Воспитание социально активной личности через полезные дела
Воспитание социально активной личности через полезные дела
Свою деятельность по формированию социально активной личности я осуществляю через творческую, исследовательскую и проектную деятельность. Благодаря интеграции урочной, внеурочной, внеклассной работы в школе. Это все создает, на мой взгляд, не только предметно-развивающую среду в рамках школьного обучения, но и прекрасные условия для формирования социально активной личности обучающегося, обладающей набором ключевых компетенций, а также способности к профессиональному самоопределению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание социально активной личности через полезные дела»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Воспитание социально активной личности через полезные дела
Автор работы:
Горгосова Любовь Николаевна
учитель биологии
«Все искусство воспитания состоит в том,
чтобы ставить молодых людей в условия,
способные развить в них зачатки ума и добродетели»
К.Гельвеций.
Активность(от латинского «aktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся.
В различных науках дается различное понимание активности: в социологии – социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.
В Педагогическом словаре социальная активностьопределена как деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; морально-волевое качество личности.
Социальная активностькак вид деятельности является сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период, и в качестве важнейшего фактора воздействия выделяются социум и местное сообщество.
Формы социальной активности
•политическая- форма, реализуемая в сфере политической деятельности;
•гражданская- действия ,целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;
•культурная- обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;
•творческая- порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;
•трудовая- проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;
•коммуникационная- направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;
•деловая- интенсивная деятельность в сфере профессии и должности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.
Формы социальной активности учащихся МОУ сош №8
Вид деятельности социально-личностного развития школьников.Игровая– дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
•Исследовательская– дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
•Изобразительная- позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
•Предметная– удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
•Наблюдение– обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
•Коммуникативная– объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
•Проектная– активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
•Конструктивная– дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:Прикладные(результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);Информационные(предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);Ролевые и игровые(участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские(результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Социальный проектЭкология , флора и фауна разных мест обитания Пашкова пруда
2016г
Введение
Цель: изучить состояние воды, природу и историю водоема, осознать значимость сохранения пруда, как источника жизни окружающего мира.
Задачи:1) формирование умений увидеть проблему и наметить пути её решения; 2) сформировать представление о роли воды в живых организмах;
3) выяснить происхождение названия пруда;
4) узнать степень загрязнения водоема, состав воды;
5) познакомиться с представителями флоры и фауны Пашкова пруда.
Актуальность:
Представляем, как бы выглядела Земля, если бы с неё исчезла внезапно вся вода. Моря и океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше растворённых в воде. Горные породы бы разрушились, в их состав тоже входит вода. Погибли бы все растения и животные. Вода – колыбель жизни. Ей обязана планета появлением и развитием жизни. Вода не заменима ни какими сокровищами мира! Поэтому мы посвятили свою работу «жидкому золоту» Пашкова пруда.Гипотеза проекта:верно ли, что «великие дела начинаются с малого»
Методы исследования:эксперимент, наблюдение, проведение опытов.
Объект исследования:Пашков пруд
Сроки проведения исследования:сентябрь2015 г –2016 г.
Этапы деятельности по проекту1 этап.Организационный: 1-ая неделя
сентября 2015 г.
2 этап.Основной этап реализации проекта:
2,3,4 недели сентября 2015 г - январь2016 г
III этап.Заключительный:
2016г.
Содержание работы участников проекта имеет 4 основных блока:
«Экоучеба»
организационный сбор, инструктаж по т/б, знакомство с планом работ, лекции, беседы, практические занятия, направленные на подбор методик для исследования анализа воды, приготовление необходимых для исследования реактивов и оборудования (Матвейчук С, Теряев В)
Просветительская и пропагандистская работа
школьные конкурсы рисунков,
сочинений, выпуск и распространение природоохранных листовок и обращений к населению, сбор подписей (Кадиева А, Муталимова А)
Исследовательская работа
анализ состава воды под руководством руководителя – учителя, с последующим представлением результатов в конкурсах муниципального и регионального уровнях (Дотдуева А.)
Природоохранная работа
акции по расчистке территории береговой зоны пруда от мусора и его захоронению, завоз песка, размещение наглядной агитации( Плуталов З, АлиеваЗ)
Пашков пруд в разное время года
Картины местного художника Скворцова В. С.
Ящерица
Стрекоза
Уж
Караси
Животные
Черепаха
Пиявка
Сурепка
Синеголовник
Зверобой
Лишайники
Боярышник
Растения
Экология пруда
Реализуя природоохранную часть проекта, под руководством группы «практиков» была проведена акция по расчистке территории береговой зоны пруда от мусора и его захоронению (к акции подключили и среднее звено уч-ся)
Стоимость проекта
№
Оборудование
1
Количество (шт)
2
перчатки
3
Сумма(руб)
мусорные мешки
40
4
60 (120 л)
1200
лопаты
Цена за 1 штуку (руб)
30
270
6
грабли
5
1800
15
45
6
трактор с тележкой
3750
300
1
7
ватман
250
2
карандаши цветные
300
8
60
фломастеры
1
120
60
2
60
120
60
7 650
Рекомендации по эффективным и реалистичным мерам по улучшению состояния Пашкова пруда:
Совместными усилиями рыбаков и местного населения очищать пруд и его берега от мусора;
Создать специально отведенную и оборудованную территорию для отдыхающих;
Предложить рыбакам уменьшить вылов рыбы сетями;
Перенести место выпаса скота на другое пригодное место и т.д.