Цель моей работы - сформировать представление о витаминах и их значении в жизни человека.Способствовать формированию у учеников социальной компетентности, воспитывая творческую личность с положительными нравственными качествами.Также, формировать коммукативную компетентность, воспитывая чувство взаимопомощи учащихся друг к другу при подготовке к уроку и работая в группах, развивать творчество и сотрудничество. А самое главное - способствовать формированию сознательного отношения к собственному здоровью и прививать навыки здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Уметь классифицировать витамины, распределять их по группам;
Знать химические названия и буквенные обозначения, а также приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов;
Называть последствия нарушения сбалансированного поступлення витаминов в организм, приводить примеры;
Характеризовать витамины, выяснять их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
Научиться правильно сохранять и обрабатывать продукты питания, то-есть применять свои знания на практике;
Обращать внимание на состав витаминных комплексов;
Развивать умения работать с различными источниками информации, обобщать, систематизировать и выделять главное, четко и ясно излагать мысли, выступать перед аудиторией;
Оценивать свои знания и умения, полученные на уроке.
Биологический журнал «Витамины»Содержание
I рубрика. Историческая справка.
II рубрика. Витамины и их классификация.
III рубрика. Жирорастворимые витамины:
Страница 1. Витамин А - ретинол.
Страница 2. Витамин D – кальциферол.
Страница 3. Витамин К – филлохинон.
Страница 4. Витамин Е – токоферол.
IV рубрика. Водорастворимые витамины:
Страница 1. Витамин С – аскорбиновая кислота
Страница 2. Витамины группы В:
Страница 2.1. Витамин В 1 – тиамин.
Страница 2.2. Витамин В 2 – рибофлавин.
Страница 2.3. Витамин В 6 – пиридоксин.
Страница 2.4. Витамин В 12 – цианкобаламин.
V рубрика. Это интересно знать:
Страница 1. Советы кулинаров.
Страница 2. Не сошлись характерами.
Историческая справка
Во второй половине XIX века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Меж тем за века человечество накопило немалый опыт длительных морских путешествий, когда при достаточных запасах продовольствия люди гибли от цинги. Почему?
На этот вопрос не было ответа до тех пор, пока в 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, не заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. "Из этого следует, что в молоке... содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания", - сделал вывод ученый.
Еще через 16 лет нашли причину болезни "бери-бери", распространенной среди жителей Японии и Индонезии, питавшихся в основном очищенным рисом. Врачу Эйкману, работавшему в тюремном госпитале на острове Ява, помогли... куры,сидящие в клетках. Их кормили очищенным зерном, и птицы страдали заболеванием, напоминавшим "бери-бери". Стоило заменить его на рис неочищенный - болезнь проходила.
Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название – витамин (vitamine) от лат. vita – жизнь и англ. amine – амин, содержащий азот
Н. И. Лунин
Эйкман
Казимир Функ
Витамины – (от лат. vita - жизнь и англ. amine – амин)
органические вещества, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
Классификация витаминов
Витамины
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ
ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ
С -аскорбиновая кислота
А-ретинол
В1- тиамин
D- кальциферол
В2 - рибофлавин
Е -токоферол
К -филлохинон
В6 - пиридоксин
В12 - цианокобаламин
Виды витаминной недостаточности
АВИТАМИНОЗ
ГИПОВИТАМИНОЗ
Отсутствие в организме какого-либо витамина
Частичная недостаточность витамина
Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям
Гипервитаминозвозникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.
Таблица «Витамины и их характеристика»
Витамин
Что регулирует
А
Суточная
D
Где содержится
потребность
К
Авитаминоз,
Е
гиповитаминоз
С
В 1
В 2
В 6
В 12
РЕТИНОЛ
A
ВИТАМИН
Необходим для нормального роста
человека и развития эпителиальной
ткани. Входит в состав зрительного
пигмента родопсин.
Регулирует белковый обмен
При недостатке:
куриная слепота, замедляется рост,
повреждаются слизистые оболочки.
Суточная потребность : 800-1000 мкг
Содержится:
в молоке,
рыбе, яйцах,
масле, моркови,
петрушке,
абрикосах.
КАЛЬЦИФЕРОЛ
D
ВИТАМИН
Регулирует обмен
фосфора и кальция, способствует
формированию скелета
Суточная потребность
2,5 - 10 мкг
Вырабатывается
в коже
под действием УФО,
имбогаты:
яичный желток,
сливочное масло,
рыбий жир, икра
При недостатке-рахит
(деформация костей, нарушения
нервной системы, слабость,
раздражительность)
ФИЛЛОХИНОН
К
ВИТАМИН
Обеспечивает
свертываемость крови,
предупреждает остеопороз,
способствует регенерации тканей.
При недостатке:
снижается
свертывание крови
(кровоточивость десен,
носовые кровотечения,
кровоподтеки)
Суточная потребность : 45-80 мкг
Содержится:
в зелени, капусте,
шпинате, ягодах рябины,
зеленых помидорах, печени,
хлебе грубого помола.
Синтезируется
микрофлорой
кишечника.
ТОКОФЕРОЛ
E
ВИТАМИН
Стимулирует обновление клеток,
поддерживает нервную систему,
отвечает
за репродуктивное здоровье.
При недостатке:
увеличивается потребность в кислороде,
нарушается белковый, углеводный и жировой обмен.
Происходят изменения в половой сфере.
Суточная потребность : 8-10 мг
Содержится:
в молоке, мясе, печени,
растительном и животном
масле,
семенах злаков,
зародышах пшеницы,
листьях салата,
овощах, фруктах.
АСКОРБИНОВАЯ К-ТА
C
ВИТАМИН
Помогает организму бороться с инфекциями,
обеспечивает прочность тканей,
стимулирует обновление клеток,
нормальное продуцирование гормонов.
Суточная потребность : 50-60 мг
Содержится:
в цитрусовых,
шиповнике,облепихе,
сладком перце,капусте,
ягодах, зелени.
При недостатке -цинга:
набухают и кровоточат десны, выпадают зубы;
слабость, вялость, утомляемость, головокружение
Витамины группы В
ВИТАМИНЫ:B1,B2,B6,B12
тиамин
B1
ВИТАМИН
При недостатке:заболевание
бери-бери: поражение нервной
системы, мышечное истощение, отставание в росте,
слабость и паралич конечностей.
Участвует в углеводном обмене,
регулирует циркуляцию крови
и кроветворение, работу гладкой
мускулатуры, активизирует работу
мозга.
Суточная потребность : 1,1-1,5 мг
Содержится:
в дрожжах,
хлебном квасе,
хлебе грубого помола,
зерновых и бобовых культурах,
яичном желтке,
мясе птицы,
высевках пшеницы,
ржи, риса.
рибофлавин
B2
ВИТАМИН
Регулирует обмен веществ,
участвует в процессах роста,
возобновлении клеток кожи,
слизистых оболочек,
снижает усталость глаз.
При недостатке:
снижение аппетита, слабость,
сухость кожи,
воспаление слизистых оболочек,
нарушение
функций зрения
Суточная потребность : 1,2-1,8 мг
Содержится:
в яйцах,
молочных продуктах,
зеленых овощах,
зерновых и бобовых
культурах.
пиридоксин
B6
ВИТАМИН
Участие в обмене белков, жиров,
работе нервной системы,
снижает уровень холестерина.
При недостатке:малокровие, дерматит, судороги,
расстройство пищеварения,
раздражительность
бессонница.
Суточная потребность : 1,4-2,0 мг
Содержится:
в кукурузе, орехах,
ячмене, горохе,
картофеле, свёкле,
говядине, яйцах,
молоке.
цианкобаламин
B12
ВИТАМИН
Усиливает иммунитет,
участвует в кроветворении,
противоанемический фактор,
нормализует кровяное давление.
При недостатке:
злокачественная анемия и
дегенеративные изменения
нервной ткани
Суточная потребность : 2 мкг
Содержится:
в мясе, печени,
субпродуктах,
сыре, устрицах,
яйцах, дрожжах,
сое.
СОВЕТЫ КУЛИНАРОВ
Совет 1. Молоко кипятят в закрытой эмалированной или алюминиевой посуде на сильном огне, а затем, не открывая крышки, охлаждают и ставят в холодное место. При приготовлении блюд с молоком крупу или овощи предварительно разваривают в небольшом количестве воды до полной готовности, только после этого добавляют сырое молоко и кипятят всего 1-2 мин.
Совет 2. Овощи богаты «витамином роста». Для того, чтобы сохранить в овощах каротин, их следует хранить в темном прохладном месте. Даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах, поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле. Не рекомендуется добавлять соду, т.к. щелочная среда способствует разрушению витамина С.
Совет 3. Сначала в кипящую воду кладут те овощи, которые дольше варятся (например, при варке борща рекомендуется опустить в бульон сначала свеклу, варить ее 30-40 мин., а затем добавить картофель и коренья). Как только овощи готовы, их надо снимать с огня. Воду, в которой варились овощи, желательно использовать для приготовления каш и других блюд.
Совет 4. В замороженных овощах (капуста, картофель, зеленый горошек и др.) и фруктах сохраняется много аскорбиновой кислоты, но после оттаивания она очень быстро разрушается. Поэтому размораживать овощи и фрукты надо только непосредственно перед употреблением их в пищу. Замороженные овощи и фрукты варятся быстрее свежих. Повторное разогревание пищи ведет к резкому сокращению в ней содержания аскорбиновой кислоты.
Не сошлись характерами
Витамины В1 и В12, попадая в организм вместе могут вызвать аллергическую реакцию.
Алкоголь вымывает из организма витамины А, всей группы В, а также кальций, цинк, калий, железо, магний.
Никотин разрушает витамины А, С, Е и селен.
Кофеин (более 3 чашек кофе в день) - убивает витамины В, РР, снижает содержание в организме железа, калия, цинка, кальция.
Аспирин уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, также калия и кальция.
Снотворные средства затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12 сильно снижают уровень кальция.
Антибиотики разрушают витамины группы В, железо, кальций, магний.
Чтобы получить максимум пользы, использовать витамины нужно грамотно, помните, от них будет толк лишь в том случае, если вы их будете принимать одновременно с пищей или сразу после нее. Все дело в том, что в состав мультивитаминов входят как жиро-, так и водорастворимые витамины. И если вы примите такую таблетку просто так (и хуже всего - на голодный желудок), жирорастворимые витамины просто не усвоятся. Кроме всего прочего любые таблетки не стоит принимать на пустой желудок. Химия, увы, есть химия. Ну а если вы их поглощаете вместе с пищей, она просто как бы обогащается "искусственными" витаминами, и они скорее и с большим толком смогут усваиваться организмом.
Синквейн на тему "Витамин"
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина Д?
Какое заболевание возникает при недостатке в пище витамина А?
Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников?
Что возникает при отсутствии витамина К?
Что возникает при недостатке витамина Е?
Что возникает при недостатке витамина В1?
Что возникает при недостатке витамина В6?
Что возникает при недостатке витамина В12?
В каких продуктах много витамина В?
В каких продуктах много витамина С?
В каких продуктах много витамина Д?
В каких продуктах много витамина А?
А) Куриная слепота.
Б) Бери-бери.
В) Рахит.
Г) Анемия.
Д) Кровотечения.
Е) Изменения в половой системе.
Ж) Судороги, бессонница.
З) Цинга.
И) Лимон, шиповник, капуста.
Й) Печень рыб, масло, молоко, яйца.
К) Хлеб из муки с отрубями, дрожжи.
Л) Рыбий жир, яичный желток, икра.
Правильные ответы
1 - В
2 - А
3 - З
4 - Д
5 - Е
6 - Б
7 - Ж
8 - Г
9 - К
10 - И
11 - Л
12 - Й
ВЫВОДЫ
Витамины - органические соединения, которые в очень малых количествах ежедневно необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И. Луниным. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1912 году, год спустя он же придумал и название – от лат. vita - жизнь и англ . amine – амин.
Сейчас известно около 50 витаминов.
Классификация витаминов:
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ (С, В1, В2, В6, В12)
ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ( А, Д, Е, К )
Виды витаминной недостаточности:
Авитаминоз - отсутствие в организме какого-либо витамина;
проявления: быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям.
Гипервитаминоз - возникает при избыточном потреблении витаминов:
проявляется в виде интоксикации (отравления) организма, более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Правильно сохраняйте и обрабатывайте продукты питания.
Обращайте внимание на состав витаминных комплексов.
Таблица самооценивания знаний и умений учащихся
Вопросы
1. Могу дать определение понятию «Витамины».
Баллы (1-3)
Уровень
2. Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.
3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести пример их проявлений.
1-3 балла
4-6 баллов
4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.