Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО
Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО
Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО.
Позволяя развивать творческие способности, активность, самостоятельность, креативность, гибкость мышления, метод проектов, как нельзя лучше, отвечает целям математического образования. Важнейшие из них – овладение математическими знаниями и методами; интеллектуальное, культурное, творческое, духовное развитие и нравственное воспитание.
Реализация метода проектов на занятиях повышает эмоциональный тонус студентов, помогает им раскрепоститься, свободно высказывать свою точку зрения, раскрыться творчески, активизирует познавательную деятельность. Меняются функции учащегося и преподавателя. Обучающийся получает больше самостоятельности, а преподаватель из транслятора знаний превращается в консультанта. На занятии возникает деятельностная среда, позволяющая студентам максимально раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. Проекты по математике учат студентов не просто применять имеющиеся у них знания, а самостоятельно приобретать новые, необходимые для решения поставленных задач.
Анализ педагогического опыта преподавателей кафедры позволяет сделать вывод о том, что преподавателя математики в данном методе привлекает:
1)возможность заинтересовать студентов СПО математикой;
2)формирование в процессе работы над проектом основ системного мышления и системной деятельности;
3)развитие у студентов творческих способностей, креативности;
4)формирование целеустремленности, настойчивости, способности ориентироваться в нестандартных ситуациях;
5)формирование коммуникативности, способности к сотрудничеству;
6)формирование способностей к анализу, конструированию и прогнозированию;
Анализ педагогической теории и практики показывает, что математика – дисциплина, в рамках которой применить метод проектов наиболее сложно. Это связано со стереотипным представлением о математике, как о системе правил, теорем и формул, где только следование известным алгоритмам приведет к искомому результату. Но, именно метод проектов позволяет решить данную проблему, главное – правильно организовать подготовительную работу с обучающимися. От ее осуществления зависит успешность дальнейшей проектной деятельности. Необходимо познакомить студентов с задачами нестандартного характера, демонстрирующими непригодность шаблонов и алгоритмов для их решения, провоцирующих учащихся на вариативность, нелинейность мышления, творческий подход. В рамках обычных занятий организовывать упражнения, направленные на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления проектной деятельности. Познакомить студентов с методом проектов, видами проектов, этапами работы над проектом, критериями оценки проектной деятельности, продемонстрировать готовые проекты. Важно вовлечь в проектную деятельность всех студентов, независимо от уровня их математической подготовки. Подготовив студентов к проектной деятельности, преподаватель должен определить в рамках каких разделов математики будет целесообразно реализовывать метод проектов. Проекты должны образовывать целостную систему, демонстрировать преемственность изучаемого материала, усложняться от проекта к проекту. Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов. Важно расширить теоретический материал по математике, наполнив его культурологическим и аксиологическим содержанием.
В соответствии с программой курса математики был разработан и реализован на практике комплекс проектов. В проектном обучении принимали участие обучающиеся -экономисты 1-го курса СПО. Порядок проведения проектов регулировался тематическим планированием по математике для студентов экономических специальностей.
Первым проектом стала математическая газета по теме «Производная и интеграл». Предварительный опрос студентов показал, что чаще всего за время обучения в школе они сталкивались с оформлением газет к праздникам или по предметам. В этой связи, мы посчитали, что целесообразно начинать проектное обучение, опираясь, на знакомый для учащихся вид деятельности.
Целями проекта было:
1) овладение знаниями и умениями по теме «Производная и дифференциал»;
2) формирование восприятия процесса дифференцирования, как важного элемента будущей профессиональной деятельности;
3) формирование представлений о ценности математики в системе бытия;
4) развитие навыков работы с информацией;
5) развитие навыков проектной деятельности.
В процессе выполнения проекта обучающиеся не только освоили новый материал, но и увидели область применения полученных знаний. Благодаря колонкам газеты, посвященным профессиональным задачам, опросам специалистов в области экономики обучающиеся – будущие экономисты наглядно, на конкретных примерах получили ответ на вопрос: «Зачем нам эти производные?». Колонка газеты, содержащая интересные истории о производной, посвященные ей шутки позволила с другой, «несерьезной» стороны взглянуть на «неинтересную» и «скучную» математику. Впоследствии, колонки газеты, выполненные на листах ватмана, украсили кабинет высшей математики. Это благоприятно повлияло на студентов, послужив стимулом для дальнейшей проектной деятельности.
Освоение темы «Приложения производной» проходило в рамках следующего проекта – «Фирма».
Целями проекта было:
1) освоение теоретического материала и формирование навыков применения производной для решения экономических задач;
2) формирование представлений об области применения и месте производной в будущей профессии;
3) развитие способностей к постановке цели, поиску путей ее достижения, планированию своей деятельности; развитие организаторских способностей, способность к сотрудничеству и взаимодействию.
Студентам предлагалось придумать свою фирму (предприятие), производящее какой-либо продукт, разработать необходимые атрибуты (название, логотип, реклама, модель продукции и т.п.), выявить показатели, влияющие на объемы производства и реализации данной продукции. На основании математического исследования определить потенциал предприятия.
На изучение темы «Комплексные числа» по программе отводится только 2 академических часа, в течение которых студентам предстоит освоить довольно обширный объем информации. В итоге обучающиеся не усваивают данный материал, приобретая лишь поверхностное представление о комплексных числах. С целью систематизации большого объема информации, его большей доступности для понимания был реализован проект «Шпаргалка».
Целями проекта было:
1) овладение теоретическими сведениями и практическими навыками оперирования с комплексными числами;
2) формирование умений ставить цель и планировать деятельность по ее достижению, развитие чувства ответственности за принимаемые решения;
3) развитие способности к анализу, синтезу, абстрагированию, системному мышлению, творческому самовыражению.
Студентам предлагалось изготовить «шпаргалку», посвященную комплексным числам. Так как «шпаргалка» должна иметь компактные размеры, то обучающиеся, изготавливая ее, научились работать с большими объемами информации, выделять наиболее важную информацию, отделять главное от второстепенного. Кроме того, данный проект способствовал развитию креативности, позволил раскрыть творческий потенциал, повысить интерес к предмету.
Заключительный проект – «Сборник профессиональных задач» был осуществлен в рамках изучения интегрального исчисления. Традиционно в школе, а затем и вузе практическое приложение интеграла иллюстрируется только вычислением площадей различных фигур и нахождением объемов некоторых геометрических тел. Не удивительно, что обучающиеся экономических, биологических и др. специальностей не имеют представлений о приложениях интеграла связанных с выбранной специальностью. В то время как интегральное исчисление имеет широкое применение для моделирования и исследования процессов, происходящих в экономике, биологии, физике, истории и других областях знаний.
Целями проекты было:
1) овладение теоретической базой и навыками интегрирования;
2) развитие восприятия процесса интегрирования, как необходимого элемента будущей профессиональной деятельности;
3) формирования умений практической реализации теоретических сведений при решении задач профессионального характера;
4) развитие познавательной активности, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Работая над каждым новым проектом наблюдалась положительная динамика в усвоении учебного материала. Контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы продемонстрировали значительную разницу в математической подготовке студентов, занимавшихся по методу проектов и традиционной методике. В первом случае результаты оказались значительно выше. Помимо овладения системой устойчивых знаний дифференциального и интегрального исчисления и навыками их практического, обучающиеся научились самостоятельно приобретать эти знания, опираясь на внутреннюю мотивацию. С каждым проектом менялись роли преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. Преподаватель становился консультантом, предоставляя возможность студентам проявлять творчество и самостоятельность. Произошел переход от принятия обучающимися целей и задач проекта, совместного планирования этапов выполнения проекта к самостоятельному их определению, планированию работы, методов и форм ее осуществления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО »
Разработка занятия с использованием интерактивных методов обучения на уроках математики у студентов в СПО.
Позволяя развивать творческие способности, активность, самостоятельность, креативность, гибкость мышления, метод проектов, как нельзя лучше, отвечает целям математического образования. Важнейшие из них – овладение математическими знаниями и методами; интеллектуальное, культурное, творческое, духовное развитие и нравственное воспитание.
Реализация метода проектов на занятиях повышает эмоциональный тонус студентов, помогает им раскрепоститься, свободно высказывать свою точку зрения, раскрыться творчески, активизирует познавательную деятельность. Меняются функции учащегося и преподавателя. Обучающийся получает больше самостоятельности, а преподаватель из транслятора знаний превращается в консультанта. На занятии возникает деятельностная среда, позволяющая студентам максимально раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. Проекты по математике учат студентов не просто применять имеющиеся у них знания, а самостоятельно приобретать новые, необходимые для решения поставленных задач.
Анализ педагогического опыта преподавателей кафедры позволяет сделать вывод о том, что преподавателя математики в данном методе привлекает:
1)возможность заинтересовать студентов СПО математикой;
2)формирование в процессе работы над проектом основ системного мышления и системной деятельности;
3)развитие у студентов творческих способностей, креативности;
4)формирование целеустремленности, настойчивости, способности ориентироваться в нестандартных ситуациях;
5)формирование коммуникативности, способности к сотрудничеству;
6)формирование способностей к анализу, конструированию и прогнозированию;
Анализ педагогической теории и практики показывает, что математика – дисциплина, в рамках которой применить метод проектов наиболее сложно. Это связано со стереотипным представлением о математике, как о системе правил, теорем и формул, где только следование известным алгоритмам приведет к искомому результату. Но, именно метод проектов позволяет решить данную проблему, главное – правильно организовать подготовительную работу с обучающимися. От ее осуществления зависит успешность дальнейшей проектной деятельности. Необходимо познакомить студентов с задачами нестандартного характера, демонстрирующими непригодность шаблонов и алгоритмов для их решения, провоцирующих учащихся на вариативность, нелинейность мышления, творческий подход. В рамках обычных занятий организовывать упражнения, направленные на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления проектной деятельности. Познакомить студентов с методом проектов, видами проектов, этапами работы над проектом, критериями оценки проектной деятельности, продемонстрировать готовые проекты. Важно вовлечь в проектную деятельность всех студентов, независимо от уровня их математической подготовки. Подготовив студентов к проектной деятельности, преподаватель должен определить в рамках каких разделов математики будет целесообразно реализовывать метод проектов. Проекты должны образовывать целостную систему, демонстрировать преемственность изучаемого материала, усложняться от проекта к проекту. Отбирая учебный материал для проектов, необходимо учитывать его связь с профессиональной деятельностью студентов. Важно расширить теоретический материал по математике, наполнив его культурологическим и аксиологическим содержанием.
В соответствии с программой курса математики был разработан и реализован на практике комплекс проектов. В проектном обучении принимали участие обучающиеся -экономисты 1-го курса СПО. Порядок проведения проектов регулировался тематическим планированием по математике для студентов экономических специальностей.
Первым проектом стала математическая газета по теме «Производная и интеграл». Предварительный опрос студентов показал, что чаще всего за время обучения в школе они сталкивались с оформлением газет к праздникам или по предметам. В этой связи, мы посчитали, что целесообразно начинать проектное обучение, опираясь, на знакомый для учащихся вид деятельности.
Целями проекта было:
1) овладение знаниями и умениями по теме «Производная и дифференциал»;
2) формирование восприятия процесса дифференцирования, как важного элемента будущей профессиональной деятельности;
3) формирование представлений о ценности математики в системе бытия;
4) развитие навыков работы с информацией;
5) развитие навыков проектной деятельности.
В процессе выполнения проекта обучающиеся не только освоили новый материал, но и увидели область применения полученных знаний. Благодаря колонкам газеты, посвященным профессиональным задачам, опросам специалистов в области экономики обучающиеся – будущие экономисты наглядно, на конкретных примерах получили ответ на вопрос: «Зачем нам эти производные?». Колонка газеты, содержащая интересные истории о производной, посвященные ей шутки позволила с другой, «несерьезной» стороны взглянуть на «неинтересную» и «скучную» математику. Впоследствии, колонки газеты, выполненные на листах ватмана, украсили кабинет высшей математики. Это благоприятно повлияло на студентов, послужив стимулом для дальнейшей проектной деятельности.
Освоение темы «Приложения производной» проходило в рамках следующего проекта – «Фирма».
Целями проекта было:
1) освоение теоретического материала и формирование навыков применения производной для решения экономических задач;
2) формирование представлений об области применения и месте производной в будущей профессии;
3) развитие способностей к постановке цели, поиску путей ее достижения, планированию своей деятельности; развитие организаторских способностей, способность к сотрудничеству и взаимодействию.
Студентам предлагалось придумать свою фирму (предприятие), производящее какой-либо продукт, разработать необходимые атрибуты (название, логотип, реклама, модель продукции и т.п.), выявить показатели, влияющие на объемы производства и реализации данной продукции. На основании математического исследования определить потенциал предприятия.
На изучение темы «Комплексные числа» по программе отводится только 2 академических часа, в течение которых студентам предстоит освоить довольно обширный объем информации. В итоге обучающиеся не усваивают данный материал, приобретая лишь поверхностное представление о комплексных числах. С целью систематизации большого объема информации, его большей доступности для понимания был реализован проект «Шпаргалка».
Целями проекта было:
1) овладение теоретическими сведениями и практическими навыками оперирования с комплексными числами;
2) формирование умений ставить цель и планировать деятельность по ее достижению, развитие чувства ответственности за принимаемые решения;
3) развитие способности к анализу, синтезу, абстрагированию, системному мышлению, творческому самовыражению.
Студентам предлагалось изготовить «шпаргалку», посвященную комплексным числам. Так как «шпаргалка» должна иметь компактные размеры, то обучающиеся, изготавливая ее, научились работать с большими объемами информации, выделять наиболее важную информацию, отделять главное от второстепенного. Кроме того, данный проект способствовал развитию креативности, позволил раскрыть творческий потенциал, повысить интерес к предмету.
Заключительный проект – «Сборник профессиональных задач» был осуществлен в рамках изучения интегрального исчисления. Традиционно в школе, а затем и вузе практическое приложение интеграла иллюстрируется только вычислением площадей различных фигур и нахождением объемов некоторых геометрических тел. Не удивительно, что обучающиеся экономических, биологических и др. специальностей не имеют представлений о приложениях интеграла связанных с выбранной специальностью. В то время как интегральное исчисление имеет широкое применение для моделирования и исследования процессов, происходящих в экономике, биологии, физике, истории и других областях знаний.
Целями проекты было:
1) овладение теоретической базой и навыками интегрирования;
2) развитие восприятия процесса интегрирования, как необходимого элемента будущей профессиональной деятельности;
3) формирования умений практической реализации теоретических сведений при решении задач профессионального характера;
4) развитие познавательной активности, умения свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Работая над каждым новым проектом наблюдалась положительная динамика в усвоении учебного материала. Контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы продемонстрировали значительную разницу в математической подготовке студентов, занимавшихся по методу проектов и традиционной методике. В первом случае результаты оказались значительно выше. Помимо овладения системой устойчивых знаний дифференциального и интегрального исчисления и навыками их практического, обучающиеся научились самостоятельно приобретать эти знания, опираясь на внутреннюю мотивацию. С каждым проектом менялись роли преподавателя и обучающегося в образовательном процессе. Преподаватель становился консультантом, предоставляя возможность студентам проявлять творчество и самостоятельность. Произошел переход от принятия обучающимися целей и задач проекта, совместного планирования этапов выполнения проекта к самостоятельному их определению, планированию работы, методов и форм ее осуществления.
Таблица. Анализ оценок студентов при применении разных методик обучения для проверки знаний на примере группы студентов из 26 человек.
Способ проверки
Метод проектов
Традиционная методика
Кол-во «5»
Кол-во «4»
Кол-во «3»
Кол-во «2»
Кол-во «5»
Кол-во «4»
Кол-во «3»
Кол-во «2»
Контрольная работа
7
10
8
1
4
8
11
3
Самостоятельная работа
7
11
7
1
4
6
12
4
Коллоквиум
8
9
7
2
6
9
9
2
Диаграмма. Анализ оценок студентов при применении разных методик обучения для проверки знаний на примере группы студентов из 26 человек
Таким образом, в результате интерактивного обучения обучающиеся становятся активными субъектами своего образования. Вышесказанное свидетельствует о том, что метод проектов позволяет не только осуществить эффективное овладение математическими знаниями и умениями, но и способствует развитию компетентностных специалистов.