kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников"

Просмотр содержимого документа
««Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Задонска

Липецкой области













«Организация проектно-исследовательской деятельности

младших школьников»























Подготовила: Коптева Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Задонска

Липецкой област












Сегодня в центре внимания педагогов - практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления.

Немецкие педагоги – основатели продуктивного обучения Ингрид Бём и Йенс Шнайдер – считают, что сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Так, уже в первом классе в рабочие программы учебных курсов (согласно ФГОС 2 поколения) авторами УМК «Школа России» включены (или возможны для работы) следующие проекты:

-русский язык (обучение грамоте) – «Мой алфавит»

- окружающий мир- «Насекомые»

- технология- «Украшаем кабинет к Новому году»



В последнее время много говорится о «проектном обучении», «проектной деятельности школьников» как о чем-то прин­ципиально новом и нашей традиционной российской школе не свой­ственном. При этом множество специалистов выражают с этим кате­горическое несогласие, и оно вполне обосновано. Так, например, ут­верждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской шко­ле виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной иг­ры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.

Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной, советской образовательной практике, более выражена в других терминах и понятиях. Это, прежде всего, «исследовательское поведение» (exploratory bexaviour), «исследовательское обучение» (exploratory education) и «ис­следовательские (или продуктивные) методы обучения».

Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей.

Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинско­го — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке сло­во «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооруже­ния или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проектирование как один из видов чело­веческой деятельности связано с выполне­нием заданий на воспроизведение по образ­цу, включая:

1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструк­ции уже известных объектов;

2) творческие задания, направленные на создание новых объектов.


Терминология проектной деятельности


Метод проектов (от греч. «исследова­ние») — система обучения, при которой уча­щиеся приобретают знания в процессе пла­нирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Под методом проектов понимается спо­соб организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, со­зданием, изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс раци­онального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяю­щей комбинировать и соединять формаль­ные знания с практическим опытом. Важно отметить, что метод проектов ориентиро­ван на самостоятельную деятельность уча­щихся.

Как педагогическая технология, метод про­ектов предполагает совокупность исследова­тельских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути. Практика показывает, что главные сложности вызывает самостоятельное определение и формулировка проблемы учащимися. Проблема часто подме­няется темой обсуждения, а это не одно и то же, так как проблема всегда строится на противоре­чии и требует нескольких вариантов решения.

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект - средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.


Метод проектов и современная школа


Для России актуальными проблемами образования на современном эта­пе
являются:

  • гуманизация;

  • интеграция;

  • дифференциация;

  • индивидуализация.

Эти принципы позволяют осуществить на практике метод проектов.

Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обуче­ния и внедрение их в учебно-воспитатель­ный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различ­ным предметам.

  • Е.А. Фураева, проанализировав примене­ние проектных заданий в отечественной и зарубежной педагогике, выделяет следу­ющие положительные черты метода проек­тов, которые позволяют использовать его в отечественных школах. Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на основе:

  • мотивации деятельности;

  • поэтапной организации труда;

  • анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недо­статков;

  • экспертной оценки проделанной работы;

  • формирования социально значимых ка­честв личности;

  • реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).


Цели проектной деятельности в формировании естественно -научных знаний младших школьников:

- Использование личностно-ориентированных методов и форм обучения (овладение собственной стратегией познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт)

- Формирование информационной компетентности (недостающая информация, самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов)

- Формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем (постановка и способы решения учебных задач: цель, основополагающий и проблемные вопросы, алгоритм действий и временные затраты, критерии успешности, применение в учёбе, жизни)

- Коммуникативная компетентность (формирование навыков общения в малых группах в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, актив-ной жизненной позиции и толерантности)


Цель исследования рассмотреть возможности использования учебного проекта для повышения качества образования детей младшего школьного возраста.


Основные задачи:
- активизация взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- определение мотивации, желания и умения учиться;
- умение работать с информацией и передавать её другим;
- повышение качества образования;
- установление межличностных взаимоотношений, отношения к себе, к окружающим, к школе.


Виды проектов

Можно выделить разные подходы к классификации про­ектов. Е.С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классифика­ции:

1. По характеру доминирую­щей в проекте деятельности:

  • поисковая (поисковый проект);

  • исследовательская (ис­следовательский проект); например, проект «Ломоносов», в ходе которого учащиеся все­сторонне изучили разнообразное творчество М.В. Ломоносова, сделав акцент на его литера­турном наследии;

  • творческая (творческий проект); например, проект «Бал при свечах», где сама идея, составление сценария, оформление, озвучание, изготовление кос­тюмов принадлежат ученикам старшего класса при консультационном участии учителей литературы, ИЗО, истории, труда;

  • ролевая (игровой про­ект); например, «Путе­шествие по Парижу». В этом проекте ученики класса с учителем могут разыграть экскурсию по основным достопримеча­тельностям Европы, мира. В процессе этой ролевой игры воспитанники освоили роль экскурсово­дов и экскурсантов, корреспондентов газет и кинооператоров;

  • прикладная (практико-ориентированный проект); например, конкурс на лучший народный костюм, где ученики должны были создать идею, эскиз костюма, изготовить его, принять участие в дефиле;

  • ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект).

По мнению Е.С. Полат, информационная деятельность присутствует во всех видах проектов, не выделяясь в самостоятельную форму).


2. По предметно-содержа­тельной области:

  • монопроект, в рамках одной области знаний, - монопредметный

  • межпредметный проект, на стыке различных областей - надпредметный.


3. По характеру координа­ции проекта:

  • непосредственный (жёсткий, гибкий);

  • скрытый (неявный, ими­тирующий участника проекта, характерно для телекоммуника­ционных проектов).


4. По характеру контактов (среди участников одной шко­лы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).


5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).


6. По продолжительности проекта (длительный, кратко­срочный и т.п.).

Для достижения успеха в будущей своей профессиональной деятельности воспитанники должны научиться работать в «команде», то есть в группе. Этим определяется предпочтение, от­даваемое групповой форме проектирования; но при этом ни в коей мере не пренебрегают и другими формами. Используют долгосрочную форму проектирования (триместровая), так как в этом случае проектирование органичнее вливается в учебно-воспитательный процесс. Педагоги работают над внедрением краткосрочных проектов, потому что видят в этом перспективы повышения мотивации к обучению воспитанников всех возрастов.


7. По характеру координации (скрытая, открытая координация). Характер координации зависит в основном от возраста и степени подготовленности участников. Так, в 5-9-х классах преобладает открытая координация, то есть непосредственно осуществляемое учителем руководство. Воспитанники школы 3-ей ступени предпочитают скрытую координацию, дающую возможность проявить большую самостоятельность и творческое нача­ло. Выполняются проекты с внутренним региональным характером контактов, а можно запланировать выход на международную арену.

8. По доминирующему методу: игровой, исследовательский, творческий. В реальной практике чаще всего бывают смешанные типы проектов: исследовательско-информационные или творческие с прикладны­ми целями. Старшие воспитанники выполняют более сложные проекты, содержащие черты, присущие всем видам учебной проектной дея­тельности.


Этапы работы методом проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й – погружение в проект – мотивационный;

2-й – организация деятельности - планирующий;

3-й – осуществление деятельности – информационно-операционный;

4-й – презентация результатов – рефлексивно-оценочный.


Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).


УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

1-й этап – погружение в проект - мотивационный

Формулирует:

Осуществляют:

  • проблему проекта;

  • сюжетную ситуацию;

  • цель и задачи.

  • личностное присвоение проблемы;

  • вживание в ситуацию;

  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап – организация деятельности - планирующий

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

  • организовать группы;

  • распределить амплуа в группах;

  • спланировать деятельность по решению задач;

  • продумать возможные формы презентации результатов.


  • разбивку на группы;

  • распределение ролей в группе;

  • планирование работы;

  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности – информационно-операционный

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

  • консультирует учащихся по необходимости;

  • ненавязчиво контролирует;

  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.


  • каждый в соответствии со своими амплуа и сообща;

  • консультируются по необходимости;

  • «добывают» недостающие знания;

  • подготавливают презентацию результатов:

(представляют проект на конференции, оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.)

4-й этап – презентация результатов – рефлексивно-оценочный

Принимает отчет:

Демонстрируют:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;

  • подводит итоги обучения;

  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.


Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

  • понимание проблемы, цели и задач;

  • умение планировать и осуществлять работу;

  • найденный способ решения проблемы;

  • рефлексию деятельности и результата;

  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.



Правила успешности про­ектной деятельности

    1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

    2. Команды не соревнуются.

    3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

    4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

    5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в об­щее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

    6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

К списку правил работы внутри группы при системном использо­вании педагогом проектного метода необходимо добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в про­цессе получения результатов по проектам. Например, освоение пози­ции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, состави­теля портфолио -папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных воз­можностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления про­ектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.

Что нужно для работы над проектом?

  1. В школе должны быть обширная библио­тека и центр документации, в любую минуту до­ступные ученикам и учителям.

  2. Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах.

  3. Внутри и вне классного помещения есть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.

  4. Ребята могут пользоваться коридорами. Там тоже есть рабочие уголки.

  5. В каждом классе имеются часы.

  6. В классах и других рабочих комнатах достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки.

  7. Учебные пособия и другие материалы от­бираются в соответствии с их значимостью для самостоятельных занятий.


Итак, метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.

В своей педагогической практике я использую метод проектов. Проектная деятельность даёт мне ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся. Проект – это специально организованный мною и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий.

Основная цель при организации мною проектной деятельности:

– научить учеников самостоятельному достижению намеченной цели, конструированию полученных знаний;

- научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве ( находить источники, из которых можно получить информацию);

- сформировать навыки проведения исследований;

- сформировать навыки работы и делового общения в группе;

- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учениками потому, что им интересно найти пути её решения. Выбор темы проекта я определяю практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Отличие проективного обучения от традиционных методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах ученики действуют самостоятельно. Я выступаю в роли консультанта.



Вывод:

Метод проектов помогает повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ученика.Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор.
Получает готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планирует результат своей деятельности и разрабатывает алгоритм его достижения, оценивает результаты своей деятельности; позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Автор: Коптева Наталья Викторовна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492168

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства