kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

1.            Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2.            Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.            Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока:  урок - исследование

Тип урока:  урок изучения нового материала

Прогнозируемый результат:

1.            Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

2.            Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

3.            Умение работать с источниками информации.

4.            Умение вести монолог, диалог.

Ход урока:

  1. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки

Загадки

Приложение №1

По ответам загадок учащиеся делятся на три группы

3.Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент. (полет птиц)

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Какова Цель нашего урока учащиеся сами называют нашего урока сегодня познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

Исследование 1. Выполните задание "Внешнее строение птицы". (группа 1)

Вопросы к классу:                            

1.            Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

2.            Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

3.            Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?     Проверьте, все ли вы запомнили?    

                         Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц. Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?                                             

Исследование 2.   Перья птиц, строение и состав. (группа 2)

Вопросы для самостоятельной работы:

1.           Рассмотреть перья птицы.

2.           Распределите их по внешним характерным особенностям.

Объясните свой выбор.

3.       Как вы считаете,  внешнее отличие в строение пера связано с выполняемой функцией?

 У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки. Предположите, каково значение этого процесса?

Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Исследование 3. Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета.

(группа 3)

Ребята,  вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение  каждого отдела скелета птицы вам удалось найти.

1.            Назовите отделы скелета.

2.            Чем представлен скелет головы?

3.            Какие особенности скелета головы?

4.            Назовите отделы позвоночника.

 Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли?

Физминутка Цыплятки

Правильно, позвонки во всех отделах срослись,( исключение  шейный и копчиковый). Как вы думаете,  срастание позвонков,  какую играет роль?

  •  А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности?

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат ноги

Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Вопросы для повторения

 Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

Почему перья пингвинов не годны для перины?

Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

Народная мудрость утверждает: «все птицы крыльями машут, да не все летают». Какие птицы не летают? Почему?

Слабое развитие крыльев, отсутствие киля и воздухоносных полостей в костях – причины утраты страусами способности летать. Крылья страусов – руль при поворотах, парус при попутном ветре. Сильно развитая мускулатура ног дает им возможность преодолевать большие расстояния. У африканского страуса длина шага при ходьбе 1,5м, а при беге 2– 3 м (иногда 4м).

Передние конечности у пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые дают им возможность хорошо нырять на глубину до 250 м и хорошо плавать со скоростью до 20км/ч. Грудина их имеет хорошо развитый киль. Кости лишены воздухоносных полостей.

Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

б) интенсивным обменом веществ.

Затрата энергии птицами во время полета – причина их большой прожорливости.

Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?

Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает им проникновение внутрь трупа животного.

Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?

Верно. Птицы не имеют зубов. Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

б) мощная мускулатура стенок желудка;

в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

Как голуби пьют воду?

Голуби – единственные птицы, которые опустив клюв выше ноздрей в воду, долго пьют, не поднимая клюва. Этому способствуют особые чешуйки ноздрей, которые закрывают их проход.

Могут ли нести яйца без скорлупы? Почему?

Могут. Образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ. Только одной курице – несушке требуется свыше 1 кг кальция в год. Птицеводы дают курам мел, ракушки, старую гашеную известь, костную мук

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в  строении скелета, внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

Дайте свое объяснение, почему человек не летает.

Рефлексия: ответная реакция (смайликах дети пишут ответ на урок)

Синквейн на тему птицы

Домашнее задание:

1. Вам предлагается придумать презентацию по любой из предложенных тем, работы можно выполнять в группах и подготовить их к следующему уроку-конференции.

Темы презентаций:

- Особенности полета хищных птиц.

- Рекордсмены-летуны (самые быстрые, дальние и высоко летающие).

- Специфические особенности использования клюва у птиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение." »

Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

1.            Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2.            Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.            Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока:  урок - исследование

Тип урока:  урок изучения нового материала

Прогнозируемый результат:

1.            Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

2.            Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

3.            Умение работать с источниками информации.

4.            Умение вести монолог, диалог.

 

Ход урока:

  1. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки

Загадки

Приложение №1

По ответам загадок учащиеся делятся на три группы



3.Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент. (полет птиц)

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Какова Цель нашего урока учащиеся сами называют нашего урока сегодня познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

Исследование 1. Выполните задание "Внешнее строение птицы". (группа 1)

Вопросы к классу:                            

1.            Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

2.            Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

3.            Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?     Проверьте, все ли вы запомнили?    

                         Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц. Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?                                             

                                                            

 

Исследование 2.   Перья птиц, строение и состав. (группа 2)

          

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.           Рассмотреть перья птицы.

2.           Распределите их по внешним характерным особенностям.

Объясните свой выбор.



3.       Как вы считаете,  внешнее отличие в строение пера связано с выполняемой функцией?

 У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки. Предположите, каково значение этого процесса?

Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Исследование 3. Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета.

(группа 3)

Ребята,  вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение  каждого отдела скелета птицы вам удалось найти.

1.            Назовите отделы скелета .

2.            Чем представлен скелет головы?

3.            Какие особенности скелета головы?

4.            Назовите отделы позвоночника.

 Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли?

Физминутка Цыплятки

Правильно, позвонки во всех отделах срослись,( исключение  шейный и копчиковый). Как вы думаете,  срастание позвонков,  какую играет роль?

  •  А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности?

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат ноги

Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Вопросы для повторения

 Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

Почему перья пингвинов не годны для перины?

Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

Народная мудрость утверждает: «все птицы крыльями машут, да не все летают». Какие птицы не летают? Почему?

Слабое развитие крыльев, отсутствие киля и воздухоносных полостей в костях – причины утраты страусами способности летать. Крылья страусов – руль при поворотах, парус при попутном ветре. Сильно развитая мускулатура ног дает им возможность преодолевать большие расстояния. У африканского страуса длина шага при ходьбе 1,5м, а при беге 2– 3 м (иногда 4м).

Передние конечности у пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые дают им возможность хорошо нырять на глубину до 250 м и хорошо плавать со скоростью до 20км/ч. Грудина их имеет хорошо развитый киль. Кости лишены воздухоносных полостей.

Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

б) интенсивным обменом веществ.

Затрата энергии птицами во время полета – причина их большой прожорливости.

Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?

Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает им проникновение внутрь трупа животного.

Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?

Верно. Птицы не имеют зубов. Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

б) мощная мускулатура стенок желудка;

в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

Как голуби пьют воду?

Голуби – единственные птицы, которые опустив клюв выше ноздрей в воду, долго пьют, не поднимая клюва. Этому способствуют особые чешуйки ноздрей, которые закрывают их проход.

Могут ли нести яйца без скорлупы? Почему?

Могут. Образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ. Только одной курице – несушке требуется свыше 1 кг кальция в год. Птицеводы дают курам мел, ракушки, старую гашеную известь, костную мук



Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в  строении скелета, внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

Дайте свое объяснение, почему человек не летает.

Рефлексия: ответная реакция (смайликах дети пишут ответ на урок)

Синквейн на тему птицы

Домашнее задание:

1. Вам предлагается придумать презентацию по любой из предложенных тем, работы можно выполнять в группах и подготовить их к следующему уроку-конференции.

Темы презентаций:

- Особенности полета хищных птиц.

- Рекордсмены-летуны (самые быстрые, дальние и высоко летающие).

- Специфические особенности использования клюва у птиц.

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

Автор: Дмитренок Виктория Юрьевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие: общая характеристика, среда обитания, внешнее и внутреннее" "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-vnieshnieie-i-vnutriennieie"
    ["file_id"] => string(6) "101474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока на тему "Класс Птиц" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-klass-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "100856"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402396770"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Общая характеристика класса птиц. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ptits-srieda-obitaniia-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "312238"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322007"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Общая характеристика класса птиц. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(64) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ptits-srieda-obitaniia-ptits-1"
    ["file_id"] => string(6) "312239"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322013"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Общая характеристика класса. Среда обитания птиц."
    ["seo_title"] => string(56) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-srieda-obitaniia-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "312240"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459322113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства