kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что изучает экология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение в экологию. Место экологии в системе биологических наук. Задачи
, методы современной науки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что изучает экология.»

Что изучает экология?  Пусть будущие поколенья Не скажут с болью сожаленья: «Жил-был пушной зверек, Но мир его не уберег»  В.Берестов

Что изучает экология?

Пусть будущие поколенья

Не скажут с болью сожаленья:

«Жил-был пушной зверек,

Но мир его не уберег»

В.Берестов

В своей книге «Экология, цивилизация, ноосфера» (1987)Ф.И. Гиренок пишет: «Человеку XX столетия нужно было , видимо, технически испытать свою соизмеримость с космосом, чтобы понять уникальность Земли, нужно было осознать тот факт, что для человека нет привилегированного места в природе и космосе, чтобы возникшее чувство бездомности заставило его узнать о своем, о своем жилище»

В своей книге «Экология, цивилизация, ноосфера» (1987)Ф.И. Гиренок пишет:

«Человеку XX столетия нужно было , видимо, технически испытать свою соизмеримость с космосом, чтобы понять уникальность Земли, нужно было осознать тот факт, что для человека нет привилегированного места в природе и космосе, чтобы возникшее чувство бездомности заставило его узнать о своем, о своем жилище»

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Антропогенное загрязнение окружающей природной среды: воздуха, воды , почвы. Болезни и мутации организмов  экология Резкое сокращение биологического разнообразия Ухудшение здоровья и качества жизни людей Нарушение устойчивости биосферы Экология – это наука (и особая образовательная область), предметом которой является познание законов существования, организации и саморегуляции биоценотических и социоприродных систем разного уровня с целью поддержания жизни на Земле и обеспечения устойчивого развития человечества, когда удовлетворение его потребностей будет осуществляться без ущерба для будущих поколений.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Антропогенное загрязнение окружающей природной среды: воздуха, воды , почвы.

Болезни и мутации организмов

экология

Резкое сокращение биологического разнообразия

Ухудшение здоровья и качества жизни людей

Нарушение устойчивости биосферы

Экология – это наука (и особая образовательная область), предметом которой является познание законов существования, организации и саморегуляции биоценотических и социоприродных систем разного уровня с целью поддержания жизни на Земле и обеспечения устойчивого развития человечества, когда удовлетворение его потребностей будет осуществляться без ущерба для будущих поколений.

Экологическая культура как часть общей культуры человека и общества (по М.С.Кагану,1992г.) общество Экологическое образование Экологическая культура человек Культура природа Экологическая культура – это важнейшая часть общей культуры современного человека, проявляющаяся во всей его духовной жизни и поступках как особое свойство личности, характеризуемое совокупностью системы знаний по экологии и умений рациональной природопользовательской деятельности. А также уважительным гуманистическим отношением ко всему живому, к человеку и к окружающей среде.

Экологическая культура как часть общей культуры человека и общества (по М.С.Кагану,1992г.)

общество

Экологическое образование

Экологическая культура

человек

Культура

природа

Экологическая культура – это важнейшая часть общей культуры современного человека, проявляющаяся во всей его духовной жизни и поступках как особое свойство личности, характеризуемое совокупностью системы знаний по экологии и умений рациональной природопользовательской деятельности. А также уважительным гуманистическим отношением ко всему живому, к человеку и к окружающей среде.

Стратегия выживания человечества

Стратегия выживания человечества

    Зарождение экологических взглядов 1866 год Впервые термин «экология» предложил немецкий ученый Геккель, его определение: «это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования» 1869 год   он добавил: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, о домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты»

    Зарождение экологических взглядов

    • 1866 год

    Впервые термин «экология» предложил немецкий ученый Геккель, его определение: «это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования»

    • 1869 год

    он добавил: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, о домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты»

    Древность: Древний Вавилон Древний Китай Древняя Индия Библия Древнерусские произведения Древняя Греция Средние века и эпоха возрождения: Эпоха великих географических открытий Новое время и современность:

    Древность:

    • Древний Вавилон
    • Древний Китай
    • Древняя Индия
    • Библия
    • Древнерусские произведения
    • Древняя Греция

    Средние века и эпоха возрождения:

    • Эпоха великих географических открытий

    Новое время и современность:

    • Эволюционная теория Ч.Дарвина
    Законы экологии Коммонера Все связано во всем Все должно куда-то деваться Взаимосвязь явлений объективной действительности Природа «знает» лучше Ничто не дается даром

    Законы экологии Коммонера

    Все связано во всем

    Все должно куда-то деваться

    Взаимосвязь явлений объективной действительности

    Природа «знает» лучше

    Ничто не дается даром

    Системное познание в экологии Изучаемый объект

    Системное познание в экологии

    Изучаемый объект

    Методы исследований :

    Методы исследований :

    • Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания: маршрутные и стационарные
    Прогнозирование – действия, позволяющие вынести суждения о поведении природных систем и воздействии на них деятельности человека. 1. По охвату территории: Глобальные Региональные локальные 2. По величине срока: Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные 3. В конкретных отраслях наук:

    Прогнозирование – действия, позволяющие вынести суждения о поведении природных систем и воздействии на них деятельности человека.

    1. По охвату территории:

    • Глобальные
    • Региональные
    • локальные

    2. По величине срока:

    • Краткосрочные
    • Среднесрочные
    • Долгосрочные

    3. В конкретных отраслях наук:

    • Экологические
    • Комплексные
    • Математические и другие
    Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.    Если об объекте прогноза нет достоверных сведений и он не подвергается математическому анализу, используется метод экспертных оценок : будущее определяется на основании мнения квалифицированных специалистов, использующих различные материалы.

    Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

    Если об объекте прогноза нет достоверных сведений и он не подвергается математическому анализу, используется метод экспертных оценок : будущее определяется на основании мнения квалифицированных специалистов, использующих различные материалы.

    Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.   Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей – материально или мысленно представляемый объект, который в ходе исследования замещает объект -оригинал. 1. Материальные: глобус, карта, схема. 2. Идеальные: график, формула. 3. Кибернетические 4. По охвату территории: глобальные, региональные, локальные.

    Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой.

    Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей – материально или мысленно представляемый объект, который в ходе исследования замещает объект -оригинал.

    1. Материальные: глобус, карта, схема.

    2. Идеальные: график, формула.

    3. Кибернетические

    4. По охвату территории: глобальные, региональные, локальные.

    Мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием деятельности человека. 1. По охвату территории: Глобальный Региональный Локальный 2. По направлениям изучения:

    Мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием деятельности человека.

    1. По охвату территории:

    • Глобальный
    • Региональный
    • Локальный

    2. По направлениям изучения:

    • Экологический
    • Санитарно – гигиенический
    • Природохозяйственный
    • Геосферный
    Уровни мониторинга окружающей среды Типы мониторинга Объекты наблюдения Локальный  Пункты наблюдения Приземный слой воздуха, поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и выбросы, источники радиоактивного излучения Региональный Природные экосистемы, исчезающие виды животных и растений, агроэкосистемы Стацинарные наблюдательные посты и санитарно-гигиенические службы Глобальный (биосферный) Передвижные станции наблюдения Атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир, почвенный покров Спутниковые системы, биосферные станции, биосферные заповедники

    Уровни мониторинга окружающей среды

    Типы мониторинга

    Объекты наблюдения

    Локальный

    Пункты наблюдения

    Приземный слой воздуха, поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и выбросы, источники радиоактивного излучения

    Региональный

    Природные экосистемы, исчезающие виды животных и растений, агроэкосистемы

    Стацинарные наблюдательные посты и санитарно-гигиенические службы

    Глобальный (биосферный)

    Передвижные станции наблюдения

    Атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир, почвенный покров

    Спутниковые системы, биосферные станции, биосферные заповедники

    Качество окружающей среды
    • Качество окружающей среды – степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека.
    Место экологии в системе наук

    Место экологии в системе наук

    Структура современной экологии ЭКОЛОГИЯ ГЕОЭКОЛОГИЯ ОБЩАЯ (биоэкология) по уровням организации ПРИКЛАДНАЯ Экология суши, пресных вод, моря, Крайнего Севера, высокогорий и другие Промышленная, технологическая, сельскохо-зяйственная, медицинская, промысловая, химическая, рекреационная,геохимическая,природопользование Экология растений, животных,микро-организ-мов, водных организ-мов Аутэколо-гия (орга-низм и среда), популя-ционная экология, биоценоло-гия, глобальная (учение о биосфере) ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Экология города, народонаселения, аркология Экология личности, человечества, экология культуры этноэкология

    Структура современной экологии

    ЭКОЛОГИЯ

    ГЕОЭКОЛОГИЯ

    ОБЩАЯ (биоэкология) по уровням организации

    ПРИКЛАДНАЯ

    Экология суши, пресных вод, моря, Крайнего Севера, высокогорий и другие

    Промышленная, технологическая, сельскохо-зяйственная, медицинская, промысловая, химическая, рекреационная,геохимическая,природопользование

    Экология растений, животных,микро-организ-мов, водных организ-мов

    Аутэколо-гия (орга-низм и среда), популя-ционная экология, биоценоло-гия, глобальная (учение о биосфере)

    ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

    СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

    Экология города, народонаселения, аркология

    Экология личности, человечества, экология культуры этноэкология


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Биология

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 7 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Что изучает экология.

    Автор: Галина Николаевна Воронина

    Дата: 22.02.2024

    Номер свидетельства: 646196

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(80) "Что такое экология? Живая и неживая природа."
        ["seo_title"] => string(48) "chto_takoe_ekologiia_zhivaia_i_nezhivaia_priroda"
        ["file_id"] => string(6) "613238"
        ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1663522170"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(38) "Что изучает биология"
        ["seo_title"] => string(25) "chto-izuchaiet-biologhiia"
        ["file_id"] => string(6) "311259"
        ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1459177100"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по окружающему миру "Черноморское побережье Кавказа""
        ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_chiernomorskoie_pobieriezh_"
        ["file_id"] => string(6) "365019"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1480684819"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(70) "Конспект занятия "Введение в экологию""
        ["seo_title"] => string(39) "konspekt_zaniatiia_vvedenie_v_ekologiiu"
        ["file_id"] => string(6) "477270"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1536322238"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
        ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
        ["file_id"] => string(6) "194448"
        ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1427781185"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства