Определите тему урока
Чтоб здоровым , сильным ,крепким быть, Нужно с витаминами дружить
Витаминов много всех не перечесть ,Но самые главные среди них есть
Без них не может организм существовать ,учиться ,работать и отдыхать.
Тема урока « Витамины» Цели урока.
Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов
Развивающие: способствовать умения делать выводы, выделять главное,
Воспитательные: прививать культуру здорового образа жизни.
Задачи урока
Дать представление об истории открытия витаминов и познакомить с представителями , показать значимость витаминов для здоровья человека,
сравнить природные и искусственные витамины, позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной ситуации.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, , объяснение материала с использованием презентации.
План урока
Изучение нового материала
Понятие о витаминах
Историческая справка
Классификация витаминов
Важнейшие представители витаминов Значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз
Содержание витаминов в продуктах питания
Проблемная ситуация- Высказывания о витаминах: предрассудки или факты? Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
• Витамины есть только в овощах и фруктах.
• Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
• В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
• Витамины нужно принимать только зимой и весной.
• Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
.История
? Витамины открыты Н. И. Луниным в 1880 году.
? Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
? Сейчас известно около 50 видов витаминов.
? В организме они, как правило, не откладываются, а их избытки выводятся органами выделения.
? Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.
? При недостатке или избытке витаминов в организме развиваются заболевания .
Классификация ВОДОРАСТВОРИМЫЕ-(В1, В2, В6, РР, С,
В5, В9, В12,) ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ- ( А, Д, Е, К )
Витамин А (ретинол)- Необходим для нормального роста и
развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. При недостатке –заболевание Куриная слепота(нарушение сумеречного зрения Содержится: в молоке ,рыбе , яйцах, масле, моркови ,петрушке, абрикосах
Слайд Витамин В1 (тиамин)- Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке- заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте ,слабость и паралич конечностей). Содержится :в орехах, апельсинах ,хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.
Витамин В6 (пиридоксин)- Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы ,снижает уровень холестерина. При недостатке - анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварения. Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых
Витамин С ( аскорбиновая кислота)- Помогает организму бороться
с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток .При недостатке - цинга (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость ,утомляемость, головокружение Содержится:в цитрусовых, сладком перце ,ягодах, моркови
Витамин Д (кальциферол)- Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей. При недостатке - рахит(деформация костей, нарушения нервной системы, слабость ,раздражительность)Вырабатывается
в коже под действием УФО, им богаты: яичный желток, сливочное масло,
рыбий жир, икра
Витамин Е ( токоферол)- Помогает организму стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье Содержится:в молоке зародышах пшеницы ,растительном масле ,листьях салата, мясе, печени ,масле
Витамин РР ( никотиновая кислота)- Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения .При недостатке - пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея ,бессонница, депрессия Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения. При недостатке - пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия)
Суточная потребность человека в витамина
Аскорбиновая кислота(С) 50-100 мг
Тиамин (В1) 1,4-2,4 мг
Ниацин (РР) 15 – 20 мг
Ретинол (А) 0,5 – 2,5 мг
Кальциферол (D) 2,5 – 10 мг
Токоферол (Е) 8 – 15 мг
Вещества, приводящие к разрушению витаминов :
• алкоголь - витаминов А, группы В, Са, К;
• никотин - витаминов А, С, Е;
• кофеин - витаминов В, РР, снижает содержание железа,
• аспирин – витаминов группы В, С, А, Са, К;
• антибиотики – витаминов группы В, Са, К;
• снотворные средства – витаминов А, Д, Е, группы В.
Виды витаминной недостаточности- Авитоминоз
- Отсутствие в организме какого-либо витамина ГИПОВИТАМИНОЗ- Частичная недостаточность витамин гипервитоминоз - возникает при избыточном потреблении витаминов
Это интересно
1.Различные вида лука, чеснок и редис содержат натуральный антибиотик - аллицин, который уничтожает болезнетворные микробы не причиняя вреда дружественным для нашего организма бактериям.2. Брюссельская капуста содержит витамины В и С, которые замедляют рост раковых клеток.
3. Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг витамина С 4.Молодость можно продлить, для этого нужно употреблять продукты, богатые витамином А.
Физминутка
У нас физкультминутка ,Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче,
И совсем не уставать. Голова устала тоже .Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Тестовый опрос
• 1. Витамин А
• А) водорастворимый; Б) жирорастворимый.
2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга ;Б) бери – бери; В) рахит; Г) куриная слепота.
3. Витамин, повышающий сопротивляемось к простудным заболеваниям:
А) В; Б) А; В) С; Г) Д.
4) Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит; Б) куриная слепота В) тиф; Г) цинга.
5.Жирорастворимые витамины это:
А) А и В; В) Д и Е; Б) В и Д; Г) А и К;
6. Витамины открыты:
А) Павловым; В) Мечниковым;
Б) Луниным; Г) Кохом.
7). Авитаминоз возникает при:
А) избытке витамина в пище; Б) продолжительном пребывании на солнце ;В) отсутствии в пище витаминов; Г) питании растительной пищей.
8). При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
А) цинга; Б) бери – бери; В) рахит; Г) тиф.
Взаимопроверка 1-Б 2-В 3-В 4- Г 5-В 6-Б 7-В 8-В
Загадки
На гряде она царица И никто с ней не сравнится, Кобальт, йод и каротины,
Очень много витаминов. Не нужна сноровка Чтобы съесть …( морковку) .
С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин - Это спелый …( апельсин)
У ней множество одёжек, У одёжек нет застёжек. Если кто-то из одёжек
Приготовит вдруг салат, Обязательно найдёт в нём Витаминов целый склад.
ПРАВИЛА питания и поведения человека, способствующие полному обеспечению организма витаминами
Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
• Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
• Больше времени бывать на улице.
• Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
• Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
• Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
• Не злоупотреблять витаминами.
Рефлексия.
Урок сегодня был удачный. не прошел для вас он зря
Вы все дружно постарались вам понравилось .друзья?
Домашнее задание:
изучить параграф «Витамины ". Спасибо за внимание .Будьте здоровы.