kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа основного общего образования по биологии 6-9классы, авторы: В.В. Пасечник,В.В.Латюшин, В.М. Пакулова- М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа полностью отражающей содержание примерной программы  с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев "Биология. Человек. 8 класс",  М.:Дрофа, 2012г.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии  в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

•      освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

•      овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

•      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•      воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•      использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического,  трудового, санитарно-гигиенического и  полового воспитания школьников. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к самостоятельной учебной работе.

        Результаты обучения приведены для каждого урока в поурочном планировании в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся», рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися,    рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры,   а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

    Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного    и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными   в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

        Для  приобретения  практических  навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены   лабораторные  работы,  которые  являются  этапами  комбинированных  уроков  и  могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольно- обобщающие уроки. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник »


МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области


Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании

МО учителей биологии и химии

_________________ протокол

Руководитель МО______________.

Приказ №




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

в 8 классе

базовый уровень

2014-2015 учебный год








п.Судиславль, 2014




Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа основного общего образования по биологии 6-9классы, авторы: В.В. Пасечник,В.В.Латюшин, В.М. Пакулова- М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев "Биология. Человек. 8 класс", М.:Дрофа, 2012г.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Результаты обучения приведены для каждого урока в поурочном планировании в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся», рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольно- обобщающие уроки. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология: Человек 8кл:Учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.:Дрофа, 2012

2. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология: Человек 8 кл. М.: Дрофа, 2007

3. Рабочие программы по биологии 5-11 классы (под руководством В.В. Пасечника) Авт.-сост.:Г.М.Пальдяева. – М.:Дрофа, 2010

4. Биология 7-8 классы: тесты/авт.-сост. М.В.Оданович. – Волгоград: учитель, 2007

5. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки по биологии. Человек 8(9) класс М.: «Вако» – 2005


Тематическое планирование



Наименование темы

Сроки проведения

Всего,

час.

Из них

Лабораторные работы на уроках

Введение.


1

-

Раздел 1. Происхождение человека



3

-

Раздел 2. Строение и функции организма


59

22

Тема 2.1 Общий обзор организма


1

-

Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани


4

1

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов


1

2

Тема 2.4 Опорно-двигательная система


7

4

Тема 2.5 Внутренняя среда организма


3

1

Тема 2.6 Кровеносная и лимфатические системы организма


7

5

Тема 2.7 Дыхательная система


4

2

Тема 2.8 Пищеварительная система


6

1

Тема 2.9 Обмен веществ и энергии


4

2

Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция


3

-

Тема 2.11 Выделительная система


1

-

Тема 2.12 Нервная система человека


5

1

Тема 2.13 Анализаторы


6

1

Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика


5

2

Тема 2.15 Железы внутренней секреции


2

-

Раздел 3 Индивидуальное развитие организмов


5

-

Обобщающий урок по курсу биологии 8 класса


1

-

Резервное время


1

-

Итого:


70

22





Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Поурочное планирование


Название раздела программы


урока

Тема урока

Лабораторные работы

Элементы содержания

Требование к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Информационно-методическое обеспечение

Д/з

Введение


(1 час)


1.(1)

Науки изучающие организм человека. Их становление и методы исследования


Анатомия. Физиология. Гигиена. Психология. Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней

Знать: определения терминов; о методах анатомии, физиологии, психологии, гигиены; основные исторические этапы изучения человека; учёных, внесших большой вклад в развитие анатомии.

Уметь: приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке

Фрон-таль-ный опрос

Портреты ученых

§1,2

Происхождение человека


(3 часа)


1.(2)

Систематическое положение человека


Таксоны. Рудименты. Атавизмы. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека

Знать: систематическое положение человека; определения терминам

Уметь: определять место человека в системе органического мира; доказывать происхождение человека от животных; приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека

Уст-ный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике

§3

2.(3)

Историческое прошлое людей



.Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

Знать: характерные особенности предшественников современного человека; факторы, способствующие развитию прямохождения.

Уметь: узнавать по рисункам предшественников человека; определять черты сходства и различия основных предков людей

Устный опрос"

Таблицы «Древнейшие люди», «Неандертальцы», «Кроманьонцы»

§4

3.(4)

Расы человека


Европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная расы человека.

Знать: характерные отличия рас друг от друга

Уметь: узнавать по рисункам представителей рас человека доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития.

Биологический диктант

Таблица «Расы человека»

§5

Строение и функции организма


(59часов)



Общий обзор организма (1час)




Клеточное строение организма. Ткани

(4часа)






















Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1час)




Опорно-двигательная система (7 часов)








































































Внутренняя среда организма (3 часа)


































Кровеносная и лимфатические системы организма

(7 часов)

























































Дыхательная система

(4 часа)

















































Пищеварительная система

(6 часов)


























































Обмен веществ и энергии

(4 часа)


































Покровные органы. Теплорегуляция

(3 часа)























Выделительная система

(1 час)















Нервная система человека (5 часов)











































Анализаторы

(6 часов)





















































Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

(5 часов)














































Железы внутренней секреции

(2 часа)




















Индивидуальное развитие организма

(5 часов)
















1.(5)

Общий обзор ор-ганизма


Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Знать: уровни организации живого организма; определение органа, системы органов, гормонов:

Уметь: узнавать по рисункам расположение органов и систем органов

Уст-ный опрос

Таблица

«Внутренние органы»

§6

1.(6)

Строение и функции клетки


Основные органоиды клетки, их функции. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма

Знать: органоиды клетки и их функции.

Уметь: показывать органоиды клетки на рисунках; объяснять роль ядра в передаче наследственных свойств организма

Таблица

Таблица «Клетка»

§7 стр.27-30

2..(7)

Жизненные процессы клетки


Деление. Обмен веществ. Рост Развитие. Покой и возбуждение клеток

Знать: определения терминов

Уметь: называть и описывать жизненные процессы клетки; узнавать и описывать этапы деления клетки; объяснять роль ферментов в обмене веществ

Устный опрос

Рисунки к параграфу в учебнике

§7 стр30-32

3.(8)

Ткани. Эпителиальные и соединительные ткани.


Ткани. Образование тканей. Эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.

Знать: определение ткани, основные виды тканей их строение и функции; строение нейрона.

Уметь: называть отличия эпителиальной и соединительной тканей, свойства мышечной и нервной ткани; узнавать ткани по рисункам; различать функции дендритов и аксонов; объяснять механизмы проведения нервного импульса

Уст-ный опрос

Таблица «Ткани»

§8 стр. 33-36

4..(9)

Мышечная и нервная ткани

Л/р№1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

лабораторная работа

Таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты клетки, тканей

§8 стр. 36-39

1.(10)

Рефлекторная регуляция

Л/р№2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения

Л/р№3 Коленный рефлекс

Центральная и периферическая часть нервной системы. Рефлекс. Безусловный рефлекс. Условный рефлекс. Рефлекторная дуга

Знать: компоненты центральной и периферической нс; определения терминов, звенья рефлекторной дуги

Уметь: называть функции компонентов рефлекторной дуги; описывать механизмы проведения нервного импульса по рефлекторной дуге; приводить примеры условных и безусловных рефлексов

лабо-ратор-ная ра-бота

Таблица «Рефлекторная дуга»

§9

1.(11)

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

Л/р№4 Микроскопическое строение кости.

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.

Знать: Состав опорно-двигательной системы, её функции; химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости, типы костей, их строение и функции.

Уметь: Объяснять, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы – у пожилых людей.

Тест Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция

Скелет человека, рисунки к параграфу

в учебнике. Таблица «Строение костей». Распилы костей

§10

2.(12)

Скелет человека. Осевой скелет.


Функции скелета, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

Знать: определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции;

Уметь: называть компоненты осевого скелета; уметь на рисунках находить основные отделы скелета; выявлять особенности скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью;

Уст-ный опрос

Скелет чело-века, рисунки к параграфу

в учебнике.

§11

3.(13)

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет.

Соединение костей


Плечевой пояс. Кости руки. Тазовый пояс. Кости ноги. Соединения костей

Знать: строение отделов скелета, их значение, функции; типы соединения костей. Уметь: называть кости отделов добавочного скелета; уметь на рисунках находить основные отделы скелета;

определять типы соединения костей.

Фрон-таль-ный опрос

Скелет чело-века, рисунки к параграфу

в учебнике. Таблица « Соединение костей

§12

4.(14)

Строение мышц.

Л/р№5 Мышцы человеческого тела.

Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антогонисты и синергисты

Знать: основные мышцы человеческого, строение мышечного пучка.

Уметь: называть и определять основные мышцы человеческого тела; приводить пример мышц-антагонистов и синергистов.

Лабо-ратор-ная ра-бота

Рисунки к

параграфу в учебнике. Таблица «Мышцы человека»

§13

5.(15)

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л/р№6 Утомление при статической работе.

Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа

Знать: особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе; функции мышц и нервной системы при движении человека, понятие двигательной единицы; вред гиподинамии

Уметь: разъяснять, как происходит регуляция деятельности опорно-двигательной системы, влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления; разъяснять суть тренировочного эффекта.

Лабораторная работа

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§14

6.(16)

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л/р№7 Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление

Знать: Что такое осанка. Причины возникновения остеохондроза, сколиоза, плоскостопия.

Отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. Методы самоконтроля и коррекции осанки.

Уметь: определять плоскостопие,искривления позвоночника;

Лабораторная работа


§15

7.(17)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.


Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, растяжение связок, вывих. Приемы первой доврачебной помощи

Знать: меры первой помощи при ушибах, растяжение связок, вывихах суставов, переломах.

Уметь: различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжение связок, вывихах суставов, переломах;

Тест

Опроно-двигательная ситема


§16

1.(18)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л/р№8 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскоп.

Компоненты внутренней среды, их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Функции компонентов крови. свертывание крови. кроветворение

Знать: состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства; состав, строение и функции крови; роль свертывания в предохранении организма от потери крови, значение переливания крови, постоянства солевого состава.

Уметь: разъяснять роль анализа крови для диагностики и лечения больных; объяснять, необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови.

Лабо-ратор-ная ра-бота

Рисунки к

параграфу в учебнике. Таблица «Состав крови». Микроскопы. Микропрепараты крови человека и лягушки

§17

2.(19)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.



Иммунитет. Неспецифический и специфический иммунитет. Иммунная система. Воспаление. Инфекционные болезни.

Знать: определения терминов; защитные барьеры организма, формы иммунитета;

Уметь: называть органы иммунной системы; объяснять механизмы различных видов иммунитета, причины нарушения иммунитета; приводить примеры инфекционных заболеваний

Устный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике

§18

3.(20)

Иммунология на службе здоровья.



Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

Знать: определения терминов; роль вакцин в профилактике болезней и лечебной сыворотки в их предупреждении и лечении; виды иммунитета, группы крови человека.

Уметь: различать механизм действия вакцин и лечебной сыворотки; объяснять проявления тканевой несовместимости; разъяснять роль анализа крови для диагностики и лечения больных; объяснять правило переливания крови.

Уст-ный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике

§19

1.(21)

Транспортная система организма.



Органы кровеносной системы. Лимфатическая система.

Знать: строение и функции кровеносной и лимфатической систем их и роль в организме

Уметь: узнавать по рисункам органы кровеносной и лимфатической систем; объяснять различия в строении кровеносных сосудов.

Уст-ный опрос

Таблица «Кровеносная система». Рисунки к

параграфу в учебнике

§20

2.(22)

Круги кровообращения.


Л/р№9 Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Л/р№10

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Большой и малый круги кровообращения. Кровообращение в сердце

Знать: определения терминов; функции большого и малого кругов кровообращения.

Уметь: описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения; проводить наблюдения и делать выводы.

Лабо-ратор-ная ра-бота

Таблица «Кровеносная система».

§21

3.(23)

Строение и работа сердца.



Положение сердца в грудной полости. Автоматизм сердца. Сердечный цикл.. Регуляция сердечных сокращений.

Знать: местонахождения сердца: его размеры, строение, сердечный цикл; регуляцию сердечных сокращений; значение автоматии сердечной мышцы.

Уметь: узнавать по рисунку структурные компоненты строения сердца; описывать расположение сердца в организме, строение сердца; объяснять фазы сердечного цикла

Уст-ный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике Таблица

«Строение сердца»

§22

4.(24)

Движение крови по сосудам.

Регуляция кровоснабжения.


Л/р№11 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Л/р№12

Опыты, выясняющие природу пульса.

Причины движения крови по сосудам. Факторы влияющие на движение крови. Скорость кровотока. Нарушение артериального давления.

Знать: причины движения крови; артериальное давление крови, пульс; приборы для измерения артериального давления.

Уметь: разъяснять причины движения крови, изменение скорости крови в сосудах; подсчитывать число пульсовых ударов; объяснять опасность повышения артериального давления

Лабо-ратор-ная ра-бота

Рисунки к

параграфу в учебнике

§23

5.(25)

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.


Л/р№13

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозировку нагрузку.

Ударный объем. Гипертония. Гипотония. Первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе.

Знать: о влиянии физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы; последствия гиподинамии и курения; что нужно делать при нарушении сердечной деятельности

Уметь: описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе. определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы

Лабо-ратор-ная ра-бота


§24

6.(26)

Первая помощь при кровотечениях.


Внутренние и внешние кровотечения. Носовые кровотечения

Знать: меры первой помощи при кровотечениях; правило применения жгута

Уметь: различать артериальное, венозное, капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее

Фронтальный опрос


§25

7 (27)

Контрольно-обобщающий урок Внутренняя среда. Кровеносная и лимфатическая системы

1.(28)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательной системы.



Органы дыхания: дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции. Голосообразование. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей

Знать: строение и функции органов дыхания, голосообразования; о способах укрепления дыхательных мышц и повышении жизненной ёмкости лёгких;

о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы.

Уметь: узнавать и показывать на рисунках органы дыхания; называть этапы дыхания; объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья

Устный опрос

Таблица «Органы дыхания человека». Рисунки к

параграфу в учебнике

§26

2.(29)

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.



Газообмен в легких и тканях. Диффузия

Знать: место нахождения и строение лёгких, как происходит дыхание.

Уметь: объяснять, как происходит обмен газов между лёгкими и кровью, между кровью и тканями;

Уст-ный опрос

Таблица «Органы ды-хания челове-ка». Рисунки к

параграфу в учебнике

§27

3.(30)

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.



Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Факторы влияющие на состояние окружающей среды

Знать: как происходит вдох и выдох; как осуществляется гуморальная и нервная регуляция дыхание. Основные источники загрязнения воздуха.

Уметь: определять последовательность этапов при вдохе и выдохе; называть расположение центров дыхательной системы; объяснять действие факторов окружающей среды на процессы дыхания человека

Фронтальный опрос


§28

4.(31)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.


Л/р№14

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Л/р№15 Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания

Знать: как определяют состояние органов дыхания; основные болезни дыхательной системы, способы выявления на ранней стадии, значение флюорографии; о клинической и биологической смерти и способах реанимации; влияние курения и других вредных привычек на организм;

Уметь: измерять обхват грудной клетки; проводить дыхательные функциональные пробы; описывать приемы реанимации, первой помощи при утоплении, завалах землёй, электротравмах; описывать приемы искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Тест

Лабораторная работа

Рисунки к

параграфу в учебнике

§29

1.(32)

Питание и пищеварение.



Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. органы пищеварения

Знать: функции и состав пищи; органы пищеварительной системы; значение кулинарной обработки пищи

Уметь: приводить примеры пищи животного и растительного происхождения, питательных и балластных веществ в продуктах питания; называть этапы пищеварения и значение кулинарной обработки пищи

Фронтальный опрос

Таблица «Пищевари-тельная си-стема челове-ка»

§30

2.(33)

Пищеварение в ротовой полости.



Органы ротовой полости, их функция. Механическая и химическая обработка пищи Строение зубов и уход за ними

Знать: как распознается качество пищи; значение механической и химической обработки пищи; строение и форма зубов

Уметь: описывать строение зубов, проявления функций органов ротовой полости; объяснять правило ухода за зубами

Устный опрос

Таблица «Пищеварительная система человека», «Строение зубов». Рисунки к

параграфу в учебнике

§31

3.(34)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.


Л/р№16 Действие ферментов слюны на крахмал.

Расположение и строениежелудка и двенадцати перстной кишки. Состав желудочного сока. Пищеварительные ферменты

Знать: свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. пищеварение в кишечнике, роль поджелудочной железы.

Уметь: описывать строение и расположение желудка и двенадцатиперстной кишки; наблюдать действие ферментов слюны на крахмал; делать вывод о влиянии амилазы на крахмал.

лабораторная работа

Таблица «Пищевари-тельная си-стема челове-ка» Рисунки к

параграфу в учебнике

§32

4.(35)

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль. Аппендицит.



Строение тонкого и толстого кишечника, кишечной ворсинки. Механизмы всасывания. Роль печени в пищеварении.

Знать: механизм всасывания, строение ворсинок кишечника; строение печени, её роль в организме человека; функции толстой кишки, аппендикса, симптомы аппендицита, меры первой помощи.

Уметь: описывать механизмы всасывания, роль печени в организме человека; перечислять , что нельзя делать при подозрении на аппендицит

Устный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике

§33

5.(36)

Регуляция пищеварения.



Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

Знать: методы изучения пищеварения И.П.Палова; как возникает голод и насыщение

Уметь: приводить примеры условных и безусловных пищеварительных рефлексов; давать определения понятиям.

Фронтальный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике

§34

6.(37)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.



Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях

Знать: что нужно делать при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях

Уметь: описывать условия, способствующие и затрудняющие пищеварение; называть правила приема пищи; описывать этапы доврачебной помощь при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях.

Фрон-таль-ный опрос


§35

1.(38)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.



Обмен веществ. Энергетический и пластический обмен. Этапы обмена веществ

Знать: сущность обмена веществ как основной функции организма; роль пластического и энергетического обмена; значение воды и минеральных веществ

Уметь: называть основные этапы обмена веществ; доказывать, что обмена веществ – это основное свойство живой природы.

Фрон-таль-ный опрос


§36

2.(39)

Витамины.



Основные группы витаминов. Роль витаминов

Знать: роль витаминов в обмене веществ; основные водорастворимые и жирорастворимые витамины, их значение.

Уметь: характеризовать авитаминозы и гиповитаминозов, болезни с ними связанные

Таблица

Таблица « Витамины»

§37

3.(40)

Энерготраты человека и пищевой рацион.


Л/р№17

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Л/р№18

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат

Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи

Знать: об энерготратах организма и энергетической ёмкости пищевых продуктов;

правила рационального питания

Уметь: составлять пищевой рацион в зависимости от энергетических трат.

проводить функциональные пробы с задержкой дыхания, до и после нагрузки, позволяющие определить особенности энергетического обмена при выполнении работы.

Лабораторная работа


§38

4.(41)

Контрольно- обобщающий урок Пищеварительная система . Обмен веществ и энергии

1.(42)

Кожа - наружный покровный орган.



Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи

Знать: в чем состоит барьерная функция кожи; слои кожи их строение и функции

Уметь: объяснять в чём проявляются защитная, выделительная и дыхательная функции кожи; почему образуется загар; узнавать по рисункам структурные компоненты кожи

Устный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике. Таблица «Строение кожи человека»

§39

2.(43)

Уход за кожей. Гигиена кожи и обуви. Болезни кожи.



Уход за кожей, ногтями, и волосами. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи. Травмы кожи

Знать: особенности кожи подростка; правила ухода за кожей, ногтями волосами; причины кожных заболеваний, грибковые и паразитарные заболевания.

Уметь: ухаживать за кожей, волосами, ногтями; следить за одеждой и обувью; оказывать первую помощь при ожогах и обморожениях.

Фронтальный опрос


§40

3.(44)

Терморегуляция организма. Закаливание.



Терморегуляция. Теплопроведение, Теплоизлучение. Закаливание. Способы закаливания

Знать: роль рецепторов холода и тепла; способы закаливания; признаки теплового и солнечного удара

Уметь: оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе; Характеризовать способы закаливания

Фрон-таль-ный опрос


§41

1.(45)

Выделение.



Значение органов выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Заболевания

Знать: как поддерживается постоянство внутренней среды; органы мочевыделения; строение и функции почек, нефрона; меры профилактики болезней почек. пути выделения продуктов обмена веществ из организма.

Уметь: называть и показывать по таблице органы выделительной системы; описывать строение и работу нефрона; находить отличия в составе крови, поступающей в почки и выходящей из почек; объяснять значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ.

Тест Устный опрос


Таблица « Выделительная система человека». Рисунки к

параграфу в учебнике.

§42

1.(46)

Значение нервной системы.



Значение нервной системы в поддержание гомеостаза, согласовании работы органов. Психика

Знать: значение нервной системы для жизнедеятельности организма.

Уметь: объяснять что такое психика

Фронтальный опрос


§43

2.(47)

Строение нервной системы. Спинной мозг.



Центральная и периферическая н.с. Чувствительные, исполнительные, смешанные нервы. Строение и функции спинного мозга

Знать: части нервной системы; отличительные признаки чувствительных, исполнительных и смешанных нервов; строение и расположение спинного мозга, его функции.

Уметь: узнавать по рисункам компоненты спинного мозга, части нервной системы; прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга

Устный опрос

Таблицы « строение нервной системы человека», «Строение спинного мозга»





§44

3.(48)

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.


Л/р№19 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.


Строение и функции отделов головного мозга. Старая и новая кора полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры

Знать: строение головного мозга; функции отделов головного мозга, долей коры больших полушарий

Уметь: по таблицам и муляжам определять отделы головного мозга, доли больших полушарий, зоны коры больших полушарий; объяснять, как распределяются функции между левым и правым полушариями большого мозга.


Лабораторная работа

Таблица «Строение головного мозга». Муляжи головного мозга. Рисунки к

параграфу в учебнике.

§45

4.(49)

Функции переднего мозга.



таблица

§46

5.(50)

Соматический и автономный отделы нервной системы.



Функциональное разделение н.с. на соматическую и автономную. Отделы автономной н.с.

Знать: значение функционального разделения н. с. на соматический и автономный отделы; функции симпатического и парасимпатического подотделов н.с.

Уметь: объяснять, как функционирует соматический и автономный отделы н.с; характеризовать функции симпатического и парасимпатического подотделов н. с., объяснять их взаимодействие.

Фронтальный опрос

Таблица «Автономная нервная система». Рисунки к

параграфу в учебнике.

§47

1.(51)

Анализаторы.



Ощущения. Строение и функции анализаторов, их значение

Знать: как работают органы чувств и анализатор в целом. Роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира.

Уметь: называть структурные компоненты анализатора; объяснять значение анализатора

Фрон-таль-ный опрос


§48

2.(52)

Зрительный анализатор.


Л/р№20 Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора

Знать: строение глаза и зрительного анализатора; функции структур глаза;

Уметь: узнавать по рисункам структурные компоненты глаза; объяснять, механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Лабораторная работа

Таблица «Зрительный анализатор»

§49

3.(53)

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней



Предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости, косоглазия. Катаракта. Травмы глаз

Знать: меры профилактике глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости, косоглазия; меры первой помощи при ранении глаза.

Уметь: оказывать первую помощь при ранении глаз, термических и химических ожогах;

объяснять причины дальнозоркости и близорукости.

Фронтальный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§50

4.(54)

Слуховой анализатор.



Значение, органа слуха. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора

Знать: значение слуха для человека; строение и функции органа слуха, меры профилактики болезней слуха.

Уметь: узнавать и описывать строение органа слуха; механизм передачи звуковых сигналов; описывать причины тугоухости и глухоты; соблюдать гигиену органов слуха

Устный опрос

Таблица «Слуховой анализатор»

§51

5.(55)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.


Вестибулярного аппарат Орган вкуса. Мышечная чувствительность. Кожная чувствительность. Обоняние

Знать: механизм работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового анализаторов

Уметь: описывать строение и расположение органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса; называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий

Фрон-таль-ный опрос

Таблицы «Органы равнове-сия», «Органы обоняния и вкуса».

§52

6.(56)

Контрольно-обобщающий урок Нервная система человека. Анализаторы.

1.(57)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.



Высшая нервная деятельность. Приобретенные рефлексы. торможение

Знать: определение высшей нервной деятельности; условия, необходимые для выработки условных рефлексов; доминанта и её значение.

Уметь: объяснять, вклад И.М.Сеченова, И.П. Павлова и А.А Ухтомского в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Фронтальный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§53

2.(58)

Врождённые и приобретённые программы поведения.


Л/р№21 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека. Приобретенные программы поведения

Знать: врождённые и приобретённые программы поведения.

Уметь: обосновывать роль врождённых и приобретённых программы поведения; приводить примеры врождённых и приобретённых программы поведения; проводить опыты, делать выводы

Лабораторная работа

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§54

3.(59)

Сон и сновидения.



Стадии сна. Значение сна для человека

Знать: биологические ритмы; физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна

Уметь: объяснять, что происходит в организме во время сна, его значение; правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна

Устный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§55

4.(60)

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.



Роль речи в познании, труде, развитии высших психических функций. Познавательные процессы

Знать: функции внешней и внутренней речи, роль речи в развитии высших психических функций; значение речи в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессах.

Уметь: объяснять разницу между активным воображением и пассивным, краткосрочной памятью и долгосрочной; различать потребности человека и животных

Фронтальный опрос


§56

5.(61)

Воля, эмоции, внимание.

Л/р№22 Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях

Волевые действия человека. Виды эмоций. Непроизвольное и произвольное внимание

Знать: основные волевые действия; значение внушаемости, негативизма, эмоций, стресса в жизни человека.

Уметь: характеризовать основные виды внимания; приводить примеры ситуаций проявления функций воли, примеры эмоций; описывать физиологические основы внимания; оценивать свою наблюдательность, память, внимание.

Лабораторная работа


§57

1.(62)

Роль эндокринной регуляции.



Органы эндокринной системы. гуморальная регуляция работы органов. Единство нервной и гуморальной регуляции

Знать: органы эндокринной системы, железы внешне, внутренней и смешанной секреции; свойство гормонов; действие гормонов, что происходит при их недостатке или избытке.

Уметь: узнавать по рисункам органы эндокринной системы; различать железы внешней и внутренней секреции, объяснять проявление свойств гормонов; доказывать единство нервной и гуморальной регуляции

Устный опрос

Таблица « железы внутренней секреции»

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§58

2.(63)

Функции желёз внутренней секреции.



Гормон роста гипофиза. Щитовидная, поджелудочная железа. Надпочечники. Половые железы.

Знать: признаки, наиболее часто встречающиеся эндокринных нарушений; какими способами можно помочь некоторым больным.

Уметь: описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции; распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.

Тест

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§59

1.(64)

Жизненные циклы. Размножение.



Бесполое и половое размножение. Органы размножения человека. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша.

Знать: этапы жизненного цикла особи; преимущества полового размножения перед бесполом.

Уметь: узнавать по рисункам органы размножения; сравнивать по выделенным параметрам бесполое и половое размножение; объяснять, какое биологическое значение имеет наличие у сперматозоида и яйцеклетки половинного набора хромосом

Фронтальный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§60

2.(65)

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.



Закон индивидуального развития. Развитие плода. Беременность

Знать: закон индивидуального развития зародыша; строение и функции плаценты.

Уметь: описывать режим беременной; объяснять вред ранних половых контактов и абортов

Фрон-таль-ный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§61

3.(66)

Наследственные и врождённые заболевания, заболевания передаваемые половым путём.



Наследственные болезни. Врожденные болезни. Болезни передаваемые половым путем.

Знать: основные наследственные и врождённые заболевания;

болезни, передающие половым путём, меры их профилактики.

Уметь: описывать нарушения в организме при сифилисе; объяснять опасность заражения вирусом СПИДа

Устный опрос


§62

4.(67)

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.



Развитие человека Стадии. Темперамента. Характер

Знать: об изменениях, происходящих с юношами и девушками в процессе развития; типы темперамента

Уметь: сопоставлять понятия темперамент и характер; характеризовать типы темперамента; различать интересы и склонности.

Фронтальный опрос

Рисунки к

параграфу в учебнике.

§63

5.(68)

Интересы, склонности, способности.



Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути

Фронтальный опрос


§64


1.(69)

Обобщающий урок по курсу биологии 8 класса


















28




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник

Автор: Горохова Наталья Александровна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа  по биологии для учащихся 5-х классов (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-5-kh-klassov-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226170"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440098473"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 9 класс УМК В.В. Пасечник"
    ["seo_title"] => string(88) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-biologhii-9-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "267086"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450288117"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Пассечник В.В. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-umk-passiechnik-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "190169"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427114687"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Рабочая программа по биолгии и развернутое тематическое планирование по биологии 8 класс по авторской программе под руководством В.В. Пасечника "
    ["seo_title"] => string(158) "rabochaia-proghramma-po-biolghii-i-razviernutoie-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-8-klass-po-avtorskoi-proghrammie-pod-rukovodstvom-v-v-pasiechnika"
    ["file_id"] => string(6) "205779"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430026599"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства