Рабочую программу составил(а)___________________ Чижова А. В.
подпись расшифровка подписи (ФИО)
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование
Приложения
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 9 класса.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия. Применяются варианты индивидуального способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, учебник).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов
человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем
органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры
многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле – 11 ч.
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза
А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую,
Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории
биологии.
Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения
теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном
принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.
Основные закономерности эволюции.
Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные
направления эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и
многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с
животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство
общения людей. Биосоциальная сущность человека.
Движущие сила и этапы эволюции человека.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 7 ч.
Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды.
Общие законы действия факторов среды на организм.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды.
Экологические группы и жизненные формы организмов.Суточные, сезонные, приливно-
отливные ритмы жизнедеятельности организмов.
Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные
связи. Динамика численности популяций. Биотические связи. Понятие о биоценозе,
биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические
ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая
продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты.
Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие сукцессии.
Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение
для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества
в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере.
Биосфера как глобальная экосистема.
Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции
человека. Понятие о ноосфере.
Календарно - тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Содержание урока, в т.ч. региональное. Практическая часть
Планируемые результаты освоения УУД
Коррекционные цели
Основные виды деятельности обучающихся
Оборудование
Домаш.
задание
предметные
метапредметные
личностные
Обучающиеся получат возможность научиться
Обучающиеся научатся
1
Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов
Признаки живых организмов, их проявлениеклеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Называть и характеризовать признаки живых существ.
Называть и характеризовать признаки живых существ.
Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел не живой при роды, делать выводы
признание учащимися ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимо сти ответственн ого, бережного отношения к окружающе й среде
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 7-10
Раздел 1. Структурная организация живых организмов
2
Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки
Особенности химического состава живых организмов.
Неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Различать и называть основные неорганиче - ские и органические вещества клетки
Различать и называть основные неорганиче - ские и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.
Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы
умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 14-16
3
Химическая организация клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 17-22
4
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.
Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.
Характеризоват ь энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма
Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».
Характеризоват ь энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма
Характеризоват ь и сравнивать роль ассими - ляции и диссимиляции в жизнедеятельн ости клетки, делать выводы на основе сравнения.
умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 23-26
5
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Энергетический обмен.
Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 27-30
6
Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариотыСтроение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.
Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.
Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедея- тельности клетки
соблюдать правила поведения в природе; понимание основных факторов, определяющих взаимоотношен ия человека и природы;
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 31-34
7
Эукариотическая клетка
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 35-45
8
Деление клеток. Клеточная теория строения организмов
Деление клеток. Митоз, мейоз.
Называть и характеризовать ь стадии клеточного цикла. Характеризовать процесс митоза и мейоза
Давать опреде ление понятия «клеточный цикл». Называть и характеризоват ь стадии клеточного цикла.
Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 46-54
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
9
Бесполое размножение
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.
Характеризовать значение полового и бесполого размножения.
Характеризовать значение полового и бесполого размножения.
Выделять и ха рактеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать по ловое и бесполое раз множение, женские и муж ские половые клетки, делать выводы.
реализовыва ть теоретическ ие познания на практике; понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 56-59
10
Половое размножение
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 60-65
11
Индивидуальное развитие организмов
Объяснять процессы развития и роста организма
Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста организма
Сравнивать и характеризоват ь значение эта - пов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследствен ного материала и условий внешней среды.
понимание основных факторов, определяющ их взаимоотно шения человека и природы;
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 66-74
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов
12
Основные понятия генетики
Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт.
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.
Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение
Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризоват ь современные достижения науки в исследованиях наследственнос ти и изменчивости
умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 78-81
13
Законы Менделя
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 82-91
14
Генетика пола
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 96-99
15
Закономерности изменчивости
Выделять существенные признаки изменчивости
Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственн ой изменчивости организмов
Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовы вать признаки проявления наследственн ы х свойств организмов и их изменчивости
понимание основных факторов, определяющ их взаимоотно шения человека и природы; умение учащимися реализовыва ть теоретическ ие познания на практике
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 100-107
16
Селекция растений, животных и микроорганизмов
Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов
Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов
Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей
реализовыва ть теоретическ ие познания на практике
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 108-119
Раздел 4. Эволюция живого мира
17
Развитие биологии в додарвиновский период
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Искусственный отбор.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Выделять существенные положения теории эволюции Ж. - Б. Ламарка.
Выделять существенные положения теории эволюции Ж. - Б. Ламарка. Характеризоват ь значение теории эволюции Ламарка для биологии
Аргументирова ть несостоятельно сть законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 122-127
18
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов
Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина.
Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризоват ь движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции.
Аргументир овать значение трудов Ч. Дарвина
оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 128-138
19
Вид, его критерии и структура. Элементарные эволюционные факторы
Выявлять существенные признаки вида
Выявлять существенные признаки вида
Сравнивать популяции одного вида, делать выводы
умение отстаивать свою точку зрения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 141-147
20
Формы естественного отбора
Объяснять причины многообразия видов.
Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирова - ния новых видов.
Анализировать и сравнивать примеры видо - образования
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 148-153
21
Направления эволюции
Объяснять роль основных направлений эволюции
Объяснять роль основных направлений эволюции
Анализировать и сравнивать проявление ос - новных направлений эволюции.
оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 154-163
22
Приспособительные особенности строения и поведения животных
Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов
Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов
Называть необходимые условия возникнове - ния и поддержания адаптаций.
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 166-174
23
Забота о потомстве. Физиологические адаптации
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 175-182
24
Возникновение жизни на Земле
Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпо хи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни
Выделять существенные признаки эволюции жизни
Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.
Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организ мов на сушу. Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов
умение отстаивать свою точку зрения;
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 183-190
25
Жизнь в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 192-202
26
Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 203-208
27
Происхождение человека
Место человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека.
Накопление фактов о происхожде- нии человека. Доказательства родства человека и животных.
Характеризоват ь основные особенности организма человека
Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 209-218
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
28
Биосфера: структура, круговорот веществ в природе
Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.
Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.
Характеризоват ь роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 220-227
29
Природные сообщества
Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы
Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы
Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 229-233
30
Абиотические факторы среды
Называть примеры факторов среды
Объяснять влияние экологических факторов на организмы
Анализировать действие факторов на организмы
оперировать фактами как доказательст ва, так и для опровержен ия существующ его мнения
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 234-239
31
Биотические факторы среды
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 243-267
32
Природные ресурсы и их использование
Характеризовать виды природных ресурсов
истощение природных ресурсов
Характеризовать природные ресурсы. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов
признание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 271-275
33
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды
Выделять роль деятельности человека для окружающей среды
Выделять роль деятельности человека для окружающей среды
Характеризовать природные ресурсы. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов
признание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 277-284
34
Охрана природы и основы рационального природопользования
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.
Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.
Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия
признание учащимися ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Развитие наглядно-образного мышления на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Работа с учебником, Учительский контроль
Учебник, тетрадь
Стр 285-289
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.