КГУ «Мостикская средняя школа»
Урок биологии на тему:
«Борьба за существование, ее причины и виды»
(9 класс)
Учитель биологии: Голяшова Е.В.
2015-2016 учебный год
Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.
Задачи:
Образовательные:
- изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции
- выявить причины борьбы за существование
- сформировать понятие о видах борьбы за существ
Развивающие:
- развить познавательный интерес учащихся
- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении
- развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)
- развивать инициативу, уверенность в своих силах
- развивать свои умения применять на практике
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям
Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный
Формы: групповая, индивидуальная, игровая
« Трудно жить на этом свете
В нём отсутствует уют,
Ветер воет на рассвете,
Волки зайчика грызут».
Организационный момент:
Конкурс № 1 «Приветствие»
Конкурс №2 « Разминка»
- Автор первой эволюционной теории. ( Ж.Б. Ламарк)
- Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)
- Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)
- Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)
- Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. ( эволюция)
- Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)
- Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.( Ж.Б. Ламарк)
- Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются ( биологический регресс)
- Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.( наследственность)
- Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)
Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.
Биологический прогресс
Биологический регресс
- Увеличение численности особей
- Расселение на обширных территориях
- Эволюционная неудача
- Эволюционный успех
- Вымирание
- Увеличение численности видов
- Сокращение численности видов
- Сокращение численности особей
- Сужение занимаемого ареала
Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.
Распределите их соответственно.
Конкурс №3 «Капитанский»
- Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)
- К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)
- А к чему приводит борьба за существование? ( к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)
- Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)
Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.
Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)
Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.
II. Изучение нового материала:
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:
- Неограниченной способности живых организмов к размножению.
- Ограниченности природных ресурсов.
Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:
А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).
Рассмотрим более подробно каждую форму
1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.
конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу
Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.
Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.
Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:
-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»
-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.
Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.
Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.
Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!
2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.
Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.
Причины межвидовой борьбы? (ответы детей: конкуренция за территорию, пищу, паразитизм т.е. конкуренция близкородственных видов, которые нуждаются в сходных условиях.
Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.
3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.
4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?
В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.
5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121