Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса, составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г.), Примерной программы основного общего образования по биологии (5-9 классы), Основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 151» г. Красноярска , Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2064 уч. году, авторской программы по биологии 5-9 кл А.А. Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г.).
Курс биологии 5 класса нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о происхождении и роли человека в живой природе.
Изучение курса «Биология» в 5 классе направлена на достижение следующих целей:
Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека.
Основными задачами реализации курса являются:
Осознание учащимися целостности и многообразия окружающего мира
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Программа включает 4 раздела:
1. Живой организм: строение и изучение.
2. Многообразие живых организмов.
3. Среда обитания живых организмов.
4. Человек на Земле.
Курс «Введение в биологию» направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с Базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегрированных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
Глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норма и ценностей: признание высокой ценности жизни вовсех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).
Распределение обязательной части учебного плана соответствует требованиям образовательных программ по предметам.
Реализация программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на освоение которой отводится 35 учебной недели из расчета 1 часа в неделю.
Организация образовательного процесса в основной школе:
1. 70% учебного времени – учебная деятельность в урочной форме;
2. 30% - учебные занятия в иных формах учебной деятельности.
Формы организации вариативной части учебной урочной деятельности: лабораторная работа, предметный проект, игра, игра-викторина, экскурсия, конференция.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета биология Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) Реализация установок здорового образа жизни;
3) Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения курса биологии являются:
1) Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Для развития личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка событий, происшествия.
Для диагностики и развития познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия»;
- «на что похоже?»
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
Для диагностики и развития регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»;
Для диагностики и развития коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание;
- «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.
Содержание учебного предмета
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:
1. Живой организм: строение и изучение (8ч);
2. Многообразие живых организмов (14ч);
3. Среда обитания живых организмов (4ч);
4. Человек на Земле (7ч).
I. Живой организм: строение и изучение
Что такое живой организм
Наука о живой природе
Методы изучения природы
Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
Живые клетки Лабораторная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Химический состав клетки Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян»
Вещества и явления в окружающем мире.
Великие естествоиспытатели
II. Многообразие живых организмов
Как развивалась жизнь на Земле
Разнообразие живого. Бактерии.
Грибы
Растения. Водоросли.
Мхи
Папоротники
Голосеменные растения
Покрытосеменные (цветковые) растения
Значение растений в природе и жизни человека. Игра «Путешествие в мир лекарственных растений»
Зачёт по теме «Растения».
Животные
Простейшие.
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные. Игра-викторина «Эти удивительные животные»
Значение животных в природе и жизни человека
III. Среда обитания живых организмов
Три среды обитания
Жизнь на разных материках. Конференция
Природные зоны Земли
Жизнь в морях и океанах
IV. Человек на Земле
Как человек появился на Земле
Как человек изменил Землю. Экскурсия в природу.
Жизнь под угрозой
Не станет ли Земля пустыней?
Здоровье человека и безопасность жизни.
Зачёт по теме «Человек на Земле»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством Н.И. Сонина и учебника системы «Вертикаль». Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – 158с.: ил., рекомендованного Министерством образования и науки РФ, к учебнику прилагается рабочая тетрадь Н.И. Сонин «Биология. Введение в биологию. 5 класс» и электронное приложение.
Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными возможностями, с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных занятий с использованием возможностей Интернета на портале Дневник.ру.
Общее количество часов – 33, и 2 часа резервных
Лабораторных работ – 3
Тестов – 5
Содержание программного материала
№ п\п | Раздел | Количество часов (авторская программа) | Количество часов (рабочая программа) |
всего | базо вых | резервных | всего | базо вых | резерв ных |
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 ч | 8 ч | | 8 ч | 8 ч | |
2 | Раздел 2. Многообразие живых организмов | 14 ч | 14 ч | | 14 ч | 14 ч | |
3 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 6 ч | 6 ч | | 6 ч | 6 ч | |
4 | Раздел 4. Человек на Земле | 5ч | 5ч | | 5ч | 5ч | |
| Обобщение | 1 ч. | | 1 ч. | 1 ч. | | 1 ч. |
| | | | | | | |
| итого | 34ч | 34ч | | 34ч | 34ч | |
Приложение 2
Контроль предметных результатов
№ п\п | Дата проведения | Раздел | № урока | Тема | Примечание |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение 3
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в раз деле | Дата | Наименование разделов (кол-во часов в разделе), темы уроков | Тип урока | Виды деятельности (учащихся) | Планируемые предметные результаты | Примечание |
план | факт |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч) |
Планируемые результаты: 1) Личностные качества: осознание ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; 2) Регулятивные УУД: определение цели, проблемы в учебной деятельности; планирование учебной деятельности; умение работать по плану, сверяясь с целью - находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. 3) Познавательные УУД : умение находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию , необходимую для решения учебных задач; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне. 4) Коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. |
1 | 1 | | | Что такое живой организм | Урок открытия нового знания. | Сравнивает разные живые организмы Формирует понятие «живой организм» Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах Доказывает связь живой и неживой природы | Знает: основные свойства живого; отличие живого от неживого. Умеет: формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма | |
2 | 2 | | | Науки о живой природе | Урок открытия нового знания | Показывает рисунки, связанные с природой,противопоставляет различные науки о природе, запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе.Осмысливает разнообразие наук о природе | Знает: особенности науки биологии, задачи, стоящие перед учёными-биологами Умеет: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни | |
3 | 3 | | | Методы изучения природы | Урок овладения способом предметного действия | Знакомится с методами изучения природы Исследует различные методы изучения природы, Знакомится с оборудованием для научных исследований. Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания; Осмысление методов изучения природы | Знает: общие методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование Понимает назначение лабораторного оборудования и измерительных приборов. Умеет: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты. Осваивать способы оформления результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | |
4 | 4 | | | Измерение . Лабораторное оборудование | Урок овладения способом предметного действия | Знакомится с величинами измерения. Изучает способы работы с приборами измерения | Знает: величины измерения длины, массы, температуры, времени, скорости Умеет: работать с приборами измерения. | |
5 | 5 | | | Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» | Урок выработки предметного действия | Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия. Изучает правила работы с микроскопом. Распознает части светового микроскопа, знакомится с методикой приготовления микропрепаратов Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов Понимает важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных | Знает: устройство микроскопа и правила работы с ним, назначение увеличительных приборов Умеет: различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа | |
6 | 6 | | | Живые клетки Лабораторная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Урок Конструи- рования способа предметного действия | Знакомится с историей открытия и понятием «клетка» Доказывает, что они живые Изучает различные виды клеток Объясняет причину их отличия Распознает части клетки: органоиды Сравнивает животную и растительную клетки Осознает единство строения клеток Моделирует строение клеток Понимает появление множества клеток из одной | Знает: понятия «клетка», части клетки и их значение, разновидности клеток. Умеет: приготавливать микропрепарат, наблюдать части и органоиды клетки и описывать их. Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение | |
7 | 7 | | | Химический состав клетки Лабораторная работа №3 «Изучение химического состава семян» | Урок открытия нового знания | Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов, Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы Знакомится с названиями химических веществ клетки. Приводит примеры органических и неорганических веществ. Понимает их роль в организме . Изучает химический состав семян. Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки. Осознает сложность строения клеток | Знает: неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы) Умеет: различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. | |
8 | 8 | | | Великие естествоиспытатели | Урок итоговой рефлексии | Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии, Запоминает имена ученых и их значение для биологии, Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки Понимает роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе | Знает: имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии Умеет: формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества | |
II Многообразие живых организмов (14ч) |
Планируемые результаты: Личностные: осознание значения растений и животных в жизни человека. Регулятивные: устанавливание причинно-следственных связей и зависимостей между объектами. Познавательные: умение оценивать свою работу на уроке; анализ эмоционального состояния, полученного от (не)успешной деятельности на уроке. Коммуникативные: оформление диалогических высказываний, понимание позиции партнера; коллективное сотрудничество. |
9 | 1 | | | Как развивалась жизнь на Земле | Урок открытия нового знания. | Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле Различает древних животных и растений по картинкам Комментирует первичность водных обитателей Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием. Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды. Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов Дает определение Эволюции органического мира Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. | Знает: историю развития жизни на Земле Умеет: определять периоды развития жизни на Земле | |
10 | 2 | | | Разнообразие живого. | Урок выработки предметного действия. | — устанавливает причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне; — анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строит логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне; — находит (в источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. | Знает: предмет науки систематики, сущность термина «классификация», отличительные признаки представителей царств живой природы (бактерии, грибы, растения, животные), принципы их классификации Умеет: различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид»; устанавливать связь между царствами живой природы | |
11 | 3 | | | Бактерии | Урок овладения способом предметного действия | Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека | Знает :особенности строения и жизнедеятельности бактерий, роль бактерий в природе и жизни человека. Умеет: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий | |
12 | 4 | | | | Урок открытия нового знания. | Знакомится с царством Грибов, его особенностями Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело) Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты) Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство) Описывает значение основных групп грибов | Знает: общую характеристику грибов, особенности одноклеточных и многоклеточных грибов. Правила сбора грибов. Умеет: устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. | |
13 | 5 | | | Растения. Водоросли. | Урок отработки способа предметного действия | Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез) Приводит примеры систематических групп растений Узнает особенности строения и распространения водорослей Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение Описывает значение водорослей в природе и для человека | Знает: главные признаки растений. Значение процесса фотосинтеза. Строение водорослей Умеет: описывать внешнее строение водорослей, их роль в природе и жизни человека | |
14 | 6 | | | Мхи | Урок решения конкретно- практических задач | Знакомится с мхами (появление органов и спор) Сравнивает строение водоросли и мха Понимает причину их отличия (растения суши) Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума | Знает: главные признаки мхов, разновидности мхов. Умеет: выявлять на рисунке учебника различия между водорослями и мхами | |
15 | 7 | | | Папоротники | Урок решения конкретно- практических задач | Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения) Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле Понимает происхождение каменного угля и нефти Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник | Знает: главные признаки папоротников, их роль в природе и в жизни человека. Умеет: Выявлять на рисунке учебника различия между папоротниками, мхами и водорослями. | |
16 | 8 | | | Голосеменные растения | Урок решения конкретно- практических задач | Знакомится с многообразием голосеменных Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми. Выясняет отличие споры от семени Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор. Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения) Приводит примеры использования голосеменных растений человеком | Знает: главные признаки голосеменных, их роль в природе и жизни человека. Умеет: выявлять на рисунке учебника различия между голосеменными и другими отделами царства растений | |
17 | 9 | | | Покрытосеменные (цветковые) растения | Урок решения конкретно- практических задач | Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод) Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные). Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания | Знает: главные признаки покрытосеменных. Умеет: Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие. | |
18 | 10 | | | Значение растений в природе и жизни человека. | Урок овладения способом предметного действия | Выстраивает эволюционное направление развития растений Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу) Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…) Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные) Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу Формулирует правила поведения в лесу | Знает: главные признаки растений, их роль в природе и жизни человека. Умеет: Различать части цветкового растения Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп | |
19 | 11 | | | Животные Простейшие | Урок овладения способом предметного действия | Приводит примеры животных Выделяет особенности представителей царства животных Отличает клетку растения и клетку животного Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими Отличает Простейших от бактерий Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия) Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения | Знает: особенности строения и жизнедеятельности царства животных, простейших животных, их отличия от представителей других царств организмов. Умеет: распознавать простейших животных на рисунках и таблицах, характеризовать их по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела | |
20 | 12 | | | Беспозвоночные животные | Урок овладения способом предметного действия | Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных) Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих Распознает беспозвоночных животных по типам Определяет наиболее распространенный тип | Знает: особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных Умеет: приводить примеры беспозвоночных животных, их типов, представителей. Многообразие и особенности строения беспозвоночных животных, их опорные системы, типы беспозвоночных (кишечнополостные, моллюски, черви, членистоногие, иглокожие. | |
21 | 13 | | | Позвоночные животные | Урок овладения способом предметного действия | Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания. Распознает позвоночных животных по классам Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный. Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции. Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта… | Знает: особенности строения и жизнедеятельности позвоночных животных Умеет: приводить примеры позвоночных животных, их типов, представителей. Многообразие и особенности строения позвоночных животных, классы: рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие | |
22 | 14 | | | Значение животных в природе и жизни человека | Урок овладения способом предметного действия | Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые) Демонстрируют знания о существовании различных пород животных Осваивают навыки содержания домашних животных | Знает: значение животных в природе и жизни человека. Умеет: объяснять роль животных в природе и жизни человека: почвообразовательная, пищевая, декоративная, лекарственная. Животные, вызывающие заболевания | |
III Среда обитания живых организмов (6ч) |
Планируемые результаты: Личностные: мотивация своих действий, выражение готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения . Постепенное выстраивание целостной картины мира. Адекватное восприятие причины (не)успешной деятельности. Регулятивные: изучение материала через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, принятие и сохранение учебной задачи, анализ эмоционального состояния. Познавательные: умение выделять особенности растительного и животного мира различных материков и природных зон, умение сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных природных сообществах Коммуникативные: работа в диалоге, понимание позиции партнера, проявление активности во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач, вступают в коллективное учебное сотрудничество, сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре. |
23 | 1 | | | Три среды обитания Лабораторная работа № 4 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». | Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии | Знакомится с тремя средами обитания Характеризует условия каждой из них. Выявляет приспособления организмов к среде обитания. Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания | Знает: многообразие условий обитания на планете, особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Умеет: Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Приводить примеры организмов – обитателей этих сред жизни. |
24 | 2 | | | Жизнь на разных материках | Урок овладения способом предметного действия | Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам Использует карту растений и животных Земли Знает и умеет находить материки планеты на карте. Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков. | Знает: понятие о материке, своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды Умеет: Объяснять понятие «местный вид». Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам природных сообществ морей и океанов; признаки приспособленности организмов к среде обитания. |
25 | 3 | | | Природные зоны Земли | Урок решения конкретно- практических задач | Перечисляет природные зоны Земли. Понимает причины их смены Характеризует положение и условия основных природных зон: (тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес) Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | Знает: понятие «природная зона». Знать обитателей разных природных зон России, редкие и исчезающие виды. Умеет: Различать особенности разных типов природных зон (влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь) Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
26 | 4 | | | Жизнь в морях и океанах | Урок переноса способа предметного Действия в новые условия | Приводит примеры морских обитателей Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана. Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество Осознает роль Мирового океана на планете. | Знает : типы природных сообществ морей и океанов; признаки приспособленности организмов к среде обитания. Умеет: Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания |
27 | 5 | | | Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных Красноярского края» | Урок переноса способа предметного Действия в новые условия | Узнает наиболее распространённых растений и животных Красноярского края | Знает: названия наиболее распространённых растений и животных Красноярского края Умеет: определять наиболее распространённых растений и животных Красноярского края |
28 | 6 | | | Лабораторная работа №6 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.» | Урок переноса способа предметного Действия в новые условия | Знакомится с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения | Знает: экологические проблемы местности Умеет : решать доступные экологические проблемы |
IV Человек на Земле (5ч) |
Планируемые результаты: Личностные: оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья, оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы. Проявление устойчивого учебно-познавательного интереа к новым общим способам решения задач. Регулятивные: постановка учебных задач на основании изученного материала, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, внесение изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивание правильности выполнения действий Познавательные : выбор решения из нескольких предложенных задач, лаконичное обоснование своего выбора; выделение общего и частного (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах Коммуникативные: аргументация своей позиции и соотносение её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
29 | 1 | | | Как человек появился на Земле | Урок открытия нового знания. | Получает представление об эволюции человека. Выделяет три вида людей Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца) Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека | Знает: когда и где появился человек, особенности строения и жизнедеятельности предков Человека разумного, раннего предка неандертальца, кроманьонца. Умеет: доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Характеризовать существенные признаки современного человека Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. |
30 | 2 | | | Как человек изменил Землю | Урок овладения способом предметного действия | Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект) Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации | Знает: современные экологические проблемы, основные задачи человечества Умеет: приводить доказательства воздействия человека на природу. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Аргументировать необходимость охраны природы. |
31 | 3 | | | Жизнь под угрозой | Урок открытия нового знания | Называет исчезнувшие виды растений и животных. Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Понимает причины исчезновения видов Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия | Знает: животных, истреблённых человеком. Умеет: объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Называть мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ |
32 | 4 | | | Не станет ли Земля пустыней? | Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии | Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Определяет степень личного участия в природоохранной работе. Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты | Знает: ценность разнообразия живого мира. Причины опустынивания Земли. Знать обязанности человека перед природой, Умеет: аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. |
33 | 5 | | | Здоровье человека и безопасность жизни Лабораторная работа № 7 «Измерение своего роста и массы тела». Лабораторная работа № 8 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи». | Урок актуализации опорных знаний и первичной рефлексии | Формулирует понятие Здорового образа жизни Запоминает ядовитые растения и животные Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. | Знает: правила здорового образа жизни Умеет: соблюдать правила здорового образа жизни и правила безопасности человека. |
|
34 | 1 | | | Урок обобщения и систематизации знаний курса | | | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета биология: Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Живые организмы |
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. | • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. |
Человек и его здоровье |
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; | • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; • выделять эстетические достоинства человеческого тела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и |
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. | здоровью других людей; • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. |
Общие биологические закономерности |
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. | • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. |
При изучении курса «Введение в биологию» достигаются следующие предметные результаты:
Учащиеся должны знать: едущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
объектов; зоны нашей планеты, их обитателей;
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
1. Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012. – 158с.: ил., рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
2. Рабочая тетрадь Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Биология. Введение в биологию. 5 класс».
3. Электронное приложение.
Дополнительная литература
1. Примерная программа по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).
2. Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Введение в биологию»5кл.. – М.: Дрофа, 2012.
3. Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. – М.: АСТ, Вертикаль, 2012.
4. Новиков В.С., Губанов И.А. «Дикорастущие растения» Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2008
5. Константинова А.С., Ларина Н.И. «Удивительное в жизни животных»
6. Энциклопедический словарь юного биолога
7. Гекалюк М.С. Биология 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012. – 80 с.
8. Богданов Н.А. Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс. – М.: Экзамен, 2013. – 46с.
9. Воронина Г.А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Экзамен, 2013 г. – 128 с.
Материально-техническое обеспечение:
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства:
- персональный компьютер- универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу3, эффективность организационных и административных выступлений.
- устройство вывода звуковой информации – аудиоколонки.
- устройство для ручного ввода текста и манипулирования экранных объектами - клавиатура и мышь.