Красочная презентация на тему :"Биология - наука о живой природе". Разработана к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Учтена возрастная категория учащихся. Презентация содержит в себе стройный конспект урока, с яркими и понятными иллюстрациями и схемами.Может быть использована в качестве вводного урока. Способна привлечь внимание и вызвать интерес у детей к предстоящему изучению предмета. Также в презентации используется анимация, что позволяет сделать ее более насыщенной материалом и иллюстрациями, сокращая по минимуму количество слайдов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биология - наука о живой природе »
Биология -наука
о живой природе.
Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области
Цель урока
сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.
Задачи урока
Образовательные:
сформировать знания о предмете изучения биологии, ее задачах, методах исследования в биологии, о значении и роли живых организмов в природе и в жизни современного человека, раскрыть особенности биологии как комплексной и интегрированной науки;
познакомить с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним;
показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания.
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся;
развивать интерес к биологическим знаниям;
формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.
Воспитательные:
формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека
Знакомство с техникой безопасности.
Структура школьного учебника и правила работы с ним.
Требования к урокам. Оформление рабочих тетрадей.
Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в школьном кабинете лаборатории) биологии
1. На лабораторных ученических столах могут находиться только учебные пособия, инструменты и приборы, относя-щиеся к занятиям по биологии.
2. При пользовании спиртовкой не задувай пламени, а га-си его, покрывая специальным колпачком: никогда не извле-кай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от вос-пламенения. Не допускай заливания пламени кипящей жидкостью, а если это все же произойдет, сразу закрой газовый кран.
3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режу-щей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.
Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в школьном кабинете лаборатории) биологии
4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только спе-циальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.
5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливай их толь-ко в стеклянную посуду. Не приливай воду к кислоте, а наоборот, кислоту — в воду.
6. При использовании порошкообразных химических ве-ществ набирай их только с помощью специальной ложечки (не металлической!), не прикасаясь к порошкам руками.
Помни, что многие из этих веществ ядовиты. То же отно-сится и к удобрениям, которые используешь для подкормки комнатных растений.
7. Все жидкости, которые остаются после проведения ла-бораторных занятий с использованием химических веществ, сливай не в водопроводную раковину, а в стеклянные чашки или склянки, специально выставленные для этой цели.
Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в школьном кабинете лаборатории) биологии
8. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае, если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.
9. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.
10. Не мой стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.
11. По окончании лабораторной работы обязательно тща-тельно вымой руки с мылом.
12. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учите-лю, он окажет тебе помощь.
Структура школьного учебника и правила работы с ним.
В этом году мы будем работать по учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
В учебнике 8 глав, 59 параграфов. Перед каждой главой имеется вводный текст и информация о том, что вы узнаете и чему научитесь.
Вопросы перед текстом параграфа помогут вспомнить то, что вы узнали на предыдущих уроках.
Иллюстрации - это не просто картинки, а наглядный материал, который поможет вам лучше понять содержание текста.
Для лучшего осмысления материала, изложенного в параграфе, ответьте на вопросы к нему и выполните задания.
Курсивом выделены термины и понятия, которые нужно запомнить.
В конце параграфа выделены шрифтом и отмечены знаком ! новые для вас понятия.
Имеется дополнительный материал для углубленного изучения биологии. Он помечен знаком
Требования к урокам.
входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;
не входите в верхней и влажной одежде;
перед началом урока отключите мобильные средства связи;
не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
во время урока не разговаривайте на посторонние темы;
на рабочих столах могут находиться только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии;
если вы хотите ответить или задать вопрос учителю, поднимите руку и ждите, пока учитель разрешит вам говорить;
в конце урока приведите рабочее место в порядок.
Оформление рабочих тетрадей.
Тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по биоло- гии оформляются все письменные работы, предусмотрен-ные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать.
Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой. Красной пастой в тетрадях пишет только учитель.
Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.
Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.
Дата урока записывается на полях тетради.
Тема урока записывается с красной строки, слова «Классная работа» не пишутся.
Домашняя работа выполняется после данной темы, записанной в тетради. Дата выполнения работы не пишется, а слова «Домашняя работа» записываются.
БИОЛОГИЯ
от греческих слов
«биос» - жизнь
«логос» - наука , учение.
Впервые термин «биология» ввел французский ученый Жан Батист Ламарк в 1802 году.
Распределите картинки на две группы
Природа
НеживаяЖивая
Биосфера
Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это — и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе.
Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу (от греческих слов «биос» и «сфера» — шар).
Биосфера
Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Биологические дисциплины
Физиология
Цитология
(строение и
(функции
жизнедеятельность
организмов)
клеток)
Вирусология
(вирусы)
Бактериология
(бактерии)
Биохимия и
молекулярная
биология
(клеточные
функции)
Микология
(грибы)
Биология
Ботаника
(растения)
Генетика
(наследственность
и изменчивость
организмов)
Зоология
(животные)
Экология-
отношения
организмов
между собой и
окружающей
средой
Эмбриология
(индивидуальное
развитие организмов)
Анатомия
(строение
органов)
Экология
Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды.
Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» — дом, жилище, родина — и «логос»).
Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.
Прикладная биология
Биотехнология
Агробиология
Животноводство
Селекция
Фитопатология
Ветеринария
Селекция
наукао методах создания новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с полезными для человека свойствами.
Стерлядь
Х
Белуга
Белокочанная
Браунколь
Брокколи
Бестер
Кольраби
Цветная
Зеброид - гибрид зебры с ослом
Дикая
Животново́дство
отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Агробиология
наука об общих биологических закономерностях, действующих в земледелии, животноводстве, и о возможностях их использования в сельскохозяйственном производстве.
Институт агробиологии и природообустройства.
Биотехнология
дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизне-деятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необ-ходимыми свойствами методом генной инженерии.
Фитопатология
наука о болезнях растений, вызванных патогенами (инфекционные болезни) и экологическими факторами (физиологические факторы).
Ветеринария
это отрасль науки, которая занимается профи-лактикой, диагностикой и лечением болезней, а также расстройствами и травмами животных.
Микробиология
наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, археи, микроскопичес-кие грибы и водоросли, часто этот список продляют простей-шими и вирусами.
Предприятия микробиологической промышленности вы-пускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормо-вые добавки для сельскохозяйственных животных, микроби-ологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.
Влияние человека на природу
С каждым годом человек все шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.
Охрана природы
Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека и других животных, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы.
Царства живой природы
?
Животные
?
?
Растения
?
Грибы
Бактерии
Эти 4 царства объединяются в империю Клеточные.
Природные сообщества
Изучив тему «Природные сообщества», вы сможете лучше понять сложные отношения растений между собой, с другими живыми организмами, а также с окружающей средой.
Луг
Поле
Лес
Река
Озеро
Болото
Природные сообщества
Очень важно знать природные условия и растения местности, в которой вы живете. Эти знания вы приобретете не только на уроках, но и на экскурсиях, при проведении опытов и наблюдений.
Фенология
наукао сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает главным образом изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями.
Дневник фенологических наблюдений
Дата
t º
Закрепление
Почему биологию называют наукой о живой природе?
Как называется область распространения жизни на Земле?
Какой раздел биологии мы будем изучать в этом году?
Как вы можете объяснить понятие «прикладная биология»?
Какие разделы входят в нее?
Сколько царств входят в империю Клеточные?
Для чего необходимы фенологические наблюдения?
Домашнее задание
Учебник стр.3, 8-12
Ответить на вопросы к параграфу.
Рабочая тетрадь стр. 4
Вспомнить строение увеличительных приборов, которые изучали в прошлом году.