Поурочный план
Конспект урока по биологии в 6 классе
Тема урока: Класс Двудольные. Семейство Розоцветные
Задачи урока:
- познакомить с отличительными признаками и типичными представителями семейства Розоцветные;
- показать их биологические особенности;
- познакомить с культурными и лекарственными растениями данного семейства;
- продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения.
Оборудование:, презентация, таблицы, рисунки цветов капусты и яблони, муляжи плодов растений семейства розоцветных, гербарии.
Ход урока
I. Организационный момент урока
II. Актуализация и обобщение имеющихся знаний.
- Выпишите номера растений, относящихся к семейству крестоцветных
1 редька, 2 малина, 3 капуста,4 сурепка, 5помидор,6 рапс, 7 горчица, 8 лук, 9 пастушья сумка, 10 сурепка
- (загадки)
III. Объяснение нового материала
- Получение новой информации, формулирование темы урока.
А сейчас мы продолжим наше путешествие по царству растений. Название следующему семейству дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из-за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов. У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. Художники также не остались равнодушными к этому цветку. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век) Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос)
О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …
Правильно, наше следующее семейство называется розоцветные.
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?
Давайте запишем тему нашего урока
Формулировка задач.
- Общая характеристика растений семейства Розоцветные (по плану).
Семейство объединяет примерно 3 000 видов растений. Несмотря на такое многообразие, у всех растений этого семейства общий план строения цветка. Типы плодов: ягоды, костянки, орешки, многоорешки.
Строение цветка, диаграмма цветка (на примере шиповника).
Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза). Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов. Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве (он является лучшим подвоем для роз).
Самое распространенное среди плодово-ягодных растений семейства. Яблоневые сады занимают 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 C.
Вишня – одно из самых красивых деревьев, зацветающих у нас весной. Около десяти дней можно наслаждаться радующим глаз зрелищем цветущих вишен. Её выращивали ещё в VI веке до н. э. Вишня – вторая по распространенности садовая культура после яблони.
Известнейший представитель этого семейства – земляника. Это распространенное культурное растение. За чудесный аромат земляника получила название «фрагария», что значит «благоухающая». В Европе землянику начали культивировать ещё в XV веке. В Россию её завезли при царе Алексее Михайловиче и выращивали в знаменитом Измайловском саду под Москвой. Земляника содержит 6-9,5 % глюкозы и фруктозы. Кислинку ей придают органические кислоты: лимонная, яблочная. В землянике много витаминов: C, B, PP, каротин, фолиевая кислота.
Жизненные формы.
Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм: это деревья, кустарники, травы. Практически все плодовые деревья относятся к сем. Розоцветные: яблоня, вишня, слива, черешня, персик, абрикос, черемуха, груша, рябина. Кустарники: шиповник, роза, малина, ежевика, боярышник. Травы: земляника, лапчатка, манжетка. Их листья, стебли, соцветия, плоды имеют самую разнообразную форму.
Практическое использование человеком.
Эх, яблочко, да на тарелочке…(4 рецепта приготовления блюд).
- яблочный салат с грибами:
- яблоки, запеченные в тесте, с миндалем;
- яблоки, фаршированные мороженым;
- яблочный пирог
IV. Рефлексия.
Обобщение полученной информации.
А) Работа по вариантам. Используя рисунки учебника 62, 63,64,65, таблицу на доске, рисунки строения цветка яблони, напишите формулу цветка и тип плода:
1 вариант – яблони;
2 вариант – шиповника;
3 вариант – малины.
Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству
Розоцветные.
1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Капус-
та белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя
8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная. 10. Земляника лесная.
Б) Загадки
Царицей цветов я зовусь, Долгоножка хвалится:
На вид я прекрасна, нежна, Я ли не красавица?
Но тронешь меня невзначай, А всего то - косточка
Почувствуешь, как я сильна. Да красненькая кофточка.
(роза) (вишня)
Хоть жжет его солнце На сучке висят шары
Одет он в суконце. Покраснели от жары.
А сукно золотистое (сливы)
Тонкое и чистое. Не жил в ягоде жучок,
(персик) И не кушал червячок,
У мамы дочки – А сорвал её с куста -
На шнурочке. Глядь – середка вся пуста.
(усы земляники) (плод малины)
V. Итоги урока
Домашнее задание: параграф 25, вопросы 1-5, стр.94