~~Цель: повторить и систематизировать знания учащихся о характеристики птиц, их происхождением и внешним строением, отметив особенности связанные с полетом; изучить дополнительный интересный материал о жизни птиц и их классификацией, через различные методы урока.
Задачи урока:
Обучающие: Обучение поиску и локализации информации через простейшие задания по изучаемой теме;
Развивающие: Развивать системное мышление, умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи по данной теме. Обогатить словарный запас, развивать связную речь детей. Развивать творческий потенциал детей в условиях нестандартного урока, а так же такие психические процесс, как память, внимание и воображение;
воспитывающие:. Воспитание интереса к познанию природы. Оказать влияние на восприятие детьми себя как части планеты Земля, познание ими собственной самоценности.
Тип урока: комбинированный урок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся о характеристики птиц, их происхождением и внешним строением, отметив особенности связанные с полетом; изучить дополнительный интересный материал о жизни птиц и их классификацией, через различные методы урока.
Задачи урока:
Обучающие: Обучение поиску и локализации информации через простейшие задания по изучаемой теме;
Развивающие: Развивать системное мышление, умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи по данной теме. Обогатить словарный запас, развивать связную речь детей. Развивать творческий потенциал детей в условиях нестандартного урока, а так же такие психические процесс, как память, внимание и воображение;
воспитывающие:. Воспитание интереса к познанию природы. Оказать влияние на восприятие детьми себя как части планеты Земля, познание ими собственной самоценности.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: устный биологический диктант, интерактивный тест, работа с дополнительным материалом, самопроверка, творческая работа.
Методы урока:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
поисковый.
Прогнозируемый результат:
умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
умение работать с источниками информации;
умение вести монолог, диалог
Оборудование урока: интерактивное оборудование
Ход урока.
Организация начала урока.
Дорогие ребята! Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.
Актуализация знаний «Проверим себя»
Устный биологический диктант:
Цевка
Орнитология
Перелётные птицы
Осёдлые птицы
Гнездовые птицы
Археоптерикс
Выводковые птицы
Клюв птицы
Киль
Перья птицы
Интерактивный тест
3. Изучение нового материала:
Из предложенного дополнительного материала необходимо выделить новые знания по теме: «Класс Птиц». И записать их в рабочую тетрадь.
Дополнительный материал:
ПТИЦЫ (Aves), класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются откладывая яйца. В состав птиц входят почти три десятка современных отрядов: пингвины, страусы, нанду, казуары, киви, тинаму, гагары, поганки, буревестники, веслоногие, голенастые, фламинго, гусеобразные, хищные, куриные, журавлеобразные, ржанкообразные, голубеобразные, попугаи, кукушкообразные, совы, козодоеобразные, длиннокрылые, птицы-мыши, трогоны, ракшеобразные, дятлообразные, воробьиные. Класс включает 270 семейств, 2400 родов, 8600-8800 видов, распространенных от Арктики до Антарктиды, большинство видов (около 80%) — в тропиках. Многие совершают сезонные миграции — перелеты. Численность многих видов сокращается (с начала 17 века вымерло свыше 90 видов). 209 видов и 83 подвида в Международной Красной книге. Многие птицы — объект охоты; некоторые — предки домашних пород птиц: кур, гусей, уток. Предки птиц — пресмыкающиеся псевдозухии. Отрасль зоологии, изучающая птиц, — орнитология. Первые птицы появились в юрском периоде, более 150 млн. лет назад. Непосредственные предки птиц науке пока не известны. Пути эволюции птиц и рептилий разошлись, по-видимому, около 190 млн. лет назад. Предполагают, что предки птиц произошли от псевдозухий, живших с триасадо начала юры. Являются ли птицы прямыми потомками динозавров или они происходят непосредственно от псевдозухий, до конца не выяснено. Если принять, что птицы произошли от динозавров, то здесь существует 2 версии. По одной — самыми древними известными науке птицами являются археоптериксы (подкласс ящерохвостых), в строении которых сочетаются черты пернатых и рептилий. По другой — археоптериксы являлись боковой эволюционной ветвью динозавров — теропод, вымерших в кайнозое, не оставив прямых потомков. Гесперорнисы и ихтиорнисы, веерохвостые птицы подкласса Neornithes появились только в меловом периоде, спустя 70 млн. лет. К концу мелового периода птицы заселили все материки. Некоторые из них по особенностям строения почти не отличались от современных птиц. На рубеже мезозояи кайнозоя появились современные отряды, а становление большинства современных семейств происходило в эоценеи миоцене. Плейстоценовые птицы в большинстве своем уже были представлены современными видами. Размеры птиц от 1,6 г и 6 см (рубиновогорлый колибри) до 130 кг и 270 см (африканский страус). Самые крупные из известных птиц, мадагаскарские эпиорнисы (вымерли в историческое время), имели рост свыше 3 м и весили до 400 кг. Теплокровны, интенсивный обмен веществ обеспечивает постоянную температуру тела (39,2о-43,5оС). Челюсти в форме клюва, лишены зубов и имеют роговой покров (рамфотеку). Тело покрыто перьями, производными эпидермиса, которые растут только на определенных участках — птерилиях(аптерии оголены). Перья имеют полый стержень, нижняя часть которого (очин) погружена в кожу. От верхней части отходят два опахала, имеющие различное строение в зависимости от выполняемой функции. Абсолютное большинство видов летает благодаря тому, что их передние конечности преобразованы в крылья. Дистальные части запястья срастаются с пястью, второй и четвертый пальцы представлены одной, а третий — двумя фалангами. Плечо и предплечье имеют типичное для пятипалой конечности строение. Все современные нелетающие птицы произошли от летающих предков. У них имеются видоизмененные (пингвины) или недоразвитые (киви, страусы) крылья. Некоторые птицы не летают потому, что их крылья очень слабы. Большинство птиц используют машущий полет, крылья при этом совершают ритмичные взмахи. Ближняя к телу часть крыла движется вверх-вниз, удаленная — по траектории, напоминающей движение пропеллера. Крылья служат и несущими плоскостями, удерживающими птицу в воздухе, и тяговыми устройствами, толкающими ее вперед с достаточной для создания подъемной силы скоростью. Такой полет основан на силе мускулов и требует максимальной отдачи. Затраты энергии в полете у большинства птиц возрастают в 10-12 раз, у самых лучших летунов (крачки, стрижи, ласточки) — в 5-6 раз. Использование машущего полета ограничивает массу тела. Птицы весом 10-12 кг (дрофы, пеликаны, лебеди) взлетают с трудом, после длительного разбега и, как правило, против ветра.
Самые крупные современные летающие птицы — грифы и кондоры весом до 14-15 кг — могут только парить на неподвижно распластанных крыльях, используя энергию восходящих потоков воздуха. Контурные перья, налегая друг на друга как черепица, создают обтекаемую поверхность и гасят сопротивление воздуха в полете. Прочные и эластичные маховые перья образуют несущую плоскость крыла, рулевые перья образуют хвост, используемый в полете для руления и торможения. С приспособлением к полету связаны особенности внутреннего строения птиц. Туловищные позвонки срослись друг с другом в спинную кость, а поясничные, крестцовые и хвостовые — в сложный крестец. Концевые хвостовые позвонки срастаются в пигостиль. Грудина большая, ее гребень (киль) служит местом прикрепления мощной летательной мускулатуры. Ребра имеют крючковидные отростки, связывающие их друг с другом в прочную малоподвижную коробку. Кости тонкостенные, некоторые внутри полые, их прочность увеличивается тонкими внутренними перегородками. Ноги с удлиненной цевкой и 4 пальцами, 3 из которых обращены вперед, 1 назад. У некоторых птиц 3 или 2 пальца. Некоторые кости передней конечности срастаются, увеличивая прочность частей крыла, несущих первостепенные маховые перья, наиболее важные для продвижения птицы вперед во время полета. Сердце четырехкамерное, круги кровообращения полностью разделены. Легкие напоминают губку, пронизанную тонкими ветвящимися каналами, парабронхами, где и происходит газообмен. Часть бронхов расширяется в огромные тонкостенные воздушные мешки (5 пар), располагающиеся между внутренними органами, мышцами под кожей и даже в пневматичных костях. Мешки предназначены для хранения и перераспределения воздуха в дыхательной системе, они обеспечивают непрерывное поступление воздуха в легкие. Пищу глотают, не пережевывая. В толстостенном мускульном желудке пища перетирается, измельчается и подготавливается к дальнейшему перевариванию в кишечнике. Рацион большинства видов состоит из высококалорийной животной пищи — рыбы, ракообразных, кальмаров, насекомых, паукообразных, моллюсков, дождевых червей. Хищные птицы питаются рептилиями, птицами, млекопитающими. Растительноядные виды предпочитают плоды и семена. Многие тропические птицы специализируются на питании цветочным нектаром (колибри, нектарницы, медососы). Травоядных и листоядных видов очень мало (гусеобразные, тетеревиные, гоацин). Почки составляют до 2,6% массы тела. Мочеточники открываются в клоаку, где происходит обратное всасывание воды и откуда вместе с фекалиями выделяется моча, имеющая вид беловатой кашицы. Почки выделяют продукты белкового и солевого обмена. Избыток солей выводится также из ноздрей в виде секрета.
4. Закрепление:
1.Проверка выделенных новых знаний.
5. Просмотр клипа: «Легенды о птицах»
Орел и крапивник (шотландская)
Давным-давно были времена, когда все птицы соревновались, кто может летать выше всех остальных птиц. Все птицы приняли участие в состязании, кроме крапивника, и ни одна птица не могла летать выше, чем орёл. Поэтому птицы решили сделать орла королём птиц. — Кому же ещё быть королём! — говорили птицы, — Орёл — самая большая и самая сильная из нас птица. К тому же никто не умеет летать выше, чем он. Тут в разговор вмешалась самочка крапивника. — Я умею, — сказала она. — Ты?! — засмеялся ястреб. — Да орлу нечего даже своё время терять. Разве такая маленькая птичка, как ты, может быть ему соперником? Но орёл сказал: — Пойдём, малютка, посмотрим, кто выше летает. Они взлетели, всё выше и выше. Скоро самочки крапивника уже не было видно, такой она была маленькой. И никто не заметил, даже орёл, как крошечная птичка запрыгнула на спину орла и летела вместе с ним. Когда орёл поднялся на самую высокую высоту, он позвал: — Малютка, ты где? А хитрая самочка крапивника соскользнула с его спины и полетела над ним. — Я здесь! Посмотри вверх, я выше тебя! Все птицы были удивлены, когда узнали, что маленькая самочка крапивника поднялась выше орла. — Всё равно орёл останется нашим королём, как самый большой и самый сильный, — решили они. — А самочка крапивника будет нашей королевой и сможет высиживать двенадцать яиц. Вот так, в качестве награды, самке крапивника разрешили высиживать двенадцать яиц, а самка орла высиживает всегда только два.
2.Творческая работа учащихся по карточкам:
Карточка «Птицы»
1.Задание: восстановить названия птиц.
Балобан – б.. л.. б..н
Беркут – б.. рк.. т
Веретенник большой – в.. р.. т.. нн.. к б.. льш.. й
Гоголь- г.. г.. ль
Дятел- д.. т.. л
Зимородок- з.. м.. р.. д.. к
Змееяд- зм…..д
Зуек- з.. к
Кобчик – к..бч.. к
Крачка- кр.. чк..
Кулик – к.. л.. к
Куропатка – к.. р.. п.. тк..
Сапсан – с.. п.. с.. н
2.Задание:
О ком идёт речь?
1.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)
2.В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее имя этой птицы. ( Кукушка)
3. Перелётная птица нашей местности, которая на зимовку улетает в северную Францию и Германию. (Грач)
4. Перелётная птица нашей местности, которая на зимовку улетает в северную Африку или в Азию. ( Жаворонок)
3. Задание:
Разгадайте зашифрованные названия птиц:
Сорока
Стриж
Фазан
Свиристель
Канарейка
Снегирь
4.Домик птиц. Из спичек построен птичий дом. Переложите всего 2 (две) спички таким образом, чтобы птичий дом повернулся другой стороной.
4.Итоги урока.
5. Домашнее задание: собрать интересные факты из жизни птиц и записать их в тетрадь.