kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "Экология человека. 9 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая Программа предназначена для преподавания и изучения элективного курса  в 9 классе общеобразовательных учреждений; рассчитана на 15 часов, из которых 9 часов теоретических, 6  практических занятий.

          Основными задачами курса являются:

  1. формирование основных экологических понятий,
  2. формирование основ осознанного здорового образа жизни,
  3.  формирование элементарных навыков экологического мониторинга,
  4. формирование понятия взаимосвязи всех компонентов окружающей среды.
  5. пропаганда бережного, рационального использования компонентов среды.

Особую актуальность  программе элективного курса придают  включенные в нее чрезвычайно важные сегодня вопросы экологии генофонда нации, затронуты проблемы последствий табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также необходимости нравственного возрождения нации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Экология человека. 9 класс" »

















































Пояснительная записка.


Экология человека – наука, определяющая пространственно-временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире.

Целостность, постоянство и расселение человеческих групп основаны на непременном взаимодействии с окружающей средой – непрерывном обмене веществ и энергии, благодаря которому создаются благоприятные условия для жизнедеятельности.

Экология человека в широком смысле означает формирующуюся в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. Адаптация, необходимая для успешного существования человека в определенных условиях, - свойство не только каждого из индивидуумов, образующих группу, но и всей совокупности особей в целом.

Адаптация – двустороннее явление. С одной стороны, она включает изменение физиологических и социальных функций, необходимых для того, чтобы соответствовать условиям окружающей среды, с другой – сама среда, ее биотические и абиотические компоненты изменяются под влиянием преобразований человека, удовлетворяя требованиям организма. Поэтому рассмотрение взаимоотношений человека с окружающей средой, позволяет понять закономерности возникновения, развития и существования антропоэкологических систем.

Главная отличительная черта антропоэкологических систем по сравнению с природными экосистемами – наличие в их составе человеческих сообществ, которым в развитии всей системы принадлежит доминирующая роль. В связи в этим материалы антропоэкологического характера необходимо рассматривать параллельно с анатомией, физиологией и гигиеной человека.

Настоящая Программа предназначена для преподавания и изучения элективного курса в 9 классе общеобразовательных учреждений; рассчитана на 15 часов, из которых 9 часов теоретических, 6 практических занятий.

Основными задачами курса являются:

  1. формирование основных экологических понятий,

  2. формирование основ осознанного здорового образа жизни,

  3. формирование элементарных навыков экологического мониторинга,

  4. формирование понятия взаимосвязи всех компонентов окружающей среды.

  5. пропаганда бережного, рационального использования компонентов среды.

Особую актуальность программе элективного курса придают включенные в нее чрезвычайно важные сегодня вопросы экологии генофонда нации, затронуты проблемы последствий табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также необходимости нравственного возрождения нации.

Программа рассчитана на учащихся, ознакомившихся с основами биологических наук, с иерархической и структурной организацией живого мира – царствами живой природы, а также осваивающих учебные материалы в соответствии с программами «Человек и его здоровье», неорганическая химия.

Программа имеет профориентационную направленность для учащихся, желающих поступить в учебные заведения естественнонаучного и медицинского профиля, но будет полезна для всех желающих, так как материал курса имеет в основном практическую направленность, формирует знания и навыки здорового образа жизни.


В Программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся, показаны межпредметные связи курса с другими учебными дисциплинами.


Тематическое планирование курса «Экология человека».


Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Из них

Теоретич.

Практич.

I. Введение. Экология человека как наука, ее место в системе биологических дисциплин, цели и задачи.


II. Человек и среда обитания.

  1. Воздух и человек.

  2. Что мы пьем.


III. «Достижения» НТР.

  1. Человек и транспорт.

  2. Проблемы мусора.

  3. Экологические проблемы региона.


III. Основы правильного питания.


IV. Экология генофонда.

  1. Курение и здоровье.

  2. Последствия алкоголизма.

  3. Опасные лекарства. Медицина без лекарств.

  4. Избегайте стрессов.


V. Экология нации.

  1. Экология нравственности.

  2. Пути возрождения нации.


VI. Заключение. Защита творческих проектов.

1




3

1

2


3

1

1

1


1


4

1

1

1

1


2

1

1


1

1




2

1

1


2

1


1




3


1

1

1


1

1





1


1


1


1



1


1

1





1


1


1


Итого

15

9

6


Основное содержание программы.


Введение.

Место экологии человека в системе биологических дисциплин. Значение курса в формировании единой научной картины мира, навыков здорового образа жизни. Экология человека – наука, определяющая пространственно-временное положение человека как биологического вида в системе живой природы, в окружающем мире и отражающая формирующуюся в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания.


Человек и среда обитания.

Потребности человеческого организма в воздухе. Вклад индустриально развитых стран мира в загрязнение воздушного океана. Основные источники загрязнения воздуха, содержание в нем химических веществ, их влияние на здоровье человека. Проблема «озоновых дыр»: причина и последствия. Способы решения проблемы загрязнения воздуха.

Потребности человеческого организма в питьевой и технической воде, последствия нехватки питьевой воды для человеческого организма. Качество питьевой воды, содержание в ней химических соединений, биозагрязнителей, их влияние на человеческий организм. Источники загрязнения. Понятие ПДК для питьевой воды. Очистные сооружения, их работа. Способы очистки воды в быту.


Демонстрации.

Опыт «Экспресс – метод определения углекислого газа в воздухе помещения».


Практическая работа.

Знакомство с физико-химическими методами мониторинга воды.


Межпредметные связи.

Биология. Человек и его здоровье: строение человеческого тела, гигиена.

Неорганическая химия: навыки химического эксперимента.


«Достижения» НТР.

Транспорт. Виды транспорта, их преимущества и недостатки. Влияние электрических полей, выбросов автотранспорта на здоровье человека. «Вклад» транспорта в загрязнение окружающей среды. Проблема ДТП. Способы решения экологических проблем, связанных с транспортом.

Отходы. Виды отходов: промышленные, бытовые. Источники загрязнения. Способы утилизации бытового мусора: мусороперерабатывающие заводы, полигоны, свалки; их характеристика. Вторичная переработка сырья. Способы «смягчения» проблемы мусора.

Экологические проблемы региона и способы их решения.


Демонстрация.

Фотографии, демонстрирующие экологические проблемы Ростовской области, презентация «Экологические проблемы Дона».


Практическая работа.

Страны – поставщики бытового мусора в Ростовскую область.


Межпредметные связи.

Региональная география: промышленность и полезные ископаемые региона.

Информатика: создание презентаций.



Основы правильного питания.

Актуальность. Статистика заболеваний органов пищеварения. Понятие сбалансированного питания: разнообразие, соответствие энергетическим затратам. Химия, подстерегающая нас в пище: последствия для здоровья. Как выбрать продукты питания, полезные для здоровья. Альтернативные диеты.


Демонстрация.

Таблицы «Годовые показатели необходимых продуктов питания», «Энергетическая потребность в пищевых продуктах», схема адекватно-раздельного питания (по Н.А.Семеновой).


Практическая работа.

Составление рациона питания школьника с учетом энергетических затрат.


Межпредметные связи.

Биология. Человек и его здоровье: гигиена питания.


Экология генофонда.

История развития табакокурения и употребления алкогольных напитков. Причины, по которым люди прибегают к курению и употреблению спиртных напитков. Влияние данных факторов среды на человеческий организм, его социальную сферу. Международная и российская практика борьбы с курением и алкоголем.

Понятие хемофилии и хемофобии. Вред и последствия избыточного употребления химических препаратов. Методы народной медицины: фитотерапия, точечный массаж, закаливание и др.

Понятие стресса. Причины и последствия стресса для психо-соматической системы человека. Статистика суицидов в разные года 20 века. Пути выхода из стрессовой ситуации.


Демонстрация.

Таблицы «Причины курения (по материалам опроса школьников и студентов)», «Статистика курения в России», «Взаимосвязь преступности и алкоголя», «Судьба детей в семьях алкоголиков и непьющих родителей (сравнение)», динамическое пособие «Этапы «становления» алкоголика».


Практическая работа.

Социологический опрос среди взрослых и школьников с. Кепервеем «Причины курения».


Межпредметные связи.

Биология. Человек и его здоровье: строение организма, гигиена.

Социология: навыки социологических опросов, обработки полученных результатов.






Экология нации.

Понятие нравственности. Изменение нравственных устоев в разные исторические периоды. Причины падения нравственности в современном обществе, роль средств массовой информации в данном процессе. Возможные пути возрождения нравственности.

Анкета «Что вы подразумеваете под падением нравственности?»

Демонстрация.

Таблица «Число погибших в России в разные исторические этапы 20 века (по данным проф. Курганова).


Практическая работа.

Творческий проект «Что бы я сделал для возрождения своей нации, поднятия ее нравственных устоев».


Защита творческого проекта по итогам элективного курса.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны знать:

  1. что изучает экология человека и как происходило ее становление,

  2. какое влияние на окружающую среду и здоровье человека оказывают различные факторы среды,

  3. об основах рационального управления природными ресурсами,

  4. об основных источниках загрязнения биосферы,

  5. о путях охраны окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

  1. обоснованно характеризовать влияние неблагоприятных воздействий, вредных привычек на здоровье человека.

  2. проводить простейшие социологические опросы на экологические темы.

  3. составлять дневной рацион питания с учетом энергетических затрат.



Используемая литература.

  1. В.С. Кукушин «Экология человека». Научно-методический центр «Логос», Ростов -на –Дону, 1994г.

  2. Ю.Н. Голубчиков «География Чукотского автономного округа». Москва, изд. «Дизайн. Информация. Картография», 2003г.

  3. Т.Я. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг». Москва, изд. «Агар», 2000г.

  4. программно-методические материалы «Экология. 5-11 классы». Москва, изд. «Дрофа», 1999г.

  5. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом» 1,2,3, том. Москва, «Северные просторы», 2001г.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа элективного курса "Экология человека. 9 класс"

Автор: Дреева Ирина Авенировна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244653

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaiauchiebnaiaproghrammaeliektivnoghokursapobiologhiidlia9klassa"
    ["file_id"] => string(6) "289009"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454700908"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЭЛЕКТИВНОМ  КУРСЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕОБЫКНОВЕННАЯ ФИЗИКА, ОБЫКНОВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ» "
    ["seo_title"] => string(121) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologii-na-eliektivnom-kursie-po-fizikie-nieobyknoviennaia-fizika-obyknoviennykh-iavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "153346"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420995088"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства