kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии по теме "Живые царства. Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии по теме «Живые царства. Грибы» проводится в 5 классе,  который с 2012 года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). На данном уроке представлена  работа учителя и детей, направленная на формирование  УУД,  ключевых образовательных компетенций: учебно – познавательной, информационной, коммуникативной.  Такая работа мотивирует детей на изучение предмета, делает урок интереснее и познавательнее. В основе построения урока - системно – деятельностный подход.

Урок проводится в классе средних возможностей, но где есть группа детей, мотивированных на изучение предмета.

 

Продолжительность урока – 45 минут.

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

 

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

 

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Формы работы: парная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

 

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийное пособие (диск),  учебник « Введение в биологию. 5 кл»: линия «Ракурс»/ А. А. Плешаков, Э.Л. Введенский (ФГОС),  презентация, муляжи  и шаблоны грибов, корзинки, сигнальные карточки, музыкальное сопровождение.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Живые царства. Грибы" »

Тема. Живые царства. Грибы.

Цель. Познакомить с царством грибов.

Задачи.

  1. изучить характерные признаки грибов, их отличительные особенности, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений, животных.

  2. развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение, кругозор, познавательный интерес.

  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное пособие, учебники, муляжи грибов, музыкальное сопровождение, шаблоны грибов, сигнальные карточки, презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

Приветствие класса.

-Девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех».

-Как вы понимаете их смысл?

-Что сегодня вы на уроке посчитаете для себя малой удачей?

-А что для вас будет большим успехом?


Проверка готовности рабочего места.

Отвечают на вопросы учителя.

Организовывать свое рабочее место.





2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Звучит музыка.

-Представьте, ребята, что вы находитесь в лесу. (1 сл.)

Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

-Ребята, на урок я пришла с корзинкой. В ней спрятано то, что мы сегодня будем изучать. Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Найди меня». Но самое интересное в том, что учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям потом к животным, и, наконец, в 19 веке один учёный предложил выделить их в особое царство.

-Для того, чтобы отгадать, что лежит в корзинке, предлагаю отгадать загадку:
Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы? 
Ножка есть, но нет сапожка, 
Шляпка есть – нет головы. 

-Кто догадался, какова тема нашего урока? (2 сл.)

-Какие цели вы поставите перед собой?

Определяют тему урока, ставят цель.

Освоение личностного смысла учения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

3. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами. Что вы уже знаете о грибах? Какие грибы вам известны? Что вы хотите узнать о грибах?

- Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое -грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. 
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. В 19 веке их выделили в отдельное царство.


Отвечают на вопросы учителя, делятся своими знаниями.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Первичное усвоение новых знаний.

-Посмотрим видеофрагмент «Грибы». Определите, какие признаки грибов сходны с признаками растений, а какие- с признаками животных.

-Теперь, пользуясь только что полученной информацией и учебником на с.30, заполним таблицу, которая у вас на столах – «Черты сходства грибов с растениями и животными». Отметим правильные ответы знаком «+», а неправильные знаком «-».

Особенности строения и развития грибов

Растения

Животные

1.Неподвижность

+

-

2.Поглощение пищи путём всасывания

+

-

3. Неспособность самостоятельно образовывать органические вещества

-

+

4.Наличие в клетках хитина

-

+

-Итак, 1-я особенность строения грибов - неподвижность. С растениями или животными роднит грибы эта особенность?

--2-я особенность – поглощение пищи путём всасывания. И Т.Д.


-Но мы уже знаем, что грибы относят в отдельное царство, соответственно они обладают индивидуальными признаками. А какими?

-Давайте рассмотрим рисунок на слайде (диск)

- Из каких частей состоит гриб?

-Вот это и есть отличительные особенности грибов. Ими они отличаются от всех других организмов.

-У вас на партах лежат шаблоны. Обведите гриб, подпишите его основные части.

- А теперь такое задание: объясните названия грибов:

Зеленушка – шляпка зеленая. (3 сл.)

Волнушка – из-за рисунков этих, волн, волнушкой и зовут. (4 сл.)

Лисички – эти грибы всегда растут россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверное, и за повадки хитрые, гибкие – искать нужно, прячутся. (5 сл.)

Масленок – шляпка, словно маслом помазана, блестит, из рук выскальзывает. (6 сл.)

Мухомор – мух морит. Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить. (7 сл.)

Подберезовик – под березами растет. (8 сл.)

Опенок - вокруг пня растет. (9 сл.)

Сморчок – сморщенный весь, шляпка смятая, сплющенная. (10 сл.)

Музыкальная физминутка.

-В настоящее время известно более 100 тыс. видов грибов. Кроме шляпочных грибов, о которых мы с вами говорили, существует множество других.

-Какие же это грибы? Узнаем, послушав сообщения, которые подготовили ребята (см. приложение 1).(11-15 сл.)

-А теперь выясним, какое значение имеют грибы в природе и жизни человека (слайд на диске).

-Прочитайте текст учебника на с.31-32 и скажите, что нового вы узнали о значении грибов в природе и жизни человека.

-А теперь ещё раз представьте, что вы находитесь в лесу (сценка). (см. приложение 2) (16 сл.)

-Ребята, кто, по-вашему, прав?

-Почему?

-Кто знает, какой гриб самый ядовитый?

-Что представляет собой бледная поганка? Послушаем сообщение учащегося. (17 сл.)

-А сейчас будем работать в парах. Попробуйте составить правила сбора грибов, пользуясь учебникам на с.31 и своими знаниями.

(читают свои правила).

-Теперь обратите внимание на слайд.(18) Все ли правила сбора грибов вы указали?

(читают правила со слайда и сравнивают).

1.Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3.Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом.

4.Не надо брать старые грибы, в них может быть опасный для человека яд.

5.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

-А сейчас учащийся нам расскажет, какую помощь нужно оказать человеку, отравившемуся грибами. (19-20 сл.)

(признаки отравления и 1-я помощь)

Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы учителя.





Заполняют таблицу, доказывают свой выбор.





















Зарисовывают гриб и подписывают его основные части.


Объясняют названия грибов, используя свой жизненный опыт.


















Делают зарядку под музыку.









Работают с учебниками, отвечают на вопросы учителя.


Высказывают своё мнение.



Пользуясь учебником, работают в парах.






Умение работать с учебником.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

5. Первичное закрепление.

-А теперь поиграем в игру «Верю - не верю».

-Если вы верите мне, показываете зелёный цвет сигнальной карточки, если не верите – красный.

1.Грибы относятся к царству Растения. -

2.Известно более 100 тыс. видов грибов. +

3.Все грибы многоклеточные. -

4.Тело грибов называется мицелий, или грибница. +

5.В пищу лучше всего употреблять самые крупные шляпочные грибы. -

6.Некоторые плесневые грибы используют для приготовления лекарств. +

7.Трутовики - это грибы паразиты. +


Делают свой выбор и доказывают его.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Открываем дневники и записываем домашнее задание: (21 сл.)

§ 8; задания на с. 32 (разобрать) одно по выбору; найти информацию о грибах, вызывающих грибковые заболевания у животных и человека (по желанию).

-Кто хочет узнать ещё что-либо о грибах, может воспользоваться данными интернет-ресурсами. (22 сл.)


Записываю д/з в дневники.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.


7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Какую тему сегодня изучили на уроке?

- Какую цель урока ставили?

- Что вы узнали нового?

- Какие сложности возникли при изучении нового материала?

- Попробуйте оценить свою работу и работу ваших товарищей.

Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя.




Оценивают работу свою и одноклассников.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.




Приложение 1.

Бледная поганка - гриб, по мировой статистике, вызывающий наибольшее число смертельных отравлений. Плодовое тело его полностью покрыто плёнкой. Шляпка диаметром 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая с белыми пластинками. Мякоть белая, мясистая, не меняет цвет при повреждении, со слабовыраженным вкусом и запахом. У основания ножки утолщение и тонкое белое кольцо. Бледную поганку часто путают с шампиньоном или с сыроежкой.

Дрожжи - это одноклеточные грибы. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капельку соли, клетки дрожжей начнут активно расти и размножаться. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии и в хлебопечении. Углекислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего тесто становится мягким и воздушным.

Грибы трутовики являются грибами - паразитами.

Эти грибы чаще всего можно обнаружить в лесу на стволах деревьев. Обычно на поверхности дерева находится плодовое тело гриба. В нем образуются споры гриба. Мицелий гриба находится внутри ствола дерева. Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженного дерева постепенно становится трухлявой, в этих деревьях часто образуются дупла и деревья ломаются. Появление этих грибов может сильно сократить срок жизни дерева. Но как же дерево может заразиться этим грибом? Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на различных предметах в лесу: на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору и прорастают. Колонии плесневых грибов могут быть белыми, голубоватыми, зеленоватыми или других оттенков. Споры грибов рассеяны в воздухе, поэтому если оставить на несколько дней хлеб, варенье, другие пищевые остатки, на них вскоре образуется плесень.

Один из таких грибов - Аспергилл, или чёрная плесень. Она развивается на гниющих растительных остатках, влажных обоях и стенах. Для человека этот гриб опасен. Наверное, все вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Многие из тех, кто вскрывал гробницы фараонов, погибали. Это приписывали проклятью фараонов. На самом деле оказалось, что на стенах гробниц, на предметах, на мумии фараонов был жив (тысячи лет!) гриб Аспергилл.

Гриб Мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет, а затем он темнеет, так как начинают созревать споры.

В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один плесневый гриб. Это гриб Пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах питания, например, на варенье, и на почве. В отличие от мукора пеницилл образует зеленоватый налёт. Некоторые виды этого гриба специально разводят в медицинских лабораториях для получения лекарства пенициллина. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие болезнетворных бактерий.

Приложение 2.

- Настя, смотри какая красота вокруг! А вот и первый гриб!

-Катя, а что это за гриб?

-Не знаю.

-Тогда его нельзя брать!

-Ты только посмотри, какой он красивый! Нет, я его возьму.

-Настя, а вот ещё один гриб!

-Так это же мухомор! Он ядовитый!

-Тогда я его растопчу!

-Катя, нельзя уничтожать даже ядовитые грибы.

-Почему?

-Потому что ими могут лечиться животные.

-Катя, посмотри, я нашла сыроежку. Это съедобный гриб, поэтому мы его возьмём.

-А почему эти грибы так назвали? Их можно есть сырыми?

-Нет. Потому, что при засоле они становятся пригодными к употреблению в пищу быстрее других грибов - в среднем, уже через сутки.

-Дай-ка я попробую его!

-Катя, нельзя есть сырыми даже съедобные грибы!

- Да ладно тебе! Всего ты боишься! А почему ты срезаешь гриб, а не вырываешь его?

-Потому что можно повредить грибницу и больше грибов здесь не вырастет!

-Катя, смотри, я нашла белый гриб! Он съедобный, но мы его не возьмём.

-Почему? Ведь он такой большой!

-Большие грибы старые, в них накапливается много ядовитых веществ.

-Что с тобой, Катя?

-Что-то у меня живот болит, идём скорее домой!

-Говорила я тебе, Катя, не ешь сырые грибы!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии по теме "Живые царства. Грибы"

Автор: Филипповская Людмила Викторовна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-putieshiestviia-po-biologhii-griby-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "116765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607669"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по теме: "Строение и многообразие грибов" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-i-mnoghoobraziie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "182445"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425532570"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_biologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994805"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме: Животные "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zhivotnyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "208973"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430986794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства