kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к уроку биологии в 8 классе "Анализаторы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методиеская разработка к уроку биологии в 8 классе "Анализаторы" ( для работы в гурппах).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку биологии в 8 классе "Анализаторы"»

Составитель разработки- учитель биологии МБОУ ЗАТО г.Североморск «СОШ№12», Гуликова Е.Н.

Урок биологии в 8 классе «Органы равновесия, вкуса, обоняния, кожного и мышечного чувства.

Пример организации обучения в группах.

Группа 1. Орган равновесия.

  1. Сформулируйте определение понятия «равновесие».

  2. Как называется небольшой орган, расположенный возле улитки внутреннего уха, отвечающий за равновесие?

  3. Составьте схему «Строение вестибулярного аппарата». Почему каналы вестибулярного аппарата расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях?

  4. Что представляют собой рецепторы вестибулярного аппарата? Где они расположены?

  5. С каким отделом мозга связаны вестибулярные центры?

  6. Как можно проверить состояние своего вестибулярного аппарата?



* Как проверить вестибулярный аппарат?

Положите руку на пояс, поднимите одну ногу, согните её в колене, разверните в сторону и прижмите пяткой к внутренней поверхности коленного сустава второй, опорной, ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер. Если удалось продержаться в этом положении 16с – состояние вашего вестибулярного аппарата хорошее (рис. 89)







Группа 2.Кожное чувство.

1.С каким свойством связано кожное чувство? Сформулируйте определение данного понятия.

2.Какое значение в жизни человека играет кожное чувство?

3.Составьте схему « Типы кожной чувствительности».

4. Найдите в учебнике факты о кожной чувствительности человека. (с. 322)

5.Вспомните из каких слоёв состоит кожа? ( Назовите эти слои). Где располагаются осязательные рецепторы?

6.В каких долях к.б.п. расположен центральный отдел кожного анализатора?

*Интересные факты.

Помимо информационного потока, информационной нагрузки, кожная чувствительность имеет и эмоциональный компонент. Но здесь уже в основном работает гипоталамус. Он может выдавать положительные и отрицательные эмоции, и для кожной чувствительности как раз характерна очень большая сложность эмоционального восприятия, потому что, скажем, отвратительный запах для всех отвратительный, сладкий вкус для всех приятен, а вот одно и то же прикосновение может вызвать в разных ситуациях и положительные эмоции, и отрицательные, и оборонительную реакцию, и какую-то реакцию, связанную с симпатией к тому, кто к вам прикоснулся.

*Строение кожи





Группа 3.Обонятельный анализатор.

1.Какой орган является органом обоняния?

2. Где расположены обонятельные рецепторы?

3. Где расположен центральный отдел обонятельного анализатора?

4. Объясните, что показывает данная схема?

(Носовая полость ------------------Обонятельные рецепторы ----------Обонятельный нерв

(газообразные вещества (преобразование хим. ( проведение

растворяются в слизи, раздражения в нервный возбуждения)

окружающей реснички) импульс)



4. Используя содержание текста «Обоняние» подготовьте небольшое сообщение для учащихся класса.

Обоняние.

Мир заполнен разными запахами. Запахи имеют большое значение в жизни человека. Они сигнализируют о предстоящих событиях: например, обнаружен запах бытового газа — значит, надо перекрыть газовые краны, ощущается запах несвежей пищи — надо отказаться от нее.

В самой верхней части носовой полости расположен орган обоняния. Это — скопление обонятельных рецепторов в са­мой верхней части носовой полости. Они имеют по пучку ресни­чек, в которых осуществляется первичное взаимодействие клеток с молекулами пахучих веществ. Отростки клеток образуют во­локна обонятельного нерва, направляющегося к обонятельной луковице — парному образованию в переднем мозге. Обонятельные рецепторы очень чувствительны — достаточно одной десятимиллионной доли грамма пахучего вещества, чтобы его воспринял человек. Самые чувствительные современные приборы не могут состязаться с обонянием человека.

Пахучее вещество должно быть летучим, растворимым в воде или в жирах. Только при этих условиях наш орган обоняния может его ощутить и оценить. Информация проводится в кору головного мозга и анализируется на внутренней поверхности височных долей.



Группа 4.Вкусовой анализатор.

1.В каком органе расположены вкусовые анализаторы?

2.Как называются вкусовые рецепторы? Расскажите как они устроены.

3.Составьте схему «Вкусовые рецепторы». Расскажите за что они отвечают.

4. Почему на языке очень много рецепторов, реагирующих на горькое?

5.Объясните, почему вкусовые ощущения сохраняются не долго?

Где расположена вкусовая зона к.б.п.?

6.Используя приложение, расскажите учащимся об интересных фактах вкусового анализатора.

*Приложение

Язык- зеркало желудка.

Принято говорить, что глаза- зеркало души, а язык- зеркало желудка. Давайте разберёмся, с чем это связано. Оказывается по цвету языка можно определить множество заболеваний, и каждому из них соответствует свой характерный цвет. При инфекционных заболеваниях, например, кори или гриппе, цвет языка становится бардовым, к тому же, такой цвет языка говорит о наличии жара. Бледный язык говорит о недостаточном питании, патологии крови - анемии, или о сердечной недостаточности. Фиолетовый язык сигнализирует не только о заболеваниях крови, но и указывает на заболевания дыхательной системы. Желтый или серый язык бывает у курильщиков, при желтухе или указывает на проблемы с желудочно-кишечным трактом. Черный язык, который так пугает родителей, и кстати не зря, говорит о слабости печени и селезенки, дизентерии, о серьезных вирусных инфекциях и даже об абсцессах. О заболеваниях почек говорит синий цвет языка. Голубоватый оттенок языка встречается при плохой циркуляции крови, цинге и при отравлениях тяжелыми металлами, особенно ртутью. Белый язык говорит непосредственно о грибковой инфекции или обезвоживании организма. О проблемах в полости рта можно судить при наличии темно-коричневого языка, что указывает на кровотечения в полости рта и в частности при пародонтите и гингивите.

Главной причиной, конечно, является плохая гигиена полости рта. Ухаживать надо не только за зубами, но и за языком. По этим причинам выпущены специальный щетки, которые подходят для чистки зубов (щетинки) и для языка, обратная сторона такой зубной щетки имеет ребристую поверхность. Но не всем деткам в силу возраста можно пользоваться зубной щеткой, для таких целей отлично подойдет и зубные щетки - напальчники с ребристой рабочей поверхностью.

Но не только плохая гигиена провоцирует образование налета, различные проблемы в полости рта стоматологического характера могут провоцировать образование налета. При первых подозрениях и появлении налета на языке, необходимо изначально обратится к стоматологу для исключения стоматологической патологии. Нарушение работы желудка или всего желудочно-кишечного тракта в целом так же является провокатором в образовании налета. Скопление налета на языке у детей происходит по различным причинам. Самой распространенной причиной налета на языке у грудных детей является кандидоз полости рта. У детей пубертатного возраста налет может образовываться из-за гормонально скачка, и воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта, так называемого юношеского гингивита.

Язык с глубокими бороздками различного размера и цвета называют географическим. Такой язык можно наблюдать при хроническом поражении желудка и кишечника (когда родители кормят ребенка неправильно), при некоторых формах психических заболеваний. По такому языку можно незамедлительно судить о наличии аллергической реакции. Если нарушена функция мозжечка, мозгового кровообращения, язык может искривляться или отклоняться в сторону. По некоторым данным, искривление языка может быть связано с соматическими нарушениями организма. При нарушении функции органов левой или правой половины тела соответствующая сторона языка незначительно увеличивается в размере, и кончик меняет положение – отклоняется. При патологии подъязычного нерва или при парезах язык так же может менять свое положение.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка к уроку биологии в 8 классе "Анализаторы"

Автор: Гуликова Елена Николаевна

Дата: 07.05.2021

Номер свидетельства: 579979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методическая разработка урока биологии для 8 класса "Анализаторы человека""
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-biologhii-dlia-8-klassa-analizatory-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "258377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448475362"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка урока по биологии 8 класс по теме: "Кожно-мышечная  чувствительность . Обоняние. Вкус" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-8-klass-po-tiemie-kozhno-myshiechnaia-chuvstvitiel-nost-obonianiie-vkus"
    ["file_id"] => string(6) "133566"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416545426"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока биологии на тему: "Заболевание и повреждение глаз. Гигиена зрения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_biologhii_na_tiemu_zabolievaniie_i_povriezhdieniie_ghlaz_gighiie"
    ["file_id"] => string(6) "384799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485596600"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Знаешь ли ты анатомию?" "
    ["seo_title"] => string(23) "znaiesh-li-ty-anatomiiu"
    ["file_id"] => string(6) "170847"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423589156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства