Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс
Рабочая программа по биологии разработана на основе: программы основного образования по биологии. 9 – 11 классы ( авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М Пакулова) 2004 год, государственного стандарта общего образования, утвержденного Министерством образования РМ (05.03.2004), примерной программы по биологии основного общего образования (базовый уровень).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении Утверждаю:
предметов естественно- математического Приказ № _____ от _____
цикла руководитель: Сиркина Е.А. Директор Т.П.Шестакова
Протокол № ______ от___________
Рабочая программа
учебного предмета
биология 9 класс
9 «А» 9 «Б» классы
Составитель: Куроедова Светлана Львовна
учитель биологии.
С. Кемля 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии разработана на основе: программы основного образования по биологии. 9 – 11 классы ( авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М Пакулова) 2004 год, государственного стандарта общего образования, утвержденного Министерством образования РМ (05.03.2004), примерной программы по биологии основного общего образования (базовый уровень).
На изучение курса биологии в 9 классе по учебному плану МОБУ Кемлянская СОШ на 2016-2017 год из образовательной области «Естествознание» отводится 2 часа в неделю 68 часов в год. Программа построена с учетом содержания учебника для 9 класса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» учебник для общеобразовательных учреждений. Каменский А.А. Крискунов Е.А, Пасечник В.В. – М .: Дрофа. 2014 г.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностям учащихся и с учетом образовательного уровня. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Изучение курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.
Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение лабораторных и практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления обучающихся с установленными правилами техники безопасности. Все лабораторные и практические работы подлежат обязательному оцениванию. В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихся по каждому разделу. Система уроков сориентирована не столько на передаче «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Предложен перечень литературы.
Целью изучения данного курса в 9 классе являются:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ 9КЛАСС»
ТЕМА 1. Введение (2 ЧАСА).
Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:
Знать / понимать: методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем. Значение биологических терминов: органические и неорганические соединения, клетка, ткань, орган, биологическая система.
Уметь: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы,
Содержание учебного материала:
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов.
Раздел 1. уровни организации живой природы. Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:
Знать / понимать: основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; химическую организацию клетки; неклеточные формы жизни- вирусы. Сущность воспроизведения организмов, его значение; формы бесполого размножения. Половое размножение;
Уметь: объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, объяснять процесс мейоза, сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи: Неорганическая химия: строение вещества, окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия: принципы организации органических соединений, углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика: свойства жидкостей, тепловые явления, законы термодинамики. Экология Охрана природы от воздействия отходов химических производств
Содержание учебного материала:
1. Молекулярный уровень (7 часов) Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы. Полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Катализаторы. Вирусы.
2. Клеточный уровень (14 часов)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Химический состав клетки и его постоянство. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Гены и хромосомы. Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты.
Автотрофы, гетеротрофы.Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Лабораторная работа 1 «Изучение строения клеток растений, животных и прокариот»
Демонстрация1. Модели клетки;
Демонстрация 2. Микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
3. Организменный уровень (13 часов)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Приемы выращивания и размножения растений ухода за ними. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация 3 микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Практическая работа.1 «Решение генетических задач» Лабораторная работа 2 «Митоз в корешках лука»
Лабораторная работа 3 «Выявление изменчивости организмов»
4. Популяционно- видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.
Лабораторная работа 4«Изучение критериев вида»
Изучение морфологического критерия вида Демонстрация 4 гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
5. Экосистемный уровень (5 часов)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Практическая работа 2. «Составление схем передачи веществ и энергии»
Демонстрация 5 Коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
6. Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. . Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Экологические кризисы.
Демонстрация 6 Моделей-аппликаций «биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2 ЭВОЛЮЦИЯ (8 ЧАСОВ)
Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:
Знать / понимать: Знать биологическую терминологию и символику.
Уметь: Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. Делать выводы на основе сравнения. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Межпредметные связи: Философия : идеи закономерностей существования мира; География: материки планеты с их биоразнообразием.
Содержание учебного материала:
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные положения теории эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация 7 Живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Возникновение и развитие жизни (5 часов )
Обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме:
Знать / понимать: Знать биологическую терминологию и символику. Понимать с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Уметь: Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать. Делать выводы на основе сравнения. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Межпредметные связи: Философия : идеи закономерностей существования мира; География: материки планеты с их биоразнообразием.
Содержание учебного материала:
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. . Доказательства эволюции. Краткая история развития органического мира. Усложнение растений в процессе эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
РАЗДЕЛ 3. Основы экологии (8 ЧАСОВ)
Содержание учебного материала:
Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Экологическая регуляция. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Практическая работа3. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся
объяснять: роль биологических теорий, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, , наследственных и ненаследственных изменений, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности
выявлять приспособления организмов к среде обитания, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравниватьбиологические объекты экосистемы и агроэкосистемы), пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и происхождения жизни и человека, , глобальные антропогенные изменения в биосфере,
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Поурочная проверка знаний, Тестирование лабораторно- практические работы с раздаточным материалом, работа с микроскопом, с учебными таблицами, с дополнительной литературой, итоговая проверка по разделам.
класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
9
• характеризовать общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссиипо обсуждению глобальных экологических проблем.
Тематическое планирование по биологии
9 класс
№
п/п
Наименование разделов и темы
Максимальная нагрузка учащегося, ч
Из них
Теоритическое обучение, ч
Лабораторные и практические работы, ч
Контрольная работа, ч
экскурсия
Самостоятельная работа,ч
1.
ВВЕДЕНИЕ
2
2
2.
Глава 1 МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ
7
7
В.К.Р
1
3.
Глава 2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
14
14
Л.р. 2
2
4.
Глава 3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ
13
13
Л.р.1. пр.р.1
К.р
1
5
Глава 4. ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ
3
3
Л.р.1
6
Глава 5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ
5
5
Пр.р.1
7
Глава 6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ
3
3
8
Глава 7. ЭВОЛЮЦИЯ
8
8
1
9
Глава 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ
5
5
1
10
Глава 9. ОРГАНИЗМ И СРЕДА
3
3
11
Глава 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК
5
4
Пр.р 1
Пр.А
Итого
68
67
7
3
Календарно- тематический план по биологии 9 класс.
№
№
п\п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Дата проведения занятий
Лабораторные и практические работы, ч.
Контр работ, ч.
Самост работа, ч.
Планируемая
9 «а»
Фактическая 9 «а»
Планируемая 9 «б»
Фактическая 9 «б»
Введение в общую биологию
2
1
1
Биология- наука о жизни.
Методы исследования в биологии. Техника безопасности при работе в кабинете биологии.
2
1
Сущность жизни и свойство живого
1. Уровни организации живой природы
7
3
1.1
Молекулярный уровень: общая характеристика.
Неорганические вещества клетки. §1.1
4
1.2
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. §1.2 1.3
5
1.3
Белки. Состав и строение. §1.4
6
1.4
Функция белков. §1.5
Входная контрольная работа
№1
7
1.5
Нуклеиновые кислоты. §1.6
8
1.6
АТФ . Биологические катализаторы. §1.7 1.8
9
1.7
Вирусы. §1.9
тест
2. Клеточный уровень
14
10
2.1
Основные положения клеточной теории. 2.1
11
2.2
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
2.2
12
2.3
Ядро. Строение и функции. 2.3
13
2.4
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. 2.4
14
2.5
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. 2.5
15
2.6
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. 2.6
тест
16
2.7
Различия в строении клеток эукариот и прокариот. 2.7
Т.Б
Л.р. №1 «Изучение строения клеток растений, животных и прокариот»
С целью получения необходимой информации для организации образовательного процесса и индивидуальной исследовательской работы используются материалы, предлагаемые на сайтах: Министерство образования РФ http:// www.ed.gov.ru Академия повышения квалификации и ПРО - http://ripc.rediline.ru Федеральный портал «Российское образование» - http:// www.edu.ru Федеральный Интернет образования - http:// fio.ru Сетевое объединение методистов (для учителей-предметников) - http:// center. fio.ru/som Научная электронная библиотека - http://elibrari.ru Интренет программа Youtube для посмотра он-лайн уроков, учебных видеофильмов через интернет. Активный пользователь образовательных сайтов: school-collection.edu.ru, www.uchportal.ru, www.uroki.net, www.kljaksa.net, openсlass.ru, методисты.ru, videouroki.net, www.edu.ru, window.edu.ru.,исследовательские работы "Portfolio",
● informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)
● college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
● bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
● bio.1september.ru - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
● kozlenkoa.narod.ru - Этот сайт Козленко А.Г. - преподавателя и для преподавателей, для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам - с помощью компьютера и Интернет.
Приложение
Контрольная работа по биологии 9 класс за первое полугодие
1 вариант
1.Изучение поведения птиц в природе главным образом проводится с помощью метода:
1).эксперимента 3)наблюдения
2. )измерения 4.)сравнения
2.биолгической системой низшего уровня :
1).биогеоценоз 3)клетка
2. )молекулярный 4.)биосфера
3.Фунцию биологических катализаторов выполняют:
1).углеводы 3)нуклеиновые кислоты
2. )белки 4.)глюкоза
4. Клеточная стенка отсутствует в клетках
1).грибов 3)бактерий
2. )растений 4.)животных
5.Внутриклеточный транспорт веществ осуществляет
1).лизосома 3)эндоплазматическая сеть
2. )рибосомы 4.)митохондрии
6. На рисунке изображен органоид клетки
1).митохондрия 3)пластиды
2. )клеточный центр 4.)комплекс Гольджи
7. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой ( не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью:
1) 25% 2) 75% 3) 50% 4) 100%
8. При половом размножении появляется
меньшее разнообразие генотипов и фенотипов, чем при бесполом
большее разнообразие генотипов и фенотипов, чем при бесполом
менее жизнеспособное потомство
4.потомство, менее приспособленное к среде обитании
9. Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам
Б)участвует в процессе клеточного кислородного дыхания
В) содержит пигмент- хлорофилл
Г)осуществляет процесс фотосинтеза
Д) содержит граны
Органоид: 1) Митохондрии 2) хлоропласты
А
Б
В
Г
Д
В2. Выберите три верных утверждения
Липиды выполняют функции
А) являются источником энергии
Б) являются носителем наследственной информации
В) обеспечивают терморегуляцию
Г) запас питательных веществ
Д)передача наследственной информации
Е)являются ферментами
С1. Чем бактериальная клетка отличается от клеток других царств живой природы?
Укажите не менее трех отличительных признаков
2 вариант
1Какой из перечисленных организмов не имеет клеточного строения
1).грибы 3)бактерии
2. )вирусы 4.)растения
2.Биологической системой высшего уровня является
1).организм 3)биосфера
2. )клетка 4.)популяция
3.Какую функцию выполняют ферменты
1).защитную 3)энергетическую
2. )каталитическую 4.)структурную
4.Биологические мембраны состоят из
1).белков и липидов 3)липидов и углеводов
2. )аминокислот и ДНК 4.)нуклеиновых кислот
5. В удалении поврежденных клеток, органоидов и их частей участвует:
1).лизосома 3)митохондрия
2. )ядро 4.)эндоплазматическая сеть
6. На рисунке изображен органоид клетки
1).митохондрия 3)пластиды
2. )клеточный центр 4.)комплекс Гольджи
7. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?
9) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости - …….
10) Синтез белка происходит на ……….
11) Избирательное выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей - ……….
12) Деление, при котором образуется две равноценные дочерние клетки - …………
В1. Установите соответствие.
Характеристика нуклеиновых кислот
А) Состоит из двух полинуклеотидных спирально закрученных в спираль цепей
Б)состоит из одной полинуклеотидной цепочки
В) содержит углевод рибозу
Г)содержит углевод дезоксирибозу
Д) состоит из нуклеотидов АУГЦ
ДНК 2) РНК
А
Б
В
Г
Д
Б2. Выберите три верных утверждения
Липиды выполняют функции
А) являются источником энергии
Б) являются носителем наследственной информации
В) обеспечивают терморегуляцию
Г) запас питательных веществ
Д)передача наследственной информации
Е)являются ферментами
С1.По каким признакам можно отличить растительную клетку от животной. клетки ?
Укажите не мене трех признаков
Итоговая контрольная работа 9 класс.
Вариант 1.
Часть А (выберите одно верное утверждение)
А1. Наука о взаимосвязях организмов между собой и их средой обитания – это
эволюция
экология
генетика
селекция
А2. Главный признак, по которому живое можно отличить от неживого, -
обмен веществ
уменьшение веса
изменение окраски
изменение формы
А3. Мономер белка – это
нуклеотид
глюкоза
аминокислота
дезоксирибоза
А4. Органические вещества окисляются в
рибосомах
митохондриях
лейкопластах
клеточном центре
А5. В клетках отсутствует ядерная оболочка у представителей царства
растений
животных
грибов
бактерий
А6. Ассимиляция органических соединений – это процесс
биосинтеза
гликолиза
окисления
гидролиза
А7. Органоиды, видимые в оптический микроскоп только во время деления клетки – это
рибосомы
митохондрии
хромосомы
лизосомы
А8. При половом размножении индивидуальное развитие организма начинается с образования
зародыша
зиготы
бластулы
гаструлы
А9. Период, начинающийся образованием зиготы и заканчивающийся рождением организма или выходом зародыша из яйца называют
онтогенезом
постэмбриональным
эмбриональным
адаптационным
А10. Промежуточный характер наследования признаков проявляется при
наследовании генов, сцепленных с полом
сцепленном наследовании
полном доминировании
неполном доминировании
А11. Наследственная информации организмов заключена в молекуле
аминокислоты
липида
ДНК
рРНК
А12. Абиотическими факторами для животных служат
другие животные, населяющие данное природное сообщество
температура и влажность их среды обитания
растения, которыми они питаются
микроорганизмы, которые вызывают заболевания у животных
А13. Сосна обыкновенная в природном сообществе выполняет роль
производителя органического вещества
потребителя органического вещества
разрушителя органического вещества
консумента
А14. Животные, длительно использующие другие организмы в качестве источника пищи и среды обитания, - это
жертвы
паразиты
хищники
хозяева
А15. Эволюционные изменения у животных, способствующие переходу к паразитическому образу жизни относят к
общей дегенерации
идиоадаптации
онтогенезу
ароморфозу
Часть В.
Выберите три правильных ответа (запишите их в алфавитном порядке в виде последовательности букв без пробелов и других символов)
В1. Клетка эукариот, в отличие от клетки прокариот, имеет
Рибосомы
Митохондрии
Цитоплазму
Оболочку
Эндоплазматическую сеть
Комплекс Гольджи
В2. Бесполое размножение осуществляется
С помощью семян
С помощью спор
Вегетативным способом
Почкованием
Партеногенетически
При участии гамет
В3. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, которой его относят. В таблице напротив позиции первого столбца запишите букву, соответствующую позиции второго столбца. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1
2
3
4
5
6
ПРИМЕР ФАКТОРА ГРУППА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
1. атмосферное давление А) абиотические факторы
2. водные насекомые Б) биотические
3. почвенные бактерии
4. степень освещенности
5. соленость морской воды
6. грибы-сапротрофы
Часть С.
Дайте на вопрос краткий ответ, включающий в себя не менее двух элементов ответа:
С1. Какие функции выполняют белки?
Итоговая контрольная работа Вариант 2. Часть А (выберите одно верное утверждение)
А1. Наука о наследственности и изменчивости – это
генетика
селекция
экология
цитология
А2. Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к
изменению размеров
адаптации к среде
разрушению
газообмену
А3. Информация о признаках организма заключена в клетке в молекулах
ДНК
липидов
углеводов
тРНК
А4. Синтез белков осуществляется на
лизосомах
вакуолях
хромосомах
рибосомах
А5. Клетки организмов, не имеющие оформленного ядра, - это клетки
грибов
водорослей
бактерий
простейших
А6. Конечные продукты окисления углеводов и жиров, это
вода и углекислый газ
аминокислоты и мочевина
глицерин и жирные кислоты
глюкоза и гликоген
А7. В ядре содержится особое вещество из которого перед делением образуются
рибосомы
митохондрии
хромосомы
лизосомы
А8. Генотип дочернего организма значительно отличается от генотипа родительских организмов при
половом размножении
бесполом размножении
вегетативном размножении
почковании
А9. Стадию образования шарообразного однослойного зародыша у позвоночных животных называют
дроблением
гаструлой
бластулой
зиготой
А10. Особь с рецессивными признаками, которую используют в анализирующем скрещиванием, имеет генотип
АаВв
АаВВ
ААвв
аавв
А11. Темный цвет глаз и волос определенного человека, характеризуют
действие одного гена
его генофонд
его фенотип
проявление всех генов
А12. Абиотические факторы для растений это
бактерии, которые вызывают у них заболевания
минеральные соли, которые они поглощают из почвы
другие растения, произрастающие в данном сообществе
животные, которые используют их для питания
А13. Водная среда жизни в отличие от наземно-воздушной характеризуется
резким колебанием температур
высокой скоростью распространения света
повышенным содержанием кислорода
большой плотностью
А14. Большинство животных в природном сообществе выполняют роль
производителей органического вещества
потребителей органического вещества
разрушителей органического вещества
симбиотических организмов
А15. В конкурентные взаимоотношения в одном водоеме вступают
жуки-плавунцы и мальки рыб
ежи и змеи
щуки и окуни
дафнии и инфузории
Часть В.
Выберите три правильных ответа (запишите их в алфавитном порядке в виде последовательности букв без пробелов и других символов)
В1. Клетка прокариот имеет
Митохондрии
Вакуоли
Рибосомы
Цитоплазму
Оболочку
Лизосомы
В2. Стадии эмбрионального развития млекопитающего
зигота
сперматогенез
онтогенез
созревание
бластула
гаструла
В3. Установите соответствие между примером организмов и типом их биологической взаимосвязи. В таблице напротив позиции первого столбца запишите букву, соответствующую позиции второго столбца. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1
2
3
4
5
6
ПРИМЕР ОРГАНИЗМОВ ТИП ВЗАИМОСВЯЗИ
1. малярийный плазмодий и малярийный комар А) паразитизм
2. блохи и шимпанзе Б) хищничество
3. синицы и насекомые
4. пресноводные гидры и мелкие рачки
5. совы и лемминги
6. трутовик и береза
Часть С.
Дайте на вопрос краткий ответ, включающий в себя не менее двух элементов ответа: