Рабочая программа учебного предмета Биология 8 класс
Рабочая программа учебного предмета Биология 8 класс
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Биология 8 класс»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
учебного предмета
Биология 8 класс
( 8 «А» 8 «Б» классы)
Составитель: Куроедова Светлана Львовна
учитель биологии.
с. Кемля 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) .
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии в 8 классе по учебному плану МОБУ Кемлянская СОШ на 2016-2017 год из образовательной области «Естествознание» отводится 2 часа в неделю 68 часов в год
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение данного курса биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение 1ч
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Планируемые результаты: уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать. Знать определения терминов; анатомия, физиология, психология и гигиена.
Происхождение человека 2 ч
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Планируемые результаты:Уметь приводить доказательства животного происхождения человека, раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции , доказывать происхождение и единство рас человек.
Строение организма 5 ч
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Планируемые результаты:уметь анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы. Называть части и органоиды клеток организма человека, раскрывать функции главных органоидов клеток, называть типы тканей, уметь работать с микроскопом
3. Опорно –двигательная система 8 ч
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Планируемые результаты: знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,
находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
4. Внутренняя среда организма 3 ч
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Планируемые результаты: Знать определения термина иммунитет, инфекционные заболевания, называть компоненты внутренней среды организма, распознавать на таблицах, рисунках клеточные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты знать их функции, обосновывать значение прививок и лечебных сывороток.
5. Кровеносная и лимфатическая системы организма 7 ч
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Планируемые результаты: Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс, раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.
6. Дыхательная система 5 ч
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Планируемые результаты:знать сущность процесса дыхания, значение в обмене веществ , знать механизм дыхательных движений, вдоха и выдоха, обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания, уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания .
7. Пищеварительная система 6 ч
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Планируемые результаты: знать сущность биологических процессов: питание и пищеварение. Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, уметь ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов. Знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний.
8 . Обмен веществ и энергии 4 ч
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Планируемые результаты:знать; понятия об обмене веществ и энергии. Доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. Иметь представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; объяснять роль витаминов в организме уметь применять полученные знания
9. Покровные органы. Терморегуляция. 4 ч
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Планируемые результаты: знать функции и строение кожи, механизмы терморегуляции и закаливания, гигиенические требования к коже, одежде и обуви;
Выделительная система.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Планируемые результаты: понять роль выделения продуктов обмена веществ из организма, особенности строения выделительной системы
10. Нервная система человека 5 ч
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Планируемые результаты:знать строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга. рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции строение и функции рефлекторной дуги, уметь работать с биологическими таблицами, схемами. Уметь разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций
11. Анализаторы 6 ч
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Планируемые результаты: знать органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора, объяснять значение анализаторов. Соблюдать гигиену зрения, слуха и равновесия, органов обоняния и вкуса, осязания (кожи); применять меры первой помощи при их нарушениях
12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5 ч
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Планируемые результаты:уметь раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней
13. Железы внутренней секреции (эндокринная система) 2ч
Эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы сахарного диабета. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.
Планируемые результаты: знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы, особенности работы желез внутренней секреции , уметь раскрывать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; показывать отличие желез внешней и внутренней секреции
14. Индивидуальное развитие организма 5 ч
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Планируемые результаты: знать сущность процесса оплодотворения и его значение; стадии развития зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма, основные этапы развития человека после рождения;
Доказывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина, других факторов на потомство
4. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
место и роль человека в системе органического мира;
сходства и отличия человека от животных;
уровни организации организма человека;
процессы жизнедеятельности организма человека;
взаимосвязь строения и функций органов человека;
особенности второй сигнальной системы;
особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;
предотвращение болезней ЗОЖ;
основные меры профилактики здоровья человека.
5. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
находить органы человека; -
распознавать системы органов на таблицах, рисунках; -
проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);
определять нормы рационального питания;
анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье.
составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,
находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Поурочная проверка знаний, тестирование, лабораторно- практические работы с раздаточным материалом, работа с микроскопом, с учебными таблицами, с дополнительной литературой, итоговая проверка по разделам.
класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
8
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
• использовать на практике приёмы оказания первойпомощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровьюдругих людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в видеустных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Лабораторные и практические работы, (этап урока)
Контрольная работа, ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, (этап урока)
I .
Введение
1
1
II.
Тема1. Происхождение человека.
2
2
III.
Тема.2 Строение организма.
5
5
1 пр, 1 л.р
К.р
IV
Тема 3 Опорно-двигательная система.
8
8
4 л.р.
1
V
Тема 4. Внутренняя среда организма.
3
3
VI
Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма.
7
7
3 л.р. 1пр.
1
VII
Тема 6. Дыхательная система.
5
4
1 л.р.
К.р.
VIII
Тема 7. Пищеварительная система.
6
6
1 л.р.
1
IX
Тема 8. Обмен веществ и энергии.
4
4
X
Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система
4
4
X I
Тема 10. Нервная система человека.
5
5
1
XII
Тема 11. Анализаторы .
6
6
1
XIII
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
5
5
2 л.р.
X IV
Тема 13. Эндокринная система.
2
2
XV
Тема 14. Индивидуальное развитие организма.
5
4
К. р.
Итого:
68 часов
66
14
3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия
Лабораторные и практические работы, ч.
Контр работ, ч.
Самост работа, ч.
планируемая
фактическая
планируемая
фактическая
8а
8а
8б
8б
Введение.
1
1
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. §1.2 Т.Б
1
1
Тема 1. Происхождение человека
2
2
1.1
Систематическое положение человека. §3
1
3
1.2
Историческое прошлое людей. Расы человека. §4.5
1
2
Тема 2. Строение организма.
5
4
2.1
Общий обзор организма. §6
1
Пр.р №1. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека»
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
5
57
12.1
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. §53
1
58
12.2
Врожденные и приобретенные программы поведения. §54
1
59
12.3
Сон и сновидения. §55
1
60
12.4
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. §56
1
№11 «Выработка навыков зеркального письма…» 276
61
12.5
Воля, эмоции, внимание. §57 ( стр. 295-296)
1
№ 12 «Измерение числа колебаний образа» (с. 293)
13
Тема 13. Эндокринная система.
2
62
13.1
Роль эндокринной регуляции. §58
1
63
13.2
Функция желез внутренней секреции. §59 (с. 306)
1
14
Тема 14. Индивидуальное развитие организма.
5
64
14.1
Жизненные циклы. Размножение. §60
1
65
14.2
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. §61
1
66
14.3
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. §62
1
67
14.4
Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности, способности. §63. §64.
1
68
14.6
Промежуточная аттестация
1
К.р.№3
Итого 68 ч.
Л.р.12 Пр.р 2.
3 К.р
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИИ» 8КЛАСС.
1.Перечень оборудования
Компьютер
мультимед - проектор цифровые микроскопы световые микроскопы микроскопы с подсветкой
2. Перечень наглядных и дидактических материалов
комплект микропрепаратов «Анатомия»
комплект «Портреты ученых»
Комплект «Происхождение человека»
Комплект «Человеческие расы»
СД. 1С: Репетитор Биология {весь школьный курс)
СД. Электронный атлас для школьника «Анатомия» 8 кл.
СД. Библиотека электронных наглядных пособий Биология 6-9 кл.
3. Комплект таблиц
Комплект таблиц «биология человека в таблицах». Комплект таблиц «Строение тела человека» рельефные. Комплект таблиц «Гигиена человека»
4. Набор моделей по строению
Скелет человека на подставке
позвонки
скелет конечностей
череп человека
торс человека
торс человека разборная модель
модель строения мозга человека
Набор моделей внутренних органов человека
Набор демонстрационных карточек по анатомии и физиологии
модель органа зрения
модель органа слуха
слуховые косточки
гортань
оптическая система глаза
Набор по анатомии (рельефные таблицы)
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2014г.
1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику 3. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2011г.
4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
5. Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
7. Биология. Контрольно – измерительные материалы 8 класс Москва. «ВАКО» 2011 г. 107 с.
8. Г.И. Лернер. Человек (анатомия, физиология, гигиена) поурочные тесты и задания .Москва « Аквариум» 1998. 238 с.
9. Ващенко О.Л. Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11 классы. Издательство «учитель» Волгоград2012г. 367с
10. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах. Санкт- Петербург «Издательство «Тригон» 2006г 127 с.
11. Биология и анатомия Универсальная энциклопедия школьника. Минск ТОО «Харвест» 1996 г.528с.
12. Сергеев Б. Занимательная физиология. Москва 1969335 с.
13. Якушкина Е.А. Биология 5-9 классы Проектная деятельность учащихся. Волгоград 2009г. 186 с.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
«Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»,
«Уроки биологии в 8 классе».
«Анатомический атлас», 2005
С целью получения необходимой информации для организации образовательного процесса и индивидуальной исследовательской работы используются материалы, предлагаемые на сайтах: Министерство образования РФ http:// www.ed.gov.ru Академия повышения квалификации и ПРО - http://ripc.rediline.ru Федеральный портал «Российское образование» - http:// www.edu.ru Федеральный Интернет образования - http:// fio.ru Сетевое объединение методистов (для учителей-предметников) - http:// center. fio.ru/som Научная электронная библиотека - http://elibrari.ru Интренет программа Youtube для посмотра он-лайн уроков, учебных видеофильмов через интернет. Активный пользователь образовательных сайтов: school-collection.edu.ru, www.uchportal.ru, www.uroki.net, www.kljaksa.net, openсlass.ru, методисты.ru, videouroki.net, www.edu.ru, window.edu.ru.,исследовательские работы "Portfolio",
● informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)
● college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
● bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
● bio.1september.ru - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
● kozlenkoa.narod.ru - Этот сайт Козленко А.Г. - преподавателя и для преподавателей, для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам - с помощью компьютера и Интернет.
10. У здорового человека, в отличие от человека, страдающего плоскостопием,
1) своды стопы опущены 2) мышцы ног быстро утомляются
3) кости плюсны распластаны 4) стопа пружинящая
11. Какую группу крови имеет «универсальный реципиент»
I 3. III
II 4. IV
12. Газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью происходит в
1) бронхиолах 3)гортани
2) трахее 4) альвеолах
13. В основе газообмена лежит процесс
1)осмоса 3)вентиляции
2)дыхания 4) диффузии
14. Органические вещества придают костям
1) твердость 3)мягкость
2) прочность 4) гибкость и упругость
Блок «В»
В1. Выберите три верных ответа. Какие особенности строения скелета сформировались у человека в связи с прямохождением?
большой палец руки хорошо развит и противопоставлен остальным
стопа имеет свод
на нижней челюсти развит подбородочный выступ
мозговой отдел черепа преобладает над лицевым
грудная клетка расширена с боков
в поясничном отделе расположены наиболее массивные позвонки
Ответ
В2. Вставьте в текст пропущенные слова. Последовательность цифр запишите в таблицу
Строение органов дыхания
Воздухоносные пути начинаются (А). Слизистую оболочку дыхательных путей выстилает------(Б). Вход в гортань при глотании закрывает------------ (В), Легкие образованы-------- (Г).
щитовидный хрящ
бронхи
носовая полость
призматический эпителий
надгортанник
альвеолы
мерцательный эпителий
Ответ:
А
Б
В
Г
Блок «С»
С 1. Что такое вакцина и лечебная сыворотка?
Контрольная работа 8 класс заIполугодие.
I Iвариант.
1. При вывихе, оказывая первую доврачебную помощь, необходимо
1) вправить вывих
2) согреть поврежденный сустав
3) приложить к суставу пузырь со льдом или холодной водой и обездвижить его
4) стремиться делать в поврежденном суставе как можно больше движений
2. Какие непарные кости находятся в мозговом отделе черепа
1) височная, теменная 2) лобная, теменная
3) затылочная, теменная 4) затылочная, лобная
3. Какие мышцы приводят в движение кожу лица, придают лицу определенное выражение?
В1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.
Безусловными являются рефлексы.
врожденные
проявляющиеся в ответ на строго определенные внешние раздражители
частично или полностью исчезающие со временем
приобретенные в процессе жизни
постоянные и не затухающие в течение жизни
для образования которых необходимы два раздражителя
В4. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНЫ
А) печень
Б) сердце
В) двенадцатиперстная кишка
Г) пищевод
Д) лёгкие
Е) трахея
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
грудная полость
брюшная полость
А
Б
В
Г
Д
Е
Часть С.
С1. Почему желудочно-кишечные инфекции называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
Вариант 2
Часть А.
А1 Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха: