Анализ воспитательной работы в 3 классе за 2015-2016 учебный год.
Анализ воспитательной работы в 3 классе за 2015-2016 учебный год.
Анализ воспитательной работы в 3 классе за 2015-2016 учебный год.
Воспитательная работа в 3 классе в 2015-2016 учебном году строилась в соответствие разработанной мной воспитательной системы класса « Растим человека».
Цель воспитательной системы - создать условия для воспитания нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе, любящего свою Родину, заботящегося о своем здоровье, умеющего видеть прекрасное, стремящегося делать добрые дела.
Задачи воспитательной деятельности:
Использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности для:
формирования навыков социального взаимодействия и культуры общения,
формирования позитивных межличностных отношений,
повышения культурного уровня учащихся,
изучения личности ребенка, принятия его и оказания ему поддержки,
изучения и воспитания ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности,
приобщения ребенка к здоровому образу жизни,
организации работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся,
воспитания у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности,
обучения самоуправлению, введения коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе,
проведения индивидуальной воспитательной работы с учащимися,
взаимодействия с семьей, формирования культуры здорового образа жизни.
2.Предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, активного вовлечения родителей в организацию и проведение дел.
3.Оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника.
Способы достижения цели:
1.Организация разнообразной творческой деятельности детей:
-в процессе обучения (на уроках);
-вне процесса обучения: участие в творческих, инициативных группах, коллективах, кружках, участие в школьных мероприятиях, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
2.Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника:
-различные формы коллективной и групповой работы со школьниками: игровые, дискуссионные, состязательные, творческий труд, художественное творчество, психологические, позволяющие ребенку адекватно воспринимать, осознавать действительность и самого себя, совместный поиск идеалов, совместное решение нравственных задач, моделирование проблемных ситуаций, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей школьников.
3.Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
-проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности, позволяющие школьникам приобрести навыки достойного поведения и усвоить правила современного этикета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ воспитательной работы в 3 классе за 2015-2016 учебный год.»
Анализ воспитательной работы в 3 классе за 2015-2016 учебный год.
Воспитательная работа в 3 классе в 2015-2016 учебном году строилась в соответствие разработанной мной воспитательной системы класса « Растим человека».
Цель воспитательной системы - создать условия для воспитания нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе, любящего свою Родину, заботящегося о своем здоровье, умеющего видеть прекрасное, стремящегося делать добрые дела.
Задачи воспитательной деятельности:
Использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности для:
формирования навыков социального взаимодействия и культуры общения,
формирования позитивных межличностных отношений,
повышения культурного уровня учащихся,
изучения личности ребенка, принятия его и оказания ему поддержки,
изучения и воспитания ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности,
приобщения ребенка к здоровому образу жизни,
организации работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся,
воспитания у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности,
обучения самоуправлению, введения коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе,
проведения индивидуальной воспитательной работы с учащимися,
взаимодействия с семьей, формирования культуры здорового образа жизни.
2.Предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, активного вовлечения родителей в организацию и проведение дел.
3.Оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника.
Способы достижения цели:
1.Организация разнообразной творческой деятельности детей:
-в процессе обучения (на уроках);
-вне процесса обучения: участие в творческих, инициативных группах, коллективах, кружках, участие в школьных мероприятиях, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
2.Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника:
-различные формы коллективной и групповой работы со школьниками: игровые, дискуссионные, состязательные, творческий труд, художественное творчество, психологические, позволяющие ребенку адекватно воспринимать, осознавать действительность и самого себя, совместный поиск идеалов, совместное решение нравственных задач, моделирование проблемных ситуаций, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей школьников.
3.Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
-проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности, позволяющие школьникам приобрести навыки достойного поведения и усвоить правила современного этикета.
Приоритетные направления работы в соответствии с которыми составлен план воспитательной работы на 2015-16 учебный год:
«Я хочу все знать» (Интеллектуально-познавательное)
«Я и природа»
(Эколого- ту туристическое)
«Я и здоровье»
(Спортивно – оздоровительное)
«Я - патриот»
(Гражданско- патриотическое)
«Я и безопасность»
(Безопасность жизнедеятельности)
«Я и Мир красоты и гармонии» (Нравственно –эстетическое)
эстетическое)
«Я - руководитель»
(Самоуправление)
«Я и труд»
(Трудовое)
Принципы выстраивания отношений:
Классный руководитель
Взаимодействие
Взаимная ответственность
Доверие
Сотрудничество
Сопереживание
Содружество
Сотворчество
Ученик Родитель
В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.
Характеристика класса.
На начало учебного года в классе обучалось 7 человек: девочек – 4, мальчиков –3. На конец учебного года в классе обучалось 6 человек. Выбыл Смирнов Кирилл Дмитриевич. Семья решила обучать мальчика в городской школе, т.к. младшего ребенка необходимо было возить в детский сад г. Мантурово.
Работоспособность класса средняя. Дети общительны, на контакт со взрослыми идут легко. Многие проявляют любознательность.
Все дети учатся в меру своих возможностей: 3- хорошиста, 1- закончил учебный год с одной тройкой, 1- с двумя тройками, 1- удовлетворительно.
Дисциплина в классе хорошая. Контроль над успеваемостью ведет классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки.
Пропуски уроков, присутствуют, но они по уважительной причине. Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам.
Классные часы, внеклассные мероприятия, выставки рисунков, игры и викторины, участие в спортивных состязаниях, проведенные в классе и в школе способствовали не только повышению уровня воспитанности, но и помогли сплотить коллектив, показать себя во внеурочной деятельности.
К школьным и классным мероприятиям дети с удовольствием готовились. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участие, а в конкурсах есть призовые места.
Все дети задействованы, по желанию, в работе в творческих группах класса, выполняют все поручения, всегда готовы принять участие в делах класса и школы. Каждый воспитанник этого класса – это своеобразная личность. Можно отметить, что в классе есть общепризнанный лидер, но он не хочет быть в центре внимания. Разногласия, возникающие в классе пытаемся решить совместно, путем мирного диалога.
Дополнительная занятость учащихся ( график работы проведения внеурочной деятельности (кружков).
Посещение- 100% учащихся класса.
название
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Школа здоровья
+
Основы народного творчества
+
+
2 ч.
Музыкальная капель
+
ОФП
+
+
Основы логического мышления
+
Истоки
+
Занятость учащихся в творческих группах класса.
( данные меняются каждый квартал по желанию учащихся )
№
ФИ
Название творческой группы
1
Ельникова Яросланва
1.« Мэр города» 2. «Затейники»
2
Смирнов Егор
1. Заместитель « Мэра города» 2. « Крепыши»
3
Касимова Валерия
1.« Цветоводы» 2. «Санитары»
4
Серов Денис
1.« Крепыши» 2. « Всезнайки»
5
Серова Алена
1. « Цветоводы» 2. « Затейники»
6
Смирнов Егор
1.« Крепыши» 2. «Санитары »
7
Смирнов Кирилл
1.« Крепыши» 2. « Всезнайки»
Работа с родителями
Воспитание младших школьников осуществляется не только классным руководителем, но и семьей. Взаимодействие учителя и родителей имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ученика. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания младших школьников. Поэтому необходимо вести работу по повышению педагогической культуры родителей.
Система работы классного руководителя с родителями основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность учителя и семьи;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания
Цели и задачи:
изучить воспитательные возможности семей;
формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.
достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям.
стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе.
содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей.
В 2015 – 2016 году проведено 4 родительских собрания. На родительских собраниях кроме тематических вопросов поднимались вопросы успеваемости, организации режима питания, режима работы ГПД, особенности самостоятельной работы ребёнка. Участие детей в Олимпиадах и семейных конкурсах сблизили родителей и детей, заинтересовали всех. Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле - воспитании детей.
Активное участие в работе класса и помощь учителю оказали, к сожалению, всего 38% родителей. Мероприятия, проведённые совместно, сблизили детей, родителей, классного руководителя, укрепили взаимоотношения. Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот не хватает контроля со стороны родителей. На решение этих проблем было обращено внимание.
Одной из задач на будущий учебный год – поиск новых путей и методов работы с родителями, которые укрепят сотрудничество, совместные действия и не потеряют взаимопонимание.
Направления сотрудничества с родителями:
Регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса, заседаний родительского комитета.
Проведение индивидуальных консультаций с родителями;
Регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся;
Проведение с родителями совместных мероприятий;
Привлечение родителей к участию в решении школьных проблем;
Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию родителей).
Темы информационно-просветительских родительских собраний:
3 класс
«Мой ребенок меня обманывает» Урок духовности.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Воображение и его роль в жизни ребенка
Интеллектуальный марафон между родителями и детьми
Родительский комитет
№
ФИО
должность
1
Касимова Ю.Н.
председатель
2
Ельникова Л. С.
член комитета
3
Смирнова А.А.
член комитета
Работа с «трудными» семьями и учащимися
Беседы с родителями «трудных» детей о соблюдении правил поведения, режима дня, об отношении к учёбе и товарищам.
Индивидуальные беседы с учениками.
Посещение на дому и контроль посещения занятий.
Привлечение родителей к посещению уроков.
Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через родительский комитет.
Организация работы по профилактике правонарушений.
Цель работы: профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
Задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы класса и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по МКОУ Вочуровская СОШ по следующим направлениям:
а) профилактическая работа; б) организация досуговой деятельности; в) работа с родителями; г) правовой всеобуч; д) организация каникул; е) работа с трудными детьми;
В начале учебного года составляется социальный паспорт семей и в течение года корректируется по мере необходимости. Проводиться посещение семей, составляют акты посещения.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Ведется ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Дети привлекаются к посещению кружков в школе, особенно дети «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставках помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Проводится работа по активному вовлечению детей для посещения оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время и распространение информации для родителей о загородных лагерях.
5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних проводятся Месячники профилактики правонарушений, Дни правовой помощи. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для детско-подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Проводились классные часы:
“Права и обязанности школьника”; “Что такое хорошо и что такое плохо” “Правила поведения в общественных местах”
“Конвенция ООН о правах ребенка”
«Знай свои права, но не забывай про обязанности»
“Как научится быть ответственным за свои поступки
Организация работы с родителями.
Работа с родителями, ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Важной частью практической деятельности по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Посещая семьи своих воспитанников, проводится изучение на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.
Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. На родительских собраниях не просто происходит ознакомление с успеваемостью и поведением детей, но и повышается педагогическая культура родителей, ведь каждая коллективная встреча с родителями предполагает открытие психолого - педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя.
Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий, различных конкурсов. Они помогают готовить номера художественной самодеятельности, поделки, сами являются активными участниками мероприятий.
Практика показывает, что после посещения таких мероприятий большинство родителей не остаются равнодушными, у них снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Работа с семьями «группы риска».
Выявление смей « группы риска» ( сверка списков с КДН и ЗП)
Разработан индивидуальный план работы с данными семьями.
В моем классе на семью « группы риска» составлена социально-педагогические карта .Было осуществлено посещение данных семьи с целью обследования жилищно- бытовых услови, изучения социально-психологического микроклимата в семье, выявления условий в скмье, как находящаяся в трудной жизненной ситуации, уровня контроля за детьми со стороны родителей. Вовлечение детей для участие в КТД, активно задействованы во внеурочной деятельности, проводится индивидуальная и групповая работа. Дети участвуют в подготовке и участию в общешкольных мероприятих. Также проводятся индивидуальные профилактические беседы классными руководителями (социальным педагогом, психологом- по мере необходимости) с родителями семей группы риска и детьми.
Осуществляется взаимодействие с сотрудниками КДН и ЗП, ИДН, сотрудниками ГИБДД, медицинского работника поселения, Знаменским ДК. Проводится работа по организации отдыха и оздоровления детей в пришкольном летнем лагере. Во время летних каникул организована работа кружков педагогами школы.
Ежегодно проводится работа на учебно-опытном участке в летний период, в которой учащиеся из данной семей принимают активное участие.
Одной из составляющих в профилактической работе с обучающимися является воспитание потребности в здоровом образе жизни. На это направлена программа «Здоровье». В ее рамках проводятся мероприятия направленные на воспитание сознательного отношения к своему здоровью: индивидуальные беседы и беседы в рамках классных часов, мероприятия, направленные на предупреждение употребления токсических, наркотических веществ, алкоголя с детьми и родителями, проведения факультатива « Школа здоровья». Проводятся беседы по следующим темам:
«Модно быть здоровым», «Вредные привычки» ,о вреде алкоголесодержащих напитков, табакокурения, ознакомление с Федеральным законом № 87-ФЗ от 10.06.01 «Об ограничении курения табака», «О вреде курения и алкоголизма» и т.д.
В рамках тематических недель проводятся конкурсы рисунков, листовок, буклетов на тему профилактики вредных привычек и негативных социальных явлений. Организуются соревнования по волейболу между командами обучающихся школы, спортивные состязания, с участием детей из семей группы риска.
Также проводятся мероприятия, направленные на законопослушное поведение учащихся, укрепление социального благополучия семей. Классные часы, беседы такие как: «Моя семья – моя опора», «Мое место в моей семье», «Подростку нужен друг. В союзе с родителями», «Право, семья и ребенок», «День правовых знаний», «Устав школы – значение в твоей жизни»,
Ведется непрерывный контроль за посещаемостью и успеваемостью несовершеннолетних из данных семей. Пропусков уроков без уважительной причины у обучающихся нет. Ежедневно проводится работа в этом направлении: проверяется присутствие учащиеся на уроках, выясняется причина отсутствия ребенка. По факту пропуска немедленно информируются родители, выясняется причина.
Максимально стараюсь привлечь учащихся к внеклассной и внеурочной деятельности из семей « группы риска».
В этом году на профилактическом учете в КДНи ЗП и ВШК из 4 класса стоит одна семья как « группа риска»- это Бубич Ольга Сергеевна, дочь- Бубич Анастасия Сергеевна. Семья находится в разводе. Мать поставлена на учет как злоупотребляющая спиртными напитками, ослабление контроля за воспитанием детей. Мной составлен индивидуальный план работы с семьей, по которому планомерно в течение года проводилась работа с матерью
Бубич Анастасия- посещение кружков: «Основы народного творчества», « Основы логического мышления», Музыкальная капель», « Истоки», « Школа здоровья», « ОФП». Участие в бесплатных дистанционных интернет-конкурсах.
Общешкольные и классные мероприятия проводятся с привлечением родителей из семей группы риска.
В период осенне-зимне- весенних каникул привлекаются учащиеся к посещению внеурочной деятельности в школе, проводимую педагогами школы.
Организация работы, направленная на формирование ЗОЖ школьников.
Воспитывать желание и стремление вести здоровый образ жизни.
Воспитывать у школьников конкретные привычки здорового образа жизни (прививать учащимся культурно гигиенические навыки).
Воспитывать у школьников отношение к здоровью как к ценности.
Научить учащихся использовать здание в ситуации поиска идеала нравственно и физически здорового человека.
Основные направления деятельности:
создание банка данных о здоровье учащихся;
изучение микроклимата в классах;
изучение атмосферы в семьях учащихся;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения здоровья каждого ученика;
организация правоведения «Дней здоровья»;
организация рационального сбалансированного питания;
проведение профилактических прививок;
ежегодный ремонт класса
соблюдение светового режима;
Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных соревнованиях. Проводятся спортивно-массовые мероприятий, Дни здоровья. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе. В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:
Мероприятия в рамках акции « Волна здоровья»;
Безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;
Акции по профилактике употребления психоактивных веществ».
Альтернатива вредным привычкам- спорт! Проведение спортивных состязаний.
Проведены классные часы по следующим темам:
“Что такое хорошо и что такое плохо” “Курить – здоровью вредить”; и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.
В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п. Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность. Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Самый драгоценный дар, который человек получает от природы здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Причиной резкого снижения уровня здоровья детей младшего школьного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; малоподвижный образ жизни; перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин; неполноценное питание; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях; частичное разрушение служб врачебного контроля; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями. Термин здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Задачи, которые я ставлю в применении здоровьесберегающих технологий:
1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.
4. Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.
5. формирования культуры здорового образа жизни.
Основные этапы работы по применению здоровьесберегающих технологий:
· Изучение состояния здоровья учеников, оформление паспортов здоровья класса. (Классный руководитель, школьный врач, учитель физкультуры).
· Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель, педагог- организатор).
· Расширение кругозора о ЗОЖ. (Классный руководитель, родители).
· Проведение факультатива «Школа здоровья». (Классный руководитель).
Немаловажную роль в оздоровлении детей играет питание. Для учащихся 1-11 классов организован двухразовое питание. Бесплатные завтраки из малообеспеченных и опекаемых семей. Организация и режим питания согласованы с органами Роспотребнадзора, стремимся по возможности максимально придерживаться их рекомендаций. В меню часто бывают мясные продукты, рыба, фрукты, молочная продукция.
Цель ведения паспортов здоровья:
· Контроль за здоровьем детей в классе;;
· Подбор форм и путей работы по сохранению и укреплению своего здоровья каждым учеником;
· К работе с паспортами здоровья привлекаются: школьный врач, классный руководитель, учитель физкультуры.
· Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).
· Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).
Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:
1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека. Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.
2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках, уроки физкультуры) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).
Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что проблему здоровьесбережения надо ставить и решать широко во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Только тогда можно ожидать какой-то положительный результат.
Здоровьесбережение
Соблюдение СанПиНа Урок Внеурочная деятельность Внеклассная работа
Работа с родителями
Соответствие требованиям СаНПиНа:
-Каждый обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха.
-Расстояние между рядами двухместных столов должно быть 60 см.
-Расстояние от первой парты до доски составляет 240 см.
-До уроков перед началом рабочего дня в спортзале проводится общешкольная зарядка, которая приучает к здоровому образу жизни, мобилизует внутренние силы ребенка на учебный день.
-Проветривание классного помещения.
В концепции воспитательной системы класса одним из направлений по здоровьесбережению является «Я и здоровье» (Спортивно – оздоровительное)
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Способствование сохранению и укреплению здоровья школьников.
Приобщение к здоровому образу жизни.
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
Основные формы реализации:
1.Формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (встречи с врачами).
2.Использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий.
3.Организация и проведение мероприятий профилактической направленности с целью сохранения здоровья.
4.Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
5.Сотрудничество с родителями учащихся;
6.Организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой, спортом.
7. Разнообразие внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность-3 года обучения( 2-4 классы)
направление:
Спортивно-оздоровительное-« Школа здоровья»
Общеинтеллектуальное- « Основы логического мышления»
Декоративно – прикладное- «Основы народного творчества»
Встречи с родителями, выпускниками школ, занимающимися спортом.
Ожидаемые результаты
осознание учащимися ценности здорового образа жизни, осознанныйотказ от вредных привычек; личность, заботящаяся о собственном здоровье и здоровье других людей.
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
любовь и интерес к спорту
отсутствие вредных привычек
знание способов поддержания здоровья;
В своей работе с классом придерживаюсь следующих принципов здоровьесберегающих технологий:
-учет возрастных особенностей младших школьников; -учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения; -структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока); -осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
В структуре урока я применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий: -положительный эмоциональный настрой на уроке; -оптимальный темп ведения урока; -подача материала доступным рациональным способом; -наглядность; -смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.) ; -физкультминутки, динамические паузы; -дифференцированный подход в обучении; -групповая работа, работа в парах; -игра, игровые моменты; -гимнастика; -самомассаж, точечный массаж; -воспитательные моменты на уроке (беседы); -санитарно- гигиенические условия.
Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
-урок начинаю с небольших стихотворений:
· Наличие одобрения, похвалы, шутки, улыбки;
· Критериально – ориентированный подход (идти от успеха);
· Изменение в организации учебного процесса (расстановка парт, посадка детей); Коллективно – групповые формы обучения;
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
Перед началом и в конце каждого урока дети проходят мини- тест, я и мое настроение. У каждого на парте лежат смайлики 3 цветов.
С каким настроением начинаете урок
Мне безразлично
Мне хорошо Мне тревожно
Ведется наблюдение за эммоциональным состоянием детей. Если ребенок выбирает смайлики желтого или красного цвета, выясняется причина такого настроения и ищем совместно пути выхода из создавшейся ситуации.
Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности использую компьютерные технологии. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в
тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Физкультминутки естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
На уроках дети, входящие в творческую группу «Крепыши» проводят физминутки по своему выбору. Также могут ее провести и любой желающий ребенок. Использую при проведение на уроке необычных игровых физминуток с использованием мультимедийной установки. Физиологически обоснованное проведение физкультминуток 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса. Не тороплю ученика, даю время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения избежать длительного сидения за партой. На уроках применяю игровую технологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Широко использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры. Например: игра Ты мне, я тебе, Перебрасывание мяча друг другу, Кто больше?, Угадай-ка и т.д. Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена.
Чтобы перемены проходили организованно, дети, входящие в состав творческой группы « Крепыши», организовывают спокойные игры. Это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают работоспособность, сплочают детский коллектив. На своих уроках использую различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Во внеурочное время провожу классные часы по темам, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых знакомлю ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п. Во время проведения таких мероприятий решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность. Классная комната соответствует нормам санпина, что указано в паспорте кабинета. Дети, входящие в состав творческой группы « Санитары» следят за чистотой в классе, контролируют организацию дежурства, следят за гигиеническим состоянием учащихся( опрятная, чистая одежда и обувь, чистые руки и лицо , мытье рук перед едой.)
В концепции воспитательной работы класса « Растим человека», дети разделены на творческие группы.
Творческая группа «Всезнайки»
Творческая группа «Цветоводы»
Творческая группа «Затейники»
Коллектив
учащихся
класса
Творческая группа «Крепыши»»
Творческая группа «Санитары»
О двух группах я уже рассказала выше. Хотелось бы еще сказать о роли творческой группы «Всезнайки». В эту группу входят дети, наиболее успешные в учебе, и их роль заключается в оказании помощи слабоуспевающим детям, что повышает мотивацию к учебе и настраивает на формирование успешности у слабых детей . Также можно говорить и о благоприятном эмоциональном настрое, когда ребенок видит, что сами дети заинтересованы в том, чтобы он был успешен. Творческая группа « Затейники» занимается организацией досуга учащихся во внеурочное время. Стало традиционным моментом организация конкурсных мероприятий детьми для проведения дня именинника , что тоже ведет к созданию положительного микроклимата класса
Формы внеклассной работыв рамках реализации здоровьесберегающих технологий:
1. Беседы учителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!».
2. Праздники Здоровья.
3. Участие в общешкольных соревнованиях («Осенний кросс», «Весёлые старты», ««Папа, мама, я – спортивная семья!», «Велокросс», лыжная эстафета)
4. Проведение факультатива « Школа здоровья»( рабочая программа и календарное планирование)
6. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
7. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
8.Устный журнал: «Я здоровье берегу».
9.Организация в классе уголка Здоровья.
На уроках регулярно провожу упражнения для глаз.
Рекомендую выполнить такие задания:
1.Поморгать глазами 1 – 2 минуты.
2.Закрыть глаза и круговыми движениями сделать массаж век кончиками указательных пальцев;
3. Крепко зажмурить глаза, затем их открыть (повторить 3-4 раза);
4. Если глаза утомлены долгим чтением, то надо подойти к окну и 2-3 минуты посмотреть на небо;
5. Смотреть на палец вытянутой перед собой руки. Не сводя с пальца глаз, медленно приближать его к носу (повторить 3-4 раза);
6. Смотреть вверх и вниз (3-4 раза);
7. смотреть влево и вправо (3-4 раза);
Во время проведения факультатива « Школа здоровья» провожу исследования в форме тестирования. Тесты позволяют выявить вредные привычки учащихся и проводить коррекционную работу, выявить отношение к самому себе, как к часто или не часто болеющему ребенку.
Тест «Полезные и вредные привычки», « Часто ли я болею» и т.д.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые мной позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное сохраняет здоровье наших детей. Ученики не только теоретически повышают свои знания по этому вопросу, но и выполнят практическую работу. В конце учебного года после изучения курса « Школа здоровья» проводилась игру « Я много знаю о здоровье…»
В моем классе 100% ребят посещают кружок ОФП.
Работа с родителями
Для изучения и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей.
1. Спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.
2. Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» и д.р
5. Совместное проведение общешкольных и классных мероприятий.
Общие выводы.
В целом воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней.
Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива.
В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.
В новом 2016– 2017 учебном году для изучения учащихся планируется продолжить использовать следующие методики:
- «Мотивы учебной деятельности». Цель – выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом.
- «Социометрия». Цель – изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
- «Самооценка личности». Цель – изучить особенности самооценки личности школьников.
Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями.
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;
- активизация участия детей в конкурсах, фестивалях и т.д.
- оказание педагогической помощи родителям; детям – учебной помощи;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы;
- совершенствование работы с семьями обучающихся;
-способствовать активности участия родителей в воспитательном процессе;
-проведение работы по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение)