Урок "Как мы слышим ?" по биологии в 8 классе предполагает выяснить механизм восприятия звука органом слуха. Среди задач урока: сформировать у учащихся знания о строении и функциях органа слуха, значении его в жизни человека и животных; развивать мыслительную активность учащихся, умения связывать знания различных областей знаний, выявлять причинно-следственные связи в процессе распространения и преобразования звуковых волн; воспитывать бережное отношение к своему здоровью на основе знаний о профилактике нарушений слуха, вредном воздействии шума на организм. для решения данных задач предусмотрены этапы::мотивацию (самоопределение к деятельности).На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (выстраивается установка «хочу»), выделяется содержательная область (мобилизуется позиция «могу»).
2 актуализацию знаний и фиксацию затруднений в деятельности. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которое фиксируется самостоятельно.
3 постановку учебной задачи (исследовательский этап) Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. 3 шаг – постановка учебной задачи (исследовательский этап). А как мы слышим?
4. построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога и т.д
6 – первичное закрепление знаний. Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма
7-Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз.
8 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
9 шаг – включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов действий и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
.9 – рефлексия деятельности (итог урока).Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по биологии »
Урок «Как мы слышим?»
Цель: выяснить механизм восприятия звука органом слуха.
Задачи::
Образовательные: сформировать у учащихся знания о строении и функциях органа слуха, значении его в жизни человека и животных;
Развивающие: развивать мыслительную активность учащихся , умения связывать знания различных областей знаний, выявлять причинно-следственные связи в процессе распространения и преобразования звуковых волн;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью на основе знаний о профилактике нарушений слуха, вредном воздействии шума на организм.
Оборудование: компьютер, проектор, экран презентация, модель черепа человека, разборная модель «Ухо», часы , линейка, пленка, карандаш, рабочий лист .
Ход урока:
1. Постановка проблемы , определение целей и задач урока
Сегодня будет необычный урок – урок теории и практики, размышлений и экспериментов.
У вас на столах у каждого лежит рабочий лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Также на нём записано домашнее задание: параграф 51,
Как хорошо, что мне дано судьбою Услышать голос мамы, шум прибоя, И трели соловьиной перелив, И музыки чарующей мотив. И можно мне на миг остановиться И тишиной природы насладиться. Но в этой тишине услышу я: Шуршание листвы, простой напев дождя. Пусть эхо многократно повторит, Что каждый здесь судьбу благословит!
- К акому органу чувств повещено это стихотворение? Органу слуха!
- А какова его функция? Улавливать и проводить звуки.
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д.), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное - общение с окружающими людьми.
Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.
Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить. Арабское изречение
Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся ……(с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха).
Тема урока “Как мы слышим? ” (записываем в рабочие листы).
-Из чего состоит орган слуха А как мы слышим? -Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? -Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? -Влияет ли сила звука на остроту слуха? - Как действует слуховой аппарат у слабослышащих?
2.Изучение нового материала
Чтобы разобраться с возникшими трудностями предлагаю вам организовать работу в группах по следующим направлениям: 1.строени , функции 1го отдела слухового анализатора,
2..строение , функции 2го отдела слухового анализатора,
3.строение , функции 3го отдела слухового анализатора
. Для ответа на возникшие вопросы ищем информацию в п.51, стр.253-257.
-Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренни Начальным органом является ушная раковина
Функции: Ушная раковина улавливает и концентрирует звуковые волны и передаёт в слуховой проход.
Барабанная перепонка преобразует звуковые волны в механические колебания.
-Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? (Учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные “уши”: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше.
-Чем же ещё особенна наша ушная раковина? В ушной раковине происходит “скопление главных линий”, при помощи которых наружное ухо связано с другими органами - акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов.
-Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.
Функции: В 50 раз увеличивать силу воздействия колебаний барабанной перепонки и колебания передаётся перепонке овального окна.
-Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом- слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук?
Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха(вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.
3-я группа- Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины;короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия (изучаются на следующем уроке).
- Ребята, вы никогда не задумывались, как действует слуховой аппарат у слабослышащих? Вибрацию волоконец можно произвести напрямую, если воздействовать звуком на сосцевидный отросток височной кости (именно так происходит восприятие информации у людей со слуховым аппаратом).
--Опыт на передачу звука на внутреннее ухо (работа в парах: приставить к сосцевидной кости карандаш, а другим стучать по нему. Какой вывод можно сформулировать?
Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость (записать в рабочий лист). Именно так было написано самое известное музыкальное произведение (отрывок прослушаем в конце урока), созданное великим немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Как он смог, будучи глухим, услышать звуки фортепиано и преобразовать их в целую симфонию? (С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – он чувствовал звуковые волны).
Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо
-первичное закрепление знаний.
Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма
На рисунке цифрами 1,2,3 соответственно обозначены:
В рабочих листах заполните таблицу: необходимо дописать недостающую информацию колонок. Проверка таблицы. За правильность заполнения таблицы-оценка
- проследим еще раз путь звука (работа со схемой («Прохождение звуковой волны» ).
3.Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз
4. Давайте проведём опыт “Измерение остроты слуха”.
Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем расстояние, на котором тиканье часов услышано. (Нормальным считается расстояние 10–15 см.). Аналогично проводим с левым ухом. Повторяем опыт после прослушивания громкой музыки в течение 5 минут.
Сравнить полученные результаты работы и объяснить их.
Какой вывод можно сформулировать?
Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записываем в рабочий лист).
Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает.
- Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить.
- Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования?
Предложите три рекомендации по гигиене слуха (записать в рабочий лист) и поясните их.
Исключить громкие звуки.
Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы.
Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.
Сообщение о копушах: Часто при раскопках археологов , находили странные палочки, это капушечки. В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слухового прохода. Обычно их называли «копоушечками», изготавливались из дерева. Ну, а человек, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все свои остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
--- Для чего же было необходимо чистить уши? Откуда берется в слуховом проходе сера? Что это такое? В старину в русском языке слово «сера», означала грязь отсюда пошло слово «серый», что означает грязный, серить, значит пачкать. Засохший секрет в слуховых проходах, называли «ушной грязью». А откуда она берется?
Сообщения учащихся. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Очищение происходит, вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи. И во время своего роставыносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.
---Итак, необходимо ли постоянно чистить слуховые проходы? Современная медицина отвечает, что недостаточно периодически промывать мылом слуховые проходы. Но сегодня можно встреть любителей чистить ее спичками и даже шариковыми стержнями – это порой приводит к травмированию кожи и попаданию туда инфекции, а как следствие – развитие воспаления.
Закрепление.
Постарайтесь объяснить факт:
- В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт..В чем же дело?
-Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох.
Верите ли вы, что:
-Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит?
(Нет: человек может слышать до глубокой старости)
-Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка?
(Да: мощная звуковая волна с силой ударяет в барабанную перепонку и может порвать ее. И чтобы уравнять давление с внешней и внутренней стороны рекомендуется открывать рот. В самолетах предлагают леденцы, чтобы чаще сглатывать слюну, также для выравнивания давления.)
-Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве?
(Нет: два уха помогают установить, с какой стороны от нас находится источник звука, т. к. в одно ухо звук поступает раньше на долю секунды.)
-Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уширодителей, бабушек и дедушек?
(Нет: дискотека и подростковые уши не совместимы. Формирование слуховых рецепторов завершается к 18 годам, а вот смесь звуков тяжелого рока прекрасно может выдержать ухо взрослого человека.)
-Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья?
(Да: деревья поглощают шум.)
Подумайте:
-Как на слух отличить, работает электродрель вхолостую или сверлит отверстие?
-Почему на опушке леса хорошо слышно эхо?
-Случайно залетая в окно, летучая мышь часто садится на голову людям. Почему?
-Почему шумы и музыкальные звуки оказывают на человека различное действие?
-Почему музыкальные инструменты изготавливают из меди и серебра?
5. Рефлексия
– Выберите из данных выражений то, которое соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока:
Смелость города берёт. 2. Старая песня на новый лад. 3. Через тернии – к звёздам. 4. Ах, как я устал от этой суеты. 5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
6.Домашнее задание П.51, в.1-4
Рабочий лист____________________________________________________________
Ф.И.ученика, класс
Цель урока:________________________________________________________________________
Заполнить таблицу: «Строение и функции органа слуха»
Отдел анализатора
Строение
функции
значение
Наружное ухо
Среднее ухо
Внутреннее ухо
- составить схему «Путь зуковой волны»
Постарайтесь объяснить факт:
- В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт..В чем же дело? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верите ли вы, что:
-Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит?_______________________
-Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка?______________________________________________________________
-Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве?_______________________________________________________________
-Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уширодителей, бабушек и дедушек?_________________________________________________
-Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья?______________________________________________
Подумайте:
-Как на слух отличить, работает электродрель вхолостую или сверлит отверстие?
-Почему на опушке леса хорошо слышно эхо?
-Случайно залетая в окно, летучая мышь часто садится на голову людям. Почему?
-Почему шумы и музыкальные звуки оказывают на человека различное действие?
– Выберите из данных выражений то, которое соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока:
Смелость города берёт. Старая песня на новый лад. Через тернии – к звёздам.
Ах, как я устал от этой суеты.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.( Нужное подчеркнуть)