Просмотр содержимого документа
««Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Задонска
Липецкой области
«Организация проектно-исследовательской деятельности
младших школьников»
Подготовила: Коптева Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г.Задонска
Липецкой област
Сегодня в центре внимания педагогов - практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления.
Немецкие педагоги – основатели продуктивного обучения Ингрид Бём и Йенс Шнайдер – считают, что сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Так, уже в первом классе в рабочие программы учебных курсов (согласно ФГОС 2 поколения) авторами УМК «Школа России» включены (или возможны для работы) следующие проекты:
-русский язык (обучение грамоте) – «Мой алфавит»
- окружающий мир- «Насекомые»
- технология- «Украшаем кабинет к Новому году»
В последнее время много говорится о «проектном обучении», «проектной деятельности школьников» как о чем-то принципиально новом и нашей традиционной российской школе не свойственном. При этом множество специалистов выражают с этим категорическое несогласие, и оно вполне обосновано. Так, например, утверждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской школе виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.
Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной, советской образовательной практике, более выражена в других терминах и понятиях. Это, прежде всего, «исследовательское поведение» (exploratory bexaviour), «исследовательское обучение» (exploratory education) и «исследовательские (или продуктивные) методы обучения».
Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей.
Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая:
1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;
2) творческие задания, направленные на создание новых объектов.
Терминология проектной деятельности
Метод проектов (от греч. «исследование») — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием, изготовлением реального объекта (продукта труда).
Метод проектов- это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющей комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом. Важно отметить, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
Как педагогическая технология, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути.Практика показывает, что главные сложности вызывает самостоятельное определение и формулировка проблемы учащимися.Проблема часто подменяется темой обсуждения, а это не одно и то же, так как проблема всегда строится на противоречии и требуетнескольких вариантов решения.
ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект - средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Метод проектов и современная школа
Для России актуальными проблемами образования на современном этапе являются:
гуманизация;
интеграция;
дифференциация;
индивидуализация.
Эти принципы позволяют осуществить на практике метод проектов.
Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обучения и внедрение их в учебно-воспитательный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различным предметам.
Е.А. Фураева, проанализировавприменение проектных заданий в отечественной и зарубежной педагогике, выделяет следующие положительные черты метода проектов, которые позволяют использовать его в отечественных школах. Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на основе:
мотивации деятельности;
поэтапной организации труда;
анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков;
экспертной оценки проделанной работы;
формирования социально значимых качеств личности;
реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).
Цели проектной деятельности в формировании естественно -научных знаний младших школьников:
- Использование личностно-ориентированных методов и форм обучения(овладение собственной стратегией познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт)
- Формирование информационной компетентности (недостающая информация, самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов)
- Формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем (постановка и способы решения учебных задач: цель, основополагающий и проблемные вопросы, алгоритм действий и временные затраты, критерии успешности, применение в учёбе, жизни)
- Коммуникативная компетентность (формирование навыков общения в малых группах в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, актив-ной жизненной позиции и толерантности)
Цель исследования рассмотреть возможности использования учебного проекта для повышения качества образования детей младшего школьного возраста.
Основные задачи: - активизация взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся; - определение мотивации, желания и умения учиться; - умение работать с информацией и передавать её другим; - повышение качества образования; - установление межличностных взаимоотношений, отношения к себе, к окружающим, к школе.
Виды проектов
Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Е.С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации:
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
поисковая (поисковый проект);
исследовательская (исследовательский проект);например, проект «Ломоносов», в ходе которого учащиеся всесторонне изучили разнообразное творчество М.В. Ломоносова, сделав акцент на его литературном наследии;
творческая (творческий проект); например, проект «Бал при свечах», где сама идея, составление сценария, оформление, озвучание, изготовление костюмов принадлежат ученикам старшего класса при консультационном участииучителей литературы, ИЗО, истории, труда;
ролевая (игровой проект); например, «Путешествие по Парижу». В этом проекте ученики класса с учителем могут разыграть экскурсию по основным достопримечательностям Европы, мира. В процессе этой ролевой игры воспитанники освоили роль экскурсоводов и экскурсантов, корреспондентов газет и кинооператоров;
прикладная (практико-ориентированный проект); например, конкурс на лучший народный костюм, где ученики должны были создать идею, эскиз костюма, изготовить его, принять участие в дефиле;
По мнению Е.С. Полат, информационная деятельность присутствует во всех видах проектов, не выделяясь в самостоятельную форму).
2. По предметно-содержательной области:
монопроект, в рамках одной области знаний, - монопредметный
межпредметный проект, на стыке различных областей - надпредметный.
3. По характеру координации проекта:
непосредственный (жёсткий, гибкий);
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. По количеству участниковпроекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).
6. По продолжительности проекта (длительный, краткосрочный и т.п.).
Для достижения успеха в будущей своей профессиональной деятельности воспитанники должны научиться работать в «команде», то есть в группе. Этим определяется предпочтение, отдаваемое групповой форме проектирования; но при этом ни в коей мере не пренебрегают и другими формами. Используют долгосрочную форму проектирования (триместровая), так как в этом случае проектирование органичнее вливается в учебно-воспитательный процесс. Педагоги работают над внедрением краткосрочных проектов, потому что видят в этом перспективы повышения мотивации к обучению воспитанников всех возрастов.
7. По характеру координации (скрытая, открытая координация). Характер координации зависит в основном от возраста и степени подготовленности участников. Так, в 5-9-хклассах преобладает открытая координация, то есть непосредственно осуществляемое учителем руководство. Воспитанники школы 3-ей ступени предпочитают скрытую координацию, дающую возможность проявитьбольшую самостоятельность и творческое начало. Выполняются проектысвнутренним региональным характером контактов, а можно запланировать выход на международную арену.
8. По доминирующему методу: игровой, исследовательский, творческий. В реальной практике чаще всего бывают смешанные типы проектов: исследовательско-информационные или творческие с прикладными целями. Старшие воспитанники выполняют более сложные проекты, содержащие черты, присущие всем видам учебной проектной деятельности.
Этапы работы методом проектов
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й – погружение в проект – мотивационный;
2-й – организация деятельности - планирующий;
3-й – осуществление деятельности – информационно-операционный;
4-й – презентация результатов – рефлексивно-оценочный.
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
УЧИТЕЛЬ
УЧАЩИЕСЯ
1-й этап – погружение в проект - мотивационный
Формулирует:
Осуществляют:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи.
личностное присвоение проблемы;
вживание в ситуацию;
принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап – организация деятельности - планирующий
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
организовать группы;
распределить амплуа в группах;
спланировать деятельность по решению задач;
продумать возможные формы презентации результатов.
разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
планирование работы;
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности – информационно-операционный
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости;
ненавязчиво контролирует;
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
каждый в соответствии со своими амплуа и сообща;
консультируются по необходимости;
«добывают» недостающие знания;
подготавливают презентацию результатов:
(представляют проект на конференции, оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.)
4-й этап – презентация результатов – рефлексивно-оценочный
Принимает отчет:
Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата;
дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Правила успешности проектной деятельности
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода необходимо добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио -папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.
Что нужно для работы над проектом?
В школе должны быть обширная библиотека и центр документации, в любую минуту доступные ученикам и учителям.
Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах.
Внутри и вне классного помещения есть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.
Ребята могут пользоваться коридорами. Там тоже есть рабочие уголки.
В каждом классе имеются часы.
В классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки.
Учебные пособия и другие материалы отбираются в соответствии с их значимостью для самостоятельных занятий.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
В своей педагогической практике я использую метод проектов. Проектная деятельность даёт мне ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся. Проект – это специально организованный мною и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий.
Основная цель при организации мною проектной деятельности:
– научить учеников самостоятельному достижению намеченной цели, конструированию полученных знаний;
- научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве ( находить источники, из которых можно получить информацию);
- сформировать навыки проведения исследований;
- сформировать навыки работы и делового общения в группе;
- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учениками потому, что им интересно найти пути её решения. Выбор темы проекта я определяю практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Отличие проективного обучения от традиционных методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах ученики действуют самостоятельно. Я выступаю в роли консультанта.
Вывод:
Метод проектов помогает повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ученика.Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор. Получает готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планирует результат своей деятельности и разрабатывает алгоритм его достижения, оценивает результаты своей деятельности; позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.