Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме каротин»
Тема: «Исследование содержания каротина в дальневосточных ягодах и овощах и использование материала в школе»
Выполнила: Горобец Дарья Алексеевна
Группа: ПОБХ(б) – 21
Кафедра биологии, экологии и химии
Направление 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)
Профиль: Биология. Химия
Введение
Для существования живых организмов огромную роль играет питание. Так как с питанием они получают полезные вещества, которые сами не могут синтезировать или синтезируют недостаточно. Главными поставщиками полезных веществ являются такие продукты как мясо, овощи, фрукты, ягоды.
К полезным веществам относятся микроэлементы (Fe, I, K,Ca, Мg, F и пр.), аминокислоты, витамины, сахара и др. Наиболее главную роль в жизни организмов выполняют витамины, так как они влияют на весь их химический процесс на протяжении всей жизни. Одним из таких витаминов является витамин А (производный каротина).
Каротин – это жирорастворимый пигмент, чаще желто – оранжевого цвета. Он содержится в листьях, цветках, плодах и корнеплодах растений. Каротин отвечает за развитие, защиту и обмен веществ в организме. Кроме того его используют как натуральную пищевую добавку для придания продукту нового вкуса, цвета и обогащения его витаминами.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ исследования количественного содержания каротина в дальневосточных овощах и ягод в качестве образовательного ресурса для учебно-исследовательской деятельности школьников.
Объект исследования – овощи (помидоры, перец, тыква, кабачок, тыква) и ягоды (шиповник, рябина, боярышник) дальнего востока.
Задачи:
Изучение истории исследований каротина.
Знакомство с химической природой каротина.
Рассмотреть биосинтез каротина в растениях.
Познакомить с дальневосточными растениями, содержащими каротин.
Проведение химического эксперимента для выявления содержания каротина в дальневосточных растениях за 2016 год.
Знакомство учащихся с каротином, как пищевым красителем и выделение его из моркови.
Предмет исследования
Изучения влияния каротина на здоровье человека;
Изувечение свойств каротина, методов выделения его из природных источников и количественное определение содержания каротина в исследуемых овощах и ягодах;
Предложен материал для изучения данного вопроса в школе.
Гипотеза исследования – каротины являются необходимой пищевой добавкой для полноценного питания.
Актуальность – Данная работа необходима с целью выявления полезных для человека овощей и ягод в природе и в растениях культивированных человеком.
Научная новизна : Впервые проведен анализ дальневосточных овощей и ягод на содержание каротина и организована работа в школе по полученным материалам исследования.
Практическая значимость : результаты исследования могут быть использованы в школе на уроках биологии, классных часах и внеурочной деятельности учеников.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Метод анализа основа на извлечении каротина из навески бензином и колориметрическом сравнении полученного окрашенного испытуемого раствора с образцовым.
За стандартный раствор был принят раствор бихромата калия (3.6 г в 1 л).
Определяли плотность растворов на ФЭК(е) и из полученных данных строили стандартную кривую (смотри Таблицу №1).
Ход анализа:
Чистую морковь протереть на мелкой тёрке. Полученную массу перемешать и взвесить навеской 1 г. Затем переместить ее в пробирку и залить этиловым спиртом. Дать настояться (приблизительно от 4 до7 дней). Полученный отфильтрованный раствор поместить в прибор (ФЭК) и определить плотность раствора.
Аналогичным образом выделили каротин из других овощей и ягод использованных в опыте.
На основании стандартной кривой мы рассчитали содержание каротина в исследуемых растениях.
Рисунок 1 – Стандартная кривая К2Сr207 для определения содержания каротина
Рисунок 2 – Диаграмма содержания каротина в дальневосточных растениях 2016 года.
Использование материала в школе
По прохождении практики в школе, ученикам на внеклассном занятии был рассказан дополнительный материал про каротин. И была проведена работа по выделению пищевого красителя из моркови.
Выделение красителя из моркови.
Для выделения каротина из моркови помещали 50 г в химический и добавляли 100мл дистиллированной воды. Смесь перемешивали стеклянной палочкой, а затем отфильтровали. Фильтрат помещали в взвешенную фарфоровую чашечку и оставляли сушиться при комнатной температуре на двое суток. Полученный остаток взвешивали и вычисляли содержание каротина в красителе.
Для изучения растворимости каротина использовали дистиллированную воду и этанол. Для этой цели навеску сухого каротина (2 г) помещали в пробирку с 10 мл воды, а другую навеску помещали в раствор этанола [26].
Рисунок 3 – Выделение пищевого красителя из моркови.
Рисунок 4 – Сравнение растворимости каротина в воде и этаноле.
Подсчет пробирок ведется с лева на права.
Пробирка 1 – Растворимость сухого остатка в воде через 3 дня.
Пробирка 2 – Растворимость сухого остатка в этаноле через 3 дня.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каротин накапливается в растениях в процессе их созревания. При этом его количественное содержание в растениях зависит от благоприятных условий, таких как солнечный свет, своевременный полив и плодородность почвы. Он является важнейшей составляющей для всех живых организмов, так как является провитамином, который при попадании в организм синтезируется в витамин А и принимает участие в его жизненных процессах внутренних (обмен веществ, иммунная система, замедление старения, рост, укрепление скелета, сосудов и т.д.) и внешних сред (газообмен, защита от излучения, солнечной радиации и загрязнений).
В различных растениях содержание каротина неодинаково. В одних растениях его больше, в других меньше. На Дальнем Востоке наибольшее содержание каротина нами обнаружено в распространённых овощах и ягодах края (помидоры, морковь, рябина, боярышник и др.).
Было выявлено, что содержание каротина во многом зависит от условий, в котором растет растение. В 2016 году начало, и середина лета были влажными, что не позволило растениям синтезировать достаточное количество каротина до сбора урожая.
Полученные мною в процессе исследования данные материалы могут быть использованы в школьном курсе химии и биологии при изучение красителей и витаминов в учебном курсе 8-9 класса, а так же в ботанике в теме «полезные растения дальнего востока» (региональный компонент). Эти знания позволят школьникам избежать авитаминоза, а так же докажут им важность значения овощей и ягод в их жизни.