познакомиться с основными приемами ТРКМЧП, приобрести практический опыт в применении приемов данной технологии, наметить пути использования ТРКМЧП в собственной педагогической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии критического мышления»
МБОУ «Большеусинская СОШ»
Колегова Л.Ф.
учитель высшей
квалификационной категории
Приемы технологии критического мышления
Цель занятия: познакомиться с основными приемами ТРКМЧП, приобрести практический опыт в применении приемов данной технологии, наметить пути использования ТРКМЧП в собственной педагогической деятельности.
I.Этап теоретический.
Рассказ руководителя мастер-класса о технологии критического мышления, приемах технологии.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ООО: личностным, метапредметным, предметным. С этой целью в образовательном процессе используются различные педагогические технологии: проектная технология, технология «Обучение в сотрудничестве», технология развития критического мышления через чтение и письмо, модульного обучения и др., что соответствует требованиям стандарта к условиям реализации основной образовательной программы (раздел IV, п. 21).
Как вы уже знаете, в основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия– рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.
Таблица
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления
Тип урока
Работа с информационным текстом
Работа с художественным тестом
Взаимообучение
Урок-исследование
Вызов
Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.
Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.
Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.
Мозговой штурм
Осмысление
Маркировка текста;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.
Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Зигзаг (мозаика)
Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Рефлексия
Возвращение к кластеру
Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам
Сводная таблица
Предсказание
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
Методические приемы технологии РКМЧП
Прием ТРКМЧП
«Ключевые слова»
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Кластеры, автор Гудлат
Дерево предсказаний
Таблицы
Толстые и тонкие вопросы
Чтение с остановками
Инсерт
Дневники и бортовые журналы
«Лови ошибку»
Зигзаг
«Мудрые совы»
Игра «Как вы думаете?»
Создание «личностного» текста
Художественные формы письменной рефлексии
Решение творческих задач
Стратегия «Fishbone», ИДЕАЛ
Стратегия «РАФТ»
2 этап. Практический.
Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
Задание. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.
1.Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические.
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»
Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос
Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда»
По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.
Задание группе №4: Прием «Денотатный граф»
Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
Выделение ключевого слова или словосочетания ( «Колобок»)
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки"
Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Задание группе №5: Прием «Кластер – гроздья»
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Гроздья – графический прием в систематизации материала.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Надо записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Постараться построить как можно больше связей.
Советы учителю:
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о качестве идей (не комментируйте) .
Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь учащимся, задавая им наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера – это стержень для идей группы.
Далее идут выступления спикеров групп.
III .Этап рефлексивный.
Методика «Незаконченное предложение…»
1. Мы только что закончили мастер-класс, который в целом был….
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.
Хаяперн Д.. Психология критического мышления. — СПб., 2000. — С. 125— !26. 2 См.: Все произведения школьной программы в кратком изложении. XII — XIX ей. /сост. И. О. Родин, Т. М. Пименова. - М., 2001