Определите тему урока
Чтоб здоровым ,  сильным ,крепким быть, Нужно с витаминами дружить
Витаминов много всех не перечесть ,Но самые главные среди них есть
Без них не может организм существовать ,учиться ,работать и отдыхать.
Тема урока  « Витамины»                                                                                                          Цели урока.
Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов
Развивающие: способствовать умения делать выводы, выделять главное,
Воспитательные:  прививать культуру здорового образа жизни.
Задачи урока
Дать представление об истории открытия витаминов и познакомить с   представителями ,  показать значимость витаминов для здоровья человека,
 сравнить природные и искусственные витамины, позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность                                                                   Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной  ситуации.
Оборудование: компьютер и  мультимедийный проектор; презентация
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, , объяснение материала с использованием презентации.
 План  урока
 Изучение нового материала
Понятие о витаминах
Историческая справка
Классификация витаминов
Важнейшие представители витаминов                                                                                        Значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз
Содержание витаминов в продуктах питания
Проблемная ситуация- Высказывания о витаминах: предрассудки    или факты?  Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
•    Витамины есть только в овощах и фруктах.
•    Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
•    В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
•    Витамины нужно принимать  только зимой и весной.
•    Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
     
 
.История
?    Витамины открыты Н. И. Луниным в 1880 году.
?    Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
?    Сейчас известно около 50 видов витаминов.
?    В организме они, как правило, не откладываются, а их избытки выводятся органами выделения.
?    Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.
?    При недостатке или избытке витаминов  в организме развиваются заболевания .
Классификация ВОДОРАСТВОРИМЫЕ-(В1, В2, В6, РР, С,
 В5, В9, В12,) ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ- ( А, Д, Е, К )
  Витамин А (ретинол)- Необходим для нормального роста и
развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. При недостатке –заболевание Куриная слепота(нарушение сумеречного зрения Содержится: в молоке ,рыбе , яйцах, масле, моркови ,петрушке, абрикосах
Слайд Витамин В1 (тиамин)- Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке- заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте ,слабость и паралич конечностей). Содержится :в орехах, апельсинах ,хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.
Витамин В6 (пиридоксин)- Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы ,снижает уровень холестерина. При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварения. Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых
 Витамин  С ( аскорбиновая кислота)- Помогает организму бороться
с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток .При недостатке - цинга (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость ,утомляемость, головокружение Содержится:в цитрусовых, сладком перце ,ягодах, моркови
Витамин   Д (кальциферол)- Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей. При недостатке - рахит(деформация костей, нарушения нервной системы, слабость ,раздражительность)Вырабатывается
в коже под действием УФО, им богаты: яичный желток, сливочное масло,
рыбий жир, икра
Витамин Е ( токоферол)- Помогает организму стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье Содержится:в молоке зародышах пшеницы ,растительном масле ,листьях салата, мясе, печени ,масле
 Витамин РР ( никотиновая кислота)- Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения .При недостатке - пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея ,бессонница, депрессия Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения. При недостатке - пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия)
 Суточная потребность  человека в витамина
Аскорбиновая кислота(С)    50-100 мг
Тиамин (В1)    1,4-2,4 мг
Ниацин (РР)    15 – 20 мг
Ретинол (А)    0,5 – 2,5 мг
Кальциферол (D)    2,5 – 10 мг
Токоферол (Е)    8 – 15 мг
Вещества, приводящие к разрушению витаминов :
•    алкоголь  -  витаминов А, группы В, Са, К;
•    никотин -  витаминов А, С, Е;
•    кофеин  - витаминов В, РР, снижает содержание железа,  
•    аспирин – витаминов группы В, С, А, Са, К;
•    антибиотики – витаминов группы В, Са, К;
•    снотворные средства – витаминов А, Д, Е, группы В.
 Виды витаминной  недостаточности- Авитоминоз
- Отсутствие в организме какого-либо витамина ГИПОВИТАМИНОЗ- Частичная недостаточность витамин гипервитоминоз - возникает при избыточном потреблении витаминов
Это интересно
1.Различные вида лука, чеснок и редис содержат натуральный антибиотик - аллицин, который уничтожает болезнетворные микробы не причиняя вреда дружественным для нашего организма бактериям.2.  Брюссельская капуста содержит витамины В и С, которые   замедляют рост раковых клеток.
3. Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг витамина С 4.Молодость можно продлить, для этого нужно употреблять продукты, богатые витамином А.
 Физминутка
У нас физкультминутка ,Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче,
И совсем не уставать. Голова устала тоже .Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка.
Тестовый опрос
•    1. Витамин  А
•    А) водорастворимый; Б) жирорастворимый.
2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга ;Б) бери – бери; В) рахит; Г) куриная слепота.
3. Витамин, повышающий сопротивляемось к простудным заболеваниям:
А) В; Б) А; В) С;   Г) Д.
4) Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит; Б) куриная слепота В) тиф; Г) цинга.
5.Жирорастворимые витамины это:
А) А и В;     В) Д и Е;   Б) В и Д;                 Г) А и К;                
6. Витамины открыты:
А) Павловым;                         В) Мечниковым;
Б) Луниным;                           Г) Кохом.
7).  Авитаминоз возникает при:
А)  избытке витамина в пище; Б) продолжительном пребывании на солнце ;В) отсутствии в пище витаминов; Г) питании растительной пищей.
8). При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
А) цинга; Б) бери – бери; В) рахит; Г) тиф.
Взаимопроверка 1-Б 2-В 3-В 4- Г 5-В 6-Б 7-В 8-В
Загадки
На гряде она царица И никто с ней не сравнится, Кобальт, йод и каротины,
Очень много витаминов. Не нужна сноровка Чтобы съесть …( морковку) .
С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин - Это спелый …( апельсин)
У ней множество одёжек, У одёжек нет застёжек. Если кто-то из одёжек
Приготовит вдруг салат, Обязательно найдёт в нём Витаминов целый склад.
 ПРАВИЛА питания и поведения человека, способствующие полному обеспечению организма витаминами
   Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
•    Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
•    Больше времени бывать на улице.
•    Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
•    Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
•    Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
•    Не злоупотреблять витаминами.
  Рефлексия.
Урок сегодня был удачный. не  прошел для вас он зря
Вы все дружно постарались вам понравилось .друзья?
Домашнее задание:
изучить параграф   «Витамины ".                                                                                                                        Спасибо за внимание .Будьте здоровы.








 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    