Пояснительная записка к рабочей программе по предмету биология (6 класс)
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету биология (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по биологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по предмету биология (6 класс) »
МБОУ «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
к рабочей программе
по предмету Биология 6 класс
Учитель биологии:
Жеребцова Любовь Николаевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Составитель: Жеребцова Любовь Николаевна
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по биологии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 классы. - М.: «Вента-Граф», 2012).
В системе предметов общеобразовательной школы курс биологии представлен в предметной области «Естественно-научные предметы». Назначение предмета «Биология» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.
Для достижения поставленных целей в 6 классе необходимо решение следующих задач:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно - научных представлений о картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
-освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Для обучения биологии в МБОУ «Богатищевская СОШ» выбрана содержательная линия УМК по биологии И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по биологии состоят в том, что они являются базовым звеном в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям гимназии и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по биологии в 6 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
1) Пономарева И.Н.; Корнилова О.А.; Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2013.
3) Пономарева И.Н.; Корнилова О.А.; Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники Рабочая тетрадь 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2013.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
1) Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания Дидактические материалы 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2013.
2) Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З., Никишова Е.А. Биология. Тематические и итоговые контрольные работы 5-9 классы. Дидактические материалы - М.: Вентана-Граф, 2013.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическоеобеспечение учебного предмета Биология в 6 классе:
2) Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс Дидактические карточки- М.: Вентана-Граф, 2013.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ. Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
пояснительная записка с определением целей изадач основного общего образования с учётом специфики предмета «Биология» (6 класс).
календарно-тематическое планирование1 с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы
по биологии к концу 6 класса
Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания.
Тема 4. Классификация живых организмов (11ч)
Обучаемый научится: объяснять биологические понятия; выделять общие признаки организмов, классифицировать организмы по группам; называть признаки царства живой природы; проводить наблюдения за живыми организмами; ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты.
Обучаемый получит возможность научиться: соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивание и размножение культурных растений, домашних животных.
Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (12ч)
Обучаемый научится: развивать общенаучные навыки работы с текстом; высказывать предположения, заполняя таблицу; применять методы биологической науки для изучения живых организмов: проводить наблюдение, описывать и объяснять результаты; решать поисковые задачи;
Обучаемый получит возможность научиться: находить информацию растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её; осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
Тема 6. Природные сообщества. Экосистема (8ч)
Обучаемый научится: составлять схемы пищевых связей природных сообществ; излагать свое отношение к природе родного края; проводить самоконтроль биологических терминов; использовать рисунок как источник информации; анализировать результаты опытов; делать практические выводы; разрабатывать проекты по изучению живых организмов.
Обучаемый получит возможность научиться: находить информацию о растениях и животных, анализировать и оценивать её; выделять эстетические достоинства объектов живой природы.
Тема 7. Биосфера - глобальная экосистема (3ч)
Обучаемый научится: приводить доказательства единства живой и неживой природы; называть свойства живого; оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников; обсуждать материалы в ходе экскурсии в природу; давать определения базовых понятий, о необходимых для изучения целостного школьного курса биологии.
Обучаемый получит возможность научиться: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Тема 8. Задание на лето (1ч)
Обучаемый научится: проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты; воспитывать в себя качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы.
Обучаемый получит возможность научиться: планировать собственную деятельность по изучению природы.