Класс птицы. Особенности строения, связанные с полетом
Класс птицы. Особенности строения, связанные с полетом
В презентации содержится материал об особенностях строения птиц, связанных с полетом. Рассматривается внешнее строение птиц, строение преьев, скелета, внутреннее строение. Дана таблица "Приспособленность птиц к полету", которую обучающиеся должны заполнить на уроке.В конце урока обучающиеся выполняют тест и составляют синквейн.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Класс птицы. Особенности строения, связанные с полетом »
Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом
Юсова С.Л., учитель биологии
МКОУ «Солигаличская СОШ»
Цель урока:
раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.
Приспособление птиц к полету
ПРИЗНАК
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ
Внешнее строение
Скелет
Мышцы
Пищеварительная система
Дыхательная система
Кровеносная система
Нервная система
Органы выделения
Внешнее строение птиц
Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?
Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?
Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнение с пресмыкающимися ? Каково их значение?
Зачем птице клюв?
Чтобы - разрывать пищу.
Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.
Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.
Чтобы - вскрывать раковины.
Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.
Перья
Строение пера
Скелет птиц
Зачем птицам летать?
Чтобы - строить гнезда повыше.
Чтобы - спасаться от врагов.
Чтобы - ловить добычу в воздухе.
Чтобы - высматривать добычу на земле.
Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.
Зачем птицы прерывают полет?
Чтобы - отдохнуть.
Чтобы - уталить жажду.
Чтобы - высиживать яйца.
Чтобы - кормить птенцов.
Чтобы - собирать корм с земли.
Внутреннее строение птиц
Дыхательная система
Пищеварительная система
ПРИЗНАК
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ
Внешнее строение
Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.
Скелет
Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.
Мышцы
Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).
Пищеварительная система
Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.
Дыхательная система
Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.
Кровеносная система
4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.
Нервная система
Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.
Органы выделения
Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).
Тест
1.Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы
2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:
а) характеру пищи б) вскармливанию детёнышей в) полёту г) необходимости всё время запасать пищу
3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:
а) строение сердца б) увеличение количества крови в организме в) высокая скорость течения крови г) невысокая скорость течения крови
4 . Выберите правильные утверждения.
а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных б) на земле около 9000 видов птиц в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок г) у всех птиц пища удерживается зубами д) все птицы теплокровные животные е) скорость полёта птицы зависит от массы тела
5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:
а) головной мозг из пяти отделов б) интенсивный обмен веществ в) смешанная кровь в сердце г) костный череп д) клюв без зубов е) лёгкость и прочность скелета
6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:
а) видоизменённые конечности б) хорошее обоняние в) один круг кровообращения и легочное дыхание г) полые кости в скелете д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок е) отсутствие мочевого пузыря
7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:
1-я строка – существительное 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, 3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению 4-я строка – ассоциации, связанные с темой