kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методы обучения на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методы обучения на уроках биологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках биологии»

Интерактивные методы обучения: классификация


Интерактивное обучение осуществляется с помощью методов и приемов.


Интерактивные методы обучения — это способы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которого слушатели перестают играть пассивную роль и активно приобщаются к работе.


Интерактивные технологии обучения делают образовательный процесс более интересным и эффективным в детском саду, школе или другом учебном заведении.


Согласно учебной пирамиде, которую в 1980-х разработал Национальный тренинговый центр (штат Мэриленд, США), мы запоминаем из того, что слышим, только 5%, в то время как 90% информации фиксируем, когда обучаем других. Организовывайте образовательный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли усвоить как можно больше материала, чувствуя себя при этом максимально комфортно.


Классификаций интерактивных методов обучения существует немало. Рассмотрим некоторые из них.



По последовательности применения


Вступительные


Настраивают на рабочий процесс, создают доброжелательную атмосферу на занятии, знакомят с темой и задачами: «Продолжи предложение»


Основные


Решают ключевые проблемы: «Мозговой штурм», «Театрализованные игры», «Карусель»


Завершающие


Наталкивают на рефлексию и желание подвести итоги: «Сенкан», «Вернисаж» и т.д.


Вспомогательные


Используются при необходимости. Снимают напряжение, помогают сменить вид работы: «Передай улыбку»


По принципу активности (М. В. Кларин)


Физические


Смена места работы, составление пазлов, рисование, создание наглядности и т.д.


Социальные


Формулировка вопросов, ответов и аргументов


Познавательные


Выступления, дополнения, комментарии, поиск и подбор информации


 

Пометун Е. И. и Пироженко Л. В. выделяют следующие интерактивные формы обучения


Кооперативное


Работа в парах, тройках, малых или больших рабочих группах: «Карусель», «Аквариум» и пр.


Коллективно-групповое


«Микрофон, «Мозговой штурм», «Ажурная пила»


Ситуативное моделирование


Ролевые игры, инсценировки, драматические зарисовки


Разработка дискуссионных вопросов


Дискуссия, метод «Пресс» или «Займи позицию»


 

Как организовать интерактивную работу на занятии


привлеките к работе всех без исключения учеников, дав задание с учетом индивидуальных особенностей каждого;

позаботьтесь о психологической готовности учеников;

создайте комфортную среду посредством доброжелательного общения;

заранее подготовьте помещение, обеспечив свободное передвижение участников;

проявляйте терпимость и толерантность к любому мнению;

выслушайте всех участников, проявляя уважение к их взглядам;

будьте внимательны к пожеланиям учеников при формировании групп;

не используйте на одном занятии более трех интерактивных упражнений;

помните, что интерактивные уроки лучше всего проводить при небольшом количестве участников.

Перед применением интерактивных методов обучения озвучьте или сформулируйте совместно с участниками правила поведения на занятии.


Например, следующие:


каждое озвученное мнение важно;

неправильных мнений не существует;

не бойтесь высказываться;

мы все — равные партнеры;

обсуждаем мнения, а не людей;

высказываемся четко, лаконично, предметно;

слушаем друг друга;

озвучиваем только обоснованные доказательства.

Методы обучения

Интерактивные методы обучения в УДО 

Использование интерактивных методов обучения в учреждениях дошкольного образования — необходимое условие успешного развития воспитанников.


Интерактивные технологии обучения:


способствуют развитию творческого мышления, уверенности в себе;

вызывают желание выражать мнения и проявлять любознательность;

развивают воображение и фантазию;

укрепляют интеллект;

развивают личностные качества — смелость, умение доказывать мнение и искать аргументы.

Ребенок до 6 лет много спрашивает и хочет, чтобы его слушали. Докладчик в этом возрасте его не заинтересовывает. Используйте интерактивные игры и упражнения — они удовлетворяют потребность воспитанников в общении и выражении своих мнений. 


Название метода


Содержание интерактивного метода


Микрофон


Дети вместе с воспитателем образуют круг. Передавая друг другу имитируемый или игрушечный микрофон, они выражают свои мнения по заданной теме — по предложенным к рассмотрению вопросам или проблемам.


Высказывания не обсуждаются


Дебаты


Дети вместе с воспитателем становятся в круг и, передавая друг другу имитируемый или игрушечный микрофон, выражают свои мнения по заданной теме — по предложенным к рассмотрению вопросам или проблемам.


Высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, ища способ решения проблемы


Вдвоем


Дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание


Цепочка


Дети образуют рабочие пары, обсуждают задачи и вносят свои предложения в имитируемую цепочку — к примеру, в таблицу, где приводится сюжет сказки в рисунках или условных обозначениях, или сами создают «цепочку действий», «поезд» и т.п.


Снежный шар


Дети объединяются в маленькие группы и обсуждают проблемные вопросы и ситуации или выполняют общую задачу, договорившись о четкой последовательности действий каждого члена группы


Синтез мнений


Дети объединяются в маленькие группы и выполняют определенную задачу: например, делают рисунок на листе бумаги и передают его в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание


Круг идей


Каждый участник или каждая группа выполняет одно и то же задание — обдумывает определенный вопрос, а затем вносит свои предложения, идеи и т.д.


Общий проект


Дети объединяются в несколько групп. Группы получают различные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы. А потом каждая группа представляет свой вариант решения этой проблемы


Ассоциативный цветок


Дети объединяются в несколько групп. На доске закрепляют «середину» цветка с изображением определенного понятия. Каждая группа выбирает слова-ассоциации и картинки-ассоциации к этому понятию


 


Метод «Микрофон». Воспитатель задает вопросы, а каждый ребенок по желанию высказывает мнение, говоря в игрушечный микрофон.


Правила:


говорит лишь тот воспитанник, у которого в данный момент находится микрофон;

каждый высказывается по очереди;

ответы не комментируются;

все мнения возможны.

Ориентировочные темы:


В каком городе мы живем? Что приносит с собой весна?


Метод «Дебаты». Используют для решения проблемы с многими вариантами решения.


Правила:


конкретно формулируйте свое мнение;

подкрепляйте его аргументами;

объясняйте, почему так считаете;

дебаты продолжаются до тех пор, пока не перестанут возникать новые идеи.

Ориентировочные темы:


Почему люди бывают злыми?

Что такое дружба?


Метод «Вдвоем». Дети образуют пары для общения.


Правила:


не перебивать партнера;

не возражать против его мнения.

Например:


Какой мультфильм тебе нравится?

Что ты планируешь на выходные?


Интерактивные технологии обучения в школе

Организуя обучение, выступайте в роли его модератора и консультанта. Побуждайте учащихся к творчеству и проявлению инициативы.


Структура урока с использованием интерактивных технологий обучения

Для эффективного проведения урока, на котором вы применяете интерактивные методы обучения, не пропускайте важных этапов работы.


 


Мотивация


Заинтересовывайте учеников темой урока во время рассказа или беседы с ними, демонстрируйте наглядность


Объявление темы, цели и задач


Добивайтесь понимания учащимися смысла их учебной деятельности


Изложение учебного материала


Предоставляйте учащимся необходимую информацию по теме, чтобы на ее основе они могли выполнять упражнения


Выполнение интерактивных упражнений


Содействуйте усвоению учащимися учебного материала посредством интерактивной деятельности с презентацией ее результатов


Рефлексия


Добивайтесь осознания учащимися опыта, приобретенного ими во время урока


Подведение итогов


Объясняйте содержание выполненной работы, подчеркивая, что ученики могут постоянно совершенствовать полученные знания


Интерактивные методы обучения в начальной школе

Читайте также


Какой он — нестандартный урок в начальной школе

Из опыта STEM-образования в начальных классах

Работая с детьми 1-4 классов, учитывайте их возрастные особенности — потребность в динамическом изменении задач, физической активности и наглядности. Используйте разнообразные интерактивные игры для детей младшего школьного возраста и другие подвижные формы работы.


Примеры использования интерактивных методов обучения в начальной школе


Метод «Конвейер». Закрепите на доске рисунок Мудрой совы, а вокруг нее — примеры для устного счета. Сделайте это таким образом, чтобы ответ первого примера становился началом следующего.


Эту задачу эффективно выполнять в малых группах. Лист с примерами передается в группе по кругу, а каждый ее участник решает одну из задач. Побеждает та команда, которая первая дойдет до последнего примера.


Метод «Броуновское движение». Этот метод может быть использован, например, на уроке естествознания, при изучении темы «Природные зоны Украины».


В разных частях класса разложите карточки с описанием природных зон. На каждой отдельной карточке укажите конкретную характеристику, не отмечая зоны.


Дети должны, свободно перемещаясь по помещению, собрать только те карточки, в которых указаны особенности именно «их» природной зоны. Используйте этот и другие интерактивные методы обучения на уроках для закрепления и обобщения знаний.


Также вы можете применять вышеописанные методы обучения для работы с дошкольниками. 


Узнайте, как провести нестандартный урок в начальной школе: бинарный, стихотворный, интегрированный, урок-соревнование или урок-путешествие.


Интерактивные методы обучения в средней и старшей школе

Работая с учениками 5-11 классов, используйте сложные формы работы на уроке.


Предложите учащимся объединиться в группы для выполнения следующих упражнений: «Два — четыре — все вместе», «Карусель», «Аквариум», «Диалог», «Синтез мнений», «Круг идей» и др. Это популярные интерактивные методы обучения на уроках украинской и мировой литературы, географии и других естественных дисциплин. С их помощью вы сможете развивать навыки общения, умение учащихся высказываться, критически мыслить, убеждать, вести дискуссию.

Чтобы научить детей преодолевать стереотипы, анализировать материал, сравнивать и убеждать, используйте технологии «Броуновское движение», «Мозговой штурм», «Анализ ситуаций», «Мозаика», «Дерево решений», «Микрофон». В частности, целесообразно использовать эти интерактивные методы обучения на уроках истории.

Для обеспечения максимальной свободы интеллектуальной деятельности и формирования навыков сотрудничества применяйте технологии ситуационного моделирования: конференции, ролевые игры и инсценировки, драматические зарисовки. 

Используя «Дебаты», «Незавершенную цепочку», «Займи позицию», «Измени позицию», «Метод ПРЕСС», вы сможете способствовать развитию критического мышления учащихся и формировать навыки публичного выступления и дискутирования.

«Литературная викторина», «Литературное лото», «Истинное и ложное»— удачные формы на уроках литературы.

Игра как интерактивная форма обучения является одним из самых действенных способов привлечь учащихся к работе посредством развития их познавательной и эмоционально-личностной сферы. Игры на уроке активизируют учащихся, так как те начинают быстрее решать задачи, интенсивно сотрудничают между собой.

Учителя-словесники активно используют игру как метод. Использование интерактивных технологий на уроках английского языка способствует развитию речи, развивает стремление самостоятельно находить ответы на сформулированные вопросы.

Выбор метода для определенной учебной дисциплины зависит от тематики конкретного урока, его задач, готовности учащихся и тому подобное. Только учитель решает, что именно пора предложить учащимся.


Рассмотрим некоторые методы обучения на уроках подробнее.


«Аквариум» напоминает игру «Что? Где? Когда? ». Ученики объединяются в несколько групп, каждая из которых получает конкретную задачу. Участники каждой группы по очереди садятся на стулья в центре класса и обсуждают полученное задание в течение 3-5 минут, затем группа принимает решение.


Остальные ученики класса только следят, проводится ли дискуссия по установленным правилам, и не вмешиваются в обсуждение. По истечении отведенного времени они высказывают свои мнения относительно услышанного, дают ответы на вопросы:


Согласны ли вы с решением группы?

Было ли это решение достаточно аргументированным?

Какой из аргументов вы считаете самым убедительным?

После этого обсуждает свою задачу другая группа и т. д.


«Незавершенная цепочка» позволяет выявить мнения учеников по определенным вопросам, проанализировать, насколько их заинтересовала тема урока, и т.п. Для проведения упражнения по этой технологии заранее составьте список с началами предложений и предложите ученикам их завершить. К примеру:


«На уроке меня заинтересовала информация о...»;

«Из полученной информации я сделал (сделала) вывод о том, что...».


«Литературное лото». Ученики работают в парах. Суть игры заключается в объединении элементов в единое целое или установлении соответствия между ними, например:


литературные понятия и их определения;

названия произведений и имена авторов;

имена героев и их реплики;

части пословиц, поговорок и т.д.

Например, на итоговом уроке украинской литературы в 11-м классе ученикам предложили установить соответствие между литературным направлением и его признаком:


«Романтика витаизма»


Стремление к объективности и достоверности изображения действительности


Авангардизм


Воспроизведение личных впечатлений, наблюдений, ощущений, связанных с объективной реальностью


Импрессионизм


Пафос оптимизма, активное действие, заключающееся в выражении сильных чувств


Реализм


Сочетание символистских, импрессионистических, неоромантических, барочных элементов с фольклором


Кларнетизм


Повышенная эмоциональность в выражении чувств, переживаний, психологического напряжения


Экспрессионизм


Разрушение традиционных художественных законов и форм


 


«Мозговой штурм» — совместное решение проблемы, которое становится возможным благодаря использованию особых приемов обсуждения.


Он предусматривает такие этапы, как:


генерация идей всеми участниками;

выбор наилучшей идеи;

анализ наилучшей идеи.

Узнайте, как применять во время интерактивного урока сторителлинг и чем могут помочь школьные проекты.



Интерактивные методы обучения педагогов 

Для создания атмосферы взаимодействия и сотрудничества, необходимой для эффективного интерактивного обучения, педагоги должны:


свободно оперировать многими методами и приемами обучения;

уверенно модерировать ролевые игры и упражнения;

совместно с учениками решать проблемные ситуации и т.д.

Метод модерации


Метод модерации позволяет организовать общение посредством структурирования и направления групповой работы.


Объединив участников группы в команду, модератор побуждает их действовать в едином ключе для разработки в кратчайшие сроки конкретных предложений, нацеленных на решение той или иной проблемы.


Задача модератора — побудить коллектив принять профессионально грамотное решение, занимая при этом нейтральную позицию.


В зависимости от ожидаемого результата он имеет возможность направлять их внимание на такие аспекты:


сотрудничество, признаком которого является кооперация;

взаимная поддержка;

развитие идей участников другими участниками;

соревнование, когда все усилия направлены на победу, что значительно повышает производительность коллектива.

Метод кейсов


Метод кейсов называют еще методом анализа конкретных ситуаций. Ведь кейс (англ. case — случай, дело, прецедент) — это подробное описание реальной ситуации. Различают несколько видов ситуаций:


проблема, решение которой необходимо найти или которую придется счесть нерешаемой;

оценка, когда нужно выполнить критический анализ принятого решения и представить мотивированное заключение по имеющейся ситуации и способам ее решения;

иллюстрация отражает ситуацию и объясняет причины ее возникновения, описывает процедуру для решения, которое необходимо обоснованно принять или отклонить;

опережение описывает порядок применения принятого решения, который используют для тренировки, упражняясь в применении приобретенных теоретических знаний.

Ролевые и деловые игры


Ролевая игра — это интерактивная форма обучения, которая имитирует возникновение проблемы. Участникам ставят задачу (описывают проблему) и распределяют роли для ее выполнения. Например, с помощью ролевой игры можно сымитировать родительские собрания в группе учреждения дошкольного образования.


Обычно ролевая игра проходит в несколько этапов, когда производятся:


взаимодействие участников — каждый в зависимости от своей роли может соглашаться или не соглашаться с мнениями других, высказывать свое мнение;

корректирование — ведущий сообщает в процессе игры новые условия, некоторые сведения, влияющие на способ выполнения задания и меняющие русло обсуждения;

оценка результатов обсуждения и подведение итогов.

Разыгрывание ролей представляет собой эффективный метод для решения организационных, управленческих и психолого-педагогических задач.


В деловой игре воспроизводят предметное и социальное содержание ожидаемой модели профессиональной деятельности. С учетом этого метод деловой игры позволяет развивать профессиональное мышление педагогических работников. Ведь целью деловой игры является новое решение, найденное благодаря профессиональному опыту ее участников.


Используйте эти формы обучения в высшей школе, адаптировав их для занятий со студентами.


Ознакомившись с принципами, условиями и особенностями интерактивного обучения, вы сможете уверенно использовать соответствующие методы на занятиях. Это позволит сделать сотрудничество интересным, эффективным и современным.



 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интерактивные методы обучения на уроках биологии

Автор: Басаранович Ольга Сергеевна

Дата: 04.06.2023

Номер свидетельства: 633083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО "
    ["seo_title"] => string(117) "razrabotka-zaniatiia-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-u-studientov-v-spo"
    ["file_id"] => string(6) "221269"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435157341"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Доклад «интерактивные методы обучения на уроках биологии»"
    ["seo_title"] => string(63) "doklad_intieraktivnyie_mietody_obuchieniia_na_urokakh_biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "384493"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485514376"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Эволюция и развитие современных интерактивных форм обучения"
    ["seo_title"] => string(66) "evoliutsiia_i_razvitie_sovremennykh_interaktivnykh_form_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "565854"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607342122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Активные и интерактивные методы обучения на уроках естественно-научного цикла"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniia_na_urokakh_estestvenno_nauchnogo_tsik"
    ["file_id"] => string(6) "498433"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549302266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства