Конспект занятия в рамках курса по выбору "Психология взаимодействия"
Конспект занятия в рамках курса по выбору "Психология взаимодействия"
Конспект занятия
в рамках элективного курса
«Психология взаимодействия» для девятиклассников
Тема: Все профессии нужны
Цель: создание условий для формирования активной позиции в профессиональном самоопределении, позитивного отношения к выбору профессий.
Задачи:
1. Снятие тревожности в отношении будущего выбора.
2. Актуализация имеющихся знаний в сфере профориентации.
3. Активизация самопознания и поисковой активности.
4. Развитие навыков работы в группе, рефлексии.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 3 по числу участников, на одной из них надпись «царь»; листки обратной связи.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Здорово, что ты пришел, потому что...». Каждый участник говорит эту фразу с окончанием по кругу соседу слева. Упражнение настраивает участников на позитивный лад, сплачивает участников группы.
Разминка. Упражнение «А ты с какой планеты?» Двигаясь хаотично по кабинету, участники стараются у как можно большего количества человек выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду о своей планете. Упражнение развивает воображение, коммуникативные способности, снимает барьеры общения.
Теоретическая вставка: Беседа о мире профессий, о требованиях к людям определенной профессии, о важности соответствия требованиям (рассмотреть на примере профессии «ученик»).
Основное упражнение. Оно позволяет участникам взять на себя роль определенной профессии, кроме этого игра способствует сплочению, а также выработке умения поиска выхода из нестандартных ситуаций.
Игра «Профсоюз».
Когда-то давно существовало на земле некое царство....
Я прошу членов группы представить себя в роли жителей этого царства. (В произвольном порядке раздаются карточки с номерами от одного до трёх, а на одной из карточек написано «царь»). В некоем царстве, в некоем государстве жил-был царь. Посмотрите на свои карточки, кто стал царем? (Царь подходит к ведущему.)
Царь был образованный, сам законы сочинял, сам подписывал. Чтил он и трудовой кодекс, самим собою придуманный. А по этому трудовому кодексу полагалось всем жителям царства вступать в профсоюзы.
(Остальные участники делятся согласно номерам карточек на 3 группы.)
Теперь вы члены профсоюзов: поварского, шутовского, генеральского.
I. У членов каждого профсоюза годами формировалось понимание того, каким должен быть самый достойный, самый замечательный, идеальный представитель их профессии.
Задание №1.
Через 5 минут каждая группа должна представить царю портрет самого достойного профессионала в поварской, шутовской, и генеральской областях. Черты лучшего профессионала лучше зафиксировать на бумаге, а начинать рассказ о нем надо словами: «Самый лучший повар (шут и т.д.) должен быть...»
Группы поочередно рассказывают о своем идеале, получая от царя обратную связь. Может, по его мнению, чего-то не хватает, он бы добавил одно, убрал другое, а может, ему все нравится...
II. Случилось так, что лучшие работники царя — повар, шут, и генерал — вышли на пенсию, и царь обратился к своим профсоюзам за помощью. Дал им задание отыскать кандидата, лучшего из лучших, достойного того, чтобы работать у самого царя взамен ушедших на пенсию.
Задание№2.
Группы в течение 2 минут выбирают по одному представителю, на их взгляд — самому достойному, соответствующему пожеланиям царя (получается три представителя)). Эти представители и будут претендентами на замещение вакантных должностей.
Затем каждая группа в течение 3-4 минут готовит своего представителя для визита к царю. Кандидат представляет себя царю, рассказывая о себе, о своих умениях, почему профсоюз выбрал именно его. Царь может утвердить претендента на должность или предложить профсоюзам подыскать другую кандидатуру, но при этом правителю следует обязательно объяснить причины своего решения.
На самопрезентацию дается не более 5 минут.
Обратная связь
О впечатлении, чувствах, мыслях (по желанию).
Каково быть царем? Что чувствуешь, будучи претендентом? Чем руководствовались в выборе кандидата? Насколько выступление кандидата соответствовало ожиданиям профсоюза? Согласны ли профсоюзы с мнением царя?
Снятие ролей (закрыть глаза, мысленно снять с себя «личину», открыть глаза, почувствовав себя учеником в классе).
Прощание. Упражнение Закончить фразу «Представляешь, жизнь хороша, потому что..» (каждый говорит, обращаясь к группе.
Рефлексия. Что было ценного для вас? Что чувствуете сейчас после занятия?
Листок обратной связи
В чем для вас была главная суть сегодняшнего занятия? _________________________________________
______________________________________________
Что Вам помогало, а что мешало во время Игры?________________________________________
______________________________________________
Как бы вы оценили важность всего занятия для вашего профессионального выбора?___________________
_____________________________________________
спасибо!
Литература:
1. Зусманович Л. Психологическая программа для подростков «Я сам» // Школьный психолог, № 18, 2007. с. 46-47.
2. Кузьмина Т. Игра «Профсоюз» // Школьный психолог, №2, 2007, с. 33.
3. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов // Школьный психолог, №2, 2007, с. 19-21.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в рамках курса по выбору "Психология взаимодействия" »
Конспект занятия
в рамках элективного курса
«Психология взаимодействия» для девятиклассников
Тема: Все профессии нужны
Цель: создание условий для формирования активной позиции в профессиональном самоопределении, позитивного отношения к выбору профессий.
Задачи:
1. Снятие тревожности в отношении будущего выбора.
2. Актуализация имеющихся знаний в сфере профориентации.
3. Активизация самопознания и поисковой активности.
4. Развитие навыков работы в группе, рефлексии.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 3 по числу участников, на одной из них надпись «царь»; листки обратной связи.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Здорово, что ты пришел, потому что...». Каждый участник говорит эту фразу с окончанием по кругу соседу слева. Упражнение настраивает участников на позитивный лад, сплачивает участников группы.
Разминка. Упражнение «А ты с какой планеты?» Двигаясь хаотично по кабинету, участники стараются у как можно большего количества человек выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду о своей планете. Упражнение развивает воображение, коммуникативные способности, снимает барьеры общения.
Теоретическая вставка:Беседа о мире профессий, о требованиях к людям определенной профессии, о важности соответствия требованиям (рассмотреть на примере профессии «ученик»).
Основное упражнение. Оно позволяет участникам взять на себя роль определенной профессии, кроме этого игра способствует сплочению, а также выработке умения поиска выхода из нестандартных ситуаций.
Игра «Профсоюз».
Когда-то давно существовало на земле некое царство....
Я прошу членов группы представить себя в роли жителей этого царства. (В произвольном порядке раздаются карточки с номерами от одного до трёх, а на одной из карточек написано «царь»). В некоем царстве, в некоем государстве жил-был царь. Посмотрите на свои карточки, кто стал царем? (Царь подходит к ведущему.)
Царь был образованный, сам законы сочинял, сам подписывал. Чтил он и трудовой кодекс, самим собою придуманный. А по этому трудовому кодексу полагалось всем жителям царства вступать в профсоюзы.
(Остальные участники делятся согласно номерам карточек на 3 группы.)
Теперь вы члены профсоюзов: поварского, шутовского, генеральского.
I. У членов каждого профсоюза годами формировалось понимание того, каким должен быть самый достойный, самый замечательный, идеальный представитель их профессии.
Задание №1.
Через 5 минут каждая группа должна представить царю портрет самого достойного профессионала в поварской, шутовской, и генеральской областях. Черты лучшего профессионала лучше зафиксировать на бумаге, а начинать рассказ о нем надо словами: «Самый лучший повар (шут и т.д.) должен быть...»
Группы поочередно рассказывают о своем идеале, получая от царя обратную связь. Может, по его мнению, чего-то не хватает, он бы добавил одно, убрал другое, а может, ему все нравится...
II. Случилось так, что лучшие работники царя — повар, шут, и генерал — вышли на пенсию, и царь обратился к своим профсоюзам за помощью. Дал им задание отыскать кандидата, лучшего из лучших, достойного того, чтобы работать у самого царя взамен ушедших на пенсию.
Задание№2.
Группы в течение 2 минут выбирают по одному представителю, на их взгляд — самому достойному, соответствующему пожеланиям царя (получается три представителя)). Эти представители и будут претендентами на замещение вакантных должностей.
Затем каждая группа в течение 3-4 минут готовит своего представителя для визита к царю. Кандидат представляет себя царю, рассказывая о себе, о своих умениях, почему профсоюз выбрал именно его. Царь может утвердить претендента на должность или предложить профсоюзам подыскать другую кандидатуру, но при этом правителю следует обязательно объяснить причины своего решения.
На самопрезентацию дается не более 5 минут.
Обратная связь
О впечатлении, чувствах, мыслях (по желанию).
Каково быть царем? Что чувствуешь, будучи претендентом? Чем руководствовались в выборе кандидата? Насколько выступление кандидата соответствовало ожиданиям профсоюза? Согласны ли профсоюзы с мнением царя?
Снятие ролей (закрыть глаза, мысленно снять с себя «личину», открыть глаза, почувствовав себя учеником в классе).
Прощание. Упражнение Закончить фразу «Представляешь, жизнь хороша, потому что..» (каждый говорит, обращаясь к группе.
Рефлексия. Что было ценного для вас? Что чувствуете сейчас после занятия?
Листок обратной связи
В чем для вас была главная суть сегодняшнего занятия? _________________________________________
______________________________________________
Что Вам помогало, а что мешало во время Игры?________________________________________
______________________________________________
Как бы вы оценили важность всего занятия для вашего профессионального выбора?___________________
_____________________________________________
спасибо!
Литература:
1. Зусманович Л. Психологическая программа для подростков «Я сам» // Школьный психолог, № 18, 2007. с. 46-47.
2. Кузьмина Т. Игра «Профсоюз» // Школьный психолог, №2, 2007, с. 33.
3. Программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов // Школьный психолог, №2, 2007, с. 19-21.