kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета Биология 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Биология 8 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»





Рабочая программа

учебного предмета

Биология 8 класс

( 8 «А» 8 «Б» классы)







Составитель: Куроедова Светлана Львовна

учитель биологии.


















с. Кемля 2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) .

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии в 8 классе по учебному плану МОБУ Кемлянская СОШ на 2016-2017 год из образовательной области «Естествознание» отводится 2 часа в неделю 68 часов в год

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение данного курса биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение 1ч

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Планируемые результаты: уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Знать определения терминов; анатомия, физиология, психология и гигиена.


  1. Происхождение человека 2 ч

Место человека в систематике. Доказательства животного проис­хождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Планируемые результаты: Уметь приводить доказательства животного происхождения человека, раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции , доказывать происхождение и единство рас человек.

  1. Строение организма 5 ч

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Ор­ганоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль фер­ментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физио­логического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Планируемые результаты: уметь анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы. Называть части и органоиды клеток организма человека, раскрывать функции главных органоидов клеток, называть типы тканей, уметь работать с микроскопом

3. Опорно –двигательная система 8 ч

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их мак­ро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособ­ление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связан­ные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их ре­гуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выяв­ление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суста­вов. Планируемые результаты: знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,

находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

4. Внутренняя среда организма 3 ч

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лим­фа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и формен­ные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Спе­цифический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной за­щите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болез­ни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Планируемые результаты: Знать определения термина иммунитет, инфекционные заболевания, называть компоненты внутренней среды организма, распознавать на таблицах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты знать их функции, обосновывать значение прививок и лечебных сывороток.

5. Кровеносная и лимфатическая системы организма 7 ч

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Довра­чебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Планируемые результаты: Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс, раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.

6. Дыхательная система 5 ч

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыха­тельных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздуш­ной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюоро­графия. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при уду­шении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологи­ческая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Ре­анимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Планируемые результаты: знать сущность процесса дыхания, значение в обмене веществ , знать механизм дыхательных движений, вдоха и выдоха, обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания, уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания .

7. Пищеварительная система 6 ч

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеваритель­ной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Планируемые результаты: знать сущность биологических процессов: питание и пищеварение. Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, уметь ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов. Знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.

8 . Обмен веществ и энергии 4 ч

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых су­ществ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,

углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нор­мы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ем­кость пищи. Планируемые результаты: знать; понятия об обмене веществ и энергии. Доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. Иметь представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; объяснять роль витаминов в организме уметь применять полученные знания

9. Покровные органы. Терморегуляция. 4 ч

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зави­симости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болез­ни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обмо­рожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная по­мощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепло­вом и солнечном ударе. Планируемые результаты: знать функции и строение кожи, механизмы терморегуляции и закаливания, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;

Выделительная система.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их пре­дупреждение. Планируемые результаты: понять роль выделения продуктов обмена веществ из организма, особенности строения выделительной системы

10. Нервная система человека 5 ч

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпати­ческий и парасимпатический подотделы автономной нервной систе­мы. Их взаимодействие. Планируемые результаты: знать строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга. рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции строение и функции рефлекторной дуги, уметь работать с биологическими таблицами, схемами. Уметь разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций

11. Анализаторы 6 ч

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достовер­ность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их пре­дупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Планируемые результаты: знать органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора, объяснять значение анализаторов. Соблюдать гигиену зрения, слуха и равновесия, органов обоняния и вкуса, осязания (кожи); применять меры первой помощи при их нарушениях

12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5 ч

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нерв­ной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие централь­ного торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-тор­можения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: ус­ловные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стерео­тип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Снови­дения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведе­ния. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших пси­хических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представле­ния, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмо­циональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Вни­мание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его ос­новные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, па­мяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Планируемые результаты: уметь раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней

13. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы. Причины Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы сахарного диабета. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.

Планируемые результаты: знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции , уметь раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; показывать отличие желез внешней и внутренней секреции


14. Индивидуальное развитие организма 5 ч

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в оп­ределении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Обра­зование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беремен­ность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкого­ля, парко гиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, пе­редающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилак­тика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ре­бенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, об­щественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхож­дения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Планируемые результаты: знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма, основные этапы развития человека после рождения;

Доказывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство



4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • место и роль человека в системе органического мира;

  • сходства и отличия человека от животных;

  • уровни организации организма человека;

  • процессы жизнедеятельности организма человека;

  • взаимосвязь строения и функций органов человека;

  • особенности второй сигнальной системы;

  • особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;

  • предотвращение болезней ЗОЖ;

  • основные меры профилактики здоровья человека.


5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


  • находить органы человека; -

  • распознавать системы органов на таблицах, рисунках; -

  • проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

  • определять нормы рационального питания;

  • анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье.

  • составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,

  • находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Поурочная проверка знаний, тестирование, лабораторно- практические работы с раздаточным материалом, работа с микроскопом, с учебными таблицами, с дополнительной литературой, итоговая проверка по разделам.


класс

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

8

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.


• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС»

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, (этап урока)

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, (этап урока)

I .

Введение

1

1





II.

Тема1. Происхождение человека.

2

2





III.

Тема.2 Строение организма.

5

5

1 пр, 1 л.р

К.р



 IV

Тема 3 Опорно-двигательная система.

8

8

4 л.р.



1

 V

Тема 4. Внутренняя среда организма.

3

3





 VI

Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

7

7

3 л.р. 1пр.



1

 VII

Тема 6. Дыхательная система.

5

4

1 л.р.

К.р.



 VIII

Тема 7. Пищеварительная система.

6

6

1 л.р.



1

 IX

Тема 8. Обмен веществ и энергии.

4

4





 X

Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система

4

4





 X I

Тема 10. Нервная система человека.

5

5




1

 XII

Тема 11. Анализаторы  .

6

6




1

XIII

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

5

2 л.р.




X IV

Тема 13. Эндокринная система.

2

2





 XV

Тема 14. Индивидуальное развитие организма.

5

4


К. р.



 

Итого:

68 часов

66

14

3






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС


п/п


Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды самостоятельной работы


Дата проведения занятия

Лабораторные и практические работы, ч.

Контр работ, ч.

Самост работа, ч.

планируемая

фактическая

планируемая

фактическая



Введение.

1








1


Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. §1.2 Т.Б

1









1

Тема 1. Происхождение человека

2








2

1.1

Систематическое положение человека. §3

1








3

1.2

Историческое прошлое людей. Расы человека. §4.5

1









2

Тема 2. Строение организма.

5








4

2.1

Общий обзор организма. §6

1

Пр.р №1. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»


15





5

2.2

Клеточное строение организма. §7

1








6

2.3

Ткани. (до нервной ткани) §8 Т.Б

1

Л.р №1 «Изучение микроскопического строения тканей»


№22

23





7

2.4

Нервная ткань. §8 Рефлекторная регуляция. §9

1








8

2.5

Входная контрольная работа Обобщающий урок « Строение организма». (43 -44)

1


1







3

Тема 3. Опорно - двигательная система.

8












9

3.1

Строение костей. §10

1

Л.р.№ 2 « Микроскопическое строение кости»


№34





10

3.2

Скелет человека. Осевой скелет. §11

1








11

3.3

Скелет конечностей. §12

1








12

3.4

Строение мышц. §13

1

Л.р. №3 «Мышцы человеческого тела» (с.64)


№45





13

3.5

Работа скелетных мышц и их регуляция. §14

1

№4 «Утомление при статической работе» (с.72)







14

3.6

Нарушение осанки и плоскостопие.§15

1

№5 «Осанка и плоскостопие» (с.75)







15

3.7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. §16

1








16

3.8

Обобщающий урок «Опорно - двигательная система». (стр 79-80)

1



тест






4

Тема 4. Внутренняя среда организма.

3








17

4.1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. §17

1








18

4.2

Иммунитет. §18

1








19

4.3

Иммунология на службе здоровья. §19 .стр100.

1









5

Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы.

7








20

5.1

Транспортные системы организма. §20

1








21

5.2

Круги кровообращения. §21

1

№6 «Функция венозных клапанов» (с. 109)







22

5.3

Строение и работа сердца. §22

1








23

5.4

Движение крови по сосудам. §23

1

№ 7« Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» (с. 117)







24

5.5

Гигиена сердечно- сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. §24

1

№8 «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку»







25

5.6

Первая помощь при кровотечениях. §25


1

Пр.р. №2 «Изучение приемов остановки кровотечений»








26

5.7

Обобщающий урок «Внутренняя среда организма». (стр 100. 129-130)

1



тест






6

Тема 6. Дыхательная система.

5








27

6.1

Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей. §26

1








28

6.2

Легкие. Легочное и тканевое дыхание. §27

1








29

6.3

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.§28

1








30

6.4

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.§29

1

№9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (с.147)







31

6.5

Контрольная работа 2.

1


2







7

Пищеварение.

6








32

7.1

Питание и пищеварение. §30

1








33

7.2

Пищеварение в ротовой полости. §31

1








34

7.3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. §32

1

№10 «Действие слюны на крахмал» (стр. 170)







35

7.4

Функции тонкого т толстого кишечника. Всасывание. §33

1








36

7.5

Регуляция пищеварения. §34

1








37

7.6

Предупреждение желудочно - кишечных инфекций. §35

1









8

Тема 8. Обмен веществ и энергии.

4








38

8.1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. §36

1








39

8.2

Витамины. §37

1








40

8.3

Энерготраты человека и пищевой рацион. §38

1








41

8.4

Обобщающий урок «Пищеварение. Обмен веществ». (стр 198)

1



тест






9

Тема 9. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4








42

9.1

Кожа – наружный покровный орган. §39

1








43

9.2

Уход за кожей. Болезни кожи. §40

1








44

9.3

Терморегуляция организма. Закаливание. §41

1








45

9.4

Выделение. §42 (стр 217-218)

1









10

Тема 10. Нервная система.

5








46

10.1

Значение нервной системы. §43

1








47

10.2

Строение нервной системы. Спинной мозг. §44

1








48

10.3

Строение головного мозга. §45

1








49

10.4

Функции переднего мозга. §46

1








50

10.5

Самотический и автономный отделы нервной системы. §47

1



тест






11

Тема 11. Анализаторы. Органы чувств.

6








51

11.1

Анализаторы. §48

1








52

11.2

Зрительный анализатор. §49

1








53

11.3

Гигиена зрения предупреждение глазных болезней. §50

1








54

11.4

Слуховой анализатор. §51

1








55

11.5

Органы равновесия, кожно– мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. §52

1








56

11.6

Обобщающий урок «нервная система. Органы чувств». (стр 239- 240, 263- 264)

1



тест






12

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5








57

12.1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. §53

1








58

12.2

Врожденные и приобретенные программы поведения. §54

1







59

12.3

Сон и сновидения. §55

1








60

12.4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. §56

1

№11 «Выработка навыков зеркального письма…» 276







61

12.5

Воля, эмоции, внимание. §57 ( стр. 295-296)

1

№ 12 «Измерение числа колебаний образа» (с. 293)








13

Тема 13. Эндокринная система.

2








62

13.1

Роль эндокринной регуляции. §58

1








63

13.2

Функция желез внутренней секреции. §59 (с. 306)

1










14


Тема 14. Индивидуальное развитие организма.


5








64

14.1

Жизненные циклы. Размножение. §60

1








65

14.2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. §61

1








66

14.3

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. §62

1








67

14.4

Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. §63. §64.

1








68

14.6

Промежуточная аттестация

1


К.р.№3








Итого 68 ч.


Л.р.12 Пр.р 2.

3 К.р






























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИИ» 8КЛАСС.

1.Перечень оборудования

Компьютер

мультимед - проектор цифровые микроскопы световые микроскопы микроскопы с подсветкой

2. Перечень наглядных и дидактических материалов

комплект микропрепаратов «Анатомия»

комплект «Портреты ученых»

Комплект «Происхождение человека»

Комплект «Человеческие расы»

СД. 1С: Репетитор Биология {весь школьный курс)

СД. Электронный атлас для школьника «Анатомия» 8 кл.

СД. Библиотека электронных наглядных пособий Биология 6-9 кл.

3. Комплект таблиц

Комплект таблиц «биология человека в таблицах». Комплект таблиц «Строение тела человека» рельефные. Комплект таблиц «Гигиена человека»

4. Набор моделей по строению

Скелет человека на подставке

позвонки

скелет конечностей

череп человека

торс человека

торс человека разборная модель

модель строения мозга человека

Набор моделей внутренних органов человека

Набор демонстрационных карточек по анатомии и физиологии

модель органа зрения

модель органа слуха

слуховые косточки

гортань

оптическая система глаза

Набор по анатомии (рельефные таблицы)


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2014г.


1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.

2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику 3. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2011г.

4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

5. Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;

7. Биология. Контрольно – измерительные материалы 8 класс Москва. «ВАКО» 2011 г. 107 с.

8. Г.И. Лернер. Человек (анатомия, физиология, гигиена) поурочные тесты и задания .Москва « Аквариум» 1998. 238 с.

9. Ващенко О.Л. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11 классы. Издательство «учитель» Волгоград2012г. 367с

10. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах. Санкт- Петербург «Издательство «Тригон» 2006г 127 с.

11. Биология и анатомия Универсальная энциклопедия школьника. Минск ТОО «Харвест» 1996 г.528с.

12. Сергеев Б. Занимательная физиология. Москва 1969335 с.

13. Якушкина Е.А. Биология 5-9 классы Проектная деятельность учащихся. Волгоград 2009г. 186 с.



СПИСОК ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ. 


MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,

  • «Уроки биологии в 8 классе».

  • «Анатомический атлас», 2005

 

С целью получения необходимой информации для организации образовательного процесса и индивидуальной исследовательской работы используются материалы, предлагаемые на сайтах: Министерство образования РФ http:// www.ed.gov.ru  Академия повышения квалификации и ПРО - http://ripc.rediline.ru  Федеральный портал «Российское образование» - http:// www.edu.ru  Федеральный Интернет образования - http:// fio.ru  Сетевое объединение методистов (для учителей-предметников) - http:// center.  fio.ru/som Научная электронная библиотека - http://elibrari.ru  Интренет программа Youtube для посмотра он-лайн уроков, учебных  видеофильмов через интернет. Активный пользователь образовательных сайтов: school-collection.edu.ru,  www.uchportal.ru, www.uroki.net, www.kljaksa.net, openсlass.ru, методисты.ru, videouroki.net, www.edu.ru, window.edu.ru.,исследовательские работы "Portfolio",

● informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)

 ● college.ru  - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

 ● bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

● bio.1september.ru - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

● kozlenkoa.narod.ru - Этот сайт Козленко А.Г. - преподавателя и для преподавателей, для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам - с помощью компьютера и Интернет.


























Приложение

Контрольная работа 8 класс за I полугодие.

I вариант.

Блок «А». I. Выберите правильный ответ.

1.Какую из функций кровь не выполняет

1) секреторную         2) гуморальную

3) выделительную     4) защитную

2. Какая ткань имеет многоядерные волокна?

1) поперечно-полосатая мышечная   2) гладкая мышечная 3) нервная   4) соединительная

3. К чему прилегает надкостница?

1) к суставному хрящу           2) к костным канальцам

3) к костным пластинкам     4) к компактному веществу кости

4. Что вызывает грипп?

1) палочка Коха                 2) вирус гриппа

3) бледная трепонема         4) ВИЧ

5. Где образуются клетки крови?

1) в правом предсердии       2) в спинном мозге

3) в лимфатических узлах    4) в красном костном мозге

 6. Костная ткань представляет собой разновидность ткани

   1)     эпителиальной                2)соединительной

   3)     мышечной гладкой         4) мышечной поперечнополосатой

 7. Соединения костей, при которых многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой, относят к типу

   1)     подвижных             2)малоподвижных

   3)     полуподвижных         4)неподвижных

 8. Рост кости в толщину происходит за счет деления клеток

1)        желтого костного мозга      

2)         надкостницы, сросшейся с костью

3)         наружного плотного вещества

4)         внутреннего губчатого вещества

 9. Увеличение в процессе эволюции у человека размеров мозгового отдела черепа по сравнению с лицевым способствовало

   1)      развитию у него мышления         2)          надземному образу жизни

   3)      редукции волосяного покрова     4)       использованию животной пищи

10. У здорового человека, в отличие от человека, страдающего плоскостопием,

   1)      своды стопы опущены               2) мышцы ног быстро утомляются

   3)      кости плюсны распластаны     4) стопа пружинящая

11. Какую группу крови имеет «универсальный реципиент»

  1. I 3. III

  2. II 4. IV

12. Газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью происходит в

1) бронхиолах 3)гортани

2) трахее 4) альвеолах

13. В основе газообмена лежит процесс

1)осмоса 3)вентиляции

2)дыхания 4) диффузии

14. Органические вещества придают костям

1) твердость 3)мягкость

2) прочность 4) гибкость и упругость



Блок «В»

В1. Выберите три верных ответа. Какие особенности строения скелета сформировались у человека в связи с прямохождением?

  1. большой палец руки хорошо развит и противо­поставлен остальным

  2. стопа имеет свод

  3. на нижней челюсти развит подбородочный вы­ступ

  4. мозговой отдел черепа преобладает над лице­вым

  5. грудная клетка расширена с боков

  6. в поясничном отделе расположены наиболее массивные позвонки

Ответ




В2. Вставьте в текст пропущенные слова. Последова­тельность цифр запишите в таблицу

Строение органов дыхания

Воздухоносные пути начинаются (А). Сли­зистую оболочку дыхательных путей выстилает------(Б). Вход в гортань при глотании закрывает------------ (В), Легкие образованы-------- (Г).

  1. щитовидный хрящ

  2. бронхи

  3. носовая полость

  4. призматический эпителий

  5. надгортанник

  6. альвеолы

  7. мерцательный эпителий

Ответ:

А

Б

В

Г






Блок «С»

С 1. Что такое вакцина и лечебная сыворотка?


Контрольная работа 8 класс за I полугодие.

I I вариант.

1. При вывихе, оказывая первую доврачебную помощь, необходимо

   1)      вправить вывих    

 2)     согреть поврежденный сустав

   3)      приложить к суставу пузырь со льдом или холодной водой и обездвижить его

   4)      стремиться делать в поврежденном суставе как можно больше движений

 2. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа

1)      височная, теменная         2)            лобная, теменная

3)      затылочная, теменная     4) затылочная, лобная

 3. Какие мышцы приводят в движение кожу лица, придают лицу определенное выражение?

   1)      гладкие               2)  жевательные

   3)      мимические         4) шейные

 4. К соединительной ткани относится:

1) мышечная;   2) хрящевая;

3) нервная;             4) железистая.

 5.Трубчатой костью является:

1) плечевая           2) ключица;

3) лопатка;           4) коленная чашечка.

 6.Подвижно соединены:

1) ребра и грудина;

2 лицевые кости черепа;

3) бедро и голень;

4) кости основания черепа.

 7.Наложение шины на сломанную кость:

1) предупреждает смещение обломков кости;     2) уменьшает кровотечение;

3) уменьшает отек;                         4) препятствует проникновению микробов в рану.

 8.Для формирования правильной осанки нужно:

1 меньше бегать;                         2) носить портфель в правой руке;

3) чередовать виды мышечной деятельности;         4) спать в мягкой постели.

 9. Эритроциты участвуют в:

1) переносе кровью питательных веществ и продуктов обмена;

2) переносе кровью кислорода и углекислого газа.

3) свертывании крови;

4) в фагоцитозе.

10. Средний слой стенки сердца образован:

1) соединительной тканью;     2) мышечной тканью;

3) эпителиальной тканью;         4) нервной тканью.

 11. Организм человека постоянно подвергается воздействию огромного числа болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, но не заболевает, если:

1) у него имеется естественный иммунитет;

2) человек постоянно принимает лекарства от многих болезней;

3) постоянно уничтожает все болезнетворные микроорганизмы вокруг себя;

4) соблюдает строгий режим питания.

 12. Фагоцитозом называют:

1) способность лейкоцитов выходить из сосудов;

2) уничтожение лейкоцитами бактерий, вирусов;

3) перенос эритроцитами кислорода от легких к тканям.

4) невосприимчивость организма к инфекциям.

 13. Какое количество тромбоцитов содержится в 1 мм3 крови человека

  1. 1

  2. 26-8 тыс

  3. 34,5-5 млн

  4. 450-70 тыс

14. Голосовые связки расположены в

1) носоглотке 3) трахее

2) бронхах 4) гортани

 

Блок «В»

В 1. Установите соответствие между типами костей и их примерами:

ПРИМЕРЫ                                                                                   ТИПЫ КОСТЕЙ

А. большая берцовая кость                                                         1. трубчатая

Б. бедренная                                                                                2. плоская

В. тазовая

Г. затылочная

Д. плечевая

Е. лопатка

 

 В 2. Выберите три верных ответа. Что из перечислен­ного характерно для малого круга кровообраще­ния?

  1. начинается в левом желудочке

  2. начинается в правом желудочке

  3. по артериям движется артериальная кровь

  4. по венам движется артериальная кровь

  5. заканчивается в правом предсердии полыми венами

  6. заканчивается в левом предсердии легочными венами

Ответ:




Блок «С»

С1. В чем заключается взаимосвязь функций кровеносной и дыхательной систем?






Итоговая контрольная работа по биологии  8 класс

 

Вариант 1

Часть А.

А1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах:

 а) анатомия   б) генетика в) физиология  г) психология

А2.  Выберите черты сходства между человеком и млекопитающими: 

а) наличие ушной раковины   б) прямохождение  в)  мозговой отдел черепа преобладает над лицевым  г) речь как средство общения

А3. О какой клеточной структуре идет речь: передает информацию дочерним клеткам с помощью хромосом при делении:

  а) митохондрии б) лизосома в) ядро   г) клеточный центр 

А4. Опорно-двигательная система состоит из:

а) костей и мышц б) мышц и сухожилий в) мышц г) костей

А5. Кровь относиться к тканям:

а) нервным б) мышечным в) соединительным г) эпителиальным

А6. Какую функцию выполняют тромбоциты:

а) переносят кислород б) уничтожают микробы в) вырабатывают антитела г) участвуют в свертывании крови

А7. В пищеварительном тракте белки расщепляются до

а) аминокислот б) нуклеотидов в) глюкозы г) глицерина

А8. Структурной и функциональной единицей почки является

а) корковое вещество б) почечная лоханка в) мозговое вещество г) нефрон

А9. Нервная система не выполняет функцию:  

 а) транспорт питательных веществ   б) нервная регуляция   в) связь организма с внешней средой  Г) согласованная деятельность органов

А10. Повреждение чувствительных нервов в пальцах рук приводит к тому, что человек

а) не сможет произвольно двигать пальцами б) не сможет сжать кисть в кулак

в) не ощутит прикосновения холодного предмета г) не сможет удерживать предмет рукой

А11. За координацию движений отвечает

а) мозжечок        б) продолговатый мозг        в) промежуточный мозг         г) средний мозг

А12.  Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией? 

  а) сетчатка   б) зрачок   в) стекловидное тело    г) хрусталик

А13. Барабанная перепонка находится

а) на границе между средним и внутренним ухом б) между наковальней и стремечком

в) между улиткой и вестибулярным аппаратом г) на границе между наружным и средним ухом

А14. Выделение слюны при попадании пищи в рот – это пример

а) условного рефлекса б) безусловного рефлекса в) элементарной рассудочной деятельности в) торможения

А15. Каким образом нельзя заразиться СПИДом: 

  а) воздушно-капельным   б) при переливании крови   в) при кормлении материнским молоком   г) половым способом

А16. Желчь поступает  в

а) 12-перстную кишку        б) желудок        в) пищевод        г) слепую кишку


Часть В.

В1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Безусловными являются рефлексы.

  1. врожденные

  2. проявляющиеся в ответ на строго определенные внешние раздражители

  3. частично или полностью исчезающие со временем

  4. приобретенные в процессе жизни

  5. постоянные и не затухающие в течение жизни

  6. для образования которых необходимы два раздражителя


В4. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


ОРГАНЫ

А) печень

Б) сердце

В) двенадцатиперстная кишка

Г) пищевод

Д) лёгкие

Е) трахея

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

  1. грудная полость

  2. брюшная полость


А

Б

В

Г

Д

Е








Часть С.

С1. Почему желудочно-кишечные инфекции называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?


Итоговая контрольная работа по биологии  8 класс

 

Вариант 2

Часть А.

А1 Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха:

 а) экология   б) гигиена    в) эмбриология   г) цитология

А2. Какую функцию выполняет клеточная мембрана:

а) участвует в делении клеток  б) синтез белка

в) обмен веществами между клетками и межклеточным веществом г) самоочищение клетки 

А3. Передняя прозрачная часть белочной оболочки (склеры) – это:

а) радужка б) стекловидное тело в) глазница г) роговица

А4. У взрослого человека зубов

а) 12                б) 24                в) 32                г) 46

А75 Главным органом выделительной системы является(ются)

а) мочевой пузырь  б)почки        в) мочевыделительный канал  г) мочеточники

А6. Слуховые косточки в среднем ухе – это

а) стремечко и молоточек        б) наковальня и стремечко        

в) барабанная перепонка, молоточек и наковальня        

г) молоточек, наковальня и стремечко

А7. Нервные клетки называют:  

  а) аксоны   б) нейроны  в) дендриты    г)синапсы

А8. Координация произвольных движений, сохранение положения тела в пространстве, регуляция мышечного тонуса и равновесия – это функции:

  а) переднего мозга   б) продолговатого  

   в) мозжечка          г) среднего мозга

А9. Способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом:

 а) раздражимость б) сердечный цикл    в) автоматия    г) кровоснабжение

А10. Внутреннюю среду организма образуют:

а) кровь и лимфа б) тканевая жидкость и кровь в) лимфа и тканевая жидкость

г) тканевая жидкость, кровь и лимфа

А11. Газообмен происходит в :

а) гортани б) носоглотке в) легких г) бронхах

А12. Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, - это:

а) витамины б) гормоны в) ферменты г) субстраты

А13. Отсутствие какого витамина в организме вызывает цингу:

а) А    б) В1    в) С     г) D

А14. Сахарный диабет развивается при недостаточной выработке гормона:

а) инсулина  б) роста  в) норадреналина  г) адреналина

А15. Вестибулярный аппарат расположен в

а) внутреннем ухе        б) наружном ухе        в) слуховой трубе        г) среднем ухе

А16. Зрительная зона расположена в …. доле больших полушарий.

А) височной                б) затылочной        в) лобной        г) теменной


Часть В


В1. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К мочевыделительной системе относятся:

1) печень  2) почки  3) селезенка  4) мочеточники  

5) мочевой пузырь 6) поджелудочная железа

В2. Установите соответствие

Особенности пищеварения

А) происходит механическая переработка пищи                        1) ротовая полость

Б) происходит неполное расщепление белков                        2) желудок

В) происходит неполное расщепление углеводов                

Г) пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Д) ферменты активны в слабощелочной среде

Е) ферменты активны в кислой среде


А

Б

В

Г

Д

Е







Часть С

С1. Каковы функции кожи человека? Укажите не менее 3-х функций.



11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа учебного предмета Биология 8 класс

Автор: Куроедова Светлана Львовна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Пояснительная записка к рабочей программе по предмету биология (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(81) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-priedmietu-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423079344"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа учебного предмета "Химия" 8-9 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-khimiia-8-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121303"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413916362"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по предмету "Искусство""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammapopriedmietuiskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "261393"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449130440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства