kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный проект «Сохраним природу родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

У детей младшего и среднего школьного возраста накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам  может помочь «древний источник познания» - природа.

Наш кружок «Юные друзья природы» работает в школе на протяжении 20 лет. В течение последних двух лет мы работаем по методической теме «Формирование осознанно бережного отношения к природе родного края».

 Продолжением работы явилось организация в лесополосе, расположенной рядом со школой, экологической тропы и  «лесной полянки» /место для проведения  мероприятий нашей группы, отдыха жителей микрорайона/. Разработка экомаршрутов: деревьев, кустов, цветов, расположенных на территории лесополосы. Маршрут выбирался таким образом, чтобы показать многообразие растительного и по возможности животного мира Алтайского края.

Цель: Формирование у детей осознанно-бережного отношения к природе, понимание единства природы и человека с помощью экологического маршрута.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию;

2. Разработать экологический маршрут, как источник познавательной информации;

3. Познакомить с методами изучения природных объектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект «Сохраним природу родного края» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Озимовская средняя общеобразовательная школа»

Поспелихинского района

Алтайского края






Инновационный проект


«Сохраним природу родного края»


Для детей 7-12 лет.

Срок реализации проекта: с 01 июня 2012г. по 27 июня 2012г.










Автор проекта:

Стецура Ольга Юрьевна, учитель биологии,

МБОУ «Озимовская средняя общеобразовательная школа».





ст. Озимая

2012г



Содержание.




  1. Аннотация проекта.

  2. Описание проекта.

  3. Механизм реализации проекта.

  4. Механизм оценки результативности.

  5. Дальнейшее развитие проекта.

  6. Приложения



































  1. Аннотация проекта.

«Сохраним природу родного края»


Адрес. 659710, Алтайский край, Поспелихинский район, ст. Озимая, ул. Школьная, 12.


Директор: Белоусова И.П.


Автор: Стецура О.Ю.


Проект изготовлен по заказу МБОУ «Озимовская средняя общеобразовательная школа», родителей, детей.


Работа над проектом велась в течение 1 месяца, с 01 июня 2012г. по 27 июня 2012г.


Реализация проекта планируется с 01 июня 2012г. по 27 июня 2012г. в ДОЛ «Солнышко».

















2. Описание проекта.

Наш посек Озимый расположен вблизи лесополос, уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.

Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Поэтому большое значение принадлежит внеклассной работе, которая дополняет, развивает и углубляет те знания, которые получают учащиеся на уроках. Внеклассные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.



3. Механизм реализации.

Проект по экологическому воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста.

Разработчик и руководитель проекта учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Озимовская средняя общеобразовательная школа» Стецура Ольга Юрьевна.



Название проекта: «Сохраним природу родного края»

Актуальность: «Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Дети младшего школьного возраста и среднего проявляют активный интерес к природе, ее взаимоотношение с человеком. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Проблемная ситуация:  Наша школа МБОУ «Озимовская СОШ» расположена вблизи лесополосы, совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе / разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …/. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе.  Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые/через детей/ поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Руководитель проекта, учитель Стецура Ольга Юрьевна вместе с детьми и родителями решили создать экологическую тропу в близлежащей лесополосе, свою «лесную полянку», с целью сохранения данного природного объекта.

Целеполагание: Только  при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры  у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.

Основные задачи проекта:

1. Формировать и обогащать представления о значении природы в жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира Алтайского края.

2. Познакомить с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;

3. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в природе. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;

4. Формировать у детей осознанно – бережное отношение  к объектам природы;

5. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.

6. Привлечение семьи  к сотрудничеству с МБОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;

 

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико – ориентированный;

  • По характеру содержанию: ребенок  + семья + природа;

  • По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;

  • По количеству участников: фронтальный, групповой;

  • По продолжительности: краткосрочный.



Запланированный результат:   Разработанная экологическая тропа, приведенная в порядок «лесная полянка»,  как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов  и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае. Совместная исследовательская и трудовая деятельность по экологическому воспитанию.

Возможные риски: Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе,  хорошо, а в других плохо.

Комплектация воспитанников: дети / 15человек/, родители.

Количество  участников: 19 человек.

Длительность проекта: 1 месяц.

Дата проекта: 01.06.2012г.- 27.06.2012г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.























Введение.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

У детей младшего и среднего школьного возраста накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам  может помочь «древний источник познания» - природа.

Наш кружок «Юные друзья природы» работает в школе на протяжении 20 лет. В течение последних двух лет мы работаем по методической теме «Формирование осознанно бережного отношения к природе родного края».

Продолжением работы явилось организация в лесополосе, расположенной рядом со школой, экологической тропы и  «лесной полянки» /место для проведения  мероприятий нашей группы, отдыха жителей микрорайона/. Разработка экомаршрутов: деревьев, кустов, цветов, расположенных на территории лесополосы. Маршрут выбирался таким образом, чтобы показать многообразие растительного и по возможности животного мира Алтайского края.



Цель: Формирование у детей осознанно-бережного отношения к природе, понимание единства природы и человека с помощью экологического маршрута.

Задачи:

1. Формировать у детей навыки экологически грамотного отношения и поведения в природе, воспитывать гражданскую позицию;

2. Разработать экологический маршрут, как источник познавательной информации;

3. Познакомить с методами изучения природных объектов.













5. Дальнейшее развитие проекта.



Экологический маршрут осуществляется под руководством учителя. Особенность экологического процесса заключается в том, чтобы ребенок в естественных условиях получил информацию о правилах поведения в природе, о многообразии природного мира родного края. Достигается  это в ходе экскурсий, прогулок в лес, в сочетании разных видов деятельности /игровой,  трудовой, исследовательской/ и в общении с взрослыми и сверстниками.

Экологический маршрут позволит детям почувствовать себя первооткрывателями и пропагандистами экологических знаний. Позволит приобрести такие ценные качества личности как – ответственность, доброта, состродание.

Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.



Правила поведения на маршруте:

  • На маршруте можно смотреть, удивляться, получать новые знания и впечатления;

  • Приветствуются на маршруте такие страны как «Тишина», «Внимательность», «Наблюдательность», «Спокойствие», «Патриотизм».

  • На маршруте нельзя рвать, ломать, мусорить.

Начало маршрута /деревья/

1. Осина;

2. Дуб;

3. Тополь;

4. Клён;

5. Береза;

6. Рябина;

Конец маршрута:

Черемуха.

Начало маршрута /кусты/

1. Шиповник.

2. Дикая смородина.

3. Боярышник.

4. Жимолость.

5. Спирея рябинолистная.

Конец маршрута:

6. Сирень.

Начало маршрута /полевые цветы/

1. Пижма.

2. Ландыш;

3. Одуванчик;

4. Ромашка;

5. Пион уклоняющийся.

6. Герань луговая.

7. Герань луговая;

8. Лютик едкий.

9. Клевер луговой;

10. Колокольчик.



Конец маршрута:

Василёк.



При разработке педагогического процесса по формированию основ экологической  культуры были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному; от частного к общему.

Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей школьного возраста. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывают влияние на формирование осознанно – бережного отношения к растениям и животным. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения ко всему, что окружает ребенка, это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.



Приложение

Правила поведения в природе 



«КАК СОХРАНИТЬ ВОЗДУХ ЧИСТЫМ»

· Берегите растения, ведь они – зеленые легкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли и копоти.

· Помогайте взрослым сажать цветы, кустарники и деревья.

· Не ломайте ветки, не вытаптывайте траву, не рвите цветы.

· Не бросайте в костер куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.

· На автомобилях нужно устанавливать фильтры, чтобы очищать отработанные газы.

· На фабриках и заводах должны работать специальные установки по очистке воздуха.

«КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ».

· Не загрязняете воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.

· Берегите родники, не замусоривайте землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.

· Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

· Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран не исправен, то попросите взрослых его починить.

· Не расходуй воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

«КАК СБЕРЕЧЬ ПОЧВУ».

· Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать ее, увеличивают слой перегноя.

· Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличивают ее плодородность.

· В парках, скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.

· Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.

· Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.

· На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.

  «КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ»

· Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человека ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям.

· Запомните правило: нужно стараться ходить только по тропинкам!

· Не рвите полевые цветы, не собирайте их букеты. Можно составлять только из садовых цветов.

· Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.

· Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников (например: божьих коровок). Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

· Не разоряйте муравейники.

· Оберегайте птиц, не заглядывайте в их гнезда, не трогайте яички. Весной и в начале лета не берите в лес собаку, не шумите в лесу – ведь там подрастают птенцы. Птицы – друзья растений, они спасают растения от насекомых-вредителей.

· Перед тем как собирать в лесу лекарственные растения, узнайте, нет ли среди них растений, которые занесены в Красную книгу.

· Берегите редкие виды лекарственные растений, например, ландыш майский, который зацветает на 28-30-й год жизни, валериану, первоцвет и многие другие.

· Посадите одно или несколько деревьев, учитесь ухаживать за комнатными и садовыми растениями.

· Помните! Растения – живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи. 



 «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА ЕГО ОБИТАТЕЛЯМ».

· Старайтесь не шуметь, чтобы не побеспокоить зверей и их детенышей.

· Если вы нашли нору крота, барсука или другого животного, не подходите к ней близко, не пугайте лесных обитателей.

· Нельзя разводить в лесу костры, ломать ветки деревьев, кусты, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.

· После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес – это дом многих животных. Относитесь к чужому дому уважительно.



«КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ»

 · Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.

· Не прибивайте кормушку к стволу дерева.

· Сметайте с кормушки снег.

· Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.

«КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ».

· Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

· Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

· Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть

· Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

· Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

· Подкармливайте птиц зимой.

· В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

· Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

  «КАК СОХРАНИТЬ САМЫХ ДРЕВНИХ ОБИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ».

Не нужно рвать полевые цветы – будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужна для питания.

 · Берегите зеленый наряд Земли: травы, кустарники, деревья, и вы поможете насекомым, которые живут среди растений.

· Не разоряйте муравейники, так как  муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи – санитары лесов и садов, оберегайте их.

· Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.

«КАК СОХРАНИТЬ ЖИВЫЕ ЦВЕТОЧКИ В ПРИРОДЕ».

· Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.

· Берегите деревья. Не вытаптывайте траву возле них, не ломайте ветки. Они кормят и поят лесных обитателей.

· Собирая в лесу ягоды, грибы всегда помните о лесных обитателях, которые ими питаются. Оставляйте часть даров животным.

· Березовый сок можно брать только у взрослых деревьев. Отверстие должно быть не большим, и после того, как взяли сок, его нужно аккуратно замазать, иначе береза может засохнуть.

· Не обижайте животных, они помогают сохранить зеленый наряд планеты.

· Не сбивайте ногами мухоморы, так как ими лечатся дикие животные, например, лоси.

· Собирайте ягоды аккуратно, берегите ягодники. Вытоптанный ягодник сможет восстановиться и начать плодоносить только через 2-3 года. 

  «КАК СОХРАНИТЬ СВЯЗИ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ».

· Берегите реки, ручьи, родники от загрязнения, чистая вода необходима всем живым существам.

· Не ловите насекомых, они опыляют растения и помогают им распространяться.

· Растения сохраняют влагу, не дают рекам и озерам пересыхать, скрепляют корнями почву, повышают ее плодородность.

· Не обижайте подземных жителей: дождевых червей, насекомых. Ведь они помогают почве получать влагу и «дышать» воздухом.

















Список использованной литературы

  1. Андриянов А. П. Поэтический образ природы на уроках экологии // Биология №14, 2007, с. 42-47

  2. Боровский Е. Э. Экологический календарь // Биология №34, 2004, с. 14-15

  3. Васильева Н. Ф. Сохраним природу родного края // Биология № 14, 2006, с. 44-46.

  4. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников. Учебно-методическое пособие.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Инновационный проект «Сохраним природу родного края»

Автор: Стецура Ольга Юрьевна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Презентация гражданско-патриотического воспитания в ГПОУ «Макеевском профессиональном горном лицее»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_grazhdansko_patrioticheskogo_vospitaniia_v_gpou_makeevskom_profess"
    ["file_id"] => string(6) "565855"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607342524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства