kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по экологии, 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный  курс « Основы  экологии» ориентирован на систематизацию и обобщение имеющихся у обучающихся знаний о структурной организации живого мира, его  основных законах. Содержание и структура курса построены по следующему плану: общая экология - социальная экология-практическая экология или охрана природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни  на Земле.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Внимание учащихся концентрируется на современных экологических проблемах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по экологии, 11 класс»

Пояснительная записка.

Элективный курс « Основы экологии» ориентирован на систематизацию и обобщение имеющихся у обучающихся знаний о структурной организации живого мира, его основных законах. Содержание и структура курса построены по следующему плану: общая экология - социальная экология-практическая экология или охрана природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Внимание учащихся концентрируется на современных экологических проблемах.

Программа составлена на основе программ Н.М. Черновой, В.М.Галушина и С.В.Алексеева.

Цель курса- развитие и обобщение экологических понятий, важнейших закономерностей, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

Сроки реализации: 1 год.

Методы и формы обучения: лекции, семинарские занятия, написание рефератов, решение экологических задач, тестирование.


Предполагаемые результаты:

По окончании изучения курса уч-ся должны знать:

- определения основных экологических понятий;

-закономерности взаимоотношений организмов с окружающей средой;

-закономерности развития популяций, биоценозов, экосистем;-принципы взаимодействия общества и природы;

-фундаментальные экологические законы и социальные закономерности;

-о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме Земли;

- о месте человека в экосистеме Земли;

- о динамике отношений системы «природа-общество»;

-социально-экономические закономерности роста численности населения Земли;

- основы промышленной экологии;

- современные проблемы охраны природы;

-основы рационального природопользования;

-виды мониторинга состояния окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

-решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

-объяснять принципы обратных связей в природе;

-составлять графики экологических зависимостей;

-применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.






















Содержание курса.


Введение 1 ч. Предмет экологии как науки. Её разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Общая экология 16 ч. Геометрическая прогрессия размножения, кривые потенциального роста численности видов, практическое значение потенциала размножения организмов.

Закон экологического оптимума, экстремальные условия. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека.

Пути приспособления организмов к среде. Активная и скрытая жизнь. Использование явлений анабиоза на практике. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, биологические ритмы. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека., их значение для режима деятельности и отдыха.

Сообщества и популяции, демографическая структура популяций. Рост численности и плотности популяции. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Регуляция численности популяций в природе.

Биоценоз и его устойчивость. Экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Последствия нарушения потока веществ и энергии. Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Законы биологической продуктивности.

Социальная экология 5 ч.

Человек как биосоциальный вид, общие экологические и социальные особенности популяции человека. Масштабы экологических связей человечества, использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы.

Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Необходимость разумного регулирования потребностей людей. Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Экологическая демография. Демография России. Экологические перспективы. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

Практическая экология 14 ч.

Современные проблемы охраны природы. Исчерпаемые и неисчерпаемы природные ресурсы. Современное состояние окружающей природной среды. Необходимость охраны природы. Правила и принципы охраны природы. Правовые основы охраны природы.

Промышленная экология. Современное состояние и охрана атмосферы, охрана вод, использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Почвенные ресурсы. Современное состояние и охрана растительного и животного мира, мониторинг состояния окружающей среды.































Учебно-тематическое планирование курса:

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение.



Общая экология.

16

2

Потенциальные возможности размножения организмов.


3

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.


4

Основные пути приспособления организмов к среде.


5

Основные среды жизни. Приспособительные формы организмов.


6

Приспособительные ритмы жизни. Фотопериодизм.


7

Типы взаимодействия организмов. Законы конкурентных отношений в природе.


8

Популяции. Демографическая структура популяций.


9

Рост численности и плотность популяции.


10

Численность популяции и её регуляция в природе.


11

Биоценоз и его устойчивость.


12

Законы организации экосистем. Биологическая продуктивность.


13

Агроценозы и агроэкосистемы.


14

Саморазвитие экосистем-сукцессии.


15

Биосфера.


16

Обобщение материала.



Социальная экология.

5

17

Человек как биосоциальный вид. История развития экологических связей человечества.


18

История развития экологических связей человечества. Современность.


19

Социально-экологические особенности демографии человечества.


20

Рост численности человечества. Демографические перспективы.


21

Обобщение материала.



Практическая экология

14

22

Взаимодействие в системе «производство-окружающая среда»


23

Современные подходы к созданию малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.


24

Современные проблемы охраны природы. Экологическое нормирование качества окружающей среды.


25

Природные ресурсы и их использование.


26

Современное состояние и охрана атмосферы.


27

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.


28

Использование и охрана недр.


29

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.


30

Современное состояние и охрана растительности.


31

Рациональное использование и охрана животных.


32

Экология и здоровье человека.


33

Основные виды мониторинга.


34

Методы экологических исследований.


35

Обобщение материала.




























Список литературы для учителя.

  1. Бродский А.К.: Общая экология. - М.: Академия, 2008

  2. Галушин В.М., Константинов В.М., Основы экологии.-М.;Дрофа, 2004.-304 с.

  3. Грин Н, Стаут У, Тейлор Д Биология: В 3 т Т1: Пер с англ / Под ред Р сопер - М: Мир, 1990 - 368с

  4. Константинов В.М.: Экологические основы природопользования. - М.: Академия, 2010

  5. Мусиенко ММ, Серебряков В.В, Брайон О.В. Экология Охрана природы: Словарь-справочник - М.: Знание 2002 - 550 С

  6. Одум Ю Основы экологии Пер с англ / Под ред ЧП Наумова - М: Мир, 1975 - 740 с, ил







Список литературы для учеников.

  1. Криксунов Е.А. Экология 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2006 г.

  2. Мамедов М.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы, М.: “Школа– Пресс”.

  3. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 10(11) кл.– М.: Дрофа, 2001 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Элективный курс по экологии, 11 класс

Автор: Шамшурова Ольга Алексеевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-tietrad-dlia-eliektivnogho-kursa-ekologhiia-chielovieka-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445968949"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа элективного курса "Экология человека. 9 класс" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-eliektivnogho-kursa-ekologhiia-chielovieka-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244653"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445968323"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-ekologhii-zhivotnykh-eliektivnyi-kurs-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226307"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440176657"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа элективного курса по английскому языку "Глобальные проблемы современности: экология" "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-global-nyie-probliemy-sovriemiennosti-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "114418"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411484224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства