Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VII вида №73
Доклад с презентацией на общешкольном родительском собрании по теме
«Трудовое воспитание в семье и школе»
Учитель начальных классов:
Бораева Елена Николаевна
2015г.
Слайд 1: Тема нашего собрания «Трудовое воспитание в семье и в школе». Выбрана она не случайно. Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства страны.
Слайд 2:«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций. Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками.
Слайд 3: Известный русский педагог и психолог Павел Петрович Блонский писал: «Ручной труд является огромным фактором умственного развития детей».
Слайд 4: А ответственность за приобщение детей к труду лежит на взрослых, прежде всего - родителях. Это отметил еще в 17 веке английский философ Джон Локк: «Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые; и если некоторая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых».
Слайд 5: Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Слайд 6: Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Слайд 7-8: Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.
Слайд 9-10: Успех является центральным моментом, определяющим появление любви к труду. Он наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Поэтому необходимо, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех рождает потребность в труде. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получилось! Он радуется и, сияя, предлагает окружающим разделить эту радость. А как часто приходится видеть следующее. Ребенок, как умел, вымыл пол, а мама, придя домой, только ахнула и принялась его перемывать. Вместо похвалы его инициатива получила осуждение. Конечно, это сильно ранит душу ребенка, а лучше сказать: «Какой ты у меня молодец! Спасибо за помощь. А завтра давай мы это сделаем вместе». И показать, как надо вымыть пол.
Слайды 11-12: Ведь личный пример и личный показ – это важная и необходимая вещь в трудовом воспитании.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы должны их готовить к будущей самостоятельной жизни. Наверняка, и неприученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней и привычку заботиться о близких. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Мы должны приучить ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать его к мысли, что любой труд, направленный на пользу – благороден.
Слайды 13-14: Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность. Ребенок должен усвоить, что трудовые обязанности – это нечто важное, незыблемое, не выполнять их нельзя. У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности, т.к. они воспитывают важное качество - ответственность. Наши ребята в школе все имеют постоянные трудовые обязанности: дежурство по спальне, по классу, по столовой, уход за комнатными растениями, каждый обязан содержать своё рабочее место в классе, тумбочку с предметами личной гигиены и шкаф с вещами в спальнях также содержать в чистоте и порядке. У нас систематически проводятся рейды по проверке спален. Хочу похвалить детей младшего блока: в спальнях всегда порядок и чистота.
Слайд15: Есть такое слово – «надо».Короткое, неумолимое, требовательное, как приказ. Надо! – и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что сейчас хочется, а то, что надо, обычно уважают, считаются сильными, волевыми, надежными людьми. А среди трудовых привычек эта – чуть ли не самая основная. Как это сделать? Все начинается с мелочей: «Не пойдешь гулять, пока не уберешь свои игрушки», «Не будешь смотреть телевизор, пока не сделаешь уроки» и т.д. Главное – настоять на своем, быть неумолимым.
Слайд 16: Профессор А.В. Введенский в своей книге «Воспитание воли у школьников» пишет: «Для воспитания воли важно наряду с развитием самостоятельности приучать ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов».
Родители, которые освобождают своих детей от постоянных обязанностей, оказывают им плохую услугу. Ведь только путем постоянных упражнений и повторений вырабатываются трудовые навыки и доводятся до автоматизма. Конечно, мама гораздо быстрее подметёт пол, вымоет посуду, польёт цветы. Но, если это сделает ее ребёнок, это будет полезнее и важнее. С каждым днём у него это будет получаться лучше и тщательней. Навыки имеют огромное значение в жизни человека и составляет более 90% всех действий, которые он совершает. Навыки закрепляют трудовую привычку. Без них она вообще не может появиться.
Воспитание трудолюбия не должно быть шаблонным и однотипным для всех детей, а необходимо учитывать особенности каждого.
1)Например, ребенок неохотно берется за дело, но зато самостоятельно завершенная работа обычно доставляет ему большое удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях, разделить с ним его радость, не разочаровывать критическими замечаниями, если даже работа не так хорошо выполнена, как ему кажется. Надо добиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.
2) Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Здесь важно, чтобы задания не были отпугивающими. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого не следует.
Трудолюбивый мальчик, трудолюбивая девочка … Когда так можно сказать о ваших детях – это не только приятно. Это родительская победа.
Слайд 17: Выделяют основные принципы работы семьи и школы в трудовом воспитании детей:
1. приобщение к труду через самообслуживание;
2. постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
3. постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
4. тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
5. организация обучения выполнению трудовых операций;
6. формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы
7. учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
8. поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
9. чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Слайд18: Трудовые обязанности наших детей в школе
( рассказываю, какие постоянные поручения имеют дети в школе- слайды 19-33)
Слайд 34: Василий Александрович Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.
НАДО… Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремлённостью и упорством помогут добиться в жизни немеченной цели.
ТРУДНО… Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.
ПРЕКРАСНО… Да. Потому что ничто не даёт человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.
Слайд 35: А русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие".
Ну и для снятия напряженности хотелось бы прочитать такие шуточные стихи о семье.
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
Кто есть приготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила : «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я.я”, – тихо молвила Ева: «Я, я»
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на Земле появилась семья.
Слайд 36: Благодарю вас за внимание. Не забывайте о важности и необходимости трудового воспитания, привития трудовых навыков вашим детям.