Просмотр содержимого документа
«Доклад «интерактивные методы обучения на уроках биологии»»
ДОКЛАД
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ»
Учитель биологии и географии:
Воротынцева Н.В.
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, способствующих эффективному обучению.
Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию предмета. Интерактивные предметные кабинеты позволяют максимально использовать потенциал информационных технологий в традиционном процессе обучения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) вынуждают каждого учителя понять, принять, оценить и применить их компоненты в повседневной урочной практике. Этот путь неповторим — и обусловлен именно необходимостью авторизации каждым учителем преподаваемого курса, перевода с абстрактного языка учебника в конкретный мир ощущений и действий обучаемых, для которых виртуальный мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный мир.
«Компьютер — это устройство, способное принести пользу каждому, кто его не боится». И количество денег и усилий, вложенных в развитие этого устройства, привели к тому, что полностью компетентных в ИКТ людей быть не может.
Как сочетать информационные и традиционные методы организации учебной деятельности? Как работать с компьютером и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной работы учащихся? . Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. В интерактивном обучении возможности интерактивной доски безграничны. Известно, что на интерактивной доске можно делать все то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернете. Достаточно всего лишь коснуться её поверхности, чтобы открыть нужный файл. На интерактивной доске можно писать цветными электронными маркерами или ручкой. Можно предварительно заготовить таблицы, рисунки, схемы для практических работ и используя интерактивный режим, заполнять их на уроке во время работы. Например, на данном, казалось бы, очень простом флипчарте учащиеся могут выполнить следующее:
Ответить на поставленные вопросы.
Показать части побега на рисунке.
Подписать ручкой на доске.
Провести стрелки к названным частям побега.
Исправить неверные ответы с помощью класса.
Дописать свои вопросы.
Также этот флипчарт можно продублировать и у доски будут одновременно работать два или три ученика, соответственно со своими заданиями. В среднем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, поэтому всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на «интуитивном» уровне — как работу с «живыми картинками» и «электронным мелом».
Использование флипчартов способствует созданию на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя. Природную активность и других непосед теперь нет необходимости ограничивать. Дети с энтузиазмом бегут к доске «передвигать» предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски.
Таким образом, интерактивная доска помогает самоутверждению и другим детям вне зависимости от успеваемости, вдохновляет их свободой работы с изображениями, текстом. Рассеянные ученики теперь лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение. Дает возможность в выборе разноуровневых, репродуктивных, частично-поисковых, творческих заданий, а также разнообразить формы индивидуальной работы.
Так с использованием интерактивной доски стали преобладать коллективные, групповые формы работы. Включение учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу позволило всем ученикам вне зависимости от успеваемости полноправно включаться в обсуждение решаемой на уроке задачи и участвовать в нём в меру своих возможностей. При подготовке к уроку можно готовить хотя бы небольшие по объему флипчарты. На следующий урок у вас будет возможность вновь вернуться к любым этапам урока, дополнить их или изменить. Инструмент доски «шторка» позволяет раскрывать информацию так, как мне захочется.
Допустим на этом флипчарте можно поменять правильный и неправильный ответы, закрыть их с помощью «шторки», продолжить характеристику равнин, подписать примеры и т. д. С помощью инструмента «прожектор» интерактивной доски оказалось возможным управление вниманием учеников, решать не только образовательные, но и коррекционные задачи. Посредством электронных маркеров можно добавлять дополнительную информацию, выделять её с помощью цвета и толщины линии.
Доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Ведь для каждого преподавателя очень важно обеспечить хороший темп урока сохранить его на протяжении всего занятия. Таким образом, создавая флипчарты, вы создаете модель собственного урока, и конструирование происходит путем внедрения в урок разного типа флипчартов. Готовые флипчарты можно использовать на любом этапе урока; при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при первичном или вторичном закреплении изученного. Электронная указка ACTIVwand позволяет легко достать до верхней части доски даже самым маленьким.
Инструменты создания электронного флипчарта позволяют учителю подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами
Расширенная библиотека ресурсов содержит большое количество материалов по любому предмету и позволит Вам легко и быстро использовать их в своем материале урока
Инструмент Распознавания от руки написанного текста конвертирует надпись, сделанную от руки, в текстовый формат
Инструмент Камера позволит делать фотографию всего экрана или части экрана, ограниченной прямоугольником, многоугольником, произвольной линией
Инструмент Открытия позволит открывать экран в 4-х направлениях и показывать материал урока постепенно
Инструмент Прожектора позволяет концентрировать внимание на необходимой части экрана, ограничивая её эллипсом или прямоугольником (или инвертируя это ограничение).
Инструмент Текста позволяет вставлять и редактировать текстовые блоки в любом месте страницы флипчарта, используя экранную клавиатуру
Инструменты стандартных геометрических фигур позволяют сократить время подготовки флипчарта
Инструмент Экранная корзина позволяет быстро и легко удалить ненужные объекты
Формирование мотивации к обучению стало возможным благодаря использованию системы методов и приёмов:
создание ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, через организацию учебного процесса с опорой на психолого-педагогические особенности детей;
обучение через сочетание чувственного и рационального познания, опору на наглядность, изложение материала с помощью эмоционально насыщенных визуальных образов, использование интерактивной доски, других средств ИКТ;
управление вниманием учеников через использование инструментов интерактивной доски: «инструмент шторки», «прожектор», цветом, толщиной линии и другие.
предоставление права выбора разноуровневых, репродуктивных, частично-поисковых, творческих, исследовательских заданий;
включение учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу;
создание проблемной ситуации через сравнение учебных объектов, выделение существенных признаков предметов, группировку, классификацию, обобщение, установление противоречий;
привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности через организацию рефлексии, самостоятельный выбор критериев оценивания, возможность выбора работ для проверки, отзыв учащихся об ответе других.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
Материалы к уроку можно приготовить заранее — это обеспечит хороший темп занятий и сохранит время на обсуждения.
Можно создавать ссылки с одного файла на другой — например, аудио, видео — файлы или интернет страницы.
К интерактивной доске можно подключить и другое аудио — видеооборудование.
Материалы можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки учеников.
Литература
Бершимбекова Ж. С. Применение интерактивной доски на уроках физики // Педагогический совет, с. 25, № 6, 2008.
Бакмагамбетова С. Ж. Интерактивная доска — революция в интерактивном преподавании в классе // Педагогический совет, с. 24, № 3, 2009.
Сарсенбаева ЕК. Особенности использования интерактивных технических средств в процессе обучения // Ключ знаний, 28, № 4, 2009.
Рыженькова Н. А. Использование информационных технологий на уроках биологии // Педагогическая мастерская, с. 26, № 4 2007.