Урок биологии 8 класс (итоговый)
Упражнение "Аплодисменты по кругу"
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Упражнение "Молекулы"
Цель упражнения: раскрепощение участников
- Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
После выполнения упражнения спросить:
- Как вы себя чувствуете?
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе по теме
«Заключительный урок по изучению курса биологии о человеке в 8 классе»
Тема урока: Заключительный урок по изучению курса биологии о человеке в 8 классе
Цель: Обобщить и систематизировать знания по биологии за курс 8 класса о человеке
Задачи:
1.Обучающая: Закрепить знания учащихся за курс 8 класса «Биология. Человек»; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.
2. Развивающая: Формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий, стимулировать развитие логического мышления.
3. Воспитательная: Создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в команде, группе.
Тип урока: обобщающий (урок –игра)
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, листы для оценивания, ручки
План урока:
1.
Организационный момент (3 минуты)
2.
Целеполагание (1 минута)
3.
Проведение игры (25 минут)
4.
Рефлексия (10 минут)
5.
Завершение урока (2 минуты)
Ход урока:
1. Организационный момент
Упражнение хорошо использовать, когда группе необходимо подвигаться и встряхнуться.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Описание. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер просит участников вспомнить то время, когда они учились в школе, изучали физику и, в частности, проходили атомы и молекулы. Всем участникам предлагается изобразить атомы и начать двигаться по помещению, символизируя таким образом броуновское движение.
Тренер напоминает группе, что скорость движения атомов при броуновском движении зависит от температуры — чем теплее, тем она выше. После этого он начинает называть температуру, например «10 градусов», «20 градусов», «100 градусов», «1000 градусов», «-273 градуса» и т.д., а участники должны подстраивать скорость движения под температуру.
Затем тренер говорит, что атомы могут группироваться в молекулы, и, чередуя с изменением температуры, начинать говорить «молекулы по 2″, «молекулы по 5″, и в этот момент участники должны «составлять» молекулы указанного размера.
Учащиеся готовятся к уроку, разбиваются на две команды. Из учащихся класса выбирается жюри.
2. Целеполагание
При помощи учеников формулируются цели данного урока.
3. Проведение игры
Учитель, ведущий , объясняет правила игры учащимся:
1.
Класс разбивается на две команды
2.
Каждая команда придумывает название, выбирается спикер команды
3.
Каждая команда по очереди выбирает тему вопросов и стоимость вопроса в теме. В каждой теме по пять вопросов стоимостью от 5 до 25 баллов. Если команда, которой был задан вопрос не знает ответ , то ответить может другая команда, первая поднявшая руку.
4.
За каждый правильный ответ жюри присуждается определённое кол-во баллов, соответствующее стоимости вопроса и фиксирует те вопросы, которые вызвали затруднение у учащихся.
5.
Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее кол-во очков.
При проведении игры учащимся задаются вопросы, которые красочно оформлены на слайдах презентации, после того, как команда дала свой ответ на слайде появляется правильный ответ. После этого учитель возвращается к слайду с темами вопросов и их стоимости, и следующая команда выбирает свою тему вопросов. Игра продолжается до тех пор, пока все вопросы не будут заданы.
Вопросы, которые задаются командам в процессе игры:
История развития человека
1.
К какому типу царства животных относится ЧЕЛОВЕК?
2.
Как называются органы, утратившие своё первоначальное значение и почти не принимающие участие в жизнедеятельности человека?
3.
Как называются первые люди современного типа?
4.
Где впервые были найдены останки неандертальца?
5.
Какие человеческие расы вам известны?
Опорно-двигательная система
1.
Как называется единственная подвижно соединённая кость черепа?
2.
Из чего состоит позвоночник человека?
3.
Что образуют рёбра, грудина, грудной отдел позвоночника?
4.
Какую функцию выполняет красный костный мозг?
5.
Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника человека?
Кровеносная система
1.
Как называется жидкая часть крови?
2.
Человек с какой группой крови является универсальным реципиентом?
3.
Какие клетки относится к форменным элементам крови?
4.
В какой части сердца заканчивается любой круг кровообращения?
5.
Как называются сосуды, по которым кровь течёт ОТ сердца?
Дыхание
1.
В верхних или нижних дыхательных путях воздух согревается, увлажняется, очищается?
2.
Чихание, кашель – какие функции выполняют для человека?
3.
Как по другому называются лёгочные пузырьки?
4.
Как называется оболочка, в которую одеты лёгкие?
5.
На что разветвляется трахея?
Пищеварение
1.
На что распадаются белки в процессе пищеварения?
2.
Как называется начальный отдел тонкой кишки?
3.
Сколько зубов у взрослого человека?
4.
Аппендикс – это отросток какой части пищеварительной системы?
5.
Куда впадает проток поджелудочной железы?
Выделение
1.
Как называется наружний слой кожи человека?
2.
Перечислите органы выделительной системы человека
3.
Что является производными кожи у человека?
4.
Где в почках происходит сбор мочи, перед поступлением в мочеточник?
5.
Как называется функциональная единица почки?
Нервная система
1.
Где находится спинной мозг?
2.
Как называется клетка нервной системы?
3.
К какому отделу мозга относятся большие полушария головного мозга?
4.
Как называется длинный отросток нейрона?
5.
В каком отделе мозга находится центр рвотного рефлекса?
Анализаторы
1.
Сколько процентов информации человек получает с помощью зрения?
2.
Какая часть языка чувствует сладкое?
3.
Какая оболочка глаза определяет цвет глаз человека?
4.
На какую кость передаётся колебание барабанной перепонки?
5.
С чего начинается анализатор?
Эндокринная система
1.
Слюнная железа относится к железам какой секреции?
2.
Как называются продукты, вырабатываемые железами внутренней секреции?
3.
Какая железа вырабатывает инсулин?
4.
Из-за нарушения работы какой железы возникает базедова болезнь?
5.
Какая железа вырабатывает гормон, влияющий на рост человека?
4. Рефлексия
Пока жюри подсчитывает набранные командами баллы, учитель обращает внимание учащихся на вопросы, которые вызвали у них затруднение.
5.Завершение урока
Слово предоставляется жюри, которое озвучивает набранные командами баллы.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем игры и занимает 1 место. Всем членам данной команды ставится оценка отлично. Самым активным участникам из других команд также ставится оценка «5». Всем остальным участникам игры на усмотрение учителя ставится оценка «4».