kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Экология животных» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
  • Примерной основной образовательной программы.
  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 304. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.-М.: Вентана-Граф, 2008.-176с.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. Учебное пособие «Экология животных» автор: Бабенко В.Г. и др.

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окру­жающей среды на животных, состав животного мира в разных мес­тах обитания, многообразие взаимных связей разных живых су­ществ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учеб­ный курс из расчета 1 ч в неделю и использовано учебное пособие для учащихся «Экология животных» (авт.: В.Г Бабенко и др.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС »

МОУ Салмановская средняя школа

















Рабочая программа


по элективному курсу «Экология животных»

для 7 класса

уровень: базовый




Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии

для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы : программа. — М. :Вентана - Граф, 2012. — 304 с.

Экология животных. Автор И.М. Швец


срок реализации 2015/2016 учебный год


Составитель:

Кузнецова Т.В. учитель

биологии и географии

МОУ Салмановской СШ,

высшая квалификационная

категория

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе курса «Экология животных» 7 класс

на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др. Автор И.М. Швец.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).

  • Примерной основной образовательной программы.

  • Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 304. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.-М.: Вентана-Граф, 2008.-176с.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304 с. Учебное пособие «Экология животных» автор: Бабенко В.Г. и др.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окру­жающей среды на животных, состав животного мира в разных мес­тах обитания, многообразие взаимных связей разных живых су­ществ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организован учеб­ный курс из расчета 1 ч в неделю и использовано учебное пособие для учащихся «Экология животных» (авт.: В.Г Бабенко и др.).

Цели биологического образования

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Результаты освоения курса экологии

Требования к результатам освоения курса экологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение экологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала по экологии в 7классе являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения экологии в 7 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)

  • овладение методами экологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)

  • В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)

  • В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)

проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим пози­циям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществ­ляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы теку­щей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способ­ность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических за­дач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)

  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Основное содержание курса по темам рабочей программы

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)

Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания.

Тема 2. Условия существования животных (5ч)

Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания.

Экскурсия №1 «Условия обитания животных».


Тема 3. Среды жизни (5 ч)

Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.

Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»


Тема 4. Жилища в жизни животных (1 ч)

Общая характеристика жилища – как среды обитания.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (3 ч)

Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.

Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»


Тема 6. Свет в жизни животных (1ч.)

Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.

Тема 7. Вода в жизни животных (2ч.)

Значение воды в жизни животных

Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»



Тема 8. Температура в жизни животных (2ч.)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».


Тема 9. Кислород в жизни животных (1ч.).

Значение воздуха в жизни животных.

Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных (4).

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.

Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»


Тема 11. Численность животных (3)

Популяции животных. Характеристика популяций.

Лабораторная работа № 3 « Динамика численности насекомых».

Тема 12. Изменения в животном мире Земли (6ч.)

Многообразие видов животных. Естественные и искусственные условия обитания. Охрана, редкие и исчезающие животные. Красная Книга.

Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»

Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»







Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

  • формирование основ экологической культуры;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;

  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;

  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные характеристики животного мира

Учащиеся должны уметь:

  1. Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;

характеризовать роль животных в природе

аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. На­зывать основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение раз­личных экологических факторов, редких и охраняемых жи­вотных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зави­симости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений жи­вотных к различным экологическим факторам и их совокуп­ности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных ви­дов, состояние популяций животных по динамике популяци­онных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнооб­разных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Зем­ли под воздействием природоохранной, селекционной, ген­но-инженерной деятельности человечества, а также деятель­ности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с жи­выми объектами природы.






Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов /рабочая программа/

1.

Экология животных: раздел науки и учебный предмет


1

2.

Условия существования животных.

Экскурсия №1 «Условия обитания животных».



5

3.

Тема 3. Среды жизни

Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»

5

4.

Жилища в жизни животных

1

5.

Биотические и экологические факторы в жизни животных

Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»


3

6

Свет в жизни животных

1

7

Вода в жизни животных

Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»

2

8

Тема 8. Температура в жизни животных

Лабораторная работа №2 «Движение простейших при разных температурах».

2

9

Тема 9. Кислород в жизни животных

Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»


1

10

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных

Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»


4

11

Тема 11. Численность животных

Лабораторная работа № 4 « Динамика численности насекомых

3

12

Тема 12. Изменения в животном мире Земли

Экскурсия №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»

Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»

Обобщение


6





1

Итого: Экскурсии - 2

Лабораторные работы – 4

Проекты - 3

35ч















Информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя

  1. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.

  2. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

  5. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006. - №6. – С. 31-36.

  6. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

  7. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков экологии.

Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

  3. Экология. Фирма «1 С»,

Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

  2. Учебное пособие «Экология животных»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.); под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2010,-128с.:ил.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.

  2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.

  4. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

  5. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. - 508 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

  5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
















Тематическое планирование по экологии в 7 классе.

35ч.


урока

Тема урока

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты:

Л – личностные

М – Метапредметные

П – предметные

Система контроля

Основные средства обучения, ЭОР

Дом.

зад

Дата

Факт.


Тема № 1 Экология животных: раздел науки и учебный предмет

(1ч.)


1

Введение в экологию животных.

Индивидуальная, групповая.

Способствовать формированию понятия об экологии животных как раздела науки, биосферной роли животных и их многообразие на планете Земля

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть. Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Промежуточный Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§ 1-5




Тема № 2 Условия существования животных (5ч.)


2

Многообразие условий обитания.

Способствовать знакомству учащихся с многообразием условий обитания животных на планете.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Уметь характеризовать среду обитания, условия существования.

Промежуточный Индивидуальный

Презентация, таблицы

§6




3

Среды жизни.

Способствовать формированию на конкретных примерах понятие «среда жизни»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь определять среды жизни по иллюстрациям

Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§ 8-11




4

Взаимосвязи организма и среды обитания.

Организация изучения на различных примерах взаимосвязь между организмами и средой обитания.


Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать: автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§12-13




5

Экскурсия №1 «Условия обитания животных»


Индивидуальная , групповая . Практикум

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь описывать условия обитания животных

Взаимоконтроль

Оформление работы, территория школьного сада





6

Предельные условия существования животных.

Обеспечить формирование представлений о предельных условиях существования.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать предельные условия существования животных.

Индивидуальный

Презентация, таблицы.

§7




Тема № 3 Среды жизни (5ч)


7

Животный мир суши.

Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в тундре, умеренной полосе, в горах.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище.

Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§8




8

Животный мир суши.

Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в степях, пустынях, тропиках.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§9




9

Животный мир морей и рек.

Организовать изучение условия обитания животных в воде, отличие от условий обитания на суше.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать водоемы как жилище, бентос, планктон.

Индивидуальный

Презентация, таблицы, муляжи

§10




10

Животный мир почвы

Формировать представление о приспособлениях животных к жизни в почве.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать почва, плотность почвы, Кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные-землерои.

Промежуточный.

Презентация, таблицы, влажные препараты

§11

Подготовка проекта




11

Живой организм как среда обитания животных.

формировать представление о живом организме как специфической среде обитания животных.

Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать : животные – паразиты.

Самоконтроль

Презентация, таблицы, стендовые доклады

§12




Тема № 4 Жилища в жизни животных (1ч)




Самоконтроль. Индивидуальный.

12

Жилище как среда обитания и одно из условий существования.

формировать представление о жилище как о среде обитания и одном из важнейших условий существования. Познакомить на конкретных примерах с разнообразием жилищ.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Промежуточный.

Презентация, таблицы.

§ 14




Тема № 5 Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч)




13

Взаимоотношения между животными одного вида.

На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными одного вида: между родителями и потомством, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать внутривидовые взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§ 28-31




14


Взаимоотношения между животными разных видов.

Животные и микроорганизмы.

На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными разных видов: пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.


Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.

Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания.

Индивидуальный

Презентация, таблицы.

§ 32-36

§33-34




15

Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»


Защита проектов


Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.


Промежуточный.

Презентация, таблицы, стендовый доклад





Тема № 6 Свет в жизни животных (1ч)


16

Свет в жизни животных

Способствовать знакомству о свете как экологическом факторе. Раскрыть классификацию животных по отношению к свету. Познакомить с особенностями распространения животных в зависимости от светового режима.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Органы зрения и органы свечения. Световой режим.

Промежуточный.

Презентация, таблицы.

§ 13




Тема № 7 Вода в жизни животных (2ч)



17

Вода в жизни животных

Раскрыть значение воды в жизни животных. Познакомить учащихся с обменом воды у животных.

Лабор.работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника,; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение.

Самоконтроль

Оформление л/р.

§10




18

Экологические группы животных по отношению к воде.

Сформировать представление об экологических группах животных по отношению к воде.

Экологические группы животных по отношению к воде. Бентос, планктон, нектон, литораль.

Индивидуальный


§ 21-23




Тема № 8 Температура в жизни животных (2ч)


19

Значение тепла для жизнедеятельности животных.

Способствовать знакомству о значении тепла для жизнедеятельности животных.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение.

Самоконтроль

Презентация, таблицы.

§12




20

Экологические группы животных по отношению к теплу.

Лаб. Р № 2 «Движение амебы при разных температурах».

формировать представление об экологических группах животных по отношению к теплу. Формирование практических умений работы с микроскопом.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение.

Индивидуальный

Оформление работы

§ 26-27




Тема № 9 Воздух в жизни животных. (1ч)


21

Воздух в жизни животных

Способствовать формированию представлений о газовом составе и движении масс воздуха как экологических факторах в жизни животного.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание животных.

Промежуточный.

Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»

.

§11 дом.

пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде




22

Защита проектов

Пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать приспособления млекопит. к воздушной и наземной среде



Презентации, плакаты, доклады стендовые




Тема № 10 Сезонные изменения в жизни животных. (4ч)


23

Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям.

формировать представление о сезонных изменениях в жизни животных как приспособлениях к меняющимся условиям существования.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать оцепенение, спячка.

Промежуточный Индивидуальный

Презентация, таблицы.

§ 26 дом. пр. раб. «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной




24

Приспособления животных к сезонам года

Способствовать знакомству учащихся с морфологическими, физиологическими и поведенческими приспособлениями животных к сезонным изменениям.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать длина дня. Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления.

Индивидуальный

видеофрагмент

§ 26

Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»





25

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

формировать представление о миграции как приспособлении к сезонным изменениям условий обитания.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать миграции.

Самоконтроль

Презентация

§ 27




26

Лаб. работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»

формировать умения наблюдать за живыми организмами, определять их систематическую принадлежность, стадию развития.

Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых»


Индивидуальный


§ 27





Тема № 11 Численность животных. (3ч)


27

Популяции животных.

Способствовать формированию понятия «Популяция животных».

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных.

Промежуточный Индивидуальный

Видеофрагменты

§37




28

Плотность популяции.

формировать понятие «Плотность популяции».

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных Плотность популяции. Неоднородность среды.

Индивидуальный

Видеофрагмент

§37




29

Численность популяции.

формировать понятие «Численность популяции».

Л. р. № 4 « Динамика численности насекомых

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных Численность популяции, динамика численности

Самоконтроль

Оформление Л. р.№ 4 « Динамика численности насекомых

§38




Тема № 12 Изменения в животном мире Земли. (6ч)



30

Многочисленные и малочисленные виды.

Способствовать знакомству учащихся с многочисленными и малочисленными видами животных. Раскрыть причины сокращения численности видов.

Л.Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать популяции животных, многочисленные и малочисленные виды.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Презентация, таблицы

§ 39-40




31

Естественное и искусственное изменение условий обитания.

Способствовать сравнительную характеристику естественных и искусственных изменений условий обитания.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать естественное и искусственное изменение условий обитания. Деятельность человека, загрязнения.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Индивидуальный

Презентация, таблицы.

§39-40

Подготовка Про. №3 «Охраняемые виды животных нашего края»





32

Животные и человек.

Раскрыть историю становления взаимоотношений человека и животных.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. уметь характеризовать одомашнивание животных.

Индивидуальный

Презентации, стендовые доклады

§ 41-44




33

Редкие и охраняемые животные.

формировать представление о редких и охраняемых животных.

Экс. №2 « Охраняемая территория или краеведческий музей»


Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе..

Промежуточный Индивидуальный

Редкие и охраняемые животные. Красная книга, заповедники, заказники

§45-47




34

Проект

Защита проектов

Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»


Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать охраняемые виды животных

Индивидуальный

Презентации, стендовые доклады





35

Обобщающий урок.

Обобщить и повторить материал по пройденному курсу.

Защита Пр. р. №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»


Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.

М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.

П. Умение называть фенологические изменения в жизни животных и растений.

Итоговый. Индивидуальный.

Защита проектов

Презентации, стендовые доклады






Лабораторных работ -4, Проекты – 3, экскурсии- 2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС

Автор: Кузнецова Татьяна Васильевна

Дата: 21.08.2015

Номер свидетельства: 226307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства