Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс"
Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс"
Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс" позволяет оценить уровень усвоения материала обучающимися, решить коммуникативные, воспитательные, профориентационные задачи обучения. Материал разнообразный: теоретические и практические задания, задания для саморазвития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс" »
АВТОР – И.А. ДРЕЕВА.
ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ».
1. Дайте определение.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему, демонстрирующую место экологии человека в системе других родственных дисциплин.
Способы решения проблемы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт «Экспресс-метод определения углекислого газа в воздухе помещений».
Метод основан на реакции углекислоты с раствором кальцинированной соли.
В шприц, объемом 100мл набирают 20мл 0,005% раствора кальцинированной соды с фенолфталеином, имеющим розовую окраску, а затем засасывают 80 мл воздуха и встряхивают в течение 1 мин. Если не произошло обесцвечивание раствора, воздух из шприца осторожно выжимают, оставив в нем раствор, вновь набирают порцию воздуха и встряхивают еще 1 мин. Эту операцию повторяют 3-4 раза, после чего добавляют воздух небольшими порциями по 10-20 мл, каждый раз встряхивая содержимое 1 мин до обесцвечивания раствора. Подсчитав общий объем воздуха, прошедшего через шприц, определяют концентрацию СО2 в воздухе по приводимой таблице.
Объем воздуха, мл
Концентрация СО2, %
Объем воздуха, мл
Концентрация СО2, %
Объем воздуха, мл
Концентрация СО2, %
80
0,32
330
0,116
410
0,084
160
0,208
340
0,112
420
0,080
200
0,182
350
0,108
430
0,076
240
0,156
360
0,104
440
0,070
260
0,144
370
0,100
450
0,066
280
0,136
380
0,096
460
0,060
300
0,128
390
0,092
470
0,056
320
0,120
400
0,088
480
0,052
Сравните результат с содержание СО2 в атмосферном воздухе (в городе 0,04%, в селе 0,03%).
5. Какие экологические проблемы Ростовской области требуют, по вашему мнению, незамедлительного решения? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА: « ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ».
Народная мудрость гласит: «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой». Как вы понимаете эти слова?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы основные критерии рационального сбалансированного питания?
Оборудование: таблица калорийности различных продуктов.
Инструкция: составьте свой рацион питания, учитывая калорийность продуктов и содержание питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов), количество и время приема пищи.
Проведите социологический опрос среди школьников и знакомых взрослых о причинах начала курения, заполните таблицу.
Общее количество опрошенных_____________________________
Возрастные группы
Подражание другим
Чувство новизны
Желание казаться взрослым
Другие причины
5 – 6 класс
7 – 8 класс
9 – 11 класс
взрослые
Сравните полученные результаты в % с результатами своих товарищей, сделайте вывод._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положите на одну чашу весов плюсы, по которым можно начать курить, а на другую – минусы, по которым это делать не следует. Что перевесит?
4. Какие заболевания человека, связанные с излишним употреблением алкоголя, вы знаете?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что из перечисленного поможет сохранить здоровье (подчеркните).
профессиональный спорт, массаж, сытная еда, физкультура, баня, громкая музыка, рациональное питание, соблюдение режима дня, закаливание.
Добавьте список, если считаете необходимым.______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запомните основные советы для тех, кто находится в состоянии стресса.
Раскройте кому-нибудь свою душу, расскажите ему о том, что вас волнует.
Отложите на какое-то время решение проблемы. Отвлекитесь, пойдите в кино, театр, в гости, почитайте книгу.
Постарайтесь овладеть собой. Если вы чувствуете, что в очередной раз приближается взрыв, отложите дело, которое его может вызвать и заставьте себя заниматься любым физическим трудом.
Помните, что и другие бывают правы.
Знайте, делая добро другим, помогаешь себе, снимаешь напряжение, улучшаешь настроение и самочувствие.
Не стремитесь во всем быть лучшим. Постарайтесь справиться только с первостепенными и самыми важными делами.
Будьте снисходительны к себе и другим.
Не избегайте людей. Кроме самоизоляции и стремления быть всегда в центре внимания как на работе, так и среди друзей, существует нормальное общение с людьми. Выберите именно его.
Не забывайте о важной роли отдыха.
Помните о целебных свойствах музыки.
ТЕМА «ЭКОЛОГИЯ НАЦИИ».
Что вы подразумеваете, когда говорите о падении нравственности:
А) рост насилия и жестокости
Б) безразличие к судьбам окружающих
В) стяжательство, жажду наживы
Г) падение трудовой дисциплины
Д)рост уголовных преступлений и распущенность молодежи
Е) равнодушие к судьбе Родины
Ж)распространение эротики и порнографии.
2. Перечислите основные нравственные проблемы нации._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Предложите свои способы их решения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Попытайтесь аргументировать свой выбор.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ
В домашней аптечке соберите инструкции к различным лекарствам. Составьте сводную ведомость их противопоказаний и выставьте её на видное место как постоянное напоминание.
Изучите и запомните СЕКРЕТЫ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ, «выявленные» французским журналом «Мод э траво». Итак, чтобы оставаться вечно красивым и молодым,
НУЖНО: НЕЛЬЗЯ:
Мало есть Переедать
Почаще есть рыбу Употреблять алкоголь
Пить побольше воды Много курить
Заниматься спортом Сидеть дома,
Как можно больше ходить Часами смотреть телевизор
Дышать свежим воздухом Предаваться мрачным мыслям
Достаточно спать Дуться на окружающих
Сохранить тонкую талию Носить сверхвысокие каблуки
Больше смеяться Мрачно одеваться
Родить ребенка в 40 лет Терять чувство юмора
Путешествовать Осуждать кого-либо за
жизнерадостность,
Стать молодой и красивой Страшиться нового
бабушкой или дедушкой. Экономить чувства.
Проанализируйте нижеследующий текст «Салернского кодекса здоровья» составленный в начале XIV в. Выдающимся врачом средневековья Арнольдом из Виллановы, что в Италии. Составьте для себя в прозаичной форме лаконичные рецепты лечения различных болезней луком.
«Школа салернская так королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
Тягость забот отгони и считай, о винах забудь, не сочти бесполезным
Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.
Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;
Будешь за этим следить – проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Наш Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.
Высший закон медицины – диету блюсти неуклонно.
Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.
Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –
Все это должен предписывать врач, назначая диету.
Кажется, нет у врачей о луке единого мнения,
Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.
Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.
Лучше всего для желудка: и цвет у лица превосходный
Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь
Лысой вернуть голове красоту, что утрачено ею.
Лук приложи – и поможет в леченье собачьих укусов,
С медом и уксусом только его перед тем растирают.
Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,
Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.
Примешься пить это средство – и кашель запущенный сдастся.
Холод их легких оно изгоняет и язвы из чрева,
Верную помощь дает при различных болезнях суставов».
Пользуясь приведенным ниже текстом, определите, какова степень вашего чувства тревоги. Эта методика предложена литовским психологом Эдитой Норвайшене. На все вопросы надо отвечать «да», «нет», «не знаю».
Когда я работаю, я чувствую напряжение.
С трудом засыпаю.
Мне не нравится, когда меняется привычная ситуация.
Мне часто снятся кошмары.
Хотелось бы стать таким же счастливым, как и другие.
Мне не достает уверенности в себе.
Иногда чувствую себя совершенно бесполезным.
Часто плачу.
У меня дрожат руки, когда собираюсь заняться чем-то серьезным.
Меня нередко что-то тревожит.
Мне неприятно, если я не знаю, чем завершится ситуация.
Иногда меня охватывает такая тревога, что места себе не нахожу.
Из двух исходов – удачи и неудачи – чаще себе представляю неудачу.
Обычно отношусь ко всему чересчур серьезно.
Иногда мне кажется, что я ни на что не годен.
Я нервничаю, когда приходится ждать.
Обычно у меня хорошее настроение.
Почти всегда чувствую себя счастливым.
После сильных переживаний у меня редко болит голова.
Считаю, что по сравнению с другими отличаюсь храбростью.
Почти никогда не краснею.
Теперь отдельно подсчитайте ответы «да», «нет», «не знаю». Количество ответов «не знаю»
поделите пополам и сложите три числа.
ОТВЕТЫ:
0 – 6 баллов. Вы не отличаетесь повышенным чувством тревоги и по этому поводу у вас
проблем не бывает. Не ясная ситуация побуждает вас к её решению. Но иногда ведете себя
чересчур спокойно, слишком полагаетесь на себя, поэтому часто не замечаете своих ошибок
и недостатков. Серьезная проблема может вас сломить.
7 – 11,5 баллов. Это оптимальный уровень чувства тревоги. Он побуждает вас к действию.
Вы являетесь творческой натурой, способны решать проблемы. Результаты вашего труда
довольно хорошие и мало отличаются при работе, как в нормальных, так и в особых условиях.
12 и более баллов. Ваше чувство тревоги слишком велико, и это заставляет вас слишком часто
нервничать, беспокоится о будущем. Вам кажется, что обязательно что-нибудь случится. Вам
трудно собраться, а это мешает в достижении хороших результатов. Вам надо как можно
часто расслабляться.
Поработайте с тестом «Берегите себя … и других».
Варианты ответов на вопросы:
«очень» - 3 очка
«не особенно» - 1 очко
«ни в коем случае» - 0 очков.
Итак, раздражает ли вас:
Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
Женщина «в летах», одетая как молодая девушка?
Чрезмерная близость собеседника, например, в автобусе в час пик?
Курящая на улице женщина или девушка?
Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
Когда кто-то грызет ногти?
Когда кто-то смеётся невпопад?
Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
Когда ваша «половина» постоянно опаздывает на свидания?
Когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?
Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь
прочесть?
Когда вам дарят ненужные предметы?
Громкий разговор в общественном транспорте?
Человек, который слишком жестикулирует во время разговора?
Слишком сильный запах духов?
Коллега, который слишком часто употребляет иностранные слова?
Более 45 очков. Вас не отнесешь в число терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все,
даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают окружающие. Вам нужно постоянно контролировать свое поведение.
От 12 до 45 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.
11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек. Реально смотрите на жизнь. Может этот тест не смог уловить ваши наиболее уязвимые черты характера, судите сами. Но можно с полной уверенностью сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из себя.
Выявив свой тип, выработайте стратегию своего поведения дома и на работе.
Определите СОБСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ, воспользовавшись тестом, разработанным в Австрии. С этой целью ответьте на перечисленные ниже 10 утверждений, дав следующую оценку:
полностью согласен
частично согласен
не согласен
- 2 балла,
- 1 балл,
- 0
В нашей стране все делается правильно.
Дети прежде всего должны уметь приспосабливаться.
Во имя благородной идеи и общего дела можно иногда пренебречь благополучием других людей.
Предпочитаю, чтобы мне всегда и во всем указывали, что я должен делать.
Дети не должны критиковать поступки родителей.
Мне не нравится вседозволенность, прежде всего в сексуальных отношениях.
Есть люди, в которых я сразу усматриваю лицемеров и коварство.
Возражать кому-либо, значит, создавать себе дополнительные трудности.
Никогда не нужно говорить о том, о чем не имеешь понятия.
Меня раздражает глупость других.
А теперь подсчитайте сумму выписанных баллов и получите оценку уровня своей духовной зрелости:
0 – 1 – самый высокий
2 – очень высокий,
3 – 4 – высокий,
5 – 7 – незаурядный,
8 – 10 – средний,
11 – 13 – ниже среднего.
14 – 15 – низкий,
16 – 17 – очень низкий,
18 – 20 – ничтожный.
Определите УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. С этой целью вначале оцените в баллах по тому же принципу следующие 10 утверждений:
Я не желаю нести ответственность за кого-либо.
Всегда приспосабливаюсь к окружающим.
С несимпатичными людьми не обязательно вести себя вежливо.
Тунеядцев лучше всего содержать в трудовых колониях.
Школа должна научить детей послушанию.
Порой доставляет удовольствие сделать кому-нибудь неприятность.
Из принципа никому не даю в долг, поскольку его никогда не возвращают.
Мне трудно выразить свое мнение или мысль.
Мнение начальника всегда более весомо, чем мнение подчиненного.
Приятельские отношения между родителями и детьми наносят вред воспитанию.
Подсчитайте сумму баллов и сложите её с суммой предыдущего теста. По окончательному числу можно судить об уровне социального интеллекта: