Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Поурочный план
Конспект урока по биологии в 6 классе
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Розоцветные
Задачи урока:
Оборудование:, презентация, таблицы, рисунки цветов капусты и яблони, муляжи плодов растений семейства розоцветных, гербарии.
Ход урока
I. Организационный момент урока
II. Актуализация и обобщение имеющихся знаний.
1 редька, 2 малина, 3 капуста,4 сурепка, 5помидор,6 рапс, 7 горчица, 8 лук, 9 пастушья сумка, 10 сурепка
III. Объяснение нового материала
А сейчас мы продолжим наше путешествие по царству растений. Название следующему семейству дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из-за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов. У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. Художники также не остались равнодушными к этому цветку. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век) Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос)
О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …
Правильно, наше следующее семейство называется розоцветные.
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?
Давайте запишем тему нашего урока
Формулировка задач.
Семейство объединяет примерно 3 000 видов растений. Несмотря на такое многообразие, у всех растений этого семейства общий план строения цветка. Типы плодов: ягоды, костянки, орешки, многоорешки.
Строение цветка, диаграмма цветка (на примере шиповника).
Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза). Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов. Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве (он является лучшим подвоем для роз).
Самое распространенное среди плодово-ягодных растений семейства. Яблоневые сады занимают 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 C.
Вишня – одно из самых красивых деревьев, зацветающих у нас весной. Около десяти дней можно наслаждаться радующим глаз зрелищем цветущих вишен. Её выращивали ещё в VI веке до н. э. Вишня – вторая по распространенности садовая культура после яблони.
Известнейший представитель этого семейства – земляника. Это распространенное культурное растение. За чудесный аромат земляника получила название «фрагария», что значит «благоухающая». В Европе землянику начали культивировать ещё в XV веке. В Россию её завезли при царе Алексее Михайловиче и выращивали в знаменитом Измайловском саду под Москвой. Земляника содержит 6-9,5 % глюкозы и фруктозы. Кислинку ей придают органические кислоты: лимонная, яблочная. В землянике много витаминов: C, B, PP, каротин, фолиевая кислота.
Жизненные формы.
Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм: это деревья, кустарники, травы. Практически все плодовые деревья относятся к сем. Розоцветные: яблоня, вишня, слива, черешня, персик, абрикос, черемуха, груша, рябина. Кустарники: шиповник, роза, малина, ежевика, боярышник. Травы: земляника, лапчатка, манжетка. Их листья, стебли, соцветия, плоды имеют самую разнообразную форму.
Практическое использование человеком.
Эх, яблочко, да на тарелочке…(4 рецепта приготовления блюд).
IV. Рефлексия.
Обобщение полученной информации.
А) Работа по вариантам. Используя рисунки учебника 62, 63,64,65, таблицу на доске, рисунки строения цветка яблони, напишите формулу цветка и тип плода:
1 вариант – яблони;
2 вариант – шиповника;
3 вариант – малины.
Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству
Розоцветные.
1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Капус-
та белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя
8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная. 10. Земляника лесная.
Б) Загадки
Царицей цветов я зовусь, Долгоножка хвалится:
На вид я прекрасна, нежна, Я ли не красавица?
Но тронешь меня невзначай, А всего то - косточка
Почувствуешь, как я сильна. Да красненькая кофточка.
(роза) (вишня)
Хоть жжет его солнце На сучке висят шары
Одет он в суконце. Покраснели от жары.
А сукно золотистое (сливы)
Тонкое и чистое. Не жил в ягоде жучок,
(персик) И не кушал червячок,
У мамы дочки – А сорвал её с куста -
На шнурочке. Глядь – середка вся пуста.
(усы земляники) (плод малины)
V. Итоги урока
Домашнее задание: параграф 25, вопросы 1-5, стр.94
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт