Цели урока: формирование представлений о многообразии биологических наук.
Задачи урока:
1. Ознакомить детей с понятиями: биология, ботаника, зоология, микология, анатомия, физиология, цитология, экология, генетика, микробиология; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами,
2. Развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.
3. Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
4. Продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки – задания, презентация по теме «Биология – наука о живой природе»; рабочая тетрадь, словарь, цветные карандаши.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что изучает биология»
Урок № 3.
Тема урока: Что изучает биология.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: формирование представлений о многообразии биологических наук.
Задачи урока:
1. Ознакомить детей с понятиями: биология, ботаника, зоология, микология, анатомия, физиология, цитология, экология, генетика, микробиология; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями, терминами,
2. Развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы; тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.
3. Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
4. Продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки – задания, презентация по теме «Биология – наука о живой природе»; рабочая тетрадь, словарь, цветные карандаши.
Этапы урока.
I. Организационный момент.Время: 2 мин
УУД, формирующиеся на данном этапе:
регулятивные: волевая саморегуляция;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Приём урока: приветствие; определение целей и задач урока.
Деятельность учителя: подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока; пишет на доске тему урока и цель урока.
Деятельность учащихся: слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.
II. Актуализация знаний. Время: 5-7 мин
УУД, формирующиеся на данном этапе:
познавательные:
1)умение выявлять сущность, особенности методов изучения природы;
3) умение на основе анализа делать выводы;
4) умение устанавливать аналогии;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно инструкции.
Учитель: Давайте вспомним основыне методы изучения природы? Приведите примеры того, что можно изучить с помощью наблюдения, эксперимента, измерения?
Ученики: Наблюдение, эксперимент, измерение. Поведение животных; узнать что бывает с телами при нагревании, измерить скорость движения.
Технология: индивидуальная работа по карточкам.
Деятельность учителя: даёт задание, проводит инструкцию:
Задание 2. Составьте из этих карточек пары: единица измерения – величина.
Деятельность учащихся: работают с карточками, выполняют задания и составляют пары. Обмениваются карточками и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя с ответами на слайде, оценивают работу.
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи. Время: 8-10 мин
УУД, формирующиеся на данном этапе:
познавательные:
1) умение извлекать информацию иллюстраций;
2)умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) умение устанавливать аналогии;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: целеполагание.
Учитель: биология – наука
Технология: групповая работа.
Деятельность учителя: даёт задание, проводит инструкцию. Показывает слайд с ответами их заданиями, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.
Задание 1. Работа в группах. Каждая группа получает задание (Приложение 2). Изучив его нужно указать науку , которая поможет его выполнить. Найти карточку с названием своей науки (Приложение 3).
Деятельность учащихся: работают с карточками, выполняют задания. Каждая пара объясняет своё решение. Обмениваются карточками и проверяют правильность заполнения и оформления, сверяя с ответами на слайде, оценивают работу. Каждая пара объясняет своё решение. Карточки с название наук помещаются на доске.
VI. Построение проекта выхода из затруднения. Время: 15 мин
Работа с учебником (с.4-6).
УУД, формирующиеся на данном этапе:
коммуникативные:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
личностные:
1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
регулятивные:
1) умение определять цель деятельности на уроке;
2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Учитель: все эти науки являются разделами биологии.
V. Физминутка Время: 2-3 мин
•Упражнение для глаз (рассматривание предметов на разном удалении) •Упражнение для спины и рук (потянуться за руками вверх, отвести в стороны, вперёд опустить вниз)
VΙ. Самостоятельное применение знаний. Время: 5 мин
УУД, формирующиеся на данном этапе:
регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные:самоопределение.
Учитель: Придумайте эмблемы этих наук. Используя цветную бумагу, картон, карандаши, фломастеры ребята делают эмблемы наук. Помещают их на доску.
VII. Информация о домашнем задании: заполнить таблицу. Время: 2-3 мин
Название науки
Что изучает наука
От какого слова происходит название науки
Ботаника
Растения
Греч. ботанэ – трава, растение
Зоология
Животные
Греч. зоон - животное
Микология
Грибы
Греч. микес – гриб
Микробиология
Микроорганизмы
Греч. микрос – малый
Цитология
Клетки
Греч. цитос – клетка
Анатомия
Строение организмов
Греч. анатоме – рассечение
Физиология
Жизнедеятельность организмов
Греч. физис – природа
Генетика
Наследственность
Греч. генос – род,происхождение
Экология
Связи организмов с окружающей их средой
Греч. экос - дом
VΙIΙ. Рефлексия деятельности. Время: 2-3 мин
УУД, формирующиеся на данном этапе:
коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:смыслообразование.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу.