kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету биология для 5 класса (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса, составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г.), Примерной программы основного общего образования по биологии (5-9 классы), Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 151» г. Красноярска, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2064 уч. году, авторской программы по биологии 5-9 кл А.А. Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г.).

Курс биологии 5 класса нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о происхождении и роли человека в живой природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма _формат 1»

Пояснительная записка

Рабочая программа для 5 класса, составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г.), Примерной программы основного общего образования по биологии (5-9 классы), Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 151» г. Красноярска , Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2064 уч. году, авторской программы по биологии 5-9 кл А.А. Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г.).

Курс биологии 5 класса нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о происхождении и роли человека в живой природе.

Изучение курса «Биология» в 5 классе направлена на достижение следующих целей:

Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.

Основными задачами реализации курса являются:

Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира

Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.













Общая характеристика учебного предмета

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Программа включает 4 раздела:

1. Живой организм: строение и изучение.

2. Многообразие живых организмов.

3. Среда обитания живых организмов.

4. Человек на Земле.

Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

В соответствии с Базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегрированных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норма и ценностей: признание высокой ценности жизни вовсех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации





Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).

Распределение обязательной части учебного плана соответствует требованиям образовательных программ по предметам.

Реализация программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на освоение которой отводится 35 учебной недели из расчета 1 часа в неделю.

Организация образовательного процесса в основной школе:

1. 70% учебного времени – учебная деятельность в урочной форме;

2. 30% - учебные занятия в иных формах учебной деятельности.

Формы организации вариативной части учебной урочной деятельности: лабораторная работа, предметный проект, игра, игра-викторина, экскурсия, конференция.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета биология Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) Реализация установок здорового образа жизни;

3) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения курса биологии являются:

1) Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);





– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Для развития личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка событий, происшествия.

Для диагностики и развития познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия»;

- «на что похоже?»

- поиск лишнего;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями.

Для диагностики и развития регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»;

Для диагностики и развития коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание;

- «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.









Содержание учебного предмета

В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.

Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:

1. Живой организм: строение и изучение (8ч);

2. Многообразие живых организмов (14ч);

3. Среда обитания живых организмов (4ч);

4. Человек на Земле (7ч).

I. Живой организм: строение и изучение

Что такое живой организм

Наука о живой природе

Методы изучения природы

Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Живые клетки Лабораторная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Химический состав клетки Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян»

Вещества и явления в окружающем мире.

Великие естествоиспытатели

II. Многообразие живых организмов

Как развивалась жизнь на Земле

Разнообразие живого. Бактерии.

Грибы

Растения. Водоросли.

Мхи

Папоротники

Голосеменные растения

Покрытосеменные (цветковые) растения

Значение растений в природе и жизни человека. Игра «Путешествие в мир лекарственных растений»

Зачёт по теме «Растения».

Животные

Простейшие.

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные. Игра-викторина «Эти удивительные животные»

Значение животных в природе и жизни человека

III. Среда обитания живых организмов

Три среды обитания

Жизнь на разных материках. Конференция

Природные зоны Земли

Жизнь в морях и океанах

IV. Человек на Земле

Как человек появился на Земле

Как человек изменил Землю. Экскурсия в природу.

Жизнь под угрозой

Не станет ли Земля пустыней?

Здоровье человека и безопасность жизни.

Зачёт по теме «Человек на Земле»

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством Н.И. Сонина и учебника системы «Вертикаль». Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – 158с.: ил., рекомендованного Министерством образования и науки РФ, к учебнику прилагается рабочая тетрадь Н.И. Сонин «Биология. Введение в биологию. 5 класс» и электронное приложение.

Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных занятий с использованием возможностей Интернета на портале Дневник.ру.

Общее количество часов – 33, и 2 часа резервных

Лабораторных работ – 3

Тестов – 5













Содержание программного материала

п\п

Раздел

Количество часов

(авторская программа)

Количество часов

(рабочая программа)

всего

базо

вых

резервных

всего

базо

вых

резерв

ных

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8 ч

8 ч


8 ч

8 ч


2

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14 ч

14 ч


14 ч

14 ч


3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6 ч

6 ч


6 ч

6 ч


4

Раздел 4. Человек на Земле




Обобщение

1 ч.


1 ч.

1 ч.


1 ч.










итого

34ч

34ч


34ч

34ч




















Приложение 2

Контроль предметных результатов

п\п

Дата проведения

Раздел

урока

Тема

Примечание
















Приложение 3

Календарно – тематическое планирование

урока

п/п

урока

в

раз

деле

Дата

Наименование разделов (кол-во часов в разделе),

темы уроков

Тип

урока

Виды деятельности

(учащихся)

Планируемые предметные результаты

Примечание

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Планируемые результаты:

1) Личностные качества: осознание ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

2) Регулятивные УУД: определение цели, проблемы в учебной деятельности; планирование учебной деятельности; умение работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели.

3) Познавательные УУД : умение находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию , необходимую для решения учебных задач; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне.

4) Коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

1

1



Что такое живой организм

Урок открытия нового знания.

Сравнивает разные живые организмы

Формирует понятие «живой организм»

Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах

Доказывает связь живой и неживой природы

Знает:

основные свойства живого; отличие живого от неживого.

Умеет: формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма


2

2



Науки о живой природе


Урок открытия нового знания

Показывает рисунки, связанные с природой,противопоставляет различные науки о природе, запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе.Осмысливает разнообразие наук о природе

Знает: особенности науки биологии, задачи, стоящие перед учёными-биологами

Умеет: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни


3

3



Методы изучения природы


Урок овладения способом предметного действия

Знакомится с методами изучения природы

Исследует различные методы изучения природы,

Знакомится с оборудованием для научных исследований.

Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

Осмысление методов изучения природы

Знает: общие методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование

Понимает назначение лабораторного оборудования и измерительных приборов.

Умеет: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты.

Осваивать способы оформления результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


4

4



Измерение . Лабораторное оборудование

Урок овладения способом предметного действия

Знакомится с величинами измерения. Изучает способы работы с приборами измерения

Знает: величины измерения длины, массы, температуры, времени, скорости

Умеет: работать с приборами измерения.


5

5



Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Урок выработки

предметного действия

Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия. Изучает правила работы с микроскопом. Распознает части светового микроскопа, знакомится с методикой приготовления

микропрепаратов

Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов

Понимает  важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных

Знает: устройство микроскопа и правила работы с ним, назначение увеличительных приборов

Умеет: различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения.

Сравнивать увеличение лупы и микроскопа


6

6



Живые клетки Лабораторная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Урок

Конструи-

рования

способа предметного действия

Знакомится с историей открытия и  понятием «клетка»

Доказывает, что они живые

Изучает различные виды клеток

Объясняет причину их отличия

Распознает части клетки: органоиды

Сравнивает животную и растительную клетки

Осознает единство строения клеток

Моделирует строение клеток

Понимает появление множества клеток из одной

Знает: понятия «клетка», части клетки и их значение, разновидности клеток.

Умеет: приготавливать микропрепарат, наблюдать части и органоиды клетки и описывать их.

Выявлять части клетки на рисунках учебника,

характеризовать их значение


7

7



Химический состав клетки Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян»

Урок открытия нового знания

Перечисляет  химические элементы, входящие в состав живых организмов,

Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы

Знакомится с названиями химических веществ клетки. Приводит примеры органических и неорганических веществ. Понимает их роль в организме . Изучает химический состав семян. Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки. Осознает сложность строения клеток

Знает:

неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы)

Умеет: различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.


8

8



Великие естествоиспытатели

Урок итоговой рефлексии

Знакомится с  именами  великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,

Запоминает имена ученых и их значение для биологии,

Формулирует  оценку вклада ученых-биологов в развитие науки

Понимает  роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе



Знает: имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии

Умеет: формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества



II Многообразие живых организмов (14ч)

Планируемые результаты:

Личностные: осознание значения растений и животных в жизни человека.

Регулятивные: устанавливание причинно-следственных связей и зависимостей между объектами.

Познавательные: умение оценивать свою работу на уроке; анализ эмоционального состояния, полученного от (не)успешной деятельности на уроке.

Коммуникативные: оформление диалогических высказываний, понимание позиции партнера; коллективное сотрудничество.

9

1



Как развивалась жизнь на Земле

Урок открытия нового знания.

Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле

Различает древних животных и растений по картинкам

Комментирует первичность водных обитателей

Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.

Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.

Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов

Дает определение Эволюции органического мира

Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.


Знает: историю развития жизни на Земле

Умеет: определять периоды развития жизни на Земле


10

2



Разнообразие живого.

Урок выработки

предметного действия.

— устанавливает причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; — анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строит логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне; — находит (в источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Знает: предмет науки систематики, сущность термина «классификация»,

отличительные признаки представителей царств живой природы (бактерии, грибы, растения, животные), принципы их классификации

Умеет:

различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;

устанавливать связь между царствами живой природы


11

3



Бактерии

Урок овладения способом предметного действия

Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.

Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека

Знает :особенности

строения и жизнедеятельности бактерий, роль бактерий в природе и жизни человека.

Умеет: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий


12

4



Грибы


Урок открытия нового знания.

Знакомится с царством Грибов, его особенностями

Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело)

Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты)

Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые

Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)

Описывает значение основных групп грибов

Знает: общую характеристику грибов, особенности одноклеточных и многоклеточных грибов. Правила сбора грибов.

Умеет: устанавливать сходство

грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.


13

5



Растения. Водоросли.

Урок отработки способа

предметного действия

Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводит примеры систематических групп растений

Узнает особенности строения и распространения водорослей

Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Описывает значение водорослей в природе и для человека

Знает:

главные признаки растений. Значение процесса фотосинтеза. Строение водорослей

Умеет: описывать внешнее строение водорослей, их роль в природе и жизни человека


14

6



Мхи

Урок решения конкретно- практических задач

Знакомится с мхами (появление органов и спор)

Сравнивает строение водоросли и мха

Понимает причину их отличия (растения суши)

Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума

Знает:

главные признаки мхов, разновидности мхов.

Умеет:

выявлять на рисунке учебника различия между водорослями и мхами


15

7



Папоротники

Урок решения конкретно- практических задач

Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения)

Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов

Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник

Знает:

главные признаки папоротников, их роль в природе и в жизни человека.

Умеет:

Выявлять на рисунке учебника различия между папоротниками, мхами и водорослями.


16

8



Голосеменные растения

Урок решения конкретно- практических задач

Знакомится с многообразием голосеменных

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Выясняет отличие споры от семени

Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья

Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)

Приводит примеры использования голосеменных растений человеком

Знает:

главные признаки голосеменных, их роль в природе и жизни человека.

Умеет:

выявлять на рисунке учебника различия между голосеменными и другими отделами

царства растений


17

9



Покрытосеменные (цветковые) растения

Урок решения конкретно- практических задач

Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)

Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых

Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания

Знает:

главные признаки покрытосеменных.

Умеет:

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.


18

10



Значение растений в природе и жизни человека.

Урок овладения способом предметного действия

Выстраивает эволюционное направление развития растений

Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)

Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)

Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)

Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений

Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу

Знает:

главные признаки растений, их роль в природе и жизни человека.

Умеет:

Различать части цветкового растения

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп


19

11



Животные

Простейшие

Урок овладения способом предметного действия

Приводит примеры животных

Выделяет особенности представителей царства животных

Отличает клетку растения и клетку животного

Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими

Отличает Простейших от бактерий

Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)

Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения

Знает: особенности строения и жизнедеятельности царства животных, простейших животных, их

отличия от представителей других царств организмов.

Умеет: распознавать простейших животных на рисунках и таблицах,

характеризовать их по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела


20

12



Беспозвоночные животные

Урок овладения способом предметного действия

Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих

Распознает беспозвоночных животных по типам

Определяет наиболее распространенный тип

Знает:

особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных

Умеет: приводить примеры беспозвоночных животных, их типов, представителей. Многообразие и особенности строения беспозвоночных животных, их

опорные системы, типы беспозвоночных (кишечнополостные, моллюски, черви, членистоногие, иглокожие.


21

13



Позвоночные животные

Урок овладения способом предметного действия

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.

Распознает позвоночных животных по классам

Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.

Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.

Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…

Знает: особенности строения и жизнедеятельности позвоночных животных

Умеет:

приводить примеры позвоночных животных, их типов, представителей. Многообразие и особенности строения позвоночных животных, классы: рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие


22

14



Значение животных в природе и жизни человека

Урок овладения способом предметного действия

Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые)

Демонстрируют знания о существовании различных пород животных

Осваивают навыки содержания домашних животных

Знает: значение животных в природе и жизни человека.

Умеет:

объяснять роль

животных в природе и жизни человека: почвообразовательная, пищевая, декоративная, лекарственная. Животные, вызывающие заболевания


III Среда обитания живых организмов (6ч)

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация своих действий, выражение готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения . Постепенное выстраивание целостной картины мира. Адекватное восприятие причины (не)успешной деятельности.

Регулятивные: изучение материала через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, принятие и сохранение учебной задачи, анализ эмоционального состояния.

Познавательные: умение выделять особенности растительного и животного мира различных материков и природных зон, умение сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных природных сообществах

Коммуникативные: работа в диалоге, понимание позиции партнера, проявление активности во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач, вступают в коллективное учебное сотрудничество, сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре.

23

1



Три среды обитания

Лабораторная работа № 4 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».

Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии

Знакомится с тремя средами обитания

Характеризует условия каждой из них. Выявляет

приспособления организмов к среде обитания. Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания

Знает:

многообразие условий обитания на планете, особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

Умеет: Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Приводить примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

24

2



Жизнь на разных материках


Урок овладения способом предметного действия

Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам

Использует карту растений и животных Земли

Знает и умеет находить материки планеты на карте.

Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.

Знает:

понятие о материке, своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Умеет:

Объяснять понятие «местный вид».

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам природных сообществ морей и океанов;

признаки приспособленности организмов к среде обитания.


25

3



Природные зоны Земли

Урок решения конкретно- практических задач

Перечисляет природные зоны Земли.

Понимает причины их смены

Характеризует положение и условия основных природных зон: (тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)

Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

Знает:

понятие «природная зона». Знать обитателей разных природных зон России, редкие и исчезающие виды.

Умеет:

Различать особенности разных типов природных зон (влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь)

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

26

4



Жизнь в морях и океанах

Урок переноса способа предметного

Действия в новые условия

Приводит примеры морских обитателей

Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество

Осознает роль Мирового океана на планете.

Знает : типы природных сообществ морей и океанов;

признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Умеет:

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

27

5



Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных Красноярского края»


Урок переноса способа предметного

Действия в новые условия

Узнает наиболее распространённых растений и животных Красноярского края

Знает: названия наиболее распространённых растений и животных Красноярского края

Умеет: определять наиболее распространённых растений и животных Красноярского края

28

6



Лабораторная работа №6 «Знакомство с экологическими проблемами местности и

доступными путями их решения.»

Урок переноса способа предметного

Действия в новые условия

Знакомится с экологическими проблемами местности и

доступными путями их решения

Знает: экологические проблемы местности

Умеет : решать доступные экологические проблемы

IV Человек на Земле (5ч)

Планируемые результаты:

Личностные: оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы. Проявление устойчивого учебно-познавательного интереа к новым общим способам решения задач.

Регулятивные: постановка учебных задач на основании изученного материала, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, внесение изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивание правильности выполнения действий

Познавательные : выбор решения из нескольких предложенных задач, лаконичное обоснование своего выбора; выделение общего и частного (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах

Коммуникативные: аргументация своей позиции и соотносение её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

29

1



Как человек появился на Земле

Урок открытия нового знания.

Получает представление об эволюции человека.

Выделяет три вида людей

Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)

Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека

Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа

Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека

Знает: когда и где появился человек, особенности строения и жизнедеятельности предков Человека разумного, раннего предка неандертальца, кроманьонца.

Умеет:

доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Характеризовать существенные признаки современного человека Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

30

2



Как человек изменил Землю

Урок овладения способом предметного действия

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

Знает:

современные экологические проблемы,

основные задачи человечества

Умеет:

приводить доказательства воздействия человека на природу.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Аргументировать необходимость охраны природы.

31

3



Жизнь под угрозой

Урок открытия нового знания

Называет исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Понимает причины исчезновения видов

Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия

Знает:

животных, истреблённых человеком.

Умеет:

объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Называть мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

32

4



Не станет ли Земля пустыней?

Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты

Знает:

ценность разнообразия живого мира. Причины опустынивания Земли. Знать обязанности человека перед природой, Умеет:

аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

33

5



Здоровье человека и безопасность жизни

Лабораторная работа № 7 «Измерение своего роста и массы тела».

Лабораторная работа № 8 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии

Формулирует понятие Здорового образа жизни

Запоминает ядовитые растения и животные

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Знает:

правила здорового образа жизни

Умеет:

соблюдать правила здорового образа жизни и правила безопасности человека.


34

1



Урок обобщения и систематизации знаний курса


























Планируемые результаты изучения учебного предмета биология:



Выпускник научится:


































Выпускник получит возможность научиться:

Живые организмы

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

выделять эстетические достоинства человеческого тела;

реализовывать установки здорового образа жизни;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

здоровью других людей;

находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:

Учащиеся должны знать: едущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;

объектов; зоны нашей планеты, их обитателей;

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



















Учебно-методический комплект


1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012. – 158с.: ил., рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

2. Рабочая тетрадь Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс».

3. Электронное приложение.

Дополнительная литература

1. Примерная программа по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

2. Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Введение в биологию»5кл.. – М.: Дрофа, 2012.

3. Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. – М.: АСТ, Вертикаль, 2012.

4. Новиков В.С., Губанов И.А. «Дикорастущие растения» Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2008

5. Константинова А.С., Ларина Н.И. «Удивительное в жизни животных»

6. Энциклопедический словарь юного биолога

7. Гекалюк М.С. Биология 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012. – 80 с.

8. Богданов Н.А. Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс. – М.: Экзамен, 2013. – 46с.

9. Воронина Г.А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Экзамен, 2013 г. – 128 с.



Материально-техническое обеспечение:


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства:

- персональный компьютер- универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

- проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу3, эффективность организационных и административных выступлений.

- устройство вывода звуковой информации – аудиоколонки.

- устройство для ручного ввода текста и манипулирования экранных объектами - клавиатура и мышь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету биология для 5 класса (ФГОС)

Автор: Кармацкая Елена Алексеевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446141592"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "253983"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447687773"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по биологии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408636473"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая программа по биологии 5 класс фгос "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fghos"
    ["file_id"] => string(6) "117842"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412935645"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа  по биологии для учащихся 5-х классов (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-5-kh-klassov-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226170"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440098473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства