. Раздел 4.4 Аналитический обзор проектных и исследовательских работ.Раздел 4.5 Сделаем свой регион чистым.
Модуль 5. Условия реализации проекта (6 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 6. Трудности реализации проекта (10 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта. Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 8. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 9. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
10 класс
Название раздела
Количество часов
Формы организации занятий
Раздел 1. Культура исследования и проектирования.
10
Оформления проектной деятельности
Раздел 2.
Самоопределение
7
Выбор темы и целей проекта
Раздел 3.
Замысел проекта
7
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Раздел 4.
Чистая страна – проблема, цель и проект
5
Практическая деятельность
Раздел 5.
Условия реализации проекта
6
Анализ информации.
Итого
35
11 класс
Название раздела
Количество часов
Формы организации занятий
Раздел 6.
Трудности реализации проекта
10
Представление разнообразных форм результата работы
Раздел 7.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
7
Оценка проекта сверстников
Раздел 8.
Дополнительные возможности улучшения проекта
14
Возможности социальных сетей
Раздел 9.
Презентация и защита индивидуального проекта
3
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов
Итого
34
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные и методические пособия для педагога:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
Под редакцией В.С. Рохлова « Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.: МИОО,2006
1.Биология.Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/ авт.сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина - 2-е изд., стеореотип.-ВолгоградЖ Учитель, 2008.-168 с.
Информационные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов