kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности школьников по биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность -это образовательная технология, предпрологающая решениеобучающихся исследовательской, творческой задачи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности школьников по биологии»»

Доклад «Организация проектно – исследовательской деятельности

школьников по биологии»

Павлова Виктория Васильевна,

учитель биологии МБОУ «Кюсюрская СОШ» Булунского района

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить»

Адольф Дистерверг

Проектно – исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи.

Организация учебно – исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся условиях жизни. В условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования она рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер.

Результаты проектно – исследовательской деятельности выражаются в категории компетенции и связаны с обобщёнными способами действий (УУД). Например, компетентность в решении проблем зависит от умения рассуждать; позитивная самооценка человека как условие его жизненного успеха – от устойчивости к стрессу, формирующейся в процессе учебной деятельности, в котором есть и удачи, и неудачи, и победы, и поражения. Поэтому важно организовать активные познавательные действия обучающихся по отношению к изучаемому объекту, к другим людям и к самому себе.Технология предполагает проведение обучающимися собственного исследования, в ходе которого собранный творческий материал (образовательный продукт) позволяет объяснять научные и жизненные явления. Стиль педагогического управления данными действиями основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другом.

Универсальной методики организации проектно – исследовательской деятельности не существует, так как, с одной стороны, составы обучающихся различаются по своим возрастным возможностям, индивидуальным особенностям, уровням интеллектуального творческого развития, а с другой стороны – сама методика исследования всегда зависит от характера изучаемого объекта, методологии, цели исследования.

В общем виде методика исследования означает совокупность приёмов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию полученных результатов. ФГОС предусматривает условия для организации как проектной, так и исследовательской деятельности. В проектной работе исследование служит средством для обоснования актуальности проектного замысла и необходимости его реализации. В исследовательской работе проектирование выступает средством построения познавательного поиска, направленного на подтверждение или опровержение гипотезы.

Новые знания можно получать разными способами. В проектно – исследовательской деятельности для этого обязательно применяют методы научного поиска. В рамках школы такую деятельность называют учебно – исследовательской. Главной целью учебного исследования является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний.

Исследование называется учебным, потому что, в отличие от подлинного научного исследования, имеет своим результатом не объективно новое знание, а изменения, которые происходят в самом ученике. Поэтому проектно – исследовательская деятельность относится к образовательным технологиям, позволяющим эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.

Основные характеристики учебного исследования с точки зрения изменений, которые происходят в обучающемся:

- развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

- развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников;

- развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Главным результатом исследовательской деятельности учащихся является создание творческого материала, устанавливающего ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленного в стандартном виде. Успех проектно – исследовательской деятельности всегда зависит от учёта характеристик состава обучающихся, с которым работает педагог.

В сфере образования присутствует определённая путаница в соотношении понятий «исследование» и «проектирование». Говорят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно – исследовательской и др.

Проект – «брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу. Направлен на создание того, чего не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике. И проектирование, и исследование являются главными «взрослыми» средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач, поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т.е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя типично проектные этапы.

Учебное исследование имеет различный смысл для разных участников этой деятельности. Для ученика учебное исследование должно стать «просто исследованием» в смысле личной причастности к деятельности и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разработкой средств – программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут образовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Практика показывает, что учебно – исследовательская работа по биологии повышает познавательный интерес к предмету.

Проведение исследовательской работы ведётся поэтапно: знакомство о том, как делается научная работа, выбор темы проекта, выявление и постановка проблемы, знакомство с литературой, уточнение цели и задач исследования, выбор методики проекта, проведение исследования, обработка результатов и их обсуждение, формулировка выводов. На всех этапах выполнения исследовательской работы важно уделять внимание на приобретение обучающимися новых знаний, умений и навыков. В процессе создания проекта обучающийся учится самостоятельному анализу, осмыслению полученных результатов, учится творчески мыслить, становится инициативным. Исследовательская деятельность требует от школьника максимальной самодисциплины, что также является одним из важных моментов учебно – воспитательного процесса. Свою специфику имеет проектная исследовательская деятельность младших школьников. Темы проектов выбираются по уровню значимости для самих детей и уровню их готовности к проведению исследования. Здесь неоценимую помощь оказывают родители обучающихся. Руководителями работ младших школьников бывают сами родители, которые были вовлечены в исследовательскую деятельность.

В течение учебного года обучающиеся работают над созданием исследовательской работы. Результаты готовой работы представляются и защищаются на ежегодной школьной конференции. Ребята выбирают значимые и актуальные темы для своих проектов. Большинство работ затрагивают проблемы экологии и здоровья, носят краеведческий характер. Победители школьного этапы направляются для дальнейшего участия в улусной научно – практической конференции школьников. Следующий этап – это участие победителей - лауреатов улусной НПК в республиканской конференции школьников «Шаг в будущее». Из – за сложной транспортной схемы и отдалённости нашего посёлка, очное участие наших ребят затруднено.

Использование современных педагогических технологий помогает учителю решать задачи активизации учебно – познавательной деятельности обучающихся и достижения результатов, предъявляемых новым образовательным стандартом. Успешное применение технологии проектно – исследовательской деятельности в педагогической практике требует от учителей не только знаний и мастерства, но и профессиональной мотивации, понимания, что данный инструмент, хотя и предполагает дополнительные трудозатраты, важен для решения задач развития и образования обучающихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Павлова Виктория Васильевна

Дата: 28.04.2021

Номер свидетельства: 579494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Инновационные уроки"
    ["seo_title"] => string(21) "innovatsionnyie_uroki"
    ["file_id"] => string(6) "464008"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522242183"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства