Развитие познавательных интересов учащихся начальной школы через проектно-исследовательскую деятельность на занятиях в ГПД в рамках реализации ФГОС. (слайд 1)
(слайд 2)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – все-таки на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения.
Правильно организованная система работы ГПД представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
(Слайд 3)
Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. А знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника.
Для развития познавательных интересов учащихся в ГПД возможно использовать увлекательную, интересную и вполне посильную для детей организацию исследовательской деятельности – работу над проектами. (слайд 4)
Специфика проектно-исследовательской деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Хочется отметить и отсутствие системы оценок, что снимает с ребенка лишний стресс.
Проект – это 6 «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Темы детских проектных работ, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Тема проекта обязательно должна заинтересовать ребенка. Навязанная тема только отобьет охоту целенаправленно и хорошо выполнить задание. Также, тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной.
Например, «Герои сказок в рисунках», «Математические сказки», «Праздники моей семьи», «Растения школьного двора» и т. п.
В ГПД может быть осуществлена как индивидуальная, так и совместная работа над групповыми проектами. Если над проектом работает группа, сначала распределяйте роли между учениками сами, далее предоставьте им такую возможность. На этом этапе нужно заинтересовать детей задачей, обсудить пути ее решения.
Но помните, подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме младшим школьникам еще тяжело.
На этапе поиска информации ученики совместно с воспитателем или родителями собирают информацию. Затем делятся результатами своей работы, обсуждают.
Завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.
После защиты проекта можно оформить выставку проектных работ, представить свои проекты перед другими классами, подарить работы, главное, чтобы дети ощутили потребность в своей работе.
(слайд 5)Хочу привести пример работы в ГПД над проектом «Викторина по произведениям К. И. Чуковского».
1 день.(слайд 6) Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. Выставка книг. Посещение школьной библиотеки. Предлагается создать проект. Далее идет беседа о том, какие бы хотели дети задания, чтобы викторина была интересна для ребят (оформление, содержание). Учащиеся получают индивидуальное задание – принести книги, прочитать произведения К. И. Чуковского.
2 день.(слайд7) Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждаются виды заданий для викторины. Далее каждый ученик занимается оформлением своего задания. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по созданию викторины. Учитель должен учитывать желания детей и их возможности. У нас получились 4 группы:
1. Кроссворд.
2. «Что за удивительная сказка?» (иллюстрации к сказкам)
3. Математика в сказках Чуковского.
4. Инсценировка отрывков.
3 день.(слайд 8) Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Воспитатель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.
4 день. (слайд 9) Отчет каждой группы о проделанной работе. Презентация. Подведение итогов о проделанной работе групп.
Организация проектно-исследовательской деятельности в ГПД, помогает: (слайд 10)
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- развивать умение проектировать свою деятельность, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый;
- расширять кругозор;
- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, интерес к книге;
- развивать речевые умения;
- развивать познавательный интерес, творческие способности, фантазию, воображение;
- воспитывать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Закончу свое сообщение афоризмом Мишеля де Монтеня: (слайд 11)
«Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».