kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс" позволяет оценить уровень усвоения материала обучающимися, решить коммуникативные, воспитательные, профориентационные задачи обучения. Материал разнообразный: теоретические и практические задания, задания для саморазвития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс" »











































АВТОР – И.А. ДРЕЕВА.











ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ».


1. Дайте определение.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Заполните схему, демонстрирующую место экологии человека в системе других родственных дисциплин.



Экология человека


э

ЭКОЛОГИЯ

кэ












ТЕМА: «ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ».


  1. Перечислите источники загрязнения воздуха.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните схему «ПРОБЛЕМА ОЗОНОВЫХ ДЫР».


Причины:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последствия:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способы решения проблемы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















  1. Опыт «Экспресс-метод определения углекислого газа в воздухе помещений».


Метод основан на реакции углекислоты с раствором кальцинированной соли.

В шприц, объемом 100мл набирают 20мл 0,005% раствора кальцинированной соды с фенолфталеином, имеющим розовую окраску, а затем засасывают 80 мл воздуха и встряхивают в течение 1 мин. Если не произошло обесцвечивание раствора, воздух из шприца осторожно выжимают, оставив в нем раствор, вновь набирают порцию воздуха и встряхивают еще 1 мин. Эту операцию повторяют 3-4 раза, после чего добавляют воздух небольшими порциями по 10-20 мл, каждый раз встряхивая содержимое 1 мин до обесцвечивания раствора. Подсчитав общий объем воздуха, прошедшего через шприц, определяют концентрацию СО2 в воздухе по приводимой таблице.

Объем воздуха, мл

Концентрация СО2, %

Объем воздуха, мл

Концентрация СО2, %

Объем воздуха, мл

Концентрация СО2, %

80

0,32

330

0,116

410

0,084

160

0,208

340

0,112

420

0,080

200

0,182

350

0,108

430

0,076

240

0,156

360

0,104

440

0,070

260

0,144

370

0,100

450

0,066

280

0,136

380

0,096

460

0,060

300

0,128

390

0,092

470

0,056

320

0,120

400

0,088

480

0,052

Сравните результат с содержание СО2 в атмосферном воздухе (в городе 0,04%, в селе 0,03%).

Сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Предложите способы решения проблемы загрязнения воздуха.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое ПДК?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что может быть источником загрязнения рек?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Заполните таблицу.

Хим. загрязнители воды

Воздействие на человеческий организм.

Никель



Цинк



Свинец



Хром



медь




  1. Запомните правила очистки воды в бытовых условиях.

правила

Что это дает?

Отстаивайте питьевую воду

в течение суток для удаления

хлора, фтора, аммиака.


Кипятите воду в течение часа,

прежде чем ее употреблять




Не употребляйте воду из осеннего речного льда.




Не выбрасывайте лед из холодильников и морозилок.





  1. Практическая работа «Знакомство с физико-химическими способами мониторинга воды».

Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: пробы воды, химическая посуда, хим. реактивы.

Ход работы:

Опыт 1. Определение запаха воды.

Опыт 2. Качественное определение хлоридов.

Опыт 3. Количественное определение хлоридов.

Опыт 4. Качественное определение сульфатов.


Сделайте вывод о качестве исследуемой воды по данным параметрам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










ТЕМА: «ДОСТИЖЕНИЯ» НТР».


  1. Заполните схему.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА.

НАЗЕМНЫЙ

железнодорожный

ВОДНЫЙ










  1. заполните таблицу.

Виды транспорта

Экологические проблемы

Способы решения

Авто-





ЖД





Водный





Воздушный






3

промышленные

бытовые

Источники:____________________________________________________________________________________________________________________________

Источники:____________________________________________________________________________________________________________________________

. ВИДЫ ОТХОДОВ.
















4. таблица «Способы утилизации бытовых отходов».

Способы утилизации

характеристика

+

-

Мусороперерабатывающие заводы






Мусорные полигоны







Мусорные свалки








5. Какие экологические проблемы Ростовской области требуют, по вашему мнению, незамедлительного решения? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








ТЕМА: « ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ».


  1. Народная мудрость гласит: «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой». Как вы понимаете эти слова?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Каковы основные критерии рационального сбалансированного питания?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Практическая работа «Составление дневного рациона школьников с учетом энергетических затрат».


Цель: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оборудование: таблица калорийности различных продуктов.

Инструкция: составьте свой рацион питания, учитывая калорийность продуктов и содержание питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов), количество и время приема пищи.

Отчетное задание.




Завтрак. ______________________ Обед __________________________

время

Продукты питания

Калорийность










итого



Продукты питания

Калорийность
















итого


Полдник. ______________________

время

Продукты питания

Калорийность







итого






Ужин. ______________________

_вывод______________________________________

Продукты питания

Калорийность










итого











ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ ГЕНОФОНДА».


  1. Проведите социологический опрос среди школьников и знакомых взрослых о причинах начала курения, заполните таблицу.


Общее количество опрошенных_____________________________


Возрастные группы

Подражание другим

Чувство новизны

Желание казаться взрослым

Другие причины

5 – 6 класс





7 – 8 класс





9 – 11 класс





взрослые





Сравните полученные результаты в % с результатами своих товарищей, сделайте вывод._______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Положите на одну чашу весов плюсы, по которым можно начать курить, а на другую – минусы, по которым это делать не следует. Что перевесит?

______________________________ ___________________________________

______________________________ ___________________________________

______________________________ ___________________________________

______________________________ ___________________________________

______________________________ ___________________________________


  1. Изучите данные таблицы и сделай те вывод.

показатель

1984

1985

1986

1987

1988

Продажа алкогольных напитков на душу населения условного алкоголя

8,4

7,2

4,3

3,3

3,6

Зарегистрировано преступлений, тыс.

2000

2080

1987

1798

1867

В том числе умышленных убийств

20501

18718

14848

14651

16710

Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Какие заболевания человека, связанные с излишним употреблением алкоголя, вы знаете?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дайте определения терминам:

ХЕМОФИЛИЯ_______________________________________________________________________________________________________________________________________

ХЕМОФОБИЯ________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что из перечисленного поможет сохранить здоровье (подчеркните).

профессиональный спорт, массаж, сытная еда, физкультура, баня, громкая музыка, рациональное питание, соблюдение режима дня, закаливание.

Добавьте список, если считаете необходимым.______________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Запомните основные советы для тех, кто находится в состоянии стресса.

  • Раскройте кому-нибудь свою душу, расскажите ему о том, что вас волнует.

  • Отложите на какое-то время решение проблемы. Отвлекитесь, пойдите в кино, театр, в гости, почитайте книгу.

  • Постарайтесь овладеть собой. Если вы чувствуете, что в очередной раз приближается взрыв, отложите дело, которое его может вызвать и заставьте себя заниматься любым физическим трудом.

  • Помните, что и другие бывают правы.

  • Знайте, делая добро другим, помогаешь себе, снимаешь напряжение, улучшаешь настроение и самочувствие.

  • Не стремитесь во всем быть лучшим. Постарайтесь справиться только с первостепенными и самыми важными делами.

  • Будьте снисходительны к себе и другим.

  • Не избегайте людей. Кроме самоизоляции и стремления быть всегда в центре внимания как на работе, так и среди друзей, существует нормальное общение с людьми. Выберите именно его.

  • Не забывайте о важной роли отдыха.

  • Помните о целебных свойствах музыки.


ТЕМА «ЭКОЛОГИЯ НАЦИИ».


  1. Что вы подразумеваете, когда говорите о падении нравственности:

А) рост насилия и жестокости

Б) безразличие к судьбам окружающих

В) стяжательство, жажду наживы

Г) падение трудовой дисциплины

Д)рост уголовных преступлений и распущенность молодежи

Е) равнодушие к судьбе Родины

Ж)распространение эротики и порнографии.


2. Перечислите основные нравственные проблемы нации._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




3. Предложите свои способы их решения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Попытайтесь аргументировать свой выбор.




ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ

  1. В домашней аптечке соберите инструкции к различным лекарствам. Составьте сводную ведомость их противопоказаний и выставьте её на видное место как постоянное напоминание.


  1. Изучите и запомните СЕКРЕТЫ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ, «выявленные» французским журналом «Мод э траво». Итак, чтобы оставаться вечно красивым и молодым,

НУЖНО: НЕЛЬЗЯ:

Мало есть Переедать

Почаще есть рыбу Употреблять алкоголь

Пить побольше воды Много курить

Заниматься спортом Сидеть дома,

Как можно больше ходить Часами смотреть телевизор

Дышать свежим воздухом Предаваться мрачным мыслям

Достаточно спать Дуться на окружающих

Сохранить тонкую талию Носить сверхвысокие каблуки

Больше смеяться Мрачно одеваться

Родить ребенка в 40 лет Терять чувство юмора

Путешествовать Осуждать кого-либо за

жизнерадостность,

Стать молодой и красивой Страшиться нового

бабушкой или дедушкой. Экономить чувства.


  1. Проанализируйте нижеследующий текст «Салернского кодекса здоровья» составленный в начале XIV в. Выдающимся врачом средневековья Арнольдом из Виллановы, что в Италии. Составьте для себя в прозаичной форме лаконичные рецепты лечения различных болезней луком.

«Школа салернская так королю англичан написала:

Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,

Тягость забот отгони и считай, о винах забудь, не сочти бесполезным

Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.

Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;

Будешь за этим следить – проживешь ты долго на свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.

В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.

Наш Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.

Высший закон медицины – диету блюсти неуклонно.

Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.

Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –

Все это должен предписывать врач, назначая диету.

Кажется, нет у врачей о луке единого мнения,

Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.

Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.

Лучше всего для желудка: и цвет у лица превосходный

Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь

Лысой вернуть голове красоту, что утрачено ею.

Лук приложи – и поможет в леченье собачьих укусов,

С медом и уксусом только его перед тем растирают.

Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,

Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.

Примешься пить это средство – и кашель запущенный сдастся.

Холод их легких оно изгоняет и язвы из чрева,

Верную помощь дает при различных болезнях суставов».

  1. Пользуясь приведенным ниже текстом, определите, какова степень вашего чувства тревоги. Эта методика предложена литовским психологом Эдитой Норвайшене. На все вопросы надо отвечать «да», «нет», «не знаю».

Когда я работаю, я чувствую напряжение.

С трудом засыпаю.

Мне не нравится, когда меняется привычная ситуация.

Мне часто снятся кошмары.

Хотелось бы стать таким же счастливым, как и другие.

Мне не достает уверенности в себе.

Иногда чувствую себя совершенно бесполезным.

Часто плачу.

У меня дрожат руки, когда собираюсь заняться чем-то серьезным.

Меня нередко что-то тревожит.

Мне неприятно, если я не знаю, чем завершится ситуация.

Иногда меня охватывает такая тревога, что места себе не нахожу.

Из двух исходов – удачи и неудачи – чаще себе представляю неудачу.

Обычно отношусь ко всему чересчур серьезно.

Иногда мне кажется, что я ни на что не годен.

Я нервничаю, когда приходится ждать.

Обычно у меня хорошее настроение.

Почти всегда чувствую себя счастливым.

После сильных переживаний у меня редко болит голова.

Считаю, что по сравнению с другими отличаюсь храбростью.

Почти никогда не краснею.

Теперь отдельно подсчитайте ответы «да», «нет», «не знаю». Количество ответов «не знаю»

поделите пополам и сложите три числа.

ОТВЕТЫ:

0 – 6 баллов. Вы не отличаетесь повышенным чувством тревоги и по этому поводу у вас

проблем не бывает. Не ясная ситуация побуждает вас к её решению. Но иногда ведете себя

чересчур спокойно, слишком полагаетесь на себя, поэтому часто не замечаете своих ошибок

и недостатков. Серьезная проблема может вас сломить.

7 – 11,5 баллов. Это оптимальный уровень чувства тревоги. Он побуждает вас к действию.

Вы являетесь творческой натурой, способны решать проблемы. Результаты вашего труда

довольно хорошие и мало отличаются при работе, как в нормальных, так и в особых условиях.

12 и более баллов. Ваше чувство тревоги слишком велико, и это заставляет вас слишком часто

нервничать, беспокоится о будущем. Вам кажется, что обязательно что-нибудь случится. Вам

трудно собраться, а это мешает в достижении хороших результатов. Вам надо как можно

часто расслабляться.


  1. Поработайте с тестом «Берегите себя … и других».

Варианты ответов на вопросы:

«очень» - 3 очка

«не особенно» - 1 очко

«ни в коем случае» - 0 очков.

Итак, раздражает ли вас:

Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

Женщина «в летах», одетая как молодая девушка?

Чрезмерная близость собеседника, например, в автобусе в час пик?

Курящая на улице женщина или девушка?

Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?

Когда кто-то грызет ногти?

Когда кто-то смеётся невпопад?

Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?

Когда ваша «половина» постоянно опаздывает на свидания?

Когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?

Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь

прочесть?

Когда вам дарят ненужные предметы?

Громкий разговор в общественном транспорте?

Человек, который слишком жестикулирует во время разговора?

Слишком сильный запах духов?

Коллега, который слишком часто употребляет иностранные слова?

Более 45 очков. Вас не отнесешь в число терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все,

даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают окружающие. Вам нужно постоянно контролировать свое поведение.

От 12 до 45 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек. Реально смотрите на жизнь. Может этот тест не смог уловить ваши наиболее уязвимые черты характера, судите сами. Но можно с полной уверенностью сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из себя.

Выявив свой тип, выработайте стратегию своего поведения дома и на работе.


  1. Определите СОБСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ, воспользовавшись тестом, разработанным в Австрии. С этой целью ответьте на перечисленные ниже 10 утверждений, дав следующую оценку:

полностью согласен

частично согласен

не согласен

- 2 балла,

- 1 балл,

- 0

В нашей стране все делается правильно.

Дети прежде всего должны уметь приспосабливаться.

Во имя благородной идеи и общего дела можно иногда пренебречь благополучием других людей.

Предпочитаю, чтобы мне всегда и во всем указывали, что я должен делать.

Дети не должны критиковать поступки родителей.

Мне не нравится вседозволенность, прежде всего в сексуальных отношениях.

Есть люди, в которых я сразу усматриваю лицемеров и коварство.

Возражать кому-либо, значит, создавать себе дополнительные трудности.

Никогда не нужно говорить о том, о чем не имеешь понятия.

Меня раздражает глупость других.

А теперь подсчитайте сумму выписанных баллов и получите оценку уровня своей духовной зрелости:

0 – 1 – самый высокий

2 – очень высокий,

3 – 4 – высокий,

5 – 7 – незаурядный,

8 – 10 – средний,

11 – 13 – ниже среднего.

14 – 15 – низкий,

16 – 17 – очень низкий,

18 – 20 – ничтожный.


  1. Определите УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. С этой целью вначале оцените в баллах по тому же принципу следующие 10 утверждений:

Я не желаю нести ответственность за кого-либо.

Всегда приспосабливаюсь к окружающим.

С несимпатичными людьми не обязательно вести себя вежливо.

Тунеядцев лучше всего содержать в трудовых колониях.

Школа должна научить детей послушанию.

Порой доставляет удовольствие сделать кому-нибудь неприятность.

Из принципа никому не даю в долг, поскольку его никогда не возвращают.

Мне трудно выразить свое мнение или мысль.

Мнение начальника всегда более весомо, чем мнение подчиненного.

Приятельские отношения между родителями и детьми наносят вред воспитанию.

Подсчитайте сумму баллов и сложите её с суммой предыдущего теста. По окончательному числу можно судить об уровне социального интеллекта:

0 – 2 – самый высокий

3 – 6 - очень высокий,

7 – 11 – высокий,

12 – 17 – незаурядный,

18 – 23 – средний,

24 – 28 – ниже среднего.

29 – 32 – низкий,

33 – 36 – очень низкий,

37 – 40 – ничтожный.














Успехов в дальнейшем изучении наук!

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая тетрадь для элективного курса "Экология человека. 9 класс"

Автор: Дреева Ирина Авенировна

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства