kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная система класса по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его жить.   Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Однако за последние 10 лет наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья школьников (данные совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, 2012).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система класса по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников »

Воспитательная система класса по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников

Елизарова Л.Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 с

углубленным изучением отдельных предметов»


      Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его жить.   Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Однако за последние 10 лет наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья школьников (данные совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, 2012).

В Российской Федерации насчитывается около 18 миллионов детей подросткового возраста (10-17 лет включительно). Это составляет 53% от общего числа детей 0-17 лет, школьников старшей возрастной группы в возрасте 15-17 лет – 4,9 миллионов человек (27,2%).

Самый значительный рост заболеваемости (в 1,5 раза) за последние 10 лет отмечается среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая.

Изменение ритма и образа жизни человека, информационные и психоэмоциональные перегрузки, увеличение рисков техногенного, экологического, политического и военного характера – все это пагубно сказывается на состоянии здоровья человека.

За последние 15 лет распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89%, среди девушек – на 51,6%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма.

В структуре хронических болезней современных подростков лидирующее место занимают болезни органов пищеварения, нервной системы и костно-мышечной системы.

Среди функциональных расстройств «лидируют» нарушения системы кровообращения (25 %), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 %). На третьем месте - эндокринно-обменные нарушения (до 14,0%). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у современных подростков значительно (на 20-25 %) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов.

Современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что сопровождается тем, что до 80 % выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35 % юношей непригодны к службе в армии, имеющиеся заболевания и расстройства у 22-25 % девушек могут в дальнейшем привести к нарушениям реализации репродуктивной функции, сокращению рождаемости.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:

1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает негативное воздействие на развивающийся организм.

2) Существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников является низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

3) Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточное внимание гигиеническому обучению и воспитанию по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение деструктивные формы поведения: гаджетомания, курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения.

Однако сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и наличием школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье обучающихся, требуют создания условий для формирования здоровой личности.

По мнению российских ученых, считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

•        человеческий фактор - 20% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 10%);

•        экологический фактор - 20%;

•        медицинский фактор - 10%.

•        социально-педагогический фактор - 50% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 20%, поведение, режим жизни, привычки - 30%).

Таким образом, невозможно говорить о здоровой нации без наличия у нее идеологии здорового образа жизни, из которой соответственно вытекает своя культура здорового образа жизни. Образ жизни — категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др.

Можно выделить наиболее полные определения данного понятия:

- здоровый образ жизни - это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;

- здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;

- здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально-психологической ситуаций.

Культура здорового образа жизни сегодня - это, прежде всего, культура отношения к себе, предполагающая оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание (заданный ритм, режим питания, качество, количество еды и т.д.), достаточную двигательную активность (полезное, регулярное – физическая работа, прогулка, зарядка, спорт и т.д.), личную гигиену, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

К сожалению, в нашей стране сегодня в иерархии ценностей здоровье находится на пятом месте, тогда как в большинстве стран его позиция растет и становится первейшей потребностью. (По уставу ВОЗ, «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия»).

Школа была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения граждан. К тому же в школу ребенок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребывания в школе (9-11 лет) вполне достаточна для формирования у него мотивов здорового образа жизни.

В связи с этим повышается роль образовательного учреждения, в частности классного руководителя, не только в сохранности здоровья обучающихся, но и в формировании у них стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Это и определило цель моей педагогической деятельности: воспитание культуры здорового образа жизни воспитанников.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

1. Построение воспитательной системы класса, обеспечивающей формирование культуры здорового образа жизни воспитанников.

2. Сформировать у воспитанников представление о здоровье и культуре здорового образа жизни.

3. Активизировать деятельность воспитанников и их родителей по присвоению навыков здорового образа жизни и их пропаганде.

В основу построения воспитательной системы класса положены теоретические подходы Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, которые утверждают следующее: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные компоненты и связи». Важными составляющими компонентами построения воспитательной системы являются:

1. Индивидуально-групповой компонент.

2. Ценностно-ориентационный компонент.

3. Функционально - деятельностный компонент.

4. Диагностико-аналитический компонент.

Первый компонент –  это индивидуально-групповой, представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках воспитательного процесса. Он состоит из нескольких элементов: классного руководителя,
воспитанников и их родителей, педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Индивидуально-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, воспитанники, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменении индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов.

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.

Важнейшей составляющей индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются воспитанники класса. С одной стороны, они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся.

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут не волновать родителей, администрацию школы, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в жизнедеятельности класса. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. «Ни один воспитатель, – по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Второй компонент воспитательной системы –  ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: 

- ключевая идея замысла системы (формирование у воспитанников стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни),

- цель и задачи воспитания

Цель моей работы: воспитание культуры здорового образа жизни воспитанников.

Задачи:

1. Сформировать у воспитанников представление о здоровье и культуре здорового образа жизни.

2. Активизировать деятельность воспитанников и их родителей по присвоению навыков здорового образа жизни и их пропаганде.

- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса (На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построения воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса. Пример: принципы сформулированные в виде заповедей жизни моего класса (1. Познай себя – это интересно! 2. Сотвори себя – это необходимо! 3. Утверди себя – это возможно! 4. Прояви себя – это реально!)


Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, основу которого составляет совместная деятельность членов классного сообщества, определяющая ее вид и неповторимую индивидуальность (лицо классного коллектива).

Основой для определения содержания воспитательной системы класса стали базовые элементы, составляющие здоровый образ жизни:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя, гаджетомании;

- движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;

- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.

При построении воспитательной системы класса по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников мы опирались на реальные результаты диспансеризации и педагогических исследований 2011-2012 учебного года (мои пятиклассники), а именно: физическое развитие (20 % (5 чел.) пятиклассников при переходе в основную школу отнесены к первой группе здоровья, 76% (19 чел.) - ко второй группе здоровья (имеющие незначительные отклонения в соматическом здоровье, которые при неблагоприятных условиях могут перейти в хронические заболевания), 4% (1 чел.) - к третьей группе здоровья (имеющие хронические заболевания); у 32 % (8чел.) воспитанников выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата; высокий уровень заболеваемости среди воспитанников), социальное развитие (высокая напряженность в классе, наличие конфликтных ситуаций за счет взаимной неприязни – 44% (11 чел.)), компьютерная зависимость (68% (17 чел.) опрошенных считали, что наиболее важным для человека является виртуальное общение) и ценностная ориентация на здоровье отмечена только у 16% (4 чел.).

Полученные результаты и определили направления воспитательной системы класса по формированию культуры здорового образа жизни воспитанников:

- культура двигательной активности;

- культура личной гигиены;

- профилактика вредных привычек.

Нами выделены следующие основные способы формирования здорового образа жизни воспитанников:

1. Через создание информационно-просветительской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит.

2. Через организацию системы мероприятий, направленных на побуждение воспитанников к физической активности и пропаганде здорового образа жизни. Здесь учитываются не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, но и пропагандируется утренняя гимнастика, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные как для массового так и для индивидуального использования.

3. Через вовлечение родителей в воспитательные мероприятия класса. Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо в семье создать условия для реализации у детей потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы разнообразные - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях, праздниках. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.


При организации воспитательного процесса используются разнообразные виды и формы деятельности с учетом возрастных особенностей и потребностей воспитанников.

Комплекс мероприятий по формированию культуры

двигательной активности

5 класс

Задачи

Формы работы

Результат

- адаптация обучающихся;

- проведение мониторинга двигательной активности обучающихся;

- знакомство с программами дополнительного образования

- участие в городской программе «Радуга возможностей»;

- беседы: «Азбука здоровья», «Секреты красивой осанки», «Движение - это жизнь»;

- акции: «Молодёжь за ЗОЖ!», «Бегом от болезней!»;

- конкурсы рисунков: «Если хочешь быть здоров!», «Я и спорт!», «Символы здоровья» и др.;

- конкурсы стенгазет: «Мы в походе за здоровьем!», «Мы в спорте»;

- спортивные игры и соревнования: «Самый спортивный!», «Чемпионы скакалки и мяча», «Поиграй- ка», «Спортаукцион», «Папа, мама, я - спортивная семья» и др.;

- спортивно- развлекательные праздники и конкурсы: «Праздник здоровья», «Народные игрища», «Богатырь года» и др.;

- работа с родителями:

- лекторий «Здоровье наших детей — в наших делах» (итоги медосмотра, анализ состояния здоровья учащихся);

- тематические родительские собрания «Занятость детей во внеурочное время», «Вместе мы одна команда»;

- проведение совместных экскурсий в городской парк, в бассейн, в Кузнецкий Алатау;

- проведение спортивных мероприятий с участием родителей «Туристический слет «Золотая осень», семейная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья!».

Свою работу я начала со знакомства с детьми и семьей (соц. паспорт класса). По средствам анкетирования выявила интересы учеников, провела мониторинг двигательной активности, включающий в себя посещение спортивных секций. Важным моментом работы с классным коллективом является вовлечение родителей в классные и школьные мероприятия, подготовка и проведение которых позволяет более тесному сближению детей и родителей. Здоровый ребенок, здоровая школьная среда – это то, на что мы должны направить наши совместные усилия. Быть здоровым – это значит жить в гармонии с собой, с окружающими тебя людьми, с окружающей тебя средой, познавать радость и полноту жизни.

6 класс

- организация внеурочной двигательной активности обучающихся;

- проведение мониторинга двигательной активности обучающихся

- экскурсии в городские дворцы спорта, клубы, стадионы;

- беседы: «Подари себе здоровье» (о рациональной физической активности), «Как изменяется твое тело?» информация для девочек и мальчиков; «Наш нравственный выбор- здоровье»;

- акции: «Эстафета здоровья», «Мы за здоровый образ жизни» и др.;

- круглые столы: «Сумей сказать «Нет!», «Здоровье - личное дело каждого или государственная проблема?», «Мода и здоровье», «Компьютерные игры: «за» или «против» здоровья», «Счастье и здоровье человека» и др.;

- лектории: «Секреты здоровья», «Советы доктора Пилюлькина», «Добрые советы» и др.;

- дни здоровья, в том числе 7 апреля - Всемирный день здоровья, 27 сентября - Всемирный день туризма;

- классные часы:

«Профилактика нарушений зрения»;

«Движение для здоровья»;

«Ребенок и компьютер»;

«Физическое и психическое развитие подростков»; «Спорти моя семья»;

«Красота и здоровье»; «Семейные традиции»; «Значение режима дня в воспитании детей» и др;

- работа с родителями: консультирование родителей, имеющих детей осложненного поведения,

организация выступлений врачей на родительских собраниях, рекомендации психолога об организации режима дня.


Привлечение родителей помогает воспитанию и развитию детей. Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие детей.

Залог успеха в любом деле - глубоко продуманная организация и творческий подход исполнителей.

7 класс

- воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, способствующих сознательной потребности в занятиях физической

культурой и спортом;

- мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья

обучающихся

- конкурсы рисунков: «Спорт — это жизнь», «Мы любим спорт», «Сочи 2014»;

- составление презентаций «Олимпийские игры», «Спортсмены - паралимпийцы»;

- оформление уголка с фотографиями лучших спортсменов класса;

поднятие статуса ответственных за организацию спортивной работы в классе, развитие этого направления

- чествование лучших спортсменов, создание имиджа «спортсмена — здорового человека» (в конце года);

- участие в школьных и городских мероприятиях: волейбол, футбол, сдача нормативов ГТЗО, осенний и весенний  кроссы, спартакиада, спортивные состязания: «Веселые старты», «А ну-ка, парни», «А ну-ка, парни» (февраль);

- походы: «Фантазия», «Чайка».

Подведение итогов рейтинга активности ученического самоуправления, заявка на участие в конкурсе «Лесенка успеха» в номинации «Самый спортивный класс».

8 класс

- знакомство и приобщение обучающихся к волонтерскому движению по пропаганде здорового образа жизни

- мероприятия по плану МБОУ СОШ №19;

- мероприятия по плану МКУ УО;

- организация многодневных походов с участием родителей

Организация волонтерского отряда в МБОУ СОШ №19 по пропаганде здорового образа жизни

9 класс

- военно-патриотическое воспитание обучающихся,

- НВП юношей;

- развитие волонтерского движения;

– шефство над учениками 5-6-х классов

- мероприятия по плану МБОУ СОШ №19;

- мероприятия по плану МКУ УО;

- организация многодневных походов с участием родителей;

- организация работы с учащимися 5-6-х классов в комплекс мероприятий по двигательной активности

Достижение поставленной цели



Комплекс мероприятий по профилактике вредных привычек


5 класс

Задачи

Формы работы

Результат

- воспитание бережного отношения к своему здоровью как необходимого элемента общей культуры;

- формирование здорового образа жизни как определяющего фактора в достижении социального благополучия в жизни;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, участия в азартных играх

- классные часы: «Школа здоровья»;

-беседы: «Ребенок и телевизор», «Компьютер – друг или враг»

«Здоровым быть модно?»; «Мой досуг»; «Как быть здоровым»;

-тренинг: «Как сказать «нет»?»;

- игры: «Жизнь с болезнью»; «Все мы разные»;

- лекции с приглашением специалистов;

- работа с родителями по формированию установки на здоровый образ жизни: беседы на родительских собраниях о компьютерной зависимости, о вреде курения и алкоголя

Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.

Важным моментом работы с классным коллективом является вовлечение родителей в классные и школьные дела, подготовка и проведение которых позволяет родителям находить новые подходы взаимодействия с детьми, а детям – по-новому взглянуть на своих родителей, как на интересных и творческих людей.



6 класс

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;


- дать представление о  негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,  инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах  возникновения зависимостей от табака и других  психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;


- беседы, встречи с мед.работником 
Рейд по выявлению среди учащихся школы подростков, употребляющих наркотики и алкоголь;
- лекция: "Никотин - самое доступное психоактивное вещество;

-анкетирование: "Школа и курение подростков". Социальные последствия курения для общества и семьи.

Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры.

(занятие-практикум);

-классные часы : «О вредных привычках» «Проблемы, связанные с алкоголем и профилактика начала употребления алкогольных напитков»; «Компьютерная зависимость»;

-акция: «Прислушайся к сердцу своему» в рамках международного дня отказа от курения (беседы, игры, тренинги)
Разработка критериев конкурса «Класс, свободный от курения»;

-родительский лекторий:
«А чем занимается ваш ребенок в свободное время?»

Основное воспитание должны давать родители, полученное знание должно быть фундаментом, от которого бы ребенок отталкивался, узнавая что-то новое, в особенности слыша противоречивую информацию. В первую очередь необходимо сохранять уважение у ребенка к родителям, иначе он не будет их слушать и слушаться, стройте близкие и доверительные отношения, родители должны сами подталкивать ребенка на разговор, если у того, имеются не решенные спорные вопросы. Не всегда ребенку следует полагаться на советы друзей, так как часто друзья могут насоветовать и научить тому, чему не надо. Это не означает быть категоричным, просто ребенок должен различать что хорошо, а что плохо, чтобы когда ему предлагали выпить или покурить, он точно знал что это плохо, а для этого необходимо чтобы ребенок умел ответить на вопрос почему, тем самым возможно даже сумев помочь всем тем, кто запутался.


7 класс

- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье


-формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к психоактивным веществам.

- оформление уголка «Наркопост»; 

- конкурс «Класс, свободный от алкоголя и наркомании»,
конкурс- выставка фотографий, оформление презентаций: «Я за здоровый образ жизни»; 
-классных часы: направленные на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков;

- психологические тренинги по формированию уверенного поведения;

- родительское собрание:«Роль семьи в профилактике детской наркомании»;

- подготовка писем и бюллетеней для родителей по пропаганде здорового образа жизни семьи, правам и ответственности родителей; 

- работа телефонов доверия (в течение года)

- родительское собрание «Трудности взросления»

Способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные  состояния окружающих.

Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение


8-9 классы

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

 



- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по  любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями  роста и развития.


- беседы, встречи с мед. работником «Кризис подросткового возраста»;
- конкурс газет «Скрытый враг – туберкулез!»
Лекция о вреде наркотиков;
- классные часы: «Ошибочные действия» классный час для мальчиков, «Когда девочка взрослеет»
«Наркомания и ее последствия»;

- школьный конкурс агитбригад, видеороликов «Здоровая школа»;

- разработки мероприятий к «Всемирному дню борьбы со СПИДом»

«Всемирный день борьбы со СПИДом» - классные часы;
- анкетирование: «Что я знаю о СПИДе»;
- общешкольные соревнования по игровым видам спорта «Спорт вместо наркотиков»

Рейды в семьи учащихся по ЗОЖ;

- родительский лекторий: «ВИЧ и право в современном обществе»

Работа телефонов доверия (в течение года)

Круглый стол «Наркотики: есть ли право на существование?»

Разработка памятки «Мы выбираем здоровье»;

- активизация работы родителей по профилактике наркомании

«Школа и семья от диалога к партнерству» (родительские собрания, лектории)


способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные  состояния окружающих

- умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение

- безопасное поведение в ситуациях, связанных  с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка.

- развитие коммуникативных способностей учащихся.



Комплекс мероприятий по формированию культуры

личной гигиены

5 класс


Задачи

Формы работы

Результат


- актуализация гигиенических знаний и навыков

- знакомство 5-ков с особенностями режима дня школьников

- закрепление навыков по соблюдению правил личной гигиены, полученных в начальной школе. Проведение игры «В гостях у Мойдодыра»


1.Личные достижение ребенка в плане организации собственного режима дня с учетом посещения занятий в рамках внеурочной деятельности.

2.Закрепление полученных навыков и их применение в повседневной жизни.


6 класс


- закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся

- лекторий о гигиене полости рта с привлечением детского врача-стоматолога;

- выпуск бюллетеня о правилах ухода за полостью рта;

- викторина на тему «Бактерии: их польза и вред в повседневной жизни»

1. Дети на практике учатся чистить зубы, узнают: о профилактике заболеваний полости рта, как правильно выбрать и ухаживать за зубной щеткой.

2.Процесс создания бюллетеня еще раз заставит обратиться учеников к правилам личной гигиены и закрепит их.

3.Учащиеся узнают не только о вреде, но и о пользе бактерий, их роли и значении в жизни и здоровье человека, еще раз вспомнят правила личной гигиены.


7 класс

Гигиеническое обучение и воспитание в период полового созревания

- беседа для девочек «Девочка-девушка» с привлечением врача-гинеколога;

- классный час на тему «Паразиты в теле человека»

1. Девочки из уст специалистов узнают о половом созревании, об особенностях личной гигиены.

2. Узнав о путях заражения паразитами, учащиеся снова вспомнят о соблюдении правил личной гигиены.

8 класс

Гигиеническое обучение и воспитание в период полового созревания

- беседа для юношей с привлечением врача-уролога;

- посещение классом центра «Анти СПИД».

1.Юноши из уст специалистов узнают о половом созревании, о профилактике заболеваний, передающихся половым путем; о средствах контрацепции.

2.Подростки узнают о СПИДе: о путях передачи, тяжести болезни, социальной опасности; о профилактике заболевания.

9 класс

Применение гигиенических знаний и навыков в повседневной жизни

- просмотр фильма «Я выбираю жизнь!»;

- беседа о браке, семье.

- посещение классом «Центр планирования семьи».

1.Фильм о вреде применения наркотиков, алкоголя, курительных смесей, энергетических напитков на организм молодых людей, о страшных последствиях в результате их применения.

2.Беседа направлена на создание правильной модели семьи, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.


Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни школьников включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; побуждение воспитанников к физически активному образу жизни, работа с семьёй.


Пятый компонент воспитательной системы класса – это диагностико-результативный, включающий в себя как критерии эффективности построения воспитательной системы класса, так и методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы.

Критериями оценки эффективности моей педагогической деятельности является:

  • повышение двигательной активности;

  • стабильные показатели в оценке соматического здоровья воспитанников:

  • отсутствие правонарушений в классе (социальная характеристика класса);

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

Каковы же результаты:


Показатели

5 класс

(исходные данные)

6 класс

(конец учебного года)

1. Культура двигательной активности:

- число обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;

- число обучающихся, принимающих участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях;

- число родителей, принимающих участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.



20% (5 чел.)



48% (12 чел.)



12% (3 чел.)



32% (8 чел.)



80% (20 чел.)



28% (7 чел.)

2. Культура личной гигиены:

- опрятный внешний вид



48% (12 чел.)


76% (19чел.)


3. Пропуски занятий по причине болезни


44% (11 чел.)


28% (7 чел.)

8. Уровень комфортности


низкая


выше среднего

9. Ценностная ориентация на здоровье среди:

- обучающихся

- родителей



16% (4чел.)

12% (3 чел.)



68% (17 чел.)

28% (7 чел.)

4. Компьютерная зависимость

68% (17чел.)

16% (4 чел.)



Исходя из полученных результатов можно заключить следующее: предъявленная воспитательная система класса эффективно решает задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся и способствует в целом формированию культуры здорового образа жизни воспитанников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Елизарова Людмила Юрьевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Воспитательная система класса "Мы выбираем жизнь" "
    ["seo_title"] => string(51) "vospitatiel-naia-sistiema-klassa-my-vybiraiem-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "239314"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444755525"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Анализ воспитательной работы в 3 классе за 2015-2016 учебный год."
    ["seo_title"] => string(69) "analiz_vospitatiel_noi_raboty_v_3_klassie_za_2015_2016_uchiebnyi_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "361290"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479765623"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detei_s_ogranichennymi_vozmozhnostiami_zd"
    ["file_id"] => string(6) "501762"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551357268"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Анализ воспитательной работы 1 полугодие в 4 классе."
    ["seo_title"] => string(47) "analizvospitatielnoiraboty1polughodiiev4klassie"
    ["file_id"] => string(6) "298574"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456340851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства