kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Класс Птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

1.            Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2.            Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.            Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока:  урок - исследование

Тип урока:  урок изучения нового материала

Прогнозируемый результат:

1.            Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

2.            Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

3.            Умение работать с источниками информации.

4.            Умение вести монолог, диалог.

 

Ход урока:

  1. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки

Приложение №1

По ответам загадок учащиеся делятся на три группы

3.Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент. (полет птиц)

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

 Какова Цель нашего урока учащиеся сами называют нашего урока сегодня познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

Исследование 1. Выполните задание "Внешнее строение птицы". (группа 1)

Вопросы к классу:                            

1.            Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

2.            Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

3.            Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?     Проверьте, все ли вы запомнили?    

                         Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц. Одной из особенностей является клюв.  Зачем птице клюв?                                     

Исследование 2.   Перья птиц, строение и состав.

Вопросы для самостоятельной работы

1.           Рассмотреть перья  птицы.

2.           Распределите их по внешним характерным особенностям.

 Объясните свой выбор.

3.       Как вы считаете,  внешнее отличие в строение пера связано с выполняемой функцией?

 У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки. Предположите, каково значение этого процесса?

Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Исследование 3. Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета.

(группа 3)

Ребята,  вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение  каждого отдела скелета птицы вам удалось найти.

1.            Назовите отделы скелета .

2.            Чем представлен скелет головы?

3.            Какие особенности скелета головы?

4.            Назовите отделы позвоночника.

 Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли?

Физминутка Цыплятки

Правильно, позвонки во всех отделах срослись,( исключение  шейный и копчиковый). Как вы думаете,  срастание позвонков,  какую играет роль?

  •  А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности?

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат ноги

Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Вопросы для повторения

 Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

Почему перья пингвинов не годны для перины?

Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

Народная мудрость утверждает: «все птицы крыльями машут, да не все летают». Какие птицы не летают? Почему?

Слабое развитие крыльев, отсутствие киля и воздухоносных полостей в костях – причины утраты страусами способности летать. Крылья страусов – руль при поворотах, парус при попутном ветре. Сильно развитая мускулатура ног дает им возможность преодолевать большие расстояния. У африканского страуса длина шага при ходьбе 1,5м, а при беге 2– 3 м (иногда 4м).

Передние конечности у пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые дают им возможность хорошо нырять на глубину до 250 м и хорошо плавать со скоростью до 20км/ч. Грудина их имеет хорошо развитый киль. Кости лишены воздухоносных полостей.

Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в  строении скелета, внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

Дайте свое объяснение, почему человек не летает.

Рефлексия: ответная реакция (смайликах дети пишут ответ на урок)

Синквейн на тему птицы

Домашнее задание:

1. Вам предлагается придумать презентацию по любой из предложенных тем, работы можно выполнять в группах и подготовить их к следующему уроку-конференции.

Темы презентаций:

- Особенности полета хищных птиц.

- Рекордсмены-летуны (самые быстрые, дальние и высоко летающие).

- Специфические особенности использования клюва у птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение №1»

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. петух


По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. гусь




Клохчет, квохчет,
Дете созывает,
Всех под крылья подбивает (курица)



Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, всё это шутка,
Ну конечно это – ... .(утка)



Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (индюк).



Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел)



Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!

Отгадка (ответ): Снегирь



Верещунья белобока,
А зовут ее ... .

Отгадка (ответ): Сорока



Что за серый забияка?
Он со всеми лезет в драку!
Как растрепанный злодей
Этот шустрый ...

Отгадка (ответ): Воробей



Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.

Ответ: Голубь



Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает.

Отгадка (ответ): Ястреб



Без особого усилья,
Широко расправив крылья,
Славу в небе приобрел,
Над землей парит ...

Отгадка (ответ): Орел



Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх на больших
И малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это? Гордый... .
\Беркут\.

Знает небо , знают ветер,
Скалы и речной лиман,
Что быстрее всех на свете
Птица гордая … сапсан



Днем я сплю,
А ночь — летаю.
Хорошо я поступаю? Сова



Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

Приложение №2

Перья встречаются только у птиц и являются сложной структурой и играют важную роль  для полета.

  • Тело птицы заведомо создано для полёта, поэтому перья являются крайне важным элементом

  • Перья -  одни из самых сложных эпидермических отростков, которые существуют у животных.

  • Перья имеют удивительное многообразие расцветок форм и размеров.

Причины возникновения цветов

Пигменты жёлтого и красного цветов поступают в перья из жирового слоя птицы. Пигменты серого, коричневого черного цветов  - из крови. Пигмент меланин вырабатывает серый, коричневый и черный цвета. Пигменты липохромы - жёлтый, оранжевый, и  красный цвета. Цвет перьев реализует разнообразные функции, такие как: защитная окраска, привлечение противоположного пола, различение полов.

У волнистых попугаев за цвет отвечают два пигмента лихопомы и меланины. 



Наиболее разнообразное цветовые вариации пера можно увидеть у павлинов. 

















Сколько перьев на теле птицы?

Рекордсменом по количеству перьев является Тундровый лебедь, при длине тела до 120 см и весе до 6 килограммов, у него больше всего перьев на теле - около 25 тысяч. Наименьшее количество перьев на теле у Рубиновогорлого колибри - не превышает 1000 перьев. А вес птицы до 20 грамм, длина до 20 см.
 

Виды покровов

У каждого животного есть определенный вид покрова, который предохраняет их тела от проникновения микробов, и от других внешних воздействий и сохраняет их тела в целостности. Всего в природе существует четыре типа покровных структур, которые предназначены для защиты живых организмов:

Кожа - это наружный покров призванный защитить тело от большого спектра внешнего воздействия. Кроме защитной функции кожа участвует в терморегуляции и дыхании, а так же в обменных процессах.  У некоторых животных кожа может быть очень тонкая (например черви), а может быть очень толстой как например у слонов.

Волосы - в основном волосы растут у млекопитающих и являются частью защитного покрова. У животных такой покров называется мехом.

Чешуйки - у пресмыкающихся (не рыб) такой покров это роговое образование эпителиального происхождения. Чешуйки бывают тонкими как у змей, до очень толстой как на теле броненосца. Чешуйки находятся на теле подобно кирпичной крыше и призваны удерживать тепло и не пропускать воду. В тоже время чешуя должна обеспечивать гибкость позволяя животному свободно передвигаться.

Перья - накожное роговое образование, присутствует только у птиц. Перья на коже растут не равномерно. Места на коже где растут перья называют птерилиями, а голые участки - аптерилии. Только у не летающих птиц таких как пингвины растут перья  равномерно.  Перо – прочная, но очень лёгкая конструкция, состоит из крепкого и гибкого белка кератина.  Как правило один раз в год практически все птицы  “скидывают” свои перья, этот процесс называется линькой.
 

Строение пера

По функциям и строению перья подразделяются не несколько типов:

  • контурные

  • маховые

  • рулевые

  • пуховые

  • пух

Внешне перья могут выглядеть довольно просто. На самом деле это очень сложные и упорядочные структуры. Не смотря на свою внешнюю простоту перо может состоять из миллиона составных частей. В зависимости от функции, строение пера может сильно отличаться.

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. Такие перья покрывают все тело птицы, крепятся  на особых участках кожи - птерилиях. Расположены перья на теле не равномерно а черепицеобразно, что позволяет минимальным количеством перьев покрыть максимально большие участки тела.

Маховые перья - это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла. Самые крупные маховые перья крепятся с краю крыла, именно они обеспечивают птицу необходимой тягой и подъемной силой.

Перья которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.

Рулевые перья - прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Эти перья крепятся к копчиковой кости и предназначены для поворотов в полете.

Пуховые перья.- находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. Пуховые перья и пух обеспечивают теплоизоляцию.

Пух - отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.


 

Ствол пера состоит из двух частей, стержня и очин. Стержнем называют часть ствола к которому прикрепляются опахала. Стержень в поперечнике имеет четырехгранное сечение. Нижняя часть ствола без опахал называется очин, в поперечнике круглый.  Перо в теле птицы держится в перьевой сумке. В обе стороны от стержня отходят бородки, так образуется опахало пера. От бородок в свою очередь в обе стороны отходят ответвления – бородочки. Половина бородочков имеют крючки которые сцепляются с другими бородочками которые без крючков. У большой птицы маховое перо может содержать до одного миллиона бородочек. Бородочки у птиц сцеплены крепко крючочками со следующим опахалом, которые действуют по типу «застежки молнии». Такое опахало, достаточно крепкое, но все таки эластичное и довольно плотное, так что при полете, сквозь перья  может просачиваться только немного воды или воздуха. Если по какой либо причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.

Как птица летает

Перья должны работать так, чтобы птица могла обеспечить себе “подъемную силу”.

На верхней поверхности крыла воздух  должен течь быстрее, а на нижней – медленнее, что бы над крылом давление воздуха было снижено. Для достижения этой цели маховые перья расположены не симметрично и меньшее опахало махового пера повернуто  в крыле на передний край. Так же птица может изменять форму крыла, это помогает ей контролировать полёт, взлетать и приземляться. Достигается это с помощью сложной системы сухожилий, с помощью которых птица может изгибать перья крыла, для того что бы менять сопротивление воздуха.

 

Как растут перья




 


 



Просмотр содержимого документа
«урок по биологии 7 класс»



Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение."

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

1.            Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

2.            Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.            Научить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока:  урок - исследование

Тип урока:  урок изучения нового материала

Прогнозируемый результат:

1.            Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

2.            Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

3.            Умение работать с источниками информации.

4.            Умение вести монолог, диалог.

 

Ход урока:

  1. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки

Загадки

Приложение №1

По ответам загадок учащиеся делятся на три группы


3.Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Посмотрите предложенный видеофрагмент. (полет птиц)

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: проблемный вопрос: Почему птицы летают?

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Какова Цель нашего урока учащиеся сами называют нашего урока сегодня познакомиться с особенностями внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований.

Исследование 1. Выполните задание "Внешнее строение птицы". (группа 1)

Вопросы к классу:                            

1.            Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

2.            Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

3.            Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?     Проверьте, все ли вы запомнили?    

                         Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц. Одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв?                                             

                                                            

 

Исследование 2.   Перья птиц, строение и состав. (группа 2)

          

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.           Рассмотреть перья птицы.

2.           Распределите их по внешним характерным особенностям.

Объясните свой выбор.


3.       Как вы считаете,  внешнее отличие в строение пера связано с выполняемой функцией?

 У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки. Предположите, каково значение этого процесса?

Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Исследование 3. Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета.

(группа 3)

Ребята,  вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение  каждого отдела скелета птицы вам удалось найти.

1.            Назовите отделы скелета .

2.            Чем представлен скелет головы?

3.            Какие особенности скелета головы?

4.            Назовите отделы позвоночника.

 Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли?

Физминутка Цыплятки

Правильно, позвонки во всех отделах срослись,( исключение  шейный и копчиковый). Как вы думаете,  срастание позвонков,  какую играет роль?

  •  А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности?

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат ноги

Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Вопросы для повторения

 Почему птицы в зимнюю стужу нахохливаются?

Воздух – плохой проводник тепла. Птицы, распушив перья, уменьшаю потерю тепла, так как между перьями увеличивается воздушная прослойка.

Почему перья пингвинов не годны для перины?

Пингвины не имеют пуховых перьев. Крошечные пушинки имеются только на стержне пера. Опахала перьев развито слабо, и перья в какой– то мере напоминают чешуйки.

По отношению к холоду – это самые выносливые животные на Земле. Они выводят птенцов при температуре – 70 градусов С.

Всегда ли функционирует копчиковая железа у птиц? Почему?

Копчиковая железа прекращает свою деятельность в период насиживания птицами кладки яиц. Жир мог бы закупорить поры скорлуповой оболочки, нарушить газообмен и вызвать гибель зародыша.

Какие птицы чаще пьют воду: насекомоядные или зерноядные? Почему?

Тело насекомого содержит больше воды, чем сухое семя. Поэтому зерноядные птицы чаще пьют воду.

Народная мудрость утверждает: «все птицы крыльями машут, да не все летают». Какие птицы не летают? Почему?

Слабое развитие крыльев, отсутствие киля и воздухоносных полостей в костях – причины утраты страусами способности летать. Крылья страусов – руль при поворотах, парус при попутном ветре. Сильно развитая мускулатура ног дает им возможность преодолевать большие расстояния. У африканского страуса длина шага при ходьбе 1,5м, а при беге 2– 3 м (иногда 4м).

Передние конечности у пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые дают им возможность хорошо нырять на глубину до 250 м и хорошо плавать со скоростью до 20км/ч. Грудина их имеет хорошо развитый киль. Кости лишены воздухоносных полостей.

Верна ли поговорка: «Яйца курицу не учат»? Почему?

Не верна. Птенцы (эмбрионы) переговариваются (подают сигналы) с матерью и между собой (домашние куры, тетерева, дикие утки, чайки, кайры и т.д.). Они сигнализируют матери, когда им жарко или холодно. Наседка начинает приподниматься, смотреть вниз, пересаживаться, переворачивать яйца и, в свою очередь, отвечать птенцам. Птенцы советуются друг с другом о том, пора ли им вылупляться. В ответ на предостерегающий крик матери птенцы в яйце перестают двигаться и затаиваются.

Почему птицы не падают с деревьев, когда спят?

Прочные и эластичные сухожилия, идущие в пальцы, переброшены через суставы ног. Птица, садясь на ветку, приседает. В этот момент сухожилия натягиваются, и пальцы прочно сжимают ветку. Поэтому птицы не падают, когда спят.

Нефть, попавшая на оперение водоплавающей птицы, вызывает гибель через 4 часа. Почему?

Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между телом и перьями. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм, как яд. У них возникают пневмония и расстройство нервной системы.

Какое биологическое значение имеет пение в жизни птиц?

Пение самцов привлекает самок к созданию семейной пары, предупреждает чужака о том, что территория занята.

Почему ласточки не погибают, когда садятся на провода линий электропередач?

Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться одновременно двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи, и ток пройдет через тело птиц.

Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

б) интенсивным обменом веществ.

Затрата энергии птицами во время полета – причина их большой прожорливости.

Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?

Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает им проникновение внутрь трупа животного.

Верно ли утверждение: «У птиц зубы в желудке»? Почему?

Верно. Птицы не имеют зубов. Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

б) мощная мускулатура стенок желудка;

в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

Как голуби пьют воду?

Голуби – единственные птицы, которые опустив клюв выше ноздрей в воду, долго пьют, не поднимая клюва. Этому способствуют особые чешуйки ноздрей, которые закрывают их проход.

Могут ли нести яйца без скорлупы? Почему?

Могут. Образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ. Только одной курице – несушке требуется свыше 1 кг кальция в год. Птицеводы дают курам мел, ракушки, старую гашеную известь, костную мук



Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в  строении скелета, внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

Дайте свое объяснение, почему человек не летает.

Рефлексия: ответная реакция (смайликах дети пишут ответ на урок)

Синквейн на тему птицы

Домашнее задание:

1. Вам предлагается придумать презентацию по любой из предложенных тем, работы можно выполнять в группах и подготовить их к следующему уроку-конференции.

Темы презентаций:

- Особенности полета хищных птиц.

- Рекордсмены-летуны (самые быстрые, дальние и высоко летающие).

- Специфические особенности использования клюва у птиц.

 

 


























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Презентация про клюв

 

 

 

 

Прочитайте дополнительный материал :

Перья птиц, строение и состав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для ответов на вопросы вам поможет следующий материал. Раздел Скелет птиц.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















Презентация ног птиц

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




























Просмотр содержимого презентации
«Клюв птиц»

Зачем  птице клюв?

Зачем птице клюв?

Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу. Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются.
  • Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу.
  • Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются.

Просмотр содержимого презентации
«Цыплятки»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЦЫП – ЦЫП» ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«ЦЫП – ЦЫП»

ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

Просмотр содержимого презентации
«строение ног птиц»

РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ  Фазан ходит по земле на трех крепких пальцах с уплощенными когтями.          Длинные, крестообразно раскинутые четыре пальца цапли удобны для ходьбы по топким местам. Белая куропатка ходит по снегу на широкой, оперенной «четверне  Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу.  Воробей охватывает ветки длинными гибкими пальцами с острыми когтями.

РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

Фазан ходит по земле на трех крепких пальцах с уплощенными когтями.

        

Длинные, крестообразно раскинутые четыре пальца цапли удобны для ходьбы по топким местам.

Белая куропатка ходит по снегу на широкой, оперенной «четверне

Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу.

Воробей охватывает ветки длинными гибкими пальцами с острыми когтями.

ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОГ

ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОГ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока на тему "Класс Птиц"

Автор: Гайдар Лариса Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему: Класс Птицы. Отряд Пингвины."
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_na_temu_klass_ptitsy_otriad_pingviny"
    ["file_id"] => string(6) "573354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613487193"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока технологии "Сказочная птица" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-skazochnaia-ptitsa"
    ["file_id"] => string(6) "148866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419868536"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока деятельности "Зимующие птицы", 1 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-dieiatiel-nosti-zimuiushchiie-ptitsy-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "186466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426348174"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока биологии «Отряды птиц: Дневные хищные птицы, Совы, Куриные». "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-biologhii-otriady-ptits-dnievnyie-khishchnyie-ptitsy-sovy-kurinyie"
    ["file_id"] => string(6) "117770"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412879967"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства