Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.
Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).
Глава 9 «Наш долг перед будущим».(3ч)
Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.
Лабораторная работа №4 «Определение полового хроматина (телец Барра) у человека».
Лабораторная работа №5 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»
Глава 10 «Наука будущего».(2ч)
Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.
Глава 11 Особенности ВНД человека(3ч)
Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.
« Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.
Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов.
Глава 12 «Старые и новые загадки мозга».(4ч)
Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое литаргический сон? Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий.
Демонстрация кинофрагмента «Гипноз»
Глава 13 «Поиски путей к долголетию».(2ч)
Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность жизни разных живых организмов. Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни.
Глава 14 Личность. Межличностные отношения.(2ч)
Основы самоорганизации личности. Самооценка и уровень притязаний. Независимость, внушаемость. Дружба-школа любви. Высшие нравственные ценности — товарищество и дружба. Любовь и влечение. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь. Идеал. Синдром одиночества. Добрачные половые связи.
Глава 15 Брак и семья. Основы семейных отношений.(3ч)
Готовность к браку. Функции семьи. Мотивы создания семьи. Спецефические и неспецефические функции семьи. Структура семьи, классификации, основные черты семьи. Нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура. Стадии развития семьи, переходные периоды. Модель развития семьи вокруг ребенка. Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы. Стили семейных отношений. Рассмотрение основных положений Семейного кодекса. Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов.
N | Тема урока | Всего часов | лекций | практических занятий |
1 | Введение | 1ч |
|
|
| Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека. |
| 1ч |
|
2 | ^ Общий обзор организма | 1ч |
|
|
| Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья. |
| 1ч |
|
3 | «Двигатели нашего тела» | 2ч |
|
|
| Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. |
| 1ч |
|
| Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.
^ Лабораторная работа №1 «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений». |
|
| 1ч |
4 | «Исполнители симфонии жизни» | 2ч |
|
|
| Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства |
| 1ч |
|
| Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.
^ Лабораторная работа №2 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление». |
|
| 1ч |
5 | Иммунитет | 1ч |
|
|
| Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. |
| 1ч |
|
| ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины. |
|
|
|
6 | «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья» | 2ч |
|
|
| Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона» Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. . |
| 1ч | 1ч |
7 | «Свет мой, зеркальце, скажи...» | 3ч |
|
|
| Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). |
| 1ч |
|
| Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика. |
| 1ч |
|
| Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. |
| 1ч |
|
8 | ^ Репродуктивная система человека | 3ч |
|
|
| Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. |
| 1ч |
|
| Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. |
| 1ч |
|
| Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).
|
| 1ч |
|
9 | «Наш долг перед будущим» | 3ч |
|
|
| Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови.
^ Лабораторная работа №4 «Определение полового хроматина (телец Барра) у человека». | 1ч | 1ч | 1ч |
| Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека.
^ Лабораторная работа №5 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний» |
| 1ч | 1ч |
| Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.
|
| 1ч | 1ч |
10 | «Наука будущего» | 2ч |
|
|
| Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. |
| 1ч |
|
| Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование. |
| 1ч |
|
11 | ^ Особенности ВНД человека | 3ч |
|
|
| Рефлекторный характер ВНД. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. |
| 1ч |
|
| Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей. « Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. |
| 1ч |
|
| Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. | | 1ч |
|
12 | «Старые и новые загадки мозга». | 4ч |
|
|
| Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое литаргический сон? Физиология сна. |
| 1ч |
|
| Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? |
| 1ч |
|
| Небывалая комбинация бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны быть вещими? Иллюзии. Причины появления иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий. |
| 1ч |
|
13 | «Поиски путей к долголетию» | 2ч |
|
|
| Почему природа не дала бессмертие? Продолжительность жизни разных живых организмов. |
| 1ч |
|
| Некоторые попытки борьбы со старением. Почему мы старимся преждевременно? Почему долголетие социальная проблема? Восемь заповедей правильного образа жизни. |
| 1ч |
|
14 | Личность. Межличностные отношения | 2ч |
|
|
| Основы самоорганизации личности. Самооценка и уровень притязаний. Независимость, внушаемость. |
| 1ч |
|
| Дружба-школа любви. Высшие нравственные ценности — товарищество и дружба. Социальный характер любви. Стадии любви. | | 1ч |
|
| Синдром одиночества. Добрачные половые связи. | | 1ч |
|
| Любовь и влечение. Стороны чувства любви. |
| 1ч |
|
15 | ^ Брак и семья. Основы семейных отношений | 3ч |
|
|
| Готовность к браку. Функции семьи. Мотивы создания семьи. Спецефические и неспецефические функции семьи. |
| 1ч |
|
| Нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура. Стадии развития семьи, переходные периоды. Модель развития семьи вокруг ребенка. |
| 1ч |
|
| Понятие семейной роли. Конвенционные и межличностные роли. Типы распределения семейных ролей. Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы. Стили семейных отношений Развод и его последствия. Профилактика супружеских конфликтов. |
| 1ч |
|
| Итого | 34ч |
|
|
3.Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2004г.
4.Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.
5.Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. Просвещение 1984г.
6.Пономаренко Л.П.,Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч — М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС, 2003.
7.Семейный Кодекс Российской Федерации — М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005.