Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______Зайцева Т.М.
Протокол № ____
от «___» ____________ 2016г
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________Моляков С.В.
от «___» ____________ 2016г.
«Утверждено»
Директор школы
______________Гусляров Н.С.
Приказ № _____
от «___» _________ 2016г
Рабочая учебная программа
По учебному курсу «Биология» 5 класс
МБОУ «Чувашско-Чебоксарская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ»
Никоноровой Татьяны Михайловны,
учителя 1 квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
протокол №1 от «» ------2016г
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закона « Об образовании Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12. 2012 года
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года;
Устав МБОУ « Чув.Чебоксарская основная общеобразовательная школа»
Примерной программы основного общего образования по биологии
Учебный план МБОУ « Чув.Чебоксарская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 уч. год
Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2013
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из них 2 практические работы и 5 лабораторных работ. Количество часов в неделю – 1
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4.В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс
(35 ч, 1ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины —степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защитапланеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 5 ч.
Тематический план
№п.п
Название темы
Количество часов
1
Введение
1
2
Живой организм: строение и изучение
8
3
Многообразие живых организмов
14
4
Среда обитания живых организмов
4
5
. Человек на Земле
6
6
Итоговый контроль
1
7
Резерв времени
5
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата проведения
Тема урока
Количество часов
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
примечание
план
факт
личностные
метапредметные
предметные
1.
2.09
Введение
1
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
2.
9.09
Что такое живой организм.
1
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Уметь сопоставлять свойства живых организмов. Умение использовать речевые средства для аргументации своей позиции, точки зрения.
Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности. Знать свойства и основные признаки живого организма
3.
16.09
Науки о живой природе
1
Формировать навыки осознания ценности живых объектов
Уметь ставить задачу. Определять значение биологических знаний в современной жизни.
Знать основные свойства живой природы
4.
23.09
Методы изучения природы.
1
Формировать ответственное отношение к обучению.
Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты.
Знать характеристику методов биологических исследований.
5.
30.09
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Устройство
увеличительных приборов и правила работы с ними».
1
Формировать навыки работы с увеличительными приборами
Уметь работать с увеличительными приборами
Знать устройство светового микроскопа, лупы.
6.
7.10
Живые клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»
1
Формировать навыки сравнения живых клеток.
Уметь находить отличия у живых клеток.
Знать основные органоиды клетки.
7.
14.10
Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы».
1
Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого.
Уметь работать с наглядным материалом.
Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества.
8.
21.10
Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ».
1
Формировать познавательный интерес.
Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации.
Знать отличие веществ и явлений.
9.
28.10
Великие естествоиспытатели.
1
Формировать познавательный интерес.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Знать ученых сделавших, открытия.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)
10.
11.11
Как развивалась жизнь на Земле
1
Формировать познавательный интерес
Познавательные: Уметь находить закономерности
Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты
Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,
Регулятивные: умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками
Знать этапы развития жизни на Земле
11.
18.11
Разнообразие живого
1
Формировать этическое отношение к живым организмам
Уметь систематизировать многообразие живого
Познавательные: умение давать определениям понятия, классифицировать объекты
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог
Знать отличия живых организмов друг от друга
12.
25.11
Бактерии
1
Формировать познавательный интерес
Уметь дать характеристику, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Познавательные: умение работать с различными источниками информации , преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Личностные: потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные: умение эффективно строить взаимодействие с одноклассниками
Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий
13.
2.12
Грибы
1
Формировать познавательный интерес
Познавательные: Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Личностные: уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья
Регулятивные: умение организовывать выполнения задания учителя, развитие навыка самооценки и самоанализа
Коммуникативные : умение работать в составе творческих групп
Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, их значение в природе и жизни человека
14.
9.12
Водоросли
1
Формировать познавательный интерес
формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Личностные: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Регулятивные: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
Коммуникативные: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей
15.
16.11
Мхи.
1
Формировать познавательный интерес
Познавательные: Уметь дать характеристику мхам, различать
виды мхов
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Личностные: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Регулятивные: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
Коммуникативные: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения мхов
16.
23.11
Папоротники.
1
Формировать познавательный интерес
Познавательные: Уметь дать характеристику папоротников Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Личностные: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Регулятивные: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
Коммуникативные: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения папоротников
17.
13.01
Голосеменные растения
1
Формировать познавательный интерес
Познавательные: Уметь дать характеристику
Голосеменных. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Личностные: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Регулятивные: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
Коммуникативные: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать особенности строения голосеменных
18.
20.01
Покрытосеменные (Цветковые ) растения
1
Формировать познавательный интерес
Познавательные: Уметь дать характеристику покрытосеменным
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Личностные: потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам
Регулятивные: умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов
Коммуникативные: умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение
Знать отличительные признаки цветковых растений
19
27.01
Значение растений в природе и жизни человека
1
Формирование навыков поведения в природе
Познавательные: Уметь узнавать изучаемые объекты в природе , различать лекарственные и ядовитые растения
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
Коммуникативные: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Знать о значении растений в природе и жизни человека
20
3.02
Общая характеристика животных. Простейшие.
1
Формировать осознание ценности живых объектов
Познавательные: Уметь определять простейших
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
Коммуникативные: умение работать в группах и парах, вступать в диалог, совершать взаимоконтроль
Знать отличительные признаки животных
21.
10.02
Беспозвоночные
1
Формировать осознание ценности беспозвоночных
Познавательные: Уметь определять беспозвоночных
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
Коммуникативные: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных
22.
17.02
Позвоночные
1
Формировать осознание ценности позвоночных
Познавательные: Уметь находить на плакатах и систематизировать позвоночных Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья
Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов
Коммуникативные: умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль
Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение
23.
24.02
Значение животных в природе и жизни человека.
1
Формирование навыков поведения в природе
Познавательные: Уметь находить изучаемые объекты в природе
Самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям
Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию
Коммуникативные: умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение
Знать значение животных в природе и в жизни человек
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч.)
24.
3.03
Три среды обитания
1
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
Знание сред обитания и их особенности. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания.
25.
10.03
Жизнь на разных материках.
1
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.
Регулятивные:Развитие навыков оценки и самоанализа.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.
Коммуникативные: овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах.
26.
17.03
Природные зоны Земли.
1
Умение применять, полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.
Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка.
27.
31.03
Жизнь в морях и океанах.
1
Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.
Регулятивные:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,
развитие навыков оценки и самоанализа
Познавательные:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Знание многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).
Раздел 4. Человек на Земле
28.
7.04
Как человек появился на Земле.
1
Представление об эволюции человека как биологического и социального существа.
Регулятивные:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.
Познавательные: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.
Коммуникативные: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассникам
Осознание человека разумного как биологического вида.
29.
14.04
Как человек изменил Землю
1
Осознание необходимости личного участия в природоохранной деятельности.
Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Понимание закономерностей развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы.
Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
30.
21.04
Здоровье человека и безопасность жизни.
1
Умение применять полученные на уроке знания на практике.
Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных.
Регулятивные:умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое
Знать природную и социальную среду обитания человека.
31.
28.04
Растения и животные Красной книги.
1
Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.
Регулятивные: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных.
32.
5.05
Обобщение и повторение.
1
Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее.
Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов
Наблюдать и описывать явления природы. Представлять результаты своего исследования.
33.
12.05
Итоговый контроль.
1
Формирование интеллектуальных умений.
Формирование умения видеть проблему.
Анализ и оценка деятельности на уроке.
34-35
19.05-26.05
Резервные уроки
2
Лабораторные работы, демонстрации, практические работы:
№ урока
Тема
Оборудование
3
Л.р №1
«Знакомство с оборудованием для научных исследований».
Лабораторное оборудование (набор).
4
Л. р № 2
«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
Изображения растений, животных, гербарии.
5
Л,р №3
«Устройство ручной лупы и светового микроскопа».
«Строение клеток кожицы чешуи лука».
Ручная лупа, микроскоп, набор для изготовления временного микропрепарата
7
Л.р №4
«Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».
«Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев)»
Гербарии, фотографии, определитель
28
Л.р.№6
«Измерение своего роста и массы тела»
Весы, сантиметровая лента.
30
Л.р.№7
«Оказание первой медицинской помощи пострадавшему»