kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто проектную и исследовательскую деятельность школьников принимают за одну и туже технологию, но существует ряд различий. Проект - это план, замысел, текст или чертёж, предваряющий его создание, а исследование - процесс выработки новых знаний. Существуют различия в методах, которые используются в работе, а также этапах её проведения. При организации проектной деятельности создаётся заранее планируемый объект, а при осуществлении исследования результат не планируется, он "вытекает" из исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников »

Проектная и исследовательская деятельность школьников  Подготовила: Петренко Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 3 Г. Сургут 2015

Проектная и исследовательская деятельность школьников

Подготовила: Петренко Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 3

Г. Сургут 2015

Требования, предъявляемые ФГОС к предметной области «Естественнонаучные предметы»: - овладение научным подходом к решению различных задач;  - овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперимент, оценивать полученные результаты;  - овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;  - формирование умений проведения точных измерений и оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Требования, предъявляемые ФГОС к предметной области «Естественнонаучные предметы»:

- овладение научным подходом к решению различных задач; - овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперимент, оценивать полученные результаты; - овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; - формирование умений проведения точных измерений и оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Что такое проект Проект - план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание. Проектная деятельность - совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательное условие- наличие заранее выработанных представлений о конечном результате.

Что такое проект

Проект - план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание.

Проектная деятельность - совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательное условие- наличие заранее выработанных представлений о конечном результате.

Что такое исследование Исследование - процесс выработки новых знаний. Исследовательская деятельность - проведение определенной работы по получению информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализу полученных результатов.

Что такое исследование

Исследование - процесс выработки новых знаний.

Исследовательская деятельность - проведение определенной работы по получению информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализу полученных результатов.

Методы, используемые в исследовательской деятельности: Основной метод исследовательский   Методы, используемые в проектной деятельности: Теоретические: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент Методы научного познания Математические методы: метод визуализации данных, методы и модели теории  графов и сетевого моделирования и др.

Методы, используемые

в исследовательской

деятельности:

Основной метод исследовательский

Методы, используемые в

проектной деятельности:

Теоретические: моделирование,

абстрагирование, анализ и синтез,

восхождение от абстрактного

к конкретному

Эмпирические методы:

наблюдение, сравнение, эксперимент

Методы научного познания

Математические методы:

метод визуализации данных, методы и модели теории

графов и сетевого моделирования и др.

Основные различия проекта и исследования ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЕ Предполагает создание какого - либо заранее планируемого объекта. Не предполагает создание какого - Разнообразные приёмы и методы либо заранее планируемого объекта. обучения. Применяется исследовательский Ограничение конкретными Главная задача – развитие у Нет ограничение конкретными временными рамками. метод. временными рамками. школьников способности достигать Главная задача – создание условий запланированных результатов. для самостоятельного целеполагания и планирование ребёнком своей работы, умения делать самостоятельные выводы, подводить итоги, оценивать полученные результаты.

Основные различия проекта и исследования

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Предполагает создание какого -

либо заранее планируемого объекта.

Не предполагает создание какого -

Разнообразные приёмы и методы

либо заранее планируемого объекта.

обучения.

Применяется исследовательский

Ограничение конкретными

Главная задача – развитие у

Нет ограничение конкретными

временными рамками.

метод.

временными рамками.

школьников способности достигать

Главная задача – создание условий

запланированных результатов.

для самостоятельного

целеполагания и планирование

ребёнком своей работы, умения

делать самостоятельные выводы,

подводить итоги, оценивать

полученные результаты.

Основные различия в приобретаемых навыках ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЕ Умение целенаправленно Максимально вдумчиво проверять продвигаться к заранее намеченной Оценивать успешность выполнения результаты наблюдений и цели , уверенно преодолевать Оценивать успешность выполнения Умение максимально широко проекта по максимальному мешающие и тормозящие Замечать, запоминать и следить за экспериментов, не использовать и рекламировать исследования по степени соответствию реальной и подтверждающих заранее «второстепенными» наблюдениями, планируемой деятельности. достоверности полученных результат выполнения проекта. обстоятельства. результатов. выдвинутую гипотезу. Осознавать ценность полностью понимая, что это материал для будущих исследований. завершенного проекта.

Основные различия в приобретаемых навыках

ПРОЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Умение целенаправленно

Максимально вдумчиво проверять

продвигаться к заранее намеченной

Оценивать успешность выполнения

результаты наблюдений и

цели , уверенно преодолевать

Оценивать успешность выполнения

Умение максимально широко

проекта по максимальному

мешающие и тормозящие

Замечать, запоминать и следить за

экспериментов, не

использовать и рекламировать

исследования по степени

соответствию реальной и

подтверждающих заранее

«второстепенными» наблюдениями,

планируемой деятельности.

достоверности полученных

результат выполнения проекта.

обстоятельства.

результатов.

выдвинутую гипотезу.

Осознавать ценность полностью

понимая, что это материал для

будущих исследований.

завершенного проекта.

Классификация проектов:

1 . « Проект – игра » -участие школьников в групповой деятельности.

2. « Экскурсионный проект » –выход учащихся за пределы школы.

3. « Повествовательный проект » –рассказ детей в самой разнообразной форме.

4.« Инструктивный проект »- целенаправленная деятельность, нацеленная на создание конкретного полезного продукта.

5. « Мини – проект » – может уложиться один урок или часть урока.

6. « Краткосрочный проект » – основная работа выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

7. « Среднесрочный проект » - выполняется группами в течении недель и месяцев.

8. « Долгосрочный проект » - осуществляется работа во внеурочное время как группами так и индивидуально.

9. « Практико – ориентированный » - решение практических задач, имеет реальные потребительские свойства.

10. « Учебный проект » – воспроизведение каких - либо этапов исследования объектов.

11. « Информационный проект » - сбор и распространение информации.

12. « Творческий проект » - свободный, творческий подходом к трактовке проблемы, к работе над проектом и к презентации результатов.

13. « Социальный проект » - поднимается социально значимая тема.

По типам деятельности учащихся Реферативные работы Экспериментальные Натуралистические технические   Исследовательские

По типам деятельности учащихся

Реферативные

работы

Экспериментальные Натуралистические

технические

Исследовательские

Этапы проведения проектной и исследовательской работы учащихся: Целеполагание, выбор темы. Изучение литературных источников по выбранной теме. Работа над проектом или исследованием. Анализ и оформление результатов. Презентация работы. Рефлексия, контроль и коррекция (осмысление результатов и подведение итогов – та часть проекта (исследования), которой реже всего уделяется внимание, но этот этап один из самых важных. От результатов работы зависит желание ребенка заниматься дальше.

Этапы проведения проектной и исследовательской работы учащихся:

Целеполагание, выбор темы.

Изучение литературных источников по выбранной теме.

Работа над проектом или исследованием.

Анализ и оформление результатов.

Презентация работы.

Рефлексия, контроль и коррекция (осмысление результатов и подведение итогов – та часть проекта (исследования), которой реже всего уделяется внимание, но этот этап один из самых важных. От результатов работы зависит желание ребенка заниматься дальше.

Структура описания исследования 1. Введение. 2. Проблема. 3. Гипотеза. 4. Методика проверки гипотезы. 5. Ожидаемые результаты. 6. План выполнения исследования. 7. Выводы

Структура описания исследования

1. Введение.

2. Проблема.

3. Гипотеза.

4. Методика проверки гипотезы.

5. Ожидаемые результаты.

6. План выполнения исследования.

7. Выводы

Во «Введении» обосновывается, почему проведение этого исследования актуально , определяется, что является объектом и предметом исследования, представляется цель исследования и задачи , которые будут решаться в ходе его выполнения. В разделе «Проблема» кратко представляется содержательное определение проблемы через сопоставление того, что требуется с тем, что есть. Из текста раздела должно быть понятно, какие знания предполагается получить в результате выполнения исследования, кому и зачем они нужны.

Во «Введении» обосновывается, почему проведение этого исследования актуально , определяется, что является объектом и предметом исследования, представляется цель исследования и задачи , которые будут решаться в ходе его выполнения.

В разделе «Проблема» кратко представляется содержательное определение проблемы через сопоставление того, что требуется с тем, что есть.

Из текста раздела должно быть понятно, какие знания предполагается получить в результате выполнения исследования, кому и зачем они нужны.

В разделе «Гипотеза» приводится формулировка гипотезы и даётся её обоснование. В разделе «Методика проверки гипотезы» описывается, какая информация, в каком объёме будет собираться для проверки гипотезы, каким методом и как. Описывается также, как будет обрабатываться исходная информация и как будут анализироваться результаты обработки. В разделе «План выполнения исследования» описывается, какие действия и в какой последовательности будут выполняться при проведении проверки гипотезы, приводится план – график.

В разделе «Гипотеза» приводится формулировка гипотезы и даётся её обоснование.

В разделе «Методика проверки гипотезы» описывается, какая информация, в каком объёме будет собираться для проверки гипотезы, каким методом и как. Описывается также, как будет обрабатываться исходная информация и как будут анализироваться результаты обработки.

В разделе «План выполнения исследования» описывается, какие действия и в какой последовательности будут выполняться при проведении проверки гипотезы, приводится план – график.

Формулирование темы исследования Определяя тему необходимо сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования. Вопрос Тема Какие лекарственные растения произрастают на территории г. Сургута? Лекарственные растения, произрастающие на территории г. Сургута. Каковы музыкальные предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста? Музыкальные предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста. Как видят свои жизненные перспективы учащиеся старших классов нашей школы? Жизненные перспективы учащихся старших классов МБОУ СОШ № 3. Каково содержание аскорбиновой кислоты, содержащейся в фруктах, продаваемых в магазинах нашего города? Количественное содержание аскорбиновой кислоты в фруктах, продаваемых в магазинах города Сургута.

Формулирование темы исследования

Определяя тему необходимо сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.

Вопрос

Тема

Какие лекарственные растения произрастают на территории г. Сургута?

Лекарственные растения, произрастающие на территории г. Сургута.

Каковы музыкальные предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста?

Музыкальные предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста.

Как видят свои жизненные перспективы учащиеся старших классов нашей школы?

Жизненные перспективы учащихся старших классов МБОУ СОШ № 3.

Каково содержание аскорбиновой кислоты, содержащейся в фруктах, продаваемых в магазинах нашего города?

Количественное содержание аскорбиновой кислоты в фруктах, продаваемых в магазинах города Сургута.

Без проблемы и гипотезы не может быть никакого исследования!   Гипотеза – это предположение, истинность которого необходимо проверить. Иначе, гипотеза – это предполагаемое решение познавательной проблемы.

Без проблемы и гипотезы не может быть никакого исследования!

Гипотеза – это предположение, истинность которого необходимо проверить. Иначе, гипотеза – это предполагаемое решение познавательной проблемы.

Оформление проектных и исследовательских работ Текст отчёта о работе: - начертание шрифта – Times New Roman, кегль -12; - междустрочный интервал -1,5 строки - поля страницы сверху и снизу – 2 см, слева – 3см. справа – 1,5 см, отступ первой строки абзаца – 1 см; - нумерация страниц обязательна, на титульном листе номер страницы не ставится; - выравнивание текста – по ширине страницы; в тексте необходимо установить функции переноса слов;

Оформление проектных и исследовательских работ

Текст отчёта о работе:

- начертание шрифта – Times New Roman, кегль -12;

- междустрочный интервал -1,5 строки

- поля страницы сверху и снизу – 2 см, слева – 3см. справа – 1,5 см, отступ первой строки абзаца – 1 см;

- нумерация страниц обязательна, на титульном листе номер страницы не ставится;

- выравнивание текста – по ширине страницы;

в тексте необходимо установить функции переноса слов;

Оформление проектных и исследовательских работ Структура отчета о работе (разделы): - титульный лист; - содержание; - введение; - литературный обзор; - материалы и методы; - ход работы; - обсуждение результатов; - выводы; - список литературы; - приложения ( если в них есть необходимость); -отзыв научного руководителя.

Оформление проектных и исследовательских работ

Структура отчета о работе (разделы):

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- литературный обзор;

- материалы и методы;

- ход работы;

- обсуждение результатов;

- выводы;

- список литературы;

- приложения ( если в них есть необходимость);

-отзыв научного руководителя.

Оформление титульного листа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Секция: естественные науки Заболевания растений г. Сургута  Автор: Иванова Елена Сергеевна,  6 «В» класс  Научный руководитель: Петренко  Елена Николаевна, учитель биологи  г. Сургут 2015 г.

Оформление титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Секция: естественные науки

Заболевания растений г. Сургута

Автор: Иванова Елена Сергеевна,

6 «В» класс

Научный руководитель: Петренко

Елена Николаевна, учитель биологи

г. Сургут 2015 г.

Содержание располагают на отдельном листе, где указывают разделы отчета и страницы, соответствующие разделам. Введение должно содержать обоснование выбранной темы и цель работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Раздел «Литературный обзор» отражает анализ литературных источников, который должен показать уровень понимания темы автором. Обзор литературы должен быть представлен с соблюдением правил цитирования. Дословное воспроизведение какого – либо текста в виде цитаты, заимствованное без оформления цитаты, должны сопровождаться ссылкой на источник в виде номера в списке литературы, заключённого в квадратные скобки. Раздел «Материалы и методы» содержит сведения, которые позволят другим исследователям повторить проведённую работу.

Содержание располагают на отдельном листе, где указывают разделы отчета и страницы, соответствующие разделам.

Введение должно содержать обоснование выбранной темы и цель работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач.

Раздел «Литературный обзор» отражает анализ литературных источников, который должен показать уровень понимания темы автором. Обзор литературы должен быть представлен с соблюдением правил цитирования. Дословное воспроизведение какого – либо текста в виде цитаты, заимствованное без оформления цитаты, должны сопровождаться ссылкой на источник в виде номера в списке литературы, заключённого в квадратные скобки.

Раздел «Материалы и методы» содержит сведения, которые позволят другим исследователям повторить проведённую работу.

Раздел «Ход работы» представлены материалы, отражающие собственную практическую работу автора проекта (исследования). В разделе «Обсуждение результатов» автор даёт собственную оценку полученных результатов, объясняет их совпадение или отсутствие совпадения с литературными данными. Выводы представляют собой список из нескольких положений, отражающих анализ результатов работы в краткой форме. В них автор подводит итоги своего исследования. Список литературы содержит только те источники, на которые автор ссылался в работе. Он включает перечень библиографических печатных и электронных изданий, расположенных в алфавитном порядке. Нумерация сквозная.

Раздел «Ход работы» представлены материалы, отражающие собственную практическую работу автора проекта (исследования).

В разделе «Обсуждение результатов» автор даёт собственную оценку полученных результатов, объясняет их совпадение или отсутствие совпадения с литературными данными.

Выводы представляют собой список из нескольких положений, отражающих анализ результатов работы в краткой форме. В них автор подводит итоги своего исследования.

Список литературы содержит только те источники, на которые автор ссылался в работе. Он включает перечень библиографических печатных и электронных изданий, расположенных в алфавитном порядке. Нумерация сквозная.

Оформление списка литературы 1. Если использован учебник конкретного автора: Петров, К. И. Экология [Текст]: учебник для вузов/ К. И. Петров. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с. 2. Если учебник написан несколькими авторами , то можно написать так: Петров, Ю.В. Экология [Текст]6 учебник/ Ю.В. Петров, А.В, Сидоров. – СПб.: Астрель, 2010. – 391 с. 3. Если была использована одна книга из многотомного издания, то: Петров, К. И. Экология Т.1. Экология человека [Текст]/ К. И. Петров. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с. 4. Статьи из журналов оформляются следующим образом : Боярцева, В.К. Факторы экономического роста [Текст]/В.К. Боярцева // Экономический вестник. -2010. - № 5(12). – с. 15 – 20. 5. Словари оформляются следующим образом : Власова, О.И. Толковый словарь [Текст] /О.И. Власова. – М.: Дрофа, 2010. -1020 с. 6. Электронные ресурсы оформляются следующим образом : Словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. – http://...........

Оформление списка литературы

1. Если использован учебник конкретного автора: Петров, К. И. Экология [Текст]: учебник для вузов/ К. И. Петров. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с.

2. Если учебник написан несколькими авторами , то можно написать так: Петров, Ю.В. Экология [Текст]6 учебник/

Ю.В. Петров, А.В, Сидоров. – СПб.: Астрель, 2010. – 391 с.

3. Если была использована одна книга из многотомного издания, то: Петров, К. И. Экология Т.1. Экология человека [Текст]/ К. И. Петров. – М.: Дрофа, 2012. – 256 с.

4. Статьи из журналов оформляются следующим образом : Боярцева, В.К. Факторы экономического роста [Текст]/В.К. Боярцева // Экономический вестник. -2010. - № 5(12). – с. 15 – 20.

5. Словари оформляются следующим образом : Власова, О.И. Толковый словарь [Текст] /О.И. Власова. – М.: Дрофа, 2010. -1020 с.

6. Электронные ресурсы оформляются следующим образом : Словарь экономических терминов [Электронный ресурс]. – http://...........

Отзыв научного руководителя Рецензия научного руководителя на исследовательскую работу ученицы 8 класса Петровой Марины Сергеевны Тема: Роль рыжего лесного муравья в сообществе смешанного леса. Далее указывают: - соответствует ли заявленная тема работы её содержанию; - смог ли автор обосновать выбор темы; - соответствует ли цель и задачи решению проблемы исследования; - какова сложность и полнота раскрытия темы; - соответствуют ли полученные выводы поставленным цели и задачам; - возможно ли практическое применение работы; - соответствует ли качество оформления работы. Научный руководитель: __________________________________ Должность, ОУ, звание ____________________________________ Подпись: _________________________________________________

Отзыв научного руководителя

Рецензия научного руководителя на исследовательскую работу ученицы

8 класса Петровой Марины Сергеевны

Тема:

Роль рыжего лесного муравья в сообществе смешанного леса.

Далее указывают:

- соответствует ли заявленная тема работы её содержанию;

- смог ли автор обосновать выбор темы;

- соответствует ли цель и задачи решению проблемы исследования;

- какова сложность и полнота раскрытия темы;

- соответствуют ли полученные выводы поставленным цели и задачам;

- возможно ли практическое применение работы;

- соответствует ли качество оформления работы.

Научный руководитель: __________________________________

Должность, ОУ, звание ____________________________________

Подпись: _________________________________________________

Устный доклад 1. Выступление имеет длительность не более 5 – 10 мин. 2. Не нужно описывать полностью проделанную работу, важно включить в доклад всё, что поможет лучше раскрыть её. 3. Необходимо обсудить с учащимся стиль доклада, так как очень многое зависит от индивидуальных особенностей докладчика, поэтому необходимо вместе с ним сформулировать все фразы так, чтобы ему было просто их произносить, а слушателям был понятен смысл. 4. Сопровождающая презентация – хороший способ сэкономить время и более наглядно донести информацию. 5. Превышение отведённого времени недопустимо, так как это проявление неуважения к аудитории и к тем, кто будет выступать после него. 6. В начале выступления докладчик приветствует аудиторию, в конце выступления благодарит за внимание и отвечает на все заданные вопросы.

Устный доклад

1. Выступление имеет длительность не более 5 – 10 мин.

2. Не нужно описывать полностью проделанную работу, важно включить в доклад всё, что поможет лучше раскрыть её.

3. Необходимо обсудить с учащимся стиль доклада, так как очень многое зависит от индивидуальных особенностей докладчика, поэтому необходимо вместе с ним сформулировать все фразы так, чтобы ему было просто их произносить, а слушателям был понятен смысл.

4. Сопровождающая презентация – хороший способ сэкономить время и более наглядно донести информацию.

5. Превышение отведённого времени недопустимо, так как это проявление неуважения к аудитории и к тем, кто будет выступать после него.

6. В начале выступления докладчик приветствует аудиторию, в конце выступления благодарит за внимание и отвечает на все заданные вопросы.

Оформление тезисов  Для представления работы на дистанционный конкурс или на заочный этап конференции часто требуется выслать в оргкомитет тезисы работы.  Тезисы – это короткий текс, в котором изложены основные результаты работы, а также пути и способы их получения. Обычно объём тезисов строго ограничен, особенно если предлагается издать их в виде сборника. 1. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. 2. Постановка проблемы исследования (что было изучено?). 3. Описание методики (как изучено?) 4. Основные выводы.

Оформление тезисов

Для представления работы на дистанционный конкурс или на заочный этап конференции часто требуется выслать в оргкомитет тезисы работы.

Тезисы – это короткий текс, в котором изложены основные результаты работы, а также пути и способы их получения. Обычно объём тезисов строго ограничен, особенно если предлагается издать их в виде сборника.

1. Название тезисов должно соответствовать их содержанию.

2. Постановка проблемы исследования (что было изучено?).

3. Описание методики (как изучено?)

4. Основные выводы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников

Автор: Петренко Елена Николаевна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Гражданская война на карте Кемеровской области (Организация проектно-исследовательской деятельности школьников)"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdanskaia_voina_na_karte_kemerovskoi_oblasti_organizatsiia_proektno_issledov"
    ["file_id"] => string(6) "474036"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529643316"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(73) "organizatsiia_proektno_issledovatelskoi_deiatelnosti_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545538914"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности школьников по биологии»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_organizatsiia_proektno_issledovatelskoi_deiatelnosti_shkolnikov_po_biolog"
    ["file_id"] => string(6) "579494"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1619581375"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства