kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданская война на карте Кемеровской области (Организация проектно-исследовательской деятельности школьников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает подходы организации проектно-исследовательской деятельности школьников через внеурочную деятельность, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, готовности к защите Родины.

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война на карте Кемеровской области (Организация проектно-исследовательской деятельности школьников)»

Гражданская война на карте Кемеровской области

(Организация проектно-исследовательской деятельности школьников)


Н. А. Гурова,

МБОУ «Сусловская СОШ» Мариинский МР

М. В. Кудряшова,

МКУ «ИМЦ Мариинского муниципального района» Мариинский МР


         Данная статья раскрывает подходы организации проектно-исследовательской деятельности школьников через внеурочную деятельность, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, готовности к защите Родины.


Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. В.Гузеев


Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектная деятельность является средством изучения исторической действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. 




В программном учебном материале по истории России отводится недостаточное количество часов на изучение родного края. Внеурочная деятельность расширяет границы изучения истории Кузбасса. История Кузбасса и связанные с ней краеведческие материалы органично интегрируются с федеральной программой по истории России.

Рассмотрим организацию проектно-исследовательской деятельности на примере изучения конкретного исторического события.

Изучение темы «Гражданская война на карте Кемеровской области» (программа внеурочной деятельности «Кузбасс в XX – начале XXI века», 9 класс) осуществляется через проектную и исследовательскую работу школьников.

На начальном этапе названной работы происходит отбор учащихся путем опроса или анкетирования.

Конкретизируются тема «Гражданская война на карте Кемеровской области» и темы проектно- исследовательских работ учащихся.

В основу проектно- исследовательских работ учащихся легли подлинные объекты:

  1. На протяжении проезда от села Суслова до города Мариинска встречается три обелиска, посвященных гражданской войне.

  2. На карте города Мариинска названия улиц, связаны с гражданской войной: Вострецова, Чердынцева, Фрунце, Фурманова, Чапаева, Гвардейская, Красноармейская, 27- й Дивизии и другие.

  3. Мятеж белочехов, Чумайское восстание, разгром банды Олиферова – исторические события гражданской войны.

Тема ученической работы не должна быть слишком общей, небольшой объем не позволит ее раскрыть. Узко сформулированная тема дает возможность глубоко, подробно изучить проблему.

Вместе с учащимися формулируем темы и определяем результат (продукт) работы:

  1. Памятники гражданской войны на территории Мариинского района. Фоторепортаж.

  2. Гражданская война в названиях улиц города Мариинска. Экскурсия по городу.

  3. Места боевых действий гражданской войны. Видеофильм (презентация).

Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта. Таким образом, продукт проекта - это материали­зованный итог всей работы, который подтверж­дает значимость проекта в современной жизни.



Учащиеся самостоятельно работают с различными источниками информации (текстами, фото, иллюстрациями, интернет – ресурсами, видео; документами, публицистикой, учебным текстом и др.). Литература по истории родного края разнообразна. Научная, научно-популярная, мемуарная, художественная литература по-разному отражает объект исследования. Задача учителя - помочь ученику в этом разобраться.

С целью последовательного изложения собранного материала составляется план по хронологическому или проблемному признаку.

Учебно-исследовательская деятельность способствует решению многих задач:

- активизируется интерес к знаниям в рамках учебных предметов;

- происходит обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникаций;

- создается возможность для общения с квалифицированными специалистами из различных учреждений (библиотека, краеведческий музей);

- создаются предпосылки для развития научного образа мышления;

- создается сфера предметного общения внутри детского коллектива;

- занятия учебно-исследовательской деятельностью являются важным средством профориентации.

Ценно то, что работа проводится школьником самостоятельно с использованием литературы, в музеях и библиотеках. Ребенок посещает выставки, работает с документами и первоисточниками, проводит натурные исследования, берет интервью. Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает.

Результаты исследовательской деятельности используем для

Организации гражданско-патриотического воспитания школьников во внеклассной работе:

1.Вахта памяти (посещение мест боев).

2.Проведение тематических экскурсий.

3.Социально-ориентированная (уход за обелиском).

4.Игровая деятельность (викторины, игры по станциям).

5.Творческая (изобразительная, концертная).

6.Туризм (походы по местам боевой славы).

Рассмотренная тема выделяет два важных аспекта: исследовательская деятельность как способ развития интеллектуального потенциала и воспитание гражданственности и патриотизма на примере содержания исследовательских работ по краеведению.

Проектно-исследовательская деятельность поддерживает, развивает одаренных, талантливых детей, позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

    

Список использованной литературы

1. Брыкова, О. Сотворчество учителя и ученика [Текст] / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.

2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

3. Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода [Текст] / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

4. Мухина, В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст] / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кудряшова Мария Витальевна

Дата: 22.06.2018

Номер свидетельства: 474036

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства