Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках биологии»
«Формирование учебных универсальных действий на уроках биологии»
Учитель : Колычева Н.Е.
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая умение учиться
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Эти универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и могут применяться учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные действия.
Развитие УУД обучающихся средней общеобразовательной школы на уроках биологии в контексте стандартов второго поколения.
Приёмы формирования УУД на уроках биологии:
Личностные УУД. Как понять себя и чувства другого?
Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Приёмы, активизирующие деятельность учащихся:
Приём новизны, который предполагает включение в содержание интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни2. Приём динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Используя мультимедийные пособия, демонстрирую процессы распространения спор у грибов, движение цитоплазмы в 5 классе, процессы опыления и оплодотворения цветковых растений в 6 классе, деление клетки, размножение . Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение и способствует формированию системы ценностей и взглядов. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.
3. Приём создания проблемной ситуации. Учащиеся усваивают материал, когда у них есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. На уроке необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и самое главное, захотел это узнать. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям.
4. Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения. Примеры:
1) Рефлексивный полилог:
Сегодня я узнал….; было интересно…; было трудно…; теперь я могу…;
я почувствовал, что…; я приобрёл…; я научился…; у меня получилось…; я смог…;
я попробую…; меня удивило…; урок дал мне для жизни…; мне захотелось…
2) анкетирование
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался коротким/ длинным
4.За урок я не устал/ устал
5.Моё настроение стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
7.Домашнее задание мне кажется полезен/ бесполезен
лёгким/трудным
интересно/неинтересно
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания;
· самооценка события, происшествия;
· дневники достижений.
Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.
Примеры креативных заданий:
- Придумай рекламу
- Сочини сказку о растениях семейства бобовые, пасленовые, лилейные и т.д.
- Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, клевера) шмелю, от имени животных.
Регулятивные УУД . Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
В блок регулятивных УУД входят:
целепологание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка.
Коммуникативные УУД Умеем ли мы общаться?
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
- создают учебную мотивацию
- пробуждают познавательный интерес
- создают ситуацию успеха
- вырабатывает умение общаться с другими детьми
- формирует оценочные категории своей работы.
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта
- «отгадай, о ком говорим»
- взаимопроверка
- выполнение практической работы
Например Высказывание собственной аргументирован ной точки зрения
Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию
Сформулируй своё мнение к высказыванию «Бактерии – это вредные и опасные организмы»
Приведи не менее трёх, аргументов (доказательств) к высказыванию «Без растений на Земле невозможна жизнь»
Саша и Миша готовятся к олимпиаде по ботанике. Обсуждая вопрос « Все ли деревья относятся к отделу Покрытосеменные - цветковые» мальчики заспорили. Саша считает, что все, а Миша с ним не согласен. Кто из мальчиков прав? Аргументируй (докажи) свою точку зрения.
Во время работы учеников учитель выполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы. Учитель наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами: внимательно выслушать ответ товарища, обратить внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными ; примерами, обоснование оценки ответа. Учитель обращает внимание на то, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.
Познавательные УУД . Как сделать учебу интересней?
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).Для диагностики и формирования познавательных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
“найди отличия”;
“на что похоже?”;
поиск лишнего;
“лабиринты”;
“логические цепочки”;
хитроумные решения;
составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
составление и распознавание диаграмм;
работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
УУД можно разделить на определенные группы
Распределение заданий в диагностике метапредметных результатов
№
Группы УУД
Задания
Планируемые результаты
Ученик научиться
1
Извлечение (включая поиск и отбор) и понимание информации
Извлечение информации (ответ на конкретный вопрос) из рисунка, диаграммы, таблицы
Познавательные: умение извлекать информацию из разных источников
2
Извлечение и понимание информации данной в неявном виде, дифференциация явной и неявной информации
Из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос по тексту
Самостоятельно ответить на вопрос по тексту
Познавательные: владение основами ознакомительного, усваивающего, изучающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное
3
Кодирование и перекодирование информации любых видов
Перевести данные из текста в схему или таблицу
Познавательные: умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
4
Анализ текстов
Перевести данные из текста в схему или таблицу
Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять: главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых действий
5
Логическая переработка полученной информации
Операция обобщения Выделение существенных признаков, сравнение и сопоставление по заданным или самостоятельно выбранным критериям Классификация по заданным критериям
Познавательные: обобщать понятия; осуществлять операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
6
Составление алгоритмов действий
Определить последовательность указанных действий для решения какой – то учебной задачи Выбрать действия, нужные для решения какой- то учебной задачи, и определить их последовательн ость
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: планировать пути достижения цели; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
7
Оценка имеющейся информации
Оценка достоверности (правильности) информации Решение учебной задачи другим способом
Познавательные: умение анализировать и оценивать информацию;
Задание для 5 класса Задание для 6 класса Задание для 7 класса Ученик научится: 1 Группа УУД №1 Извлечение (включая поиск и отбор) и понимание информации
Познавательные: умение извлекать информацию из разных источников
-5 кл. Извлечение информаци и (ответ на конкретный вопрос) из рисунка- 6 кл. Извлечение информации из диаграммы Извлечение информации из таблицы-7 кл
№ Задания для 5 класса 1. Рассмотри рисунок и ответь на вопрос - Из каких органов состоит тело мха кукушкин лён?
Задание: 1.- 6 кл На какие группы можно разделить все вещества клетки? К каждой группе приведи примеры. 2. Каких неорганических веществ в клетке больше? 3. Какие органические вещества составляют большую часть клетки? ( работа с диаграммой)
Изучи таблицу «Сравнительная характеристика одноклеточных животных» и ответь на вопросы
Вопросы:
•Чем, по строению отличается инфузория туфелька от амёбы? •С помощью каких органоидов и структур у одноклеточных животных происходит выделение продуктов обмена и непереваренных остатков пищи? •Чем по способу питания эвглена зелёная отличается от других одноклеточных данных в таблице
Группа № 2 Извлечение и понимание информации данной в неявном виде, дифференциация явной и неявной информации
Познавательные: владение основами ознакомительного, усваивающего, изучающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное
5 кл – 6кл Из предложенных вариантов выбрать ответ на вопрос по тексту
Прочитай текст
Мхи распространены преимущественно в хорошо увлажнённых местах. В отличии от низших растений - водорослей, мхи имеют стебли и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду. Размножаются мхи с помощью спор, которые образуются в спорангиях – коробочках со спорами.
Отметь правильный ответ из предложенных. Почему мхи относят к высшим споровым растениям?
7 кл Прочитай текст и ответь на вопрос: Какое значение в жизни животных имеет лучевая симметрия тела?
Пресноводный полип гидра В озёрах, реках или прудах с чистой водой на стеблях водных растений встречается маленькое полупрозрачное животное с многочисленными щупальцами – гидра пресноводная. Это прикреплённое или малоподвижное животное. Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то её щупальца будут расходиться от этой оси во все стороны, как лучи от источника света. Свесившись вниз с какого-нибудь водного растения, гидра постоянно покачивается и медленно водит щупальцами, подстерегая добычу. Так как жертва может появиться с любой стороны, лучеобразно расставленные щупальца лучше всего соответствуют такому способу охоты. Лучевая симметрия характерна, как правило, для животных, ведущих прикреплённый образ жизни.
Группа УУД № 3 Кодирование и перекодирование информации любых видов
Задания Перевести данные из текста в схему или таблицу- 5-7 кл
Познавательные: умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Задания: Внимательно прочитай текст и по тексту заполни таблицу «Признаки растений класса однодольные и двудольные» Отдел Покрытосеменных растений разделяют на два класса – Однодольные и Двудольные. Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы, по строению стеблей и цветков. Если растение имеет зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены в центре или по кругу, а число частей цветка кратно четырём или пяти, его относят к классу двудольных. К этому классу относятся почти все деревья, кустарники и большинство трав. Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным ил дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены беспорядочно, а число частей цветка кратно трём, его относят к классу однодольных. К однодольным растениям относят все злаки, осоки, орхидеи, пальмы и лилейные.
Признаки
Однодольные
Двудольные
1. Число семядолей зародыша
2. Жилкование листьев
3. Тип корневой системы
Примеры растений
Группа УУД № 4Анализ текстов
Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять: главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых действий
5 кл Определить тему текста (озаглавить), и выделить основную мысль
Прочитай текст. Озаглавь его и запиши основную мысль текста. ________________________ Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых грибов получают ценное лекарство. Съедобные грибы употребляют в пищу. Грибы необходимы при изготовлении хлеба и сыров. Но грибы могут наносить и большой вред. Некоторые из них вызывают болезни у растений, животных и человека. Грибы портят продукты питания, разрушают постройки. Ядовитыми грибами можно отравиться.
Ответ: _____________
6 кл Выделение существенных признаков, сравнение и сопоставление по заданным или самостоятельно выбранным критериям
Прочитай текст. Выпиши номера предложений, в которых заключена основная информация (главная мысль) текста Ответ:__________________________________ 1.Фотосинтез – это процесс образования органических веществ в клетках растения на свету.2.Поставим опыт с комнатным растением пеларгония, или герань окаймлённая. 3.Своё название это растение получило из-за белой каёмки по краю листа. 4.Поставим растение на свет. 5.Через несколько дней срежем один из листьев, обесцветим его, промоем в воде и положим на 2-3 минуты в слабый раствор йода. 6.В растворе йода лист окрасился в синий цвет, т. к. в нём образовался крахмал. 7.Белая полоска по краю листа не окрасилась.8.Почему в зелёной части листа обнаружен крахмал, а в белой каёмке нет? 9.В клетках зелёной части листа имеются многочисленные хлоропласты, содержащие хлорофилл. 10.В них образуется сахар, а затем крахмал. 11.В пластидах клеток белой каёмки хлорофилла нет, поэтому в них органические вещества не образуются.
Группа № 5 Логическая переработка полученной информации
5 кл Операция обобщения
6 кл. Выделение существенных признаков, сравнение и сопоставление по заданным или самостоятельно выбранным критериям
Познавательные: обобщать понятия; осуществлять операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
№1Назови данные растения одним словом. Хламидомонада, хлорелла, спирогира, улотрикс, ламинария – это …
№2 Какой рисунок соответствует признакам растений семейства Крестоцветные? 1 2 3
Группа УУД №6 Составление алгоритмов действий
Определить последовательность указанных действий для решения какой – то учебной задачи
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: планировать пути достижения цели; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Установи правильную последовательность действий при приготовлении препарата кожицы чешуи лука (запиши буквы в нужном порядке). а) накрой покровным стеклом кожицу б) подготовь предметное стекло, тщательно протерев его салфеткой в) пинцетом сними кожицу с чешуи лука. Маленький кусочек чешуи положи в каплю йода и расправь кончиком иглы г) пипеткой нанеси на стекло 1 -2 капли раствора йода
Ответ: ______
Установите последовательность развития мха кукушкин лён, начиная с оплодотворения (запиши буквы в нужном порядке) а) оплодотворение б) появление зелёной нити – предростка в) попадание споры на землю г) развитие зелёного растения д) формирование коробочки со спорами е) высыпание спор
Ответ:__________
Группа № 7 Оценка имеющейся информации
Оценка достоверности (правильности) информации
Познавательные: умение анализировать и оценивать информацию;
Выбери из предложенного перечня только верные утверждения:
Ответ :_________________ 1. Стебель обеспечивает укрепление растения в почве, поглощение из почвы воды и минеральных солей 2. В листьях растений происходит фотосинтез 3. Корень растения укрепляет растение в почве, поглощает из почвы воду и минеральные соли 4. Цветок и плод с семенами – это вегетативные органы растения
Правильно ли заполнена таблица?
Задание 6 кл Решение учебной задачи другим способом
Задание: Раздели перечисленных животных на группы 1.лиса 2.медуза 3.морская звезда 4.ворона 5.акула 6.губка бодяга 7.дождевой червь 8.ящерица 9.лягушка 10.аскарида 11.бычий цепень 12.летучая мышь 13.улитка 14.бабочка 15.лось 16.ланцетник Перечисленных выше животных можно разделить на две группы:
•Беспозвоночные (не имеют внутреннего скелета) 2,3,6,7,10,11,13,14
•Позвоночные (имеют внутренний скелет в виде хорды или скелета) 1,4.5,8,9,12,15,16
На какие ещё группы можно разделить этих животных? (Предложи другие способы (критерии) для выполнения задания? )
Вывод:Что дают универсальные учебные действия? Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания
Литература
1. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010.
2. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010.
3 Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии. Журнал «Справочник заместителя директора школы». № 6, 2011 г..
4.Г.И.Лернер Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011.