kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ «Мостикская средняя школа»

Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)

Учитель биологии: Голяшова Е.В.

2015-2016 учебный год

Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

 Задачи:

Образовательные:

  • изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции
  • выявить причины борьбы за существование
  • сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

  • развить познавательный интерес учащихся
  • развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении
  • развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах
  • развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. ( Ж.Б. Ламарк)
  2. Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)
  3. Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)
  4. Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)
  5. Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. ( эволюция)
  6. Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать     (биологический прогресс)
  7. Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.( Ж.Б. Ламарк)
  8. Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются      ( биологический регресс)
  9. Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.( наследственность)
  10. Процесс     в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

Биологический прогресс

Биологический регресс

  1. Увеличение численности особей
  2. Расселение на обширных территориях   
  3. Эволюционная неудача
  4. Эволюционный успех
  5. Вымирание
  6. Увеличение численности видов
  7. Сокращение численности видов
  8. Сокращение численности особей
  9. Сужение занимаемого ареала

Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.

Конкурс №3 «Капитанский»

  1. Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)
  2. К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)
  3. А к чему приводит борьба за существование? ( к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)       
  4. Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)

Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II. Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

  1. Неограниченной способности живых организмов к размножению.
  2. Ограниченности природных ресурсов.

Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.


конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы?  (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.

Причины межвидовой борьбы? (ответы детей: конкуренция за территорию, пищу, паразитизм т.е. конкуренция близкородственных видов, которые нуждаются в сходных условиях.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"»

КГУ «Мостикская средняя школа»






Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)






Учитель биологии: Голяшова Е.В.





2015-2016 учебный год


Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции

  • выявить причины борьбы за существование

  • сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

  • развить познавательный интерес учащихся

  • развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

  • развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)

  • развивать инициативу, уверенность в своих силах

  • развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая



« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. ( Ж.Б. Ламарк)

  2. Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

  3. Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)

  4. Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)

  5. Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. ( эволюция)

  6. Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)

  7. Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.( Ж.Б. Ламарк)

  8. Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются ( биологический регресс)

  9. Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.( наследственность)

  10. Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)


Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

Биологический прогресс

Биологический регресс



  1. Увеличение численности особей

  2. Расселение на обширных территориях

  3. Эволюционная неудача

  4. Эволюционный успех

  5. Вымирание

  6. Увеличение численности видов

  7. Сокращение численности видов

  8. Сокращение численности особей

  9. Сужение занимаемого ареала


Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.


Конкурс №3 «Капитанский»

  1. Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)

  2. К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)

  3. А к чему приводит борьба за существование? ( к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)

  4. Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)


Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II. Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

  1. Неограниченной способности живых организмов к размножению.

  2. Ограниченности природных ресурсов.


Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами) .

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.




конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу


Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.




Причины межвидовой борьбы? (ответы детей: конкуренция за территорию, пищу, паразитизм т.е. конкуренция близкородственных видов, которые нуждаются в сходных условиях.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.



4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод , к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"

Автор: Голяшова Елена Владимировна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Исчезновение видов растений и животных на Земле в эпоху научно-технического прогресса. Урок-исследование в 11 классе "
    ["seo_title"] => string(136) "ischieznovieniie-vidov-rastienii-i-zhivotnykh-na-ziemlie-v-epokhu-nauchno-tiekhnichieskogho-proghriessa-urok-issliedovaniie-v-11-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421493922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 17 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-17-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211718"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431677466"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Борьба за существование."
    ["seo_title"] => string(28) "bor_ba_za_sushchiestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "395090"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487910297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства