kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация внеурочной деятельности учащихся по ФГОС 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учащегося 9 класса по теме "Роль пчел в природе и жизни человека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности учащихся по ФГОС 2022»








«Роль пчёл в природе и жизни человека»




















г. Черепаново, 2021 год



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ПЧЁЛЫ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1.1. История пчеловодства 5

1.2. Организация жизни в пчелиной семье 7

1.3. Значения пчёл в природе 8

1.4. Общая характеристика пчелы 10

1.5. Значение пчёл в жизни человека 11

1.6. Продукты пчеловодства как лекарственные препараты 12

1.7. Негативные факторы, влияющие на жизнь пчёл 16

1.8. Интересные факты из жизни пчёл 17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование уровня знаний, обучающихся о пчёлах 19

2.2. Сравнение характеристик домашнего и магазинного мёда 23

2.3. Памятка покупателям мёда 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы анкеты 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Памятка покупателю мёда 32













ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Этим летом я, с бабушкой, ездила в Красноярский край к бабушкиному брату. У него на столе всегда стоял свежий мёд. На мой вопрос, где он берет такой вкусный мёд, он ответил: «В огороде». Так я впервые увидела пасеку и узнала, что мой дедушка - пчеловод.

Меня заинтересовало, как такие маленькие жучки могут давать такой вкусный продукт и как они его делают. Из дедушкиных рассказов я узнала, что мёд бывает разным, что все продукты пчеловодства и даже пчелиный яд полезны для здоровья человека.

Вопрос здоровья всегда актуален для людей, а продукты, которые приносят пользу здоровью, очень ценятся. Однако, обычно то, что полезно невкусно. Этого нельзя сказать о мёде, ведь он очень сладкий и душистый.

В наше время всё актуальнее становится вопрос об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Люди повышают свой иммунитет и лечатся, когда заболеют мёдом или другими продуктами производимыми пчёлами. Поэтому мне захотелось больше узнать о пчелиной семье, о продуктах их деятельности.

Цель работы: определение роли продуктов пчеловодства в жизни человека и создание памятки.

Задачи:

  1. Найти в научно-популярной литературе, в интернет-сайтах информацию о организации жизни в пчелиной семье и об истории возникновения пчеловодства.

  2. Выяснить значение пчёл в природе.

  3. Выяснить значение пчёл в жизни человека.

  4. Определить особенности строения пчелы, приспособления к сбору пыльцы и нектара.

  5. Узнать, что угрожает жизни медоносных пчел.

6. Узнать о продуктах пчеловодства и их применении.

7. Провести статистическое исследование на предмет осведомлённости обучающихся нашей школы о пчёлах.

8. Изучить возможные способы проверки меда на натуральность в домашних условиях и проверить их действенность опытным путем.

9. Сделать памятку покупателю мёда.

Гипотеза:Я считаю, что домашний мёд качественнее магазинного, потому что он настоящий.

Объект: пчёлы.

Предмет: роль пчёл в природе и жизни человека.

Практическая значимость:Материал работы может быть использован на уроках биологии при изучении темы животные (насекомые).Этуработутакже можноиспользоватькакнаглядноепособиенаурокахокружающегомира в начальной школе приизучениитакихтемкак «Человек и егоздоровье».

Методика исследования:изучение литературы, опрос учащихся, поиск информации, сравнение и анализ полученных данных.





















ГЛАВА 1. ПЧЁЛЫ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1.1. История  пчеловодства        

Пожалуй, именно пчела является самым полезным в хозяйстве насекомым нашей планеты, ведь благодаря ей люди с древности имеют возможность лакомится медом. Еще в древние времена люди научились специально разводить пчел, а мед, полученный с их помощью, на протяжении веков служил, как любимым сладким лакомством, так и лекарством, так и важным ингредиентом при создании алкогольных напитков, таких как медовуха, пользовавшаяся большой популярностью еще у наших далеких предков во времена Киевской Руси.

С древних времен пчёлы неизменно привлекали и продолжают привлекать внимание человека. Успешно занимались пчеловодством древние греки, африканцы, азиаты.

Первые упоминания о способах разведения пчёл в Западной Европе были обнаружены у Аристотеля (344-342гг. до н.э.) в «Естественной истории», а также у древних римлян - Варро (116-27гг.до н.э.), Колумеллы (60г. до н.э.) и др.

Мёд и воск в Киевской Руси наравне с пушниной были основными предметами внутренней и внешней торговли. Со временем люди начали приручать пчёл.

Пчеловодство (в виде бортничества) было так широко развито, что во многих местах оно являлось единственной формой сельскохозяйственного использования земельных угодий.

Бортничество процветало от X до XVII. Техника ухода за пчелами в бортях была весьма примитивна, но занятие это требовало от бортника большой сноровки, практического навыка, ловкости, выносливости и смелости. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл борти: выбирали дуплистые брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом.

В XVII в. пчеловодство, в том числе бортничество, стало резко сокращаться. Это было вызвано появлением более дешевого сладкого продукта - сахара, спиртоводочных и плодово-виноградных напитков и минерального сырья для освещения жилищ.

Начавшееся при Петре I изгнание пчёл из лесов в еще большей степени продолжалось его преемниками.

Пчеловодство России потеряло свою бытовую славу и престиж.

В январе 1814г. русский пчеловод П.И. Прокопович изобрел рамочный улей и положил начало культурному пчеловодству. К тому времени у Прокоповича в с.Пальчики, Митченки, урочищах Рымское, Шелковица, ОзерцыКонотопского уезда Черниговской губернии размещалось 12 тыс. колод ( от 90 до 300 семей пчел на каждой пасеке).

В 1828г. он открыл первую школу пчеловодства, которая просуществовала 51 год и оказала существенное влияние на развитие пчеловодства в России.

Большой вклад в научно-технический прогресс российского пчеловодства внесла Измайловская опытная пасека, организованная в 1865г. на окраине Москвы, которая явилась первым в мире научным учреждением по пчеловодству.

Самой значительной вехой в истории отечественного пчеловодства явился Декрет об охране пчеловодства, подписанный 11 апреля 1919г. В.И. Лениным. Историческое значение этого декрета заключалось в том, что он способствовал ускоренному развитию приусадебного пчеловодства, а также создал необходимые предпосылки для организации первого в мире общественного социалистического пчеловодства.

К 1941г. в нашей стране уже было около 10 млн. пчелиных семей, а выход товарного меда повысился с 8 до 12 кг на семью пчел.

В послевоенный год ( 1945) в стране осталось лишь половина пчелиных семей. Начался восстановительный период.

Уже в шестидесятые годы число пчелиных семей было восстановлено, ускоренными темпами началась научно-техническая реконструкция пчеловодства, т.е. перевод отрасли на промышленную основу.

В мире существует около 21 тысячи видов и 520 родов пчёл, но самыми распространёнными являются медоносные пчелы[2].



1.2 Организация жизни в пчелиной семье

В пчелином гнезде всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится готовый мёд. Средняя часть – «детский сад», она находится ближе к летку (отверстию, через которое пчёлы вылетают из улья), здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Наконец, нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд, после чего загружается в верхние ячейки и запечатывается воском. Кроме мёда пчёлы запасают также цветочную пыльцу – белкововитаминный корм для личинок.

  Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл (рисунок 1). Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого-либо задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного рода. Примерно через неделю после своего рождения матка достигает зрелости и, выбрав тёплый солнечный день, она вылетает из улья и отправляется в «свадебное путешествие». Вернувшись в улей, увеличивается в размерах, теряет способность летать и начинает откладывать яйца.  В сутки матка может отложить до  2 тысяч яиц. Во время такой усиленной кладки матке просто не остаётся времени, чтобы на хождение к медовым ячейкам и на самостоятельное питание. Всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл, входящих в её постоянную «свиту». Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом – маточным молочком. Состав свиты всё время обновляется.

Рисунок 1- Пчелиная семья

Жизнь пчелы состоит из следующих этапов:

  • подготовительный: развитие личинки, окукливание и запечатывание в ячейке сот в ожидании рождения (рабочей пчеле для появления на свет нужен 21 день);

  • рождения на свет: знакомство с ульем, кормление и согревание расплода (с 3-4 дня), чистка ячеек;

  • легкая работа по улью (с 4-го дня после рождения);

  • кормление личинок и матки (с 6-7 дня после рождения);

  • ознакомительные облеты (с 5-го дня);

  • медосбор (на 17-18 день).

Чаще всего пчела оканчивает свою жизнь прямо в полете, тем самым освобождая своих собратьев от необходимости чистить улей от трупов[1].


1.3 Значение пчёл в природе

Пчелы — частица живой природы. Без пчел обеднели, а может быть, и совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высшей растительности. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность. 

Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Ведь только при многократном посещении пчелами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов. 

Пчел по праву считают помощниками земледельца. Их роль в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав трудно переоценить. Не случайно, поэтому пасеки можно увидеть в цветущих садах и на полях возле цветущих массивов, к которым их специально подвозят[4].

Основные функции пчёл в природе:

  1. опыление. Чтобы прорасти, растениям нужно перенести пыльцу с тычинок к пестику (рисунок 2). Фактически опылители, играют ключевую роль в каждом третьем продукте, который мы едим. Безнихмногиерастенияпогиблибы;

  2. обеспечение роста растений. Пчёлы участвуют в опылении ягод и фруктов, которые служат пищей другим животным. Некоторые виды роют норы под землёй, тем самым способствуя аэрации почвы. Они способствуют её оздоровлению в долгосрочной перспективе; производство продуктов пчеловодства;

  3. борьба с вредными насекомыми. Выбирая весь нектар из цветов, желто-черные трудяги лишают других насекомых средств к существованию;

  4. также пчелы косвенно повышают плодородие почвы – увеличивая количество растений из семейства бобовых, тем самым участвуют в обогащении земли азотом и восстанавливают структуру почв. 

  5. участие в экосистеме. Они помогают строить дома другим существам: насекомым, животным и птицам, которым нужны деревья, цветы и кустарники. Они также часть пищевой цепочки. Птицы, пауки, стрекозы используют их в качестве источника пищи.

Рисунок 2- Пчела в жизни природы

1.4. Общая характеристика пчелы

Пчёлы относятся к членистоногим. В строении пчелы выделяют 3 основные части: голова, грудной отдел и брюшко.

В строении тела насекомого условно можно выделить три части (рисунок 3):

Рисунок 3 – Строение пчелы.

  • Голова пчелы, которую венчают усики в количестве двух штук, также пара сложных глаз, имеющие фасеточное строение. Глаза пчелы развиты довольно таки хорошо, так они способны различать практически все цвета, за исключением оттенков красного. Также голова насекомого оборудована специальным хоботком, предназначенным для сбора нектара с цветов. Ротовой аппарат пчелы имеет режущие жвала, три отдельных челюсти и язычок.

  • Грудь пчелы, оборудованная двум парными разновеликими крыльями и тремя парами ног. Крылья пчелы друг с другом соединены с помощью мелких крючков. Ноги пчелы покрыты ворсинками, которые служат для практических целей – чистке антенн, снятии пластинок воска и т. д.

  • Брюшко пчелы является вместилищем пищеварительной и половой системы насекомого. Также там расположен жалящий аппарат и восковые железы. Нижняя часть брюшка покрыта длинными волосками, которые способствуют удержанию пыльцы.

Пчелу легко узнать по тонкой «осиной» талии между грудным отделом и брюшком. У пчелы сильное жало. Большинство самок имеет жало, которое может быть выброшено с конца брюшка. Рабочая пчела снабжена колючим жалом, поэтому, когда она кусается, оно застревает в коже. Насекомое окрашено в отпугивающие тона.

Рот пчелы специально приспособлен для всасывания или слизывания нектара. Она сосет нектар при помощи маленького хоботка и накапливает его в зобу.

На задних лапках имеются специальные щеточки и корзиночки для сбора и переноса пыльцы. Пыльцу, осыпавшуюся на мохнатое тельце при перелетах с цветка на цветок, пчела соскребает задними лапками и помещает в эти щетинистые корзиночки. По возвращениипчела извлекает пыльцу из корзинок и складывает в соты, пополняя запасы пищи для всей колонии. 

Пчелам, как и людям необходимо общаться. Для этого, как и у людей служат осязание, обоняние, зрение и слух. У пчел существует более необычный способ передачи информации. Вернувшись домой, с порцией нектара, пчела часто использует сложный «танец», треща крылышками и виляя брюшком на глазах у своих товарок.  По рисунку и ритму этого танца остальные пчелы определяют, где удачливая добытчица обнаружила хороший источник нектара и как туда долететь.


1.5. Значение пчёл в жизни человека

Пчёлы — ключ к части нашего продовольственного изобилия.

1.Собирая нектар, пчёлы распространяют пыльцу, тем самым участвуя в процессе плодообразования и влияя на урожайность.

2. Пчёлы производят мёд и другие продукты пчеловодства.

3. Пчеловодство обеспечивает работой сотни тысяч людей по всему миру, тем самым способствуя росту экономики.

4. Продукты пчеловодства используют в лечебных целях. Лечебные средства с использованием пчелиного подмора не имеют противопоказаний и не вызывают аллергии. Используйте их для восстановления баланса в организме, улучшения работы системы кроветворения, укрепления иммунитета.

5. За время своей жизни пчелиная семья собирает пыльцу и нектар и производит: мёд; воск; прополис. Из воска делают вощину. Из пыльцы — пергу — белковый корм, необходимый личинкам, и маточное молочко. Также люди собирают пчелиный яд, а из умерших пчёл делают подмор.

6. Апитерапия. Велико значение пчёл и в медицине. Продукты пчеловодства становятся составляющими компонентами лекарственных средств. Кроме того, они используются в альтернативной медицине. Например, апитерапии. Это направление, в котором заболевания (рассеянный склероз; артрит; инфекции; опоясывающий лишай; раны и ожог) лечатся продуктами пчеловодства.

7. Пчелиный яд обладает противовоспалительным и обезболивающим действием. Он приводит к уменьшению отёчности тканей и уменьшению боли. Может снизить потребность в традиционных медикаментах и уменьшить риск рецидива заболеваний суставов.

8. Мёд используют при лечении аллергии. Он может успокоить боль в горле, вызванную аллергией, и действует как натуральное средство от кашля. В небольших количествах он содержит пыльцу — известный аллерген. Употребление местного мёда может медленно вводить аллерген в организм, тем самым создавая иммунитет к нему.

9. Прополис также имеет большое значение для здоровья. Он может уменьшить гингивит и зубной налёт, если его использовать для полоскания рта. Также помогает лечить слизистую оболочку рта. И прополис, и маточное молочко используются в качестве поливитаминов для улучшения общего состояния здоровья[3].


1.6. Продукты пчеловодства как лекарственные препараты

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.

Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи (рисунок 4), без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.

Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье, сокращают леток при наступлении холодной погоды и полируют ячейки сотов, где хранится мед, цветочная пыльца и развиваются личинки. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус.

Прополис обладает выраженными действиями против микробов и вирусов, стимулирует регенерацию тканей, уменьшает боли, прекращает воспалительные процессы, убивает дрожжеподобные грибы, возбудителей лишаев и парши, обладает многими другими лечебными свойствами. В ряде случаев по степени лечебной эффективности и противомикробной активности прополис превосходит антибиотики. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Под воздействием прополиса хорошо заживают простые резаные и долго не заживающие раны, язвы кожи, желудка и двенадцатиперстной кишки.

Рисунок 4 – Продукция пчеловодства

    Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, по консистенции похожую на крем или кисель. На воздухе оно становится полупрозрачным, цвет из молочно-белого переходит в желтый, а затем в темно-коричневый. 

  Маточное молочко обладает довольно активными бактерицидными действиями по отношению ко многим гомогенным микробам и вирусам. Маточное молочко нормализует обмен веществ, применяется против ожирения и при исхудании; усиливает устойчивость организма против различных инфекционных заболеваний; стимулирует кроветворение; регулирует функции эндокринных желез; оказывает благоприятное влияние при атеросклерозе и коронарной недостаточности.

    Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство, успешно выдержавшее испытание временем. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус, кислую реакцию. До сих пор лечение ядом осуществляют путем ужалений пчел. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, а также мази для втирания, которые применяются в основном при ревматических и невралгических болях. Хотя пчелиный яд в больших дозах может вызвать тяжелую общую реакцию, анафилактический шок, вплоть до смертельного исхода, в подобранных терапевтических дозах он является ценным лекарственным средством при лечении больных самыми разными заболеваниями.

    Пчелиный воск – твёрдое вещество с приятным медовым запахом и с однородной кристаллической структурой. Воск вырабатывается особыми восковыми железами, расположенными на нижней стороне брюшка рабочей пчелы. Выделяют его только молодые пчелы.

   Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Например, всем известный липкий пластырь содержит воск. Его используют в различных отраслях народного хозяйства, в медицине, при изготовлении муляжей, в косметике. Так, воск, применяемый в косметике, входит в состав различных кремов. Он прекрасно впитывается кожей и придает ей гладкий и матовый вид.

   Цветочная пыльца – природный концентрат всех необходимых для нормального развития организма веществ. Всего в пыльце обнаружено более пятидесяти различных биологически активных веществ, оказывающих разностороннее действие на организм человека. Клинические и экспериментальные исследования лечебных свойств цветочной пыльцы свидетельствуют о том, что она оказывает хороший лечебный эффект при следующих заболеваниях: злокачественная анемия, гастрит, колит, запор, гипертоническая болезнь, неврозы, воспалительные заболевания нервной системы, подагра, нарушения эндокринной системы.

    В последнее время ученых привлекает еще один продукт, вырабатываемый медоносной пчелой – перга, которую пчелы готовят из пыльцы. Перга эффективна при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, гепатитах, эндемическом зобе, атеросклерозе, аденоме простаты, неврозах, депрессивных состояниях, бессоннице, подагре.

  Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии, жевание забруса полезно во многих отношениях: оно вызывает сильное слюноотделение, которое повышает секреторную и двигательную функцию желудка.

   "Мумие асиль"- продукт дикой медоносной пчелы, применявшийся в народной медицине с древних времен. О лечебных свойствах мумие асиль знал и писал еще Авиценна. С помощью спектрального анализа в мумие более 26 микроэлементов. Под влиянием приема мумие  усиливается минеральный обмен, ускоряется заживление переломов костей. Горный воск способствует не только более скорому заживлению ран и формированию костной мозоли, но и улучшает общее состояние, нормализует аппетит, сон.

   Мёд – это непросто вкусная вещь, но и углевод, который наиболее эффективно усваивается организмом до и после физических нагрузок. Мед легко расщепляется и поступает в систему равномерно, таким образом, уровень глюкозы в крови остается постоянным. Такого эффекта нельзя добиться, употребляя в пищу сахар. Мед содержит почти все микроэлементы и по своему составу напоминает плазму крови человека. В состав меда входят важнейшие ферменты: диастаза, амилаза, каталаза, фосфатаза. Содержатся витамины В1, рибофлавин, пиридоксин, пантотеновая кислота, никотиновая кислота, никотиновая кислота, биотин, фолиевая кислота, а также аскорбиновая кислота. В меде найдены природные антибиотики, что определяет его важность в борьбе с болезнетворной микрофлорой. Своеобразен белковый состав меда: содержание протеинов составляет 0,5 – 15%, аминокислот -0,6 -500 мг в 100г меда.

  Благодаря содержанию железа, магния и фолиевой кислоты с помощью меда можно увеличить количество гемоглобина у детей [5].


1.7. Негативные  факторы, влияющие на жизнь пчел

В наше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение.

Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 года».

Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов.

Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов – к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели.

Интересным примером отрицательного влияния на жизнь пчел оказались факты о массовой гибели пчел из–за воздействия электромагнитного излучения мобильных телефонов. Учёные предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения пчелиных колоний в США и континентальной Европе, которое сейчас распространилось на Британские острова и другие территории, приближаясь к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей вокруг передатчиков GSM и  рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшиеся в семье матка, яйца и небольшое количество молодых рабочих пчёл — все погибают без пищи.

На западном побережье в США вымерло 60% пчелиных семей, а на восточном — 70%. После этого данный феномен был отмечен в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии и Греции, а сейчас — и в Великобритании.

Данный факт свидетельствует о том, что разумная деятельность человека и научно – технический прогресс имеют непредсказуемые последствия для окружающей нас живой природы.

Загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета.

Сельское хозяйство повсеместно перешло на химию – удобрения, ядохимикаты. Обработка полей инсектицидами и пестицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых и повышение плодородия почв, губит пчёл.

Вредные вещества не убивают насекомых, но понижают их иммунитет. Пчёлы начинают болеть. Самым опасным и распространённым заболеванием является чума пчёл – варроатоз.

Это заболевание от больных к здоровым насекомым переносят микроскопические клещи, от которых очень сложно избавиться. Лечение и выхаживание ослабленных насекомых – процесс долгий и редко приводящий к желаемым результатам.

При отравлении ядохимикатами появляются пчёлы-уроды. Конечно, при любых отклонениях от нормального развития пчёлы выбрасывают их из улья. Но здесь необходима помощь и самого пчеловода [1].


1.8.Интересные факторы из жизни пчел.

  • Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.

  • Для запечатывания мёда в 75 пчелиных ячейках пчелам необходимо произвести один грамм воска.

  • Производство мёда – тяжелая работа. Чтобы получить всего 100 грамм этого сладкого лакомства, эта труженица должна облететь в среднем 1 миллион цветов (интересные факты о цветах).

  • У пчёл пять глаз, три в верхней части головы и два спереди.

  • Они не умеют различать красный цвет.

  • В 2013 году ученые из Вашингтонского медицинского университета в Сент-Луисе разработали способ атаковать клетки ВИЧ, используя мощный токсин, присутствующий в пчелином яде.

  • Во время пожара у пчел включается инстинкт самосохранения, и они начинают запасаться медом, не обращая внимания на чужаков. Поэтому эффективным является использование дыма в пчеловодстве — окуривание ульев помогает собрать мёд без риска быть искусанным.

  • За день пчела может облететь территорию площадью более 12 гектаров.

  • В одной пчелиной соте находится около 100.000 частичек пыльцы.

  • Ежегодно от укусов пчёл умирает больше людей, чем от укусов ядовитых змей.

  • Средняя продолжительность жизни пчелы-матки достигает 4-5 лет, а обычной рабочей пчелы в летний период — всего 30-60 дней.

  • Пчела может легко летать на большие расстояния и при этом всегда находить дорогу домой [6].












ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование уровня знаний об обучающихся о пчёлах

В самом начале моего исследования я задалась вопросом о том, что же знают о мёде окружающие меня люди.

Цель опроса: изучить элементарные знания учащихся 8 «А» класса МКОУ «Посевнинская СОШ» о жизни пчёл, о продуктах пчеловодства, их пользе или вреде для здоровья человека.

Задачи:

1) Разработать вопросы, направленные на оценку уровня знаний учащихся 8-ого класса (приложение 1).

2) Провести опрос на определение уровня знаний школьников о жизни пчёл.

В опросе приняли участие 18 учащихся 8 А класса.

По полученным ответам на вопросы был проведен анализ и составлены диаграммы.

Вопрос №1(рисунок 5)

Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос № 1.

Вывод: 17 человек ответили, что относятся хорошо к пчёлам, у некоторых даже есть родственники пасечники.

Вопрос №2 (рисунок 6)

Рисунок 6 – Результаты ответов на вопрос № 2.

Вывод: большая часть учащихся (89%) осознаёт полезность пчёл для природы.

Вопрос №3 (рисунок 7)

Рисунок 7 – Результаты ответов на вопрос № 3.

Вывод: учащиеся знакомы с продуктами пчеловодства, но не совсеми. Наиболее популярный ответ – прополис (55%).

Вопрос №4 (рисунок 8)

Рисунок 8 – Результаты ответов на вопрос № 4.

Выводы: мнение учащихся разделилось: 7 человек считают, что пчёлы не опасны и 10 человек считают, что пчёлы опасны.

Вопрос №5 (рисунок 9)

Рисунок 9 – Результаты ответов на вопрос № 5.

Вывод: больше половины учащихся (56%) знают, что следует делать при встрече с пчёлами.

Вопрос №6 (рисунок 10)

Рисунок 10 – Результаты ответов на вопрос № 6.

Вывод: 13 человек выбрали ответ, что мёд помогает в лечении и полезен для здоровья, 3 человека считают, что мёд не полезен, а 2 человека выбрали ответ, что в мёде много витаминов и других полезных веществ.


Результаты опроса показали, что у большинстваопрашиваемых детей уровень осведомлённости о пчёлах соответствует действительности. Характер ошибок, допускаемых учащимися свидетельствует о том, что на уроках биологии вопросу роли пчёл в природе и жизни человека уделено недостаточное внимание.












2.2. Сравнение характеристик домашнего и магазинного мёда.

Данная исследовательская работа имеет большое практическое значение для определения качества меда, так как она помогает достаточно просто и быстро, без особых материальных затрат определить качество исследуемого продукта ,что в свою очередь, поможет в выборе качественного меда. Потребители мёда должны знать о существовании фальсификатов мёда и уметь их распознавать. Сделать это можно непосредственно перед покупкой, либо в домашней обстановке.

Объект исследования: мед с собственной пасеки и магазинный мёд.

Предмет исследования: способы проверки меда на натуральность.

Цель:с помощью литературы и интернет-ресурсов изучить возможные способы проверки меда на натуральной в домашних условиях и проверить их действительность опытным путем.

Гипотеза: существует несколько доступных способов проверки мёда на натуральность в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить литературу.

2 .Провести эксперимент.

3 . Описать полученный результат.

Методы:

1. Анализ литературы.

2. Эксперимент.

3. Результаты собственных наблюдений.

Опыт 1. Тягучесть мёда

Я взяла 2 ёмкости: для домашнего мёда и магазинного. Я, слегка наклонив, покрутила обе ёмкости. Домашний мёд более медленно растекался по стенкам, чем магазинный. После я взяла маленькую ложечку и набрала в неё мёд, подняла и вылила обратно. Визуально домашний мёд более тягучий и густой (рисунок 11, 12). К тому же стекая, мёд не расплывается сразу, образует маленькую горку или башенку.





Рисунок 11.Магазинный мёдРисунок 12. Домашний мёд

Вывод: я провела опыт и узнала, что домашний мед - гуще, чем магазинный.

Опыт 2. Проверка цвета мёда в воде.

Мне интересно было узнать какой станет вода, если я в неё положу одну ложку мёда. И так я положила в воду мёд, и вот что получилось: где водаеле жёлтая, это вода смешана с магазинным мёдом, а где темная вода, там с домашним. В обоих стаканах раствор прозрачный, без осадка.





Рисунок 13- Цвет мёда в воде

Вывод: Мёд, собранный пчёлами в разных местностях отличается по составу. Домашний мёд намного насыщенней и, возможно, полезней.Растворённый в воде мёд не оставил осадка, значит он - натуральный.

Опыт3. Проверка на сахар при помощи хлеба.

К усочек пшеничного хлеба следует опустить в продукт на несколько часов, а потом вынуть и проверить, что произошло с хлебом. Если кусочек затвердел - перед вами натуральный мёд; если же раскис или расползся- значит, вы приобрели сахарный сироп, в лучшем случае, с небольшим присутствием в нём нужного вам продукта. Я взяла два маленьких кусочка хлеба и кинула в домашний и магазинный мёд, через 3 - 4 часа, и в том и в другом мёде он превратился в сухарь.





Рисунок 14- Домашний мёд Рисунок 15 - Магазинный мёд

Вывод: Мой опыт показывает, что любой продукт, опущенный в мёд, через некоторое время отдаст мёду свою влагу и аромат, а сам становится твёрдым. В обоих представленных образцах хлеб затвердел, значит мёд натуральный.

Наблюдение

При длительном хранении мед кристаллизуется. Это зависит, во-первых, от условия хранения (если мёд хранить в теплом месте при температуре примерно 22-36 градусов и герметично закрытым, он очень долго не кристаллизуется.Точно так же поступают пчёлы: они поддерживают тепло в своих у них летом - 36 градусов, зимой - около 22 градусов)

Во-вторых, от содержания в составе мёда основных компонентов- фруктозы и глюкозы.

Если преобладает процентное содержание глюкозы- мёд быстро кристаллизуется. Если преобладает фруктоза - кристаллизация идёт гораздо медленнее. Такой мёд желательнее для людей, страдающих сахарным диабетом.

А содержание этих компонентов, в свою очередь, зависит, во -первых, от природных условий, а во -вторых, от растений - медоносов, с которых пчёлы собирают нектар.

Долго не кристаллизующийся мёд можно проверить следующим способом: поместить в банку с жидким мёдом ложечку кристаллизованного. Через некоторое время кристаллы «заразят» остальной мёд и процесс пойдет дальше. Тоже самое может произойти у пчёл, если плохо «просушить» соты и оставить в них хоть малые частицы кристаллов. Это грозит гибелью пчелиной семьи зимой, так как пчёлы не могут употреблять кристаллизованный мёд. И мёд нового урожая тоже будет быстро кристаллизоваться.

Закристаллизованный мёд тоже можно проверить на натуральность, разминая его между пальцами или нанеся на лицо в качестве маски: натуральный кристаллы мёда от тепла кожи быстро исчезнут.

Косметологи советуют девушкам использует кристаллизованный мёд в качестве скраба для лица и тела, который, в отличие от обычных косметических скрабов, не только снимает ороговевшие частицы кожи, но и напитает её полезными элементами.

Вывод:

Моя гипотеза подтвердилась. Все исследованные способы проверки мёда на натуральность, опытным путем доказали, что все эти способы действенны и доступны каждому в домашних условиях. В процессе работы я узнала много о свойствах мёда и, заодно, доказала натуральность продукта с нашей пасеки и из магазина.

Все эти опыты помогут нам определить натуральность мёда, но, к сожалению, не смогут выяснить высоко качественную подделку. В настоящее время химические добавки могут и аромат меда воссоздать, и его консистенцию.

Поэтому лучше брать мёд у проверенного производителя. А еще лучше у знакомых пасечников. Также в своей работе я сделала памятку покупателю меда.



2.3. Памятка покупателю мёда

Не покупайте мёд сразу в больших количествах. Купите немного и проверьте его в домашних условиях следующими доступными способами:

Способпроверки

Реакциямёданаэсперемент

натуральный

ненатуральный

1

Аромат

душистыйаромат

слабыйзапах

2

Растворите мёд в воде

прозрачный раствор, без осадка

наличие осадка

3

Капните мёд на газету

газета не намокнет, капля будет упругой

газета намокнет, капля растечётся

4

Капните в мёдовый раствор каплю йода

растворприобрететжелтыйоттенок

раствор посинеет, значит там крахмал

5

Капните мёд на бумагу и подожгите её

бумага вокруг обгорит, с мёдом ничего не случится

мёдплавится иликоричневеет

6

Рассмотритемёдподлупой

естьчастичкипыльцы, воска

100% прозрачный

7

Опустите на 10 минут в мёд кусочек белого хлеба

затвердел

размок

8

Возьмите мёд в ложку и дайте стечь

растекается не сразу, образует башенку

сразу растекается

9

Разорвитемёдмеждупальцами

нежный, легко впитывается в кожу

грубаяструктура, остаютсякомочки

10

В жидкий мёд добавьте немного кристаллизованного

через некоторое время мёд весь закристаллизуется

Ничего не изменится

Никогда не берите в по случаю в подъездах, на улице, на автотрассе, у незнакомых людей. Тем более по низкой цене.

Не покупайте мёд сразу в больших количествах. Купите немного и проверьте его в домашних условиях следующими доступными способами.

Мёд -это очень полезное лакомство, его можно употреблять в качестве десерта или же для лечения и профилактики различных заболеваний. В первом и во втором случае важно выбрать настоящий продукт, чтобы не навредить своему здоровью. Сейчас на рынке представлено большое количество подделок, поэтому чтобы не купить некачественный товар, необходимо знать, как выбрать мёд.

Порадовать себя сладким лакомством желает каждый, но не все понимают, как выбрать как выбирать мед. Для начала, перед тем, как пойти на рынок, необходимо изучить специализированную литературу, где будут прописаны характеристики продукта, его разновидности и особенности. После прочтения будет понятно, какой сорт хороший и действительно подойдет для приобретения.

Существует несколько правил проверенных способов, которые помогут визуально оценить продукт и отличить правильный мед от подделки.

Первое, на что необходимо обратить внимание при покупке - в чем продастся пчелиный нектар. Данный продукт имеет окислительные свойства, поэтому его ни в коем случае нельзя хранить в металлической посуде. Она должна быть пластиковой, стеклянной или глиняной. Обязательно нужно уделить внимание чистоте тары, онадолжна быть чистой и стерилизованной.

Консистенция продукта должна быть однородной, без примесей. Если в нем есть непонятного происхождения сгустки, лучше отказаться от покупки этогопродукта. Не стоит приобретать продукт с частичками сот и останками пчёл.

Внимательно осмотреть дно тары, у некачественного пчелиного нектара там могут быть частички кристаллизации. Важно знать, что настоящий и свежий продукт не будет иметь ни малейшего признака начала кристаллизации.

Цвет свежего и натурального лакомства должен быть светло желтым. Однако бывают сорта темно коричневого цвета или даже зеленого. Как правило, такие сорта имеют в своем составе падь. Белый цвет продукта говорит о том, что пчел подкармливали или постоянно кормили сахаром, такой продукт не обладает важными полезными свойствами.

Внимание! Производители искусственного мёда часто добавляют в него сахарный песок или патоку, чтобы улучшить вкусовые качества. Для густоты и подходящейконсистенции используют мел, крахмал либо песок, некоторые осмеливаются даже добавить в продукт древесные опилки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучать пчёл- значит расширять познания о природе, постигать её закономерности, ведь пчеловод работает в содружестве с ней.

Семья для каждой пчелы - это её жизнь, гнездо, тепло, пища, продолжение рода, спасение от врагов.

Многие мыслители и учёные всех времён и народов вели систематические наблюдения за пчелами, а государственные деятели всемирно способствовали увеличению пасек в своих странах, считая, что это положительно скажется на благосостоянии их народов.

Пчеловодство - полезное и интересное занятие, им увлекаются крестьяне и рабочие, арендаторы и кооператоры, агрономы и инженеры, учителя и врачи, артисты и учёные, ветераны войны и труда. Это издавна привлекало человека, доставляло ему большое удовольствие и способствовало созданию дополнительных материальных благ. Пчеловодство приносит большую пользу людям, обществу, государству.

В ряде стран мира еще много веков тому назад лекари успешно применяли мёд и другие продукты пчеловодства для лечения людей от разного рода заболеваний. Ну и в нынешнее время продукты пчеловодства не потеряли своей лечебной силы.

Я думаю, что гипотеза, поставленные в начале исследования, мною подтверждена, цель исследования достигнута. Я научилась оценивать качество мёда. В процессе исследования я узнала много нового о свойствах мёда и приобрела навыки количественного и качественного анализа, надеюсь, это пригодится мне в будущей профессии. Я уверена, что полученные знания помогут мне и другим людям, ознакомленным с этой информацией, в повседневной жизни при выборе настоящего мёда.

Полезные и лечебные свойства мёда широко известны, спрос населения на него велик. Для широкого и правильного использования продуктов пчеловодства, в частности мёда, покупателю необходимо знать простейшие способы проверки качества и признаки некачественного мёда, которые я применила в своей исследовательской работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Википедия. Пчёлы.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/( дата обращения 15.12.20).

2. Значение пчел в природе и жизни человека.URL: https://kratkoe.com/znachenie-pchel-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/(дата обращения 10.01.21).

3. Медовый спас.URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d345c3c998ed600ae41d4f4/medovyi-spas-2020-v-rossii--istoriia-i-tradicii-prazdnika-5f296d9b9d59f874103179c7(дата обращения 12.02.21)

4. Применение мёда и продуктов пчеловодства. URL: http://www.bibliotekar.ru/606/16.htm (дата обращения 12.12.2020)

5. Пчелы.URL: https://liketest.ru/biologiya/test-s-otvetami-pchely.html(дата обращения 20.01.21)

6. Чем полезна пчела природе и человеку.URL: https://fermer.blog/bok/pchelovodstvo/pchely/9299-znachenie-pchjol-v-prirode.html(дата обращения 01.02.21)












ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросыанкеты

  1. Как Вы относитесь к пчёлам?

А) хорошо

Б) нейтрально

В) я их боюсь

2. Чем пчёлы полезны для природы?  

А) они защищают лес от незваных гостей  

Б) своими укусами они сокращают количество хищников

В) они помогают размножению растений (опыляют их)

Г) они бесполезны

3. Какие продукты относятся к пчелиным, т.е. вырабатываются пчёлами?

А) нектар

Б) маточное молоко

В) прополис

Г) воск

4. Пчёлы опасные насекомые?

А) опасны

Б) не опасны

5. Что следует делать при встрече с пчёлами?

А) кричать и размахивать руками, чтобы напугать их

Б) начать тихо жужжать

В) замереть на месте

Г) распылить духи или любой аэрозоль, ведь пчёлы любят сильные запахи

6. Чем полезен мёд?

А) помогает в лечении и полезен для здоровья

Б) в нём много полезных витаминов и других полезных веществ

В) не полезен




В о-первых изучить

специализированную литературу,

где будут прописаны

характеристики продуктов, его

разновидности и особенности.

После прочтения будет понятно,

какой сорт хороший и

действительно подойдет для

приобретении.

Во-вторых самому внимательному

осматривать товар, принудительно ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ

расспрашивать продавцах оего МЕДА

пчел, искать своего пасечника, у

которого в будущем вы будете

покупать мед.

В-третьих, выбирать для покупки

конец лета - начало осени.

В-четвертых, никогда не берите в

по случаю- в подъезде, на улице,

на автотрасс ,вообще у незнакомых

людей. Тем более по низкой цене.


Опасайтесь подделок и будьте

здоровы!

Не покупайте мёд сразу в больших количествах. Купите немного и проверьте его в домашних условиях следующими доступными способами:

Способпроверки

Реакциямёда

Натуральный

Ненатуральный

Аромат

Душистыйаромат

Слабыйзапах

Капните в медовый раствор каплю йода

Растворприобретаетжелтыйоттенок.

Раствор посинеет, значит, там крахмал

Капните на бумагу мёд и подожгите её

Бумага вокруг обгорит, с медом ничего не случится.

Медплавится и коричневеет.

Рассмотритемедподлупой

Естьчастичкипыльцы, воска

100% прозрачный.

Разорвитемёдмеждупальцами

Н ежный, легко впитывается в кожу.

Грубаяструктура, остаютсякомочки

Растворитемёд в воде

Прозрачныйрастворбезосадка.

Наличиеосадка.


21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация внеурочной деятельности учащихся по ФГОС 2022

Автор: Карташова Елена Борисовна

Дата: 18.12.2022

Номер свидетельства: 620755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов  в рамках внедрения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-ramkakh-vniedrieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "225184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439474394"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Модель организации внеурочной деятельности  c усилением этнокультурного воспитания в рамках реализации  ФГОС  в якутских классах МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я) "
    ["seo_title"] => string(173) "modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-c-usilieniiem-etnokul-turnogho-vospitaniia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-v-iakutskikh-klassakh-mobu-sosh-17-gh-iakutska-rs-ia"
    ["file_id"] => string(6) "100069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402362147"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Модель организации внеурочной деятельности младших школьников в МБОУ «Амурская школа» "
    ["seo_title"] => string(95) "modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-mbou-amurskaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "225422"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439641349"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства