Класс 9 «В» | Четверть 3 Предмет биология | Дата: 29.01.2018 |
Тема занятия: | Роль изменчивости в эволюционном процессе. |
Общие цели: | Формирование знания о факторах, свидетельствующих теории естественного отбора на основе наследственной изменчивости, и представления об основных доказательствах развития органического мира. Все ученики: слушают новую тему и записывают определения в тетрадях. Большинство учеников: могут отвечать на вопросы: Сколько видовых критериев существует? Какой критерий сегодня считается основным? Отдельные ученики: могут аргументировано рассказать о значении терминов «наследственность» и «изменчивость». |
Задачи. Образовательные | Повторить основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; получить представление об основных доказательствах развития органического мира; выявить ключевые понятия доказательств эволюции; расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля. |
Развивающие: | Развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи); развивать логическое мышление; продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы; развивать информационно – поисковые умения через использование Internet-ресурсов и литературных источников и учебно-организационные умения учащихся, таких как самоорганизация на выполнение поставленной задачи, самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. |
Воспитательные | Формировать познавательный интерес к предмету через использование Internet -ресурсов и создание ситуации успеха; способствовать воспитанию культуры общения. |
Результат обучения: (А,В,С) | Узнают понятие эволюции, записывают определения. Теоретически знакомятся с процессом эволюции. Научатся работать в группе, смогут оценивать себя и одноклассников. Ученик А - научится наблюдать и оценивать одноклассников. Ученик В - приобретет навыки выступления перед аудиторией Ученик С - научится выражать мысли |
Оборудование | Презентации, слайды, ПК, учебник биологии за 9 класс, карточки. |
Ссылки, ресурсы: | http://festival.1september.ru/articles/636483/ |
Этапы | Время | Действия учителя | Действия учеников |
Орг. Момент 2 мин | Деление учащихся на 3 разноуровневых по успеваемости группы. В группах распределяет обязанности: секретарь (заполняет информационную карту ЗХУ) хранитель времени (контролирует время подготовки ответа), оценщик (заполняет лист оценки знаний учащихся в группе), спикеры (отвечающие) Объясняет функцию каждого участника в группе и правила работы с «Оценочным листом», «Инструктивной карточкой», с таблицей «ЗХУ» | делятся на 3 группы Приветствуют учителя; быстро распределяются по группам, распределяют обязанности каждого участника группы |
Мотивация учебной деятельности -3 мин | Каждая группа должна была подобрать материал по определённой группе критериев вида, представить его другим группам, тем самым подтвердить на чем были основаны разделения на критерии. Вы должны внимательно слушать товарищей из других групп, чтобы усвоить материал. В конце урока будет тест. При наследственной изменчивости особь не только отличается от своих сородичей, но и передает эти изменения по наследству. Этот вид изменчивости связан с вмешательством в наследственные признаки организма. Она бывает мутационной, когда в результате случайных процессов нарушается ход репликации или мейоза и появляются новые наследственные свойства. При комбинативной изменчивости уже имевшиеся у родителей и их предков гены и признаки по-новому комбинируются у потомков. Как вы думаете что такое модификационная – ненаследственная изменчивость? При ее прохождении изменения не касаются молекул ДНК – генов и хромосом. | Обсуждают задания, отвечают на вопросы. Работа по рисунку-таблице. |
II. Актуализация опорных знаний Контроль ранее изученного – 20 мин | Изменчивость поставляет материал для отбора. Пока существует изменчивость, особи даже одного вида, пола и возраста будут неоднородны. Следовательно, в дикой природе одни особи будут приспособлены лучше, а другие хуже. Так отбор позволяет сохранять для размножения особей с лучшими наследственными качествами, выбраковывая тех, у кого проявились нежелательные признаки. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Модификационная изменчивость не играет какой-либо существенной роли в эволюции, так как не передается следующим поколениям. Но эти изменения чрезвычайно важны. Они способствуют выживанию особей при резком изменении условий. Результатом вашей работы должна быть характеристика той или иной группы критериев по следующему плану: 1. Название группы критериев 2. На чём основываются критерии 3. Примеры видов для каждого критерия | По одному ученику из группы выполняют задания по карточкам. Остальные готовят вопросы другим группам и Сами повторяют пройденный материал. Подготовившись по инструктивным карточкам участники группы отвечают у доски на вопросы других групп. |
1 Контроль ранее изученного 10 мин. | Предлагает выбрать одного из участников группы для выбора 2 устного и письменного задания. Задания для 1 группы: Что такое вид? Задания для 2 группы: Назовите видовые критерии? Задания для 3 группы: Что такое популяция? | По одному ученику из группы выполняют задания по карточкам. Остальные готовят вопросы другим группам и сами повторяют пройденный материал. Участники группы отвечают у доски на вопросы. |
Закрепление материала 10 м | При определении вида нельзя пользоваться каким-либо одним критерием. Даже если этот критерий самый древний (морфологический) или основной (генетический). При использовании одного критерия неизбежны ошибки. Для достоверного установления видовой принадлежности необходимо использовать весь комплекс критериев. | Обсуждают задания в группе, выполняют. |
Оценивание 2 мин | Предлагает провести само – и взаимооценивание работы групп. | Заполняют оценочные листы. |
Рефлексия-2 мин | Предлагает написать мнение о уроке на стикерах, ответив на вопросы: С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке? | Учащиеся письменно пишут свое мнение об уроке |
Д/З. -1мин | Изучить §39, составить краткий конспект темы, закончить работы в рабочей тетради. Устно ответить на вопросы учебника. | .Записывают Д/З. стр. 189 -190. |